вторник, 24 июля 2012 г.

ВЕСЁЛЫЕ ПРОВОДЫ








Представители Ташкентского ЛТО «Данко»[1] и  Клуба авторской песни[2] и  поэзии «Арча» в жаркий июльский воскресный день – 22 07 12 -   собрались под крышей уютного гостеприимного дома  в узбекской столице на улице Фергони, где миниатюрная, стройная, как   корейская статуэтка, хозяйка Эльза Ким хлопотала на кухне в ожидании особой гостьи из России – поэта и вокалиста Лилии Шумаковой из Орла.
А вот и  главная героиня на пороге, как всегда, светится грустной улыбкой Сольвейг,  белеет лёгким ажурным  льняным платьем, облегающим её плотную фигуру, как  лепестком распустившейся ромашки.  В руках держит бутылку изысканного тёмного  красного вина – традиционного  излюбленного напитка   Диониса и его свиты из сатиров. Но нынешние творческие посиделки, в отличие от античных праздничных процессий, отличались не изобилием  еды и пития, а «шумом стихотворства и колоколом братства» (Н. Я. Мандельштам).




Лилия Сергеевна родилась в Узбекистане. Много лет проработала в системе Минмонтажспецстроя СССР, после землетрясения 1966 года помогала  со всем миром возводить  важнейшие промышленные и жилые объекты  в «городе дружбы и тепла», равному которому, по её признанию, нет в мире. Судьба заставила её семью переехать сперва в Москву и потом в Орёл. Здесь Л. Шумакова успевает воспитывать одиннадцать  своих внуков и двух правнучек,  активно осуществляет внутренние и зарубежные связи Литературного содружества «Родное полесье», печатается в  «Антологии народного поэтического творчества»,  выступает на сценических площадках не только со своими литературными произведениями, но и чарует слушателей профессиональным исполнением классических романсов. В этом году вышел в свет её второй  стихотворный сборник «Нервы в пропасть», изданный в Орле. Несколько экземпляров «антологии» и своего новорождённого поэтического сборника она привезла ташкентским друзьям по литературным интересам.
Известный индийский музыкант и философ суфийского направления  начала прошлого века Хазрат Инайят Хан (1882-1927) в своём труде «Танец души», написанном белыми стихами, очень тонко заметил: «То, о чём наука не может провозгласить, может внушить искусство. То, о чём живопись говорит беззвучно, поэзия говорит громко. Но то, что поэзия будет не в состоянии объяснить в словах, может выразить музыка»[3].




На этой знаменательной встрече гремели тосты  и посвящения в  виде акростиха Светланы  Демидовой в  адрес виновницы торжества,  звучали стихи в исполнении авторов-поэтов ЛТО «Данко» Татьяны Поповой, Гуарик Багдасаровой, Алексея Кирдянова, Светланы Демидовой, Артура Гостева, Софии Демидовой, Армануш  Маркарян, Платона Дзюгая. Их перемежали популярные  произведения  Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Баграмова  и авторские  песни  бардов  Дании Рысаевой  и Гульнары Крым, а также под  мелодичное соло  дудука  демонстрировались слайды с живописными цветочными  композициями А. Маркарян. Но гвоздём  программы стала песня Сольвейг в исполнении Л. Шумаковой, а также её прекрасные стихи из нового сборника, полные ностальгии:

На родине платан скучает,
И виноградною лозой
Айван с горячей чашкой чая
Грустит, не встретившись со мной.

На берегу молчит скамейка.
Анхор туманит под луной.
Другой мальчишка в тюбетейке
Вздох дарит девочке другой.

В воздушном платьице из ситца
Ночь пахнет тутовым вином.
Ночными мотыльками мчимся
По улицам, объятым сном.

И ночь немеет, обрушая
Касаний робких непопад…
Серп лунный, весело прощаясь,
Встречает Утра сонный взгляд…

Яснее водопада звуки,
И перепёлка – Вы куда?...
Туда хочу – к мечтам разлуки,
К годам, ушедшим навсегда…[4]

Собравшимся в этот знойный день в послеполуденные часы всеобщей сиесты не просто было не до сна - ах, как   было  весело, интересно, задушевно и значительно, как в этой скоротечной жизни бывает лишь то, что отмечено единением близких душ, духовностью открытых сердец и желанием перед  даже самой недолгой разлукой что-то оставить близкому другу  на память – песню, стих, улыбку, фото. Вот с таким обновлённым  духовным багажом Лилия Шумакова выезжает из Ташкента в Орёл, а мы будем ждать новых встреч с ней и самими собой на волне  многогранного искусства.


[1] Литературно-творческое объединение «Данко» при Русском культурном центре в Ташкенте действует 14 лет. В настоящее время председатель ЛТО «Данко» София Демидова, зампредседателя – Светлана Клокотова. В 2008 г. к десятилетнему юбилею  был издан коллективный сборник стихов «Тропой созидания», куда вошли стихи лучших авторов, в разное время принимавших участие в деятельности ЛТО.
[2] О  Клубе  авторской песни и поэзии «Арча» в Ташкенте читайте статью «Давай с тобой поговорим!» на сайте «Близкое эхо»  (http: //guarik-guhar.blogspot.com) и в книге поэзии, прозы и публицистики Гухарик Багдасаровой  «Есть только путь».
[3] Указ. соч. – Новосибирск, 2011. С. 72
[4] Шумакова Л. Нервы в пропасть. – Орёл: Картуши, 2012. С.71


суббота, 7 июля 2012 г.

С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!.





Из цикла: «Ко  Дню рожденья»

                                                             Евгению Витяеву



         "Ну, хорошо, а где же снам любви,
         Где им-то жить, где их бездонность реет?»
                    Б. Ахмадулина


Приветствую тебя в твой день рожденья!
Я не могу вручить тебе цветов.
Но пусть взыграет в нас воображенье,
И мы сольёмся с небом в грёзах снов.

И хоть ты вновь в предательском плену
И окольцован - как ножом по коже.
Я летней бабочкой прильну к лицу,
Которое мне всех других дороже.

В любовь, как в реку, дважды не войти.
Тесны врата, ведущие в спасенье.
Я выбрала тернистый путь забвенья:
Дай Бог, свою судьбу мне обрести!

Ничто не может разлучить людей,
Которые добро вкушали вместе.
Делили хлеб и тысячу созвездий
И измеряли поцелуем  вечность.

Будь волен, ветрен и беспечен!
Молюсь за твой успех и мирный дом.
Огонь воспоминаний жгуч и вечен:
Мы были счастливы с тобой вдвоём.

         10 07 10


***
          Я умираю без тебя…
          Когда в объятьях сентября
          Твоею тенью ночи грезят,
          То вспоминаю я любя
          Твой смех заливистый и звонкий
 Под сенью хвои Городка.

            Я не умею жить скорбя
Вослед тем дням, когда на свете
Лишь ты и я, и тёплый ветер,
Нам ухо неживший: «Судьба…».
Сквозь время слышу эхо дня.
Я умираю без тебя…

Но где ты, как  вернуть тебя,
Потоком лет пренебрегая,
О здравом смысле забывая?
Я возрождаюсь для тебя.
Целую нежно и любя.

До новых встреч, Ев-гений,
Несмотря… 
Всегда, где б ни была, твоя
Неоценённая жемчужина
Гуарик.

10 07 11



***[1]

                                            

В одиночество – как с кручи в тьму –
Рушишься, не слетаешь.
Тебя, женатого, пойму.
Меня – не понимаешь.


Пусть выше облака тоска
И глубже Обского моря.
Тебя, женатого, искала
Себе на горе.

Но вот уже  не докричусь –
Стена глухая.
Тобой, женатым, я лечусь
И вновь заболеваю.

29 12 10

***



«Расставанье короче вздохнувшего мига.
Час любви в память прожитых лет"
                                             С. Голубкова.


Не встретил и не проводил.
Не написал и не ответил.
Какого же рожна тебе
шепчу я тихо: «Добрый вечер!»

Как поживаешь, милый друг!
Хоть нам с тобой не по дороге,
Но весточкой  твоей я дорожу,
Ведь ты по-прежнему мне дорог.

Проходят дни, летят года.
Не молодеем мы – стареем.
В карманах денег – ни гроша.
Зато в мечтах я в Ганновере.

Играет осень песню о разлуке -
Мотив душевный на дудуке -
Безлюдных  улиц и сирот-домов,
Пустынных окон и пустых дворов.

Под утро выпал первый снег.
И я желанье загадала снова.
Любовь ты нашу не сберёг –
Но встретиться с тобой готова.

08 11 11

***





,Ангел слёз и ипечали на правом"
."Ангел счастья на левом плече
В. Баграмов                        

     "Взоры огненней  огня и усмешка Леля.
."Не обманывай меня, Первое апреля                                        
А. Ахматова                      

Двое  любят друг друга.
Душой парят в поднебесье.
В недрах глухого недуга
Рождается тайная песня.

О том, что мы снова молоды,
Целуемся – как впервые.
Ты весел, счастлив и голоден
До губ моих, баек и были.

Ты так дурашлив и нежен.
 Твой  смех заразителен вновь,
Что кажется, мир нам тесен,
В котором царит любовь.

И нет в нём разлук, поражений
И битвы за место под небом,
         И нет никаких прегрешений,
         Когда ты един с близким другом.

        Но разве мы можем расстаться
        И разойтись по разным углам?
        Мы ценим высшее  братство,
Радость и горе – всё  пополам.


Мы  были целой вселенной.
А если и врозь – всё равно - 
Треть века прожили верно,
Как солнце с луной заодно.

Герань цвела на чужом окне.
Внизу был город мне чуждый.
День затерялся во мгле на дне.
Метельный февраль завьюжил.

И я под крылом разлученья
С единственным сыном жила.
И вольная жизнь заточеньем,
И страсть лишь забвеньем была.

Новосибирск-Ташкент,
25 02 12 - 01 04 12






«Мы все ответим за грехи.
                               И за любовь лишь мы в ответе», -
                               Писала женщина стихи.
                               Курсор метался в интернете»
                                             В. Баграмов.


Мой милый друг!
Единственный на свете,
Чьё сердце не могла завоевать!
И  тридцать с гаком лет
Одна за всё в ответе,
Что не успела второпях отдать.


Мой милый друг!
  С тобой  навеки быть мечтала,
            Впотьмах желанный образ рисовала
И нежила под звёздами в ночи.
  И как зеницу око – сберегала
  Любви незаходящие лучи.

  Мой милый друг!
  Зачем опять скучаю по Тебе
И дни до встречи по ночам считаю?
Хочу любимого обнять во сне
И встречу, поцелуем закрепляя,
Лететь навстречу счастью и судьбе.

Мой милый друг!
Любовь мы нашу сохраним в сердцах.
Она не знает срока давности, финала.
Надежды парус манит  встречей нас.
И мы готовы плыть и на седых волнах,
И на семи ветрах до  дальнего причала.

Мой милый друг!
До встречи неизбежной в сентябре,
            Иль в октябре, иль даже в январе  –
Тот день и миг угоден будет Богу.
Продержимся на штормовой  волне,
Пусть даже несмотря на непогоду!..



10 07 12



[1] Ремейк на стихи  Э. Усманова.

«Давай с тобой поговорим!..»[1]






В Республиканском театре «Алладин» (ЦДО) состоялся Гала-концерт «Чимганское эхо», ещё раз напомнивший слушателям о достижениях, проблемах и перспективах развития песенной поэзии в Узбекистане и самого Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча», которому в 2008 году исполнилось 15 лет. А уже скоро в  2013 году мы будем праздновать его славное 20-летие.
 «Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят ото всего…
Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии», -  так более полутора столетия назад  писал Н.В. Гоголь. Великий русский классик таким образом посылал свои слова в наш переменчивый XXI век, напоминая о непреходящих ценностях, среди которых сегодня важнейшее место занимает культура устного слова, звучащая поэзия.
Звучащий стих имеет историю куда более древнюю, чем письменный. Античность, средневековье, мусульманский и христианский Восток, включая Древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием  инструментов – чаще всего, струнных.
Эта традиция, судя по ежегодным международным фестивалям в урочище Чимган («Чимганское эхо») и Ходжакенте («Осенний аккорд»),  сохранилась по сей день, принимая новые формы и придавая особую значимость поэтическому слову.
С лёгкой руки сперва Булата Окуджавы и потом Владимира Высоцкого, Сергея и Татьяны Никитиных в 60-70-х годах прошлого века появилось новое определение музыкально-поэтического жанра – «авторская песня», ныне прочно вошедшего в культурный обиход. Вл. Высоцкий называл  свои стихи под гитару песнями-монологами, потому что всегда их пел от первого лица, хоть и в разных ипостасях – альпиниста, моряка-подводника, парашютиста, воина, дальнобойщика, лётчика, пирата, сумасшедшего и здравомыслящего чиновника.
Что же изменилось с тех пор в личности поэта-певца, композитора-исполнителя и непосредственной реакции молодёжной аудитории на живое дыхание текущего времени? На смену старым песням приходят новые, меняется характер авторского исполнения и даже самый стиль общения со зрителем-слушателем.
Мне посчастливилось побывать на 30-летнем юбилейном фестивале  авторской песни 24 марта 1998 г. в новосибирском Академгородке, в котором выступили Юлий Ким, Александр Дольский, Сергей и Татьяна Никитины и другие мэтры песенной поэзии. Все они отдали дань памяти Александру Галичу, инициатору и участнику первого фестиваля авторской песни в Новосибирском научном центре (1968). В разное время приходилось слушать Александра Розенбаума, Веронику Долину, Жанну Бичевскую, Елену Камбурову и Елену Фролову из Московского театра  песни и  поэзии, нашего ташкентского  барда Александра Каменского. Все они очень разные, и каждый по-своему неповторим и обаятелен, в силу своего таланта.
«Давай с тобой поговорим!» - звучит со сцены на гала-концерте песня О. Митяева в исполнении лауреата Чимганского фестиваля -2000 – Алишера Шахабиддинова. Его по праву называют «Чимганским соловьём» за мягкий задушевный тембр голоса, за доверительные ненавязчивые интонации всегда искреннего диалога со зрителем. Поклонники авторской песни помнят прекрасный дуэт А. Шахабиддинова и Т. Ивановой, сохранившийся в достаточно качественной записи, сделанной любителями. Их репертуар включал песни Б. Окуджавы, С. Никитина, О. Качановой, Ю. Визбора, А. Суханова и других известных авторов. Эти песни, ставшие классикой, часто и охотно исполняют на регулярных  заседаниях «Арчи»  по средам и на гала-концертах А. Шахабиддинов и его друзья-песенники.
У каждого члена клуба авторской песни «Арча» есть в его творческой биографии свой звёздный час и две-три раритетные песни в репертуаре, получившие единодушное признание публики. Поэтому гала-концерт представляет собой истинный парад «звёзд» и авторских хитов. Вот и  нынешний концерт напомнил собравшимся возвышенную и одновременно дружескую атмосферу недавно прошедшего летнего Чимганского фестиваля, гвоздём которого неожиданно стала песня «Yеsterday» Пола Маккартни в исполнении американского посла в Узбекистане Ричарда Норланда.
Лауреат многих конкурсов авторской песни композитор Михаил Михелев снова вызвал заслуженную овацию в зале высокопрофессиональными «ненадрывным» исполнением песен на стихи Степана Балакина «Водопад» и  «Уходят корабли» (памяти А. Грина). Стиль исполнения на гитаре  у Михелева отличается от других особой,  негромкой и очень органичной, увязанной  со словом мелодичностью звучания. В его исполнении происходит музыкальная метаморфоза стихов, когда слушатель затрудняется сказать, что же было первично в авторской песне – музыка или слова. Но Михаил открыл секрет своего мастерства: в его творчестве первична музыка, а стихи он уже позднее подбирает к готовой мелодии.
Такая классическая манера исполнения, в которой музыка сливается с поэзией, уходит своими истоками в творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Е. Камбуровой. Жители Ташкента помнят гастрольный  концерт руководителя Московского театра песни и поэзии в столичном  Академическом русском драматическом театре весной 2008 года. Елена Камбурова исповедально, сокровенно,  грудным баритоном  под гитарный и клавишный аккомпанемент исполняла песни из репертуара «серебряного века» -  на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама.  Это представление можно было назвать музыкально-поэтическим театром одного актёра.
Впрочем, наши композиторы и исполнители тоже очень часто  обращаются к советской и русской классике. Так, в программе фестиваля  «Чимганское эхо» и на последующем гала-концерте прозвучали романсы на стихи Н. Гумилёва в исполнении индонезийского композитора и певца Амира Астапраджи. Дмитрий Кравцов представил романтическую интерпретацию романсов на стихи А. Блока. Любимчик публики общепризнанный, хотя  ещё достаточно молодой мэтр Влад Маевский  исполнил полный очарования и истомы романс Б. Асадова «Когда влюбляется поэт».
 Ольга Абишева  и  Сергей Лиханов дуэтом исполнили  песню «Ты меня на рассвете разбудишь…»  на стихи А. Вознесенского из рок-оперы  А. Рыбникова «Юнона и Авось».
Завсегдатай всех фестивалей, лауреат «Чимганского эха»-2008 Геннадий Арефьев в свой репертуар включил песни на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Х. Алимджана, ставшие современной классикой.
На этом   знаменательном фестивале он  занял почётное звание лауреата в номинации «Композитор и исполнитель» песней «Дождь» на стихи Дм. Черникова. Столичная публика любит Геннадия Арефьева ещё  за то, что он пропагандирует творчество ташкентских пиитов –  не так давно ушедших от нас  народного поэта Узбекистана А. Файнберга,  В. Баграмова, Л. Абрамяна  до малоизвестных авторов, делающих первые шаги на стихотворной ниве. Причём, иногда он бывает первооткрывателем нового литературного имени.  Люди сперва знакомятся с песнями Геннадия Арефьева,  а потом уже - через его композиторское и исполнительское  посредничество - со стихами того или иного поэта. У Геннадия отзывчивое сердце, тонкий музыкальный слух и избирательный литературный вкус. За последние десять лет он написал  больше  двухсот песен на стихи более двадцати  наших земляков. Они успешно звучат на радио «Ташкент», многих творческих вечерах и презентациях, а также традиционных фестивалях авторской песни.
Разнообразный, многоликий репертуар гала-концерта задорными аккордами украсили «Детская песня» (исп. Владислав Куваев), «Седьмое небо» (исп. Андрей Цой), задушевные  песни – патриотическая о Бухаре и ностальгическая – о бывшем Советском Союзе в исполнении талантливого автора, впоследствии лауреата фестиваля авторской песни Виктора Кима, народные частушки и юмористические песни Александра Якушева и, конечно, «Чимган» и «Осенняя песня» на стихи и музыку бессменного руководителя клуба «Арча» со дня его основания Тимура Валитова в авторском исполнении.
Свою классическую высокую ноту чистой поэзии в программу гала-концерта внёс тогда ещё  здравствующий Владимир Баграмов. Кто бы предполагал, что это выступление было его «лебединой песней»? Он представил на суд слушателей стихи из своей будущей книги «Босиком по облаку». На этом концерте впервые были озвучены автором  «Антиличная поэма», «Посвящение Н.В. Гоголю», «Памфлет на графоманов» и гимн настоящим поэтам – «Поэты, жизни семена, случайно павшие на землю» (Посвящение В. Гину»), а также исповедь поэта-барда: «Всю жизнь в душе душу раба в его славянской оболочке».
Теперь это уже история. Через год он ещё участвовал в жюри фестиваля авторской песни «Чимганское эхо», но  потом 16 июня 2011 года  его не стало. Вечер памяти Владимира Баграмова в рамках фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-11» открылся прижизненным посвящением  ему Виктора Гина, поэта из Израиля: «На ночном небе одни звёзды кажутся большими, другие – маленькими, но это не значит, что они, действительно, такие, просто маленькие звёзды очень далеко от нас.
Вот и Владимир Баграмов далеко живёт от Москвы, Питера, Тель-Авива, от миллионов, глубоко и по-настоящему любящих поэзию. Но он звезда очень крупной величины, и это хорошо знают те, кому посчастливилось приблизиться к его творчеству – прозе, стихам, песням и  пьесам. И я в числе этих счастливчиков».
Ровно через год 16 06 12 в рамках  фестиваля «Чимганское эхо»  Вл. Баграмову воздали дань памяти барды, поэты, декламаторы и просто почитатели  его стихов и прозы, а он их благодарно «слушал»  с небесных горних высот.
В 2012 году состоялся 35-й юбилейный международный эколого-туристический фестиваль авторской песни "Чимганское эхо". На фестиваль прибыли участники из Навои, Ферганы, Самарканда, Ташкента, Зарафшана, Учкудука, а также из-за рубежа - участники и коллективы из Москвы, Казани, Астаны, Алматы и других городов. Фестиваль проходил в урочище "Двенадцать  ключей" у подножия большого Чимгана[2].  
В этот раз «гран-при» –  высшую награду на фестивале - гитару заслуженно завоевал экономист по специальности и бард по призванию Николай Зверев, впервые прибывший на фестиваль из Чимкента. Из интервью с ним я выяснила, что он является неоднократным дипломантом фестиваля «Гренландия» и лауреатом «Звёздного дождя». Его любимый отечественный певец – А. Градский.  Николай Зверев  не подражает ему, но диапозон его  голоса не менее широк, чем у его кумира. В его репертуаре преобладают как философские, так и юмористические авторские песни.
«Талант – детская модель вселенной» - сказал однажды Борис Пастернак. Поэты и музыканты наводят в ней гармонический порядок. Большое настоящее искусство сближает людей – делает их братьями. Что бы там ни было (и много было всякого!..) в наше переходное сложное, противоречивое время фестиваль авторской песни «Чимганское эхо» живёт вот уже тридцать пятый год как упрямое объяснение в любви – жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда не прискучит, потому что оно всегда недостаточно: «Давай с тобой поговорим!..»

2008/12




[1] Багдасарова Г. Названное произведение.  - //Гармония, №№  29,30 (162, 163), 2008. С.12
[2] Ознакомиться с Положением о фестивале и условиями расположения и проживания всегда можно на сайте "Авторская песня Востока" - www.archa.me