воскресенье, 26 марта 2023 г.

«Весна в красках» на выставке в ГМИ Узбекистана

 

       Мы с приятельницей Александрой Пресницкой посетили выставку живописи старых и современных мастеров «Весна в красках» в Государственном музее искусств Узбекистана вскоре после её открытия, когда увидели в интернете всего лишь одну картину – визитную карточку  всей экспозиции. Это был роскошный букет сирени разных сортов вперемешку с несколькими тюльпанами, нарциссами кисти  воспитанника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, народного художника Узбекистана О.К. Татевосьяна (1889-1974) под названием «Сирень» (1958). Я моментально поняла, что этот натюрморт надо обязательно увидеть и вдохнуть в себя аромат весеннего букета, похожего на летучее лёгкое облако на чистом небе. И вот мы уже на художественной выставке «Весна в красках», открытой в честь празднования Навруза, в трёх экспозиционных залах на первом этаже музея. Экспозиция насчитывала более 20 живописных шедевров из фонда ГМИ Узбекистана. Волшебной дверцей в этот красочный мир служил стоящий особняком на мольберте натюрморт Татевосьяна, словно художник минуту назад завершил его и тихо вышел из экспозиционного зала, чтобы полюбоваться на него вместе с нами из своего будущего, а для нас сегодняшнего дня, и ещё раз убедиться: человеческая жизнь коротка, а настоящее искусство вечно.

О. Татевосьян. Сирень. 1958.

          Мы долго стояли перед этой картиной, совершенно заворожённые, а на память мне пришло моё стихотворение, посвящённое маме - Нине Леонтьевне Арутюновой после её ухода, - «Воспоминание, навеянное букетом сирени»:

 

Букет сиреневый в хрустальной вазе -

Земное воплощенье Красоты,

Напоминанье о дворе цветущем

И маме молодой, срезающей цветы

Под этими сиреневыми кущами

И в дом вносящей аромат мечты,

Не розовой, - сиреневой и звучной! -

О том, что вместе всюду будем мы

Так счастливы, и молоды, и нежны,

Как двор в сиреневом дыму

И капли дождевые у подножия

Калитки, приоткрытой в мир,

Неведомый дотоле и влекущий…

 1991

         Эта мысль о вечности настоящего искусства, устремлённого в будущее, не покидала нас и ещё одного посетителя выставки - Юрия из Пятигорска - на протяжении нашего знакомства с образцами произведений выдающихся мастеров прошлого: А. Волкова,  Н. Карахана, О. Татевосьяна А. Николаева, (Усто Мумин),  П. Бенькова. Их полотна послужили прочной основой для создания школы живописи нового поколения. Рассмотрим их поближе, ведь большинство из этих экспонатов из фонда музея впервые демонстрируются в открытой экспозиции. В их числе: «Весна. Персик цветёт» (1942) П. Бенькова; «Урюк цветёт. Весна» (1944) и «Новый сад» (1944) О. Татевосьяна; «Узбекский праздник» (1927) А. Волкова; «Весна» (1946) У. Тансыкбаева и другие произведения, вошедшие в культурное наследие Узбекистана.

З. Ковалевская. Мальчик у подоконника. 1965

          Наше внимание привлекла живописная жанровая композиция «Мальчик у подоконника» (1965) мастера бытового жанра З.М. Ковалевской (1902-1979). Перед нами подросток с любимым пушистым котом пёстрой окраски уютно расположились в освещённой солнцем комнате перед  окном, уходящим  во двор, пока ещё только ожидающий прихода весны. На подоконнике уже расцвели домашние растения и комнатные цветы благоухают в хрустальной вазе; солнечные зайчики играют на тюлевой занавеске и туалетном полированном столике.                      Самаркандская художница показывает своё высокое мастерство, как и её учитель Павел Петрович Беньков, в передаче освещения интерьера комнаты. Она умело использует свет как основное средство художественной выразительности. Всё это обогащает жанровую композицию и делает её жизненно убедительной. Работы Ковалевской находятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, а также в Музее русского искусства (The Museum of Russian Art) в Миннеаполисе, Государственном музее искусств Узбекистана и Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе.

А. В. Николаев. Цветущий урюк. 

          Нельзя пройти мимо камерного пейзажа «Цветущий урюк», выполненного маслом на картоне, члена ташкентской группировки «Мастера нового Востока» А.В. Николаева (Усто Мумин, 1897 -1957). За глиняным дувалом двора на кривой улочке, уходящей в перспективу саманных домов, во все стороны раскинуты ветки цветущего фруктового дерева, словно подпирающие пасмурное небо с лёгкими плывущими вдаль облаками.

          Любители изобразительного искусства помнят выставку живописи и графики Александра Васильевича Николаева - Усто Мумина, посвящённую 125-летию художника, в Государственном музее искусств Узбекистана,  работавшую в течение месяца (11.09.22 – 11.10.22) и включавшую 60 произведений из фонда ташкентского художественного музея: это его живописные работы, а также графические листы, созданные в восточных традициях и особом, свойственном только этому художнику, суфийском духе.  В юбилейной статье я писала: «Художественный стиль Усто Мумина вполне можно назвать «поэтическим реализмом» -  это фантазии на темы исчезнувшего для нас времени. Сегодня мы вглядываемся в него глазами художника, и он вводит нас в состояние экстаза, приближающего человека к божественному состоянию, - так чувствовали суть радения (радости) суфии»суфии»[1].

     В камерном пейзаже «Цветущий урюк» его создатель поделился со зрителями своим очарованием от Востока, поразившего его в своё время сказочностью, пленившего необычайностью бытового уклада, очаровавшего своим декоративным искусством и, конечно, богатой природой и климатом, щедрым на обилие  солнечных дней в году. Большинство произведений из художественного наследия Усто Мумина гармонирует с весенним настроением.

Н. Кашина. Урок танца. 1958.

          Творчество Н.М. Кашиной (1896-1977) было представлено «Уроком танца» (1958). Эта работа экспонировалась на весенней женской выставке выдающихся мастеров ХХ века — народных художников Узбекистана — Надежды Кашиной и Зинаиды Ковалевской в ГМИ Узбекистана в 2018 году под названием "Цветы и образы"[2]. Она была посвящена весенним праздникам. В обширной экспозиции были представлены их портреты, пейзажи, натюрморты, а также жанровые композиции 1940-1960 годов из собрания Государственного музея искусств Узбекистана. Действие в «Уроке танца» происходит во дворе на открытом воздухе, на айване, увитом виноградником и освещённом щедрым азиатским солнцем. Надежда Кашина художественно-изобразительными средствами в этой картине достигает полного единения людей с природой и друг с другом и прославляет простые радости жизни под мирным азиатским небом.

О. Татевосьян. Урюк цветёт.

О. Татевосьян. Новый сад. 1944.


П. Беньков. Весна. Персик цветёт. 1942.

          Павла Петровича Бенькова (1879-1949) справедливо называли «Очарованным солнцем». В 1928-1929 годах Беньков совершил поездки в Среднюю Азию, которая, буквально, потрясла его яркостью красок и всё растворяющим солнечным светом Бухары, Самарканда, Хивы. Пятидесятилетний зрелый художник смог начать с чистого листа, когда приехал в наш заповедный солнечный край, полюбил его всем нутром и боготворил до самой своей кончины, потому что его личное цветовое восприятие жизни совпало с естественными природными красками Востока. Он работал в Бухаре, Хиве и далёком от Парижа Самарканде в первой половине ХХ века в лучших традициях импрессионизма. Это подтверждает и его пейзаж «Весна. Персик цветёт» (1942) на нынешней выставке, который наполнен свежим мартовским воздухом, поражает гармонией композиции, сдержанным цветовым решением и душевным состоянием мастера, верящего в победу в Великой Отечественной войне.

У. Тансыкбаев. Весна. 1946.

          Народный художник УзССР Урал Тансыкбаев (1904-1974), ученик Н.В. Розанова, долгое время писал свои уникальные пейзажи под воздействием          П.В. Кузнецова. В 1960-х годах художник создал монументальные пейзажи-картины родного Узбекистана, которые мы можем видеть в мемориальном музее Урала Тансыкбаева в Ташкенте. На выставке в ГМИ представлена картина «Весна» (1946) – своего рода собирательный образ родной страны. Этого эффекта мастер достигает лаконичными средствами, обобщённостью цветовой и пластической формы, характерной для него плоскостной живописной манерой, строго построенной композицией. Пейзаж «Весна» отличается богатством музыкальных тональных переходов, оживляющих его живописную структуру и придающих картине внутреннюю динамику, нисколько не дробящую целостную форму. В нём, как во всех пейзажных образах У. Тансыкбаева, присутствует впечатление монументальности и огромности воздушного пространства, объемлющего нас со всех сторон, и как следствие, - полноты жизни.  

М. Аринин. Весна.1962.

Г. Карахан. Весна в горах. 1967.

В следующем зале мы увидели работы таких замечательных художников Узбекистана, как В. Уфимцева, Н. Карахана, Р. Ахмедова, З. Иногамова,                 М. Аринина, И. Талдикина, Р. Тимурова, получивших известность в 60-80-ые годы прошлого века.

В. Уфимцев. Дусины флоксы. 1956.


В. Уфимцев. Мальвы. 1956.

   В. Уфимцев (1899-1964) любителям изобразительного искусства больше известен как плакатист традиций Окон РОСТА Владимира  Маяковского. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Уфимцев вошёл в историю изобразительного искусства Узбекистана как родоначальник  в нашей живописи тематических картин историко-революционного характера: вспомним хотя бы его знаменитый холст «Рождение большевика» (1955) из постоянной экспозиции ГМИ. Однако его кисти также принадлежат оригинальные, наполненные современным содержанием натюрморты и множество живых зарисовок его поездок по зарубежным странам. На выставке представлены выразительные натюрморты: «Дусины флоксы» (1956) и «Мальвы» (1956), передающие весеннюю атмосферу и праздничное состояние художника, с таким колористическим мастерством передавшего флоксы и мальвы во всём их разноцветном великолепии.

Р. Тимуров. Завтра Навруз. 1977.

Самаркандский пейзажист Рашит Тимуров (1912-1991), в отличие от              В. Верещагина, К. Коровина, О. Татевосяна и других своих великих предшественников, часто изображавших памятники Регистана и кипящую у его подножия народную жизнь; а также пролёт арки Биби-ханым, ансамбль Шах-и-Зинда, усыпальницу Гур-Эмир в Самарканде, -  создал первый обобщающий образ родного города. Он прославился также небольшими по размеру и камерными по настроению пейзажами, повествующими нам о том, что окружало художника. Один из таких пейзажей «Завтра Навруз» (1977) представлен на весенней выставке. В центре композиции цветущее фруктовое дерево; на втором плане -  берег реки в долине и на заднем в мягкой дымке  облаков проглядывает снежная гряда гор. Гибкие тонкие фигурки молодых женщин в лёгком мареве весеннего дня оживляют пейзаж своим ненавязчивым присутствием: они заняты самими собой. Художник достигает обобщённого образа тем, что в пейзаже люди сливаются с пробуждающейся природой и окрестностями посёлка в горной долине. При взгляде на полотно мне вспомнились мои стихи в прозе:

 Весной каждый миг наполняется

смыслом глубинным, звучанием струнным.

Мечты, покинувшие меня в сутолоке дней,

расцвели первоцветом в вечерних сумерках.

Исповедальны книжные, нотные знаки.

Глиняные цветы в руках оживают, как люди,

Богом созданные. Что бы значило это?..

Возрождение жизни!..

 Ташкент, 2003

М. Кагаров. Тополёк мой в красной косынке. 2010.

А. Нуриддинов. Навруз. 2004.

           В третьем зале были представлены произведения знаменитых художников: Ж. Умарбекова, М. Кагарова, Г. Кадырова и Акмаля Нура, свидетельствующие о новом подъёме изобразительного искусства Узбекистана. Тщательно подобранная экспозиция знакомит зрителей с новыми веяниями художников-новаторов рубежа эпох, сумевших переступить общепринятые нормы  и опробованные в искусстве приёмы и смело заявившие о своей творческой индивидуальности.  Среди них композиция «Равноденствие» (2001) Дж. Умарбекова (1946 г.р.); «Навруз» (2004)  А. Нуриддинова (1959); «Весна» (1995) А. Мирзаева (1948 г.р.); «Переход» (2003) Х. Зиёхонова (1958 г.р.) и многие другие. Эти художники опираются на диктат индивидуального ощущения и передают всю полноту восприятия жизни через хитроумное изобразительное построение. 

Дж. Умарбеков. Равноденствие. 2001. 

    Так, «Равноденствие» Джавлона Умарбекова – это обобщённый метафорический образ праздника «Навруз» с элементами «старого» и «нового» города, национального фольклора и обострённым восприятием художника наших дней и бесконечности вселенной. Нам, зрителям, ещё предстоит разобраться до конца порой непостижимо сложные и полемически интересные композиции наших современных мастеров с их острыми деформациями натуры и условной цветовой гаммой, подчинённые законам драматической гармонии и волнующие наше воображение. Зрители, кто ещё сможет посетить выставку в ГМИ Узбекистана, увидят и оценят поэтапное развитие узбекского изобразительного искусства, устремлённого в будущее. Выставка продлится до 17 апреля 2023 года.

          P.S. Март нынче богат художественными выставками в Ташкенте! В ЦВЗ АХУз можно попасть сразу на две экспозиции –  на первом этаже  чисто «женскую», к Международному дню 8 марта и на втором этаже – смешанную, посвящённую Наврузу. Выставка «Восхождение к истине» из произведений академика Академии художеств Узбекистана Ниёзали Холматова работает в Галерее изобразительного искусства Узбекистана до конца марта. Новая мультимедийная выставка «От Моне до Кандинского. Революция в искусстве» работает в Узэкспоцентре до 1 июня. Все эти выставки представляют культурное наследие Центральной Азии и Европы и дарят нам широкий простор для размышления о сложности мира и его явлений, многообразии творческих манер, различных подходов художников к отображению богатой действительности, которая нас окружает.

 Гуарик Багдасарова

 Фото автора

 



[1] Багдасарова Г. Впечатления от выставки к 125-летию со дня рождения большого мастера живописи, графики художника Усто Мумина, которая проходила в Государственном музее искусств Узбекистана - https://www.kultura.uz/view_3_r_18560.html, 10.10.2022

 [2] Багдасарова Г. Экскурсия по весенней женской выставке в ГМИ Узбекистана - https://www.kultura.uz/view_2_r_11241.html, 09.04.2018

 

четверг, 16 марта 2023 г.

«Дыхание весны» донёс до нас концерт в Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви

 

       Концерт, посвящённый 150-летию великого русского композитора С.В. Рахманинова (1 апреля 1873 – 28 марта 1943), весне и возвышенным чувствам души человеческой, состоялся 16.03.23 в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа - Викентия.

          В приветственном слове митрополит Викентий рассказал о Великом посте — одном из главных событий православного мира, к которому, как к пути, готовятся верующие: «Пост — не повинность, не наказание. Это врачевание для человеческой души. Это дивный духовный опыт, во время которого приобретается чистота сердца и тела. Это духовное путешествие, цель которого — Пасха». В дни православного Великого поста Высокопреосвященнейший Викентий сделал акцент на милосердии и просил всех верующих помнить, что Бога не обманешь: рано или поздно Он взыщет и за обман, и за ложь, и за небрежения. Апостол Павел поучает: «Если я раздам все имение моё,.. а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Милосердие следует отличать от внешней благотворительности, когда сердце не участвует в делах милосердия – митрополит Викентий призывал, чтобы всё свое упование и надежду христиане возложили на милосердие Божие: «Просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя занять не отвращайся» (Мф.5:42). - И о чём попросит вас нуждающийся — по силе исполните его просьбу. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим. Любви свойственно радоваться при оказании помощи ближнему, любимому».                  Митрополит Викентий привёл в пример Преподобного Исаака Сириянина, который так пишет о милосердии: «Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому даёт, чего он достиг, и при воздаянии не допускает склонения на одну сторону или лицеприятия. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздаёт (злом) и кто достоин добра, того преисполняет с избытком… если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство», - по словам Спасителя нашего. Так же преподобный Исаак Сириянин говорит: «Если даёшь что нуждающемуся, то пусть весёлость лица твоего предваряет даяние твоё и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда твоя весёлость в его сознании побеждает твое деяние, т.е. она выше удовлетворения потребности тела». Самая высокая милостыня для ближнего — это утолить духовную жажду познания вечной Истины, насытить духовно алчущего.

          Святитель Иоанн Златоуст раскрывает понятие «милосердие» так: «Никто не может оправдаться (извиниться) тем, что он будто бы хотел сделать доброе что-либо, но не мог; ибо, бесспорно, не мог потому, что не хотел. Пусть же хотящий, но будто бы не могший сделать добро, будет наказан, как и желавший зла, а хотящий, действительно, добра и совершивший оное (да) получит воздаяние своему делу — награду в Царствии Небесном (которое есть внутри нас самих: «Царствие Божие внутри вас есть», — ответил Христос на вопрос: «Когда приидет Царствие Божие?)». Ведь недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». В земной жизни мы сеем дела милосердия в ближних своих, а плоды дел своих пожинаем в жизни вечной. А с тощего, неполного зерна… какой урожай?

Во время проповеди митрополита Викентия я вспомнила своих родителей в этот момент, ветеранов Великой Отечественной войны: Сарухана Аванесовича Багдасарова, уроженца Карабаха, и Нину Леонтьевну Арутюнову, родом из Мары (Мерв). Рано осиротев, нашедших приют у своих ташкентских родных, они стойко прошли все «круги ада» — войну, смерти, ранения, болезни - вернулись в Ташкент, откуда были мобилизованы на фронт. Здесь голыми руками в трудные послевоенные годы создали тёплый радушный семейный очаг и учили нас, троих детей, что цель нашей жизни — добро, а не равнодушие, и в первую очередь — милосердие – в этом состоял закон их фронтовой жизни и смысл нашего существования в мирные дни и вечное предназначение человека: «Торопитесь делать добро, пока не поздно, пока еще живы…».

          Проповедь митрополита Викентия настроила всех пришедших на концерт, на постижение и прочувствование сердцем как можно глубже в музыке Сергея Рахманинова и его последователей основ наших истинных устоев духовности. Они неизменно едины и олицетворяют наше истинное богатство: любовь к Богу и ближним, веру, надежду, смирение, кротость, воздержание, мудрость, рассудительность, мир душевный и другие христианские и общечеловеческие добродетели. Такое богатство делает нас наследниками Всевышних заповедей – основ духовности человека как высшего создания Сотворения мира. Публику не покидало ощущение, что каждое мгновение этого концерта, каждое выступление явственно воссоединяло её с этими незыблемыми вечными устоями.

          Как и все проекты этого замечательного просветительского цикла –   весь концерт вёл автор идеи и композиции режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. И хотя он в своих преамбулах не касался конкретных дат и периодов жизни и творчества Сергея Рахманинова, а в лаконичных и ёмких фразах касался отдельных черт его творчества и особенностей каждого произведения – я полагаю, что стоит вкратце напомнить  страницы биографии великого композитора, выдающегося творца,  чьё 150-летие широко отмечают в России в рамках его юбилея на его родине в Великом Новгороде, и в его имении Ивановка в бывшей Тамбовской губернии. У Рахманинова четыре фортепианных концерта и одночастная работа, примыкающая к этому жанру — «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, - что существенно и характерно для него, все написаны в трагическом  в миноре. Первый концерт написан 18-летним юношей в 1891 году, Второй — в 1900–1901 годы. С 1904 года работал дирижёром в Большом театре. С 1906 года Сергей Васильевич путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает 3-й фортепианный концерт. В декабре 1917 года Рахманинов уехал из России: первые три работы в концертном жанре были созданы до эмиграции, а остальное — уже за рубежом. В конце 1918 года Сергей Васильевич уезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время он практически не создавал ничего нового. Только в 1926–1927 годах появились 4-й фортепианный концерт и несколько небольших произведений. «Рапсодия» венчает работу Рахманинова в этом жанре, будучи созданной в 1934. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы». Скончался Сергей Васильевич Рахманинов 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора на кладбище Кенсико.

В этом юбилейном году в различных городах России запланированы фестивали, концерты, конкурсы, выставки и ведётся работа над созданием Ассоциации, куда войдут все музыкальные учреждения имени Сергея Рахманинова. Юбилейные торжества композитора, ставшего символом русской музыки во всём мире, проходят также во Франции, Сербии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии и у нас в Узбекистане. Так, 23 марта 2023 года на сцене ГАБТ Узбекистана в первом отделении праздничного вечера состоится одноактная опера С. Рахманинова «Алеко» по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы» и во второй части – концерт романсов Сергея Рахманинова в исполнении солистов ГАБТ им. А. Навои.

В программе концерта в епархии были ярко выражены два направления - «символизм» и «неоромантизм» в музыке Сергея Васильевича Рахманинова. С особой силой отразилась в композиции вечера драматичность судьбы композитора, который всю жизнь искал пути к гармонии духа и неотвратимо встречался со многими препонами судьбы. Его юношеские мечты об абсолютной гармонии души неразрывно связались с образом цветущей сирени в его усадьбе. И жестокие законы мятежного века безжалостно сломали эти устои, мир усадеб и романтика липовых аллей были безвозвратно утрачены. Вынужденно оторванный от родной земли, Рахманинов продолжал творить и за рубежом, но неизбывная ностальгия по утраченной родине наложила трагический отпечаток на всё его творчество за рубежом…Он объединил в своей музыке принципы петербургской и московской композиторских школ. Его творчество тесно связано с русской культурой в целом, оно прочно стоит «на плечах» предыдущих великих композиторов, и в первую очередь – П. И. Чайковского. Явственны связи многогранного творчества Рахманинова и с народной песенностью, и  с полной таинств культурой Востока.

          Программу концерта открыла Елена Шавердова духовным романсом  архиепископа Серафима (Чичагова) «Душа изнемогла…». Певица сосредоточенным молитвенным исполнением помогла нам понять богатый духовный мир святого. Владыка Серафим сочинял музыку и раньше, но после ареста и расстрела весь его архив был конфискован. До нас дошла только часть музыкального наследия, датированная 1905–1916 годами. И та была обретена чудесным образом. Эти находки после века забвения вновь открыли для нас музыкальное творчество владыки Серафима (Чичагова), полное чистых высоких помыслов и сокровенных молитв.

                В непривычном начале вечера, в главной своей части, посвященной Сергею Рахманинову, легко усмотреть нерушимый «мост», связующий помыслы, устремления, трагические перипетии двух разных и не схожих между собой, но общих в едином и главном выдающихся творцов мятежного ХХ века. Каждый по-своему, они раскрыли  правду чувств и высоких порывов духа в борьбе с изломами судеб и тягостными утратами.

Романсовое творчество С.В. Рахманинова необычайно многообразно и разнохарактерно. Композитор написал около 80 романсов – и светло-лиричных, и импрессионистически-таинственных, и драматичных в смятениях человеческого духа. Он говорил: «После музыки я больше всего люблю поэзию. Наш Пушкин превосходен. Шекспира и Байрона я постоянно читаю в русских переводах. У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они – как сестры- близнецы...» (С. Рахманинов. Литературное наследие Т.1. С.95). Рахманинов прочитывает стихи по-своему, придавая им новый, более глубокий смысл, находя различные эмоциональные оттенки в трактовке стиха и воистину придавая ярким стихотворным строчкам новую жизнь и воплощение.


Воистину целый «архипелаг» романсов Сергея Рахманинова прозвучал в программе в талантливом и запоминающемся исполнении ведущих солистов ГАБТ им. А Навои. Одно перечисление их говорит само за себя - это «Сирень» на стихи Е. Бекетова (Е. Шавердова); «Полюбила я на печаль свою…» и «Пора!..» на стихи С. Надсона (Анастасия Юдина); «Островок» на стихи К. Бальмонта из П.-Б. Шелли и «Здесь хорошо…» на стихи Г. Галиной, «Сумерки» на стихи  М. Гюйо в переводе М. Тхоржевского (Анжилика Мухаметзянова); «Опять встрепенулось ты, сердце…» на стихи Н. Грекова, «Апрель!..»  на стихи в переводе с французского оригинала В. Тушновой (Елена Шавердова); «Я опять одинок…» на стихи И. Бунина – из Т. Шевченко (Бекзод Садыков).

Стоит отметить, что каждое из этих своеобразных воплощений рахманиновских романсов  носило сокровенный, исповедальный и одновременно романтический характер. Рахманинова называли певцом русской природы. И жизнь этой природы в творениях композитора то сливается с мгновениями истинных гармоний духа, то оттеняет красотой и благодатью смятение духа в поисках путей к свету, любви, светлой надежде. Он мог тонко уловить лирическую многозначность поэтических текстов Е. Бекетовой, Н. Грекова, И. Бунина, Г. Галиной, М. Гюйо и других поэтов и в широкой выразительной мелодии выразить страстную жажду жизни лирических героев и устремления их душ…

Солисты ГАБТ в тончайшем творческом содружестве и содействии с концертмейстером Людмилой Слоним смогли передать, каждый по-своему, эмоционально открыто, искренне и непосредственно мир личных чувств и настроений. Рахманинов стремился запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе. Вместе с тем композитор отличается бережным, внимательным отношением к поэтическому слову, не допускает произвольных перестановок слов или повторов, нарушающих форму стиха.

 Очень важны в драматургическом смысле не только совместное звучание человеческого голоса и фортепиано в неразрывном единстве, не только взлёты и динамические устремления порывов, не только контрастные смены настроений и состояний – но и полные экспрессии и драматической интенсивности  фрагменты солирующего фортепиано, дополняющего и углубляющего настроение каждого произведения…И ещё одно – существенное и, пожалуй, особенно самобытное – каждый романс Рахманинова – это не просто вокальное произведение, которое достаточно профессионально спеть. Это истинно особенный мини- спектакль с разнообразной, утончённой, порывистой и контрастной жизнью героев и героинь на их пути к познанию истин Бытия в борьбе с грозными обстоятельствами, мешающими осуществлениям их светлых помыслов. Именно такими воплощениями вокально-сценического действия предстали разнообразные и разнохарактерные творения великого композитора в многоликом и многоцветном воплощении его творений талантливыми солистами ГАБТ имени А. Навои в ансамбле с Людмилой Слоним.


         Из более 40 романсов, сложенных на стихи Мережковского, «Христос воскрес!..» С. Рахманинова с наибольшей остротой раскрыл трагедию оскудения человеческих душ, озлобления, огульной ненависти к ближнему. Своеобразно, что и до революции, и после неё этот романс вызывал некоторую настороженность своей трагической остротой. Сохранил свою необычайную остроту этот романс и в наше непростое время в мире, охваченном противоречиями и противостояниями. Стоит вспомнить о том, что из-за эмиграции Рахманинова его произведения были фактически запрещенными в Советском Союзе тридцатых годов.

Андрей Евсеевич вспомнил замечательный случай, о котором ему поведал в одной из бесед выдающийся тенор Иван Семёнович Козловский. Ведь именно он с присущей ему смелостью и творческой принципиальностью впервые в то время решился исполнить этот романс… на официальном торжественном приёме в Кремле во главе со всесильным «вождём народов». Выдающийся певец исполнил его с такой убеждающей силой, что потрясённые официальные гости замерли, поистине не ведая, что произойдёт дальше.  И первые аплодисменты прозвучали именно от лица… самого Сталина, он произнёс ключевую фразу: «Какая сильная вещь!». С тех пор запрет на творения великого композитора ощутимо смягчился. А когда в грозные годы войны С.В. Рахманинов пожертвовал внушительную сумму на нужды обороны страны – он вновь стал официально признанным, весьма желанным и снова исполняемым на исторической родине во всей полноте.           Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова (меццо-сопрано) передала в этом романсе всю мощь нравственного значения поэтического первоисточника и его драматический музыкальный образ. Глубокую  ноту драматизма и даже трагической обречённости внесла певица  и в романс С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне // Ты песен Грузии печальной: // Напоминают мне оне // Другую жизнь и берег дальний», раскрыв свой заострённый взор именно на этот след трагедии века – в отличие, быть может, от более «элегичных» трактовок этого произведения другими выдающимися исполнителями – и творческой убедительностью подтвердила своё право на эту особую правду и остроту…

          В программу юбилейного концерта органично вписалась центральная мистически-таинственная сцена гадания Марфы из оперы Модеста Мусоргского "Хованщина". Сложную Арию Марфы блестяще исполнила Анастасия Юдина (меццо-сопрано). Гадая, раскольница Марфа предсказывает опалу могущественному князю Голицыну. И в контексте портрета крушений драматических судеб и века, и многих личностей в них, это произведение прозвучало с особым смыслом и глубиной – как заклятие,  грозное веление самой судьбы, которого избежать нельзя…

Юношеское произведение Рахманинова «Алеко» по мотивам романтической поэмы Пушкина «Цыганы» привлекло к себе пристальное и восторженное внимание П.И. Чайковского. Как известно, Петр Ильич очень положительно воспринял оперу юного композитора, всячески содействовал  её постановке. Он даже просил (вдумаемся только в смысл  такой формы обращения маститого композитора к девятнадцатилетнему талантливому юноше!) у молодого композитора разрешения давать «Алеко» вместе с его собственной одноактной оперой «Иоланта» (которая незадолго до того на премьере была показана вместе с балетом «Щелкунчик»). 

Романс Молодого Цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом / Гуляет вольная луна; На всю природу мимоходом / Равно сиянье льёт она. …» в опере «Алеко» Сергей Рахманинов написал в движении вальса. Но этот вальс вовсе не «танцевальный»: герой находится в некоем удивительном «круге» истинной гармонии души, упивающейся свободой чувства. И как во многих произведениях Рахманинова –   проникнут радостным ощущением полноты жизни накануне неожиданной, но готовой осуществиться грозной и  роковой развязки. Молодой солист ГАБТ им. А. Навои Бекзод Садыков (тенор) сумел передать всю полноту страсти влюблённого цыганского юноши к вольной и бесстрашной дочери степей – Земфире. Возлюбленный Земфиры поёт песню о счастливой, свободной любви практически над обрывом очередной бездны судеб – и не ведает о том, что спустя мгновение он и его возлюбленная будут убиты обезумевшим от ревности Алеко. Старый цыган произнесёт свой приговор, отвергнув убийцу Алеко и изгнав его из табора. Зрители горячо приняли выступление Бекзода Садыкова, сочувствуя дальнейшему драматическому развитию судьбы его героя, и неоднократно вызывали его на поклон.

          Грандиозный архипелаг творчества Рахманинова в преддверии Навруза органично развился в песенник во имя любви и возвышения души разных народов в период весеннего расцвета природы. Прозвучали одна за другой песни ХХ века на тему пробуждения природы и любви.  

       «Я жду весну…» Е. Мартынова на стихи А. Дементьева исполнила Галина Голубкова. Татарскую народную песню «Растут цветы» Анжилика Мухаметзянова передала на национальном языке. Анастасия Юдина преподнесла публике «Весеннюю песенку» Муталя Бурханова на стихи Тураба Тулы на узбекском языке. Программу завершила очаровательная Галина Голубкова, заворожив зрителей «Звёздным вальсом» Андрея Бабаева на стихи Вл. Харитонова, слегка подтанцовывая в такт музыке.


          
Андрей Слоним дополнил программу авторскими стихами – своеобразным приношением С.В. Рахманинову, высоко ценившему классическую поэзию. На вечере прозвучала тема крушения устоев на рубеже веков: «Рояль, река, луна… И тишина…»; и устремление к незыблемым устоям человеческой души - «Есть в мерцании звёзд то, что создано волей железной…»; и своеобразное письмо к Татьяне «Я к Вам пишу…», связавшее воедино «век нынешний и век минувший» в единстве незыблемой Любви; и  притчевый «Ветер»; и философские стихи: «Без тени свет сияния не знает…», «Пламя листает страницы…». Заключительные строки стихотворения «Без тени свет сияния не знает…», на мой взгляд, обобщают значение юбилейного вечера Сергея Васильевича Рахманинова, чья жизнь и творчество служили, несомненно, Свету, Любви, Красоте и Добру:

 

Над миром – схватки света с тьмой… Однако

 Душе покоя не даёт никак

Немой вопрос – что б делал свет без мрака,

И без надежд на свет как жил бы мрак?..

Так пусть в ночи зажжётся луч желанный,

Вдруг звонко возвестив судьбы привет,

А чей-то голос, тихий, долгожданный, –

Шепнёт о том, что с нами –   жизнь и свет…

 

Любовь, а значит, не отделимые от неё жизнь, свет, милосердие, красота двигают этим миром. В этом и заключается дыхание весны, которое мы так долго ждали и полной грудью почувствовали в музыке великого бессмертного Сергея Рахманинова и многих композиторов, создавших свои творения в иные эпохи, но на тех же несокрушимых принципах Любви и Человечности,  на воскресном концерте в Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви.

Гуарик Багдасарова

 

суббота, 11 марта 2023 г.

Новая творческая встреча с Ксенией Захаровой-Воловик в Доме-музее Мухтара Ашрафи: «Весне – дорогу!»

 

        Новая творческая встреча с исполнительницей романсов, народных и авторских песен, лауреатом международных конкурсов и творческих премий Ксенией Захаровой-Воловик состоялась 09.03.23 в Доме-музее Мухтара Ашрафи под знаменательным названием: «Весне – дорогу!». Программа этой встречи словно была предназначена для того, чтобы приблизить весну, стоящую на подступах к нашему краю. Певицу из России представил ведущий программы – заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е. Слоним.

          Ксения Захарова-Воловик на профессиональной сцене выступает с шести лет. Училась в Пермском колледже искусств и культуры по классу вокального мастерства под руководством Л. Белецкой. Одновременно выступала на многих престижных сценах в России и за рубежом. Рекомендации и «путевку в жизнь» ей дали выдающиеся мастера сцены - народная артистка РСФСР Ольга Борисовна Воронец и народная артистка СССР Галина Павловна Вишневская.

С отличием окончив Московский Государственный университет культуры и искусств, Ксения получила квалификацию профессиональной концертно-камерной певицы, преподавателя вокального искусства. Была солисткой Центрального концертного образцового оркестра Военно-морского флота им. Н.А. Римского-Корсакова и солисткой Московского государственного академического театра танца «Гжель». Выступала с великолепным Национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н. Осипова под управлением народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РФ, профессора, художественного руководителя и главного дирижера Н.Н. Калинина.

    На музыку Ксении Захаровой-Воловик создана палитра новых авторских песен, которые вошли в компакт-диск «Душа поёт». Ксения Захарова-Воловик является соорганизатором международных культурных проектов, успешно реализованных в Австрии, Венгрии, Греции, Грузии, Македонии, Монголии, Панаме, России, Словакии, Хорватии, а также солисткой- эгидой ЮНЕСКО «Всемирное культурное наследие и фундаментальные ценности».

     Талант и высокий уровень исполнительского мастерства неоднократно приносили Ксении заслуженные награды, премии и лауреатские звания: национальных конкурсов песни республик: Адыгея, Марий Эл, Башкортостан; Всероссийского конкурса в номинациях «Фольклорный вокал», «Народный вокал (соло)», Всероссийского конкурса вокалистов «Надежда», а также международных фестивалей и конкурсов вокалистов и фольклорных коллективов в Бельгии, Финляндии, Панаме и других странах. Ксения является обладательницей Почетного титула «Достояние национальной культуры», награждена орденом «Культурное наследие», орденом «За вклад в культуру», Золотым орденом «Служение искусству» I степени.  За творческие достижения, активную концертную, благотворительную и преподавательскую деятельность, профессиональная сольная народная певица Ксения Павловна Захарова-Воловик была избрана членом – корреспондентом Международной академии культуры и искусства. Регалии члена-корреспондента Академии ей были вручены в ноябре 2011 г. в столице Словакии – Братиславе. Совсем недавно за высокие творческие достижения она удостоена Высшей благодарности Царского дома Романовых.

      Певица продолжает выступать на престижных концертных площадках, таких, как Колонный зал Дома союзов, Концертный зал «Мир», зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя, Концертный зал имени  П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки – в России и за рубежом. 

     Всякий раз, выходя на сцену, Ксения Захарова-Воловик испытывает творческое волнение и большую ответственность, так как ей приходится не только оправдывать все свои почётные регалии, но и заново завоёвывать своим певческим талантом публику. В этот раз ей было особенно приятно выступать в намоленном месте – Доме-музее выдающегося узбекского композитора и дирижёра Мухтара Ашрафи (1912-1975).

Директор музея Н.К. Гунова перед началом концерта рассказала, как в  2022 г. музыкальная общественность широко отметила 110-летие выдающегося деятеля культуры Узбекистана, композитора и дирижёра, народного артиста СССР, основоположника профессиональной музыки в Узбекистане, дважды лауреата государственных и международных премий  имени Дж. Неру и Г.А. Насера. Автор пяти балетов и четырёх опер, а также множества прекрасных симфонических произведений, М. Ашрафи на протяжении многих десятилетий в разное время являлся художественным руководителем и главным дирижёром Узбекского театра оперы и балета имени А. Навои, профессором и ректором Ташкентской государственной консерватории.


          В юбилейных концертных программах на сцене Государственного академического Большого театра имени А. Навои и самом музее, которому в прошлом году исполнилось сорок лет, в исполнении ведущих артистов ГАБТ им. А. Навои прозвучали арии из опер «Диларом», «Сердце поэта», «Аршин-мал-алан», а также народные азербайджанские и башкирские песни, посвящённые памяти Мухтара Ашрафи. Наталья Константиновна подчеркнула, что Маэстро любил песни разных народов и часто записывал на слух макомы бродячих музыкантов, многие из которых позднее в его профессиональной обработке вошли в классические оперы композитора.

          Ксения Захарова-Воловик на творческой встрече со зрителями исполнила известные русские народные песни: «Уральская рябинушка» Евгения Родыгина на слова Михаила Пилипенко; Колыбельная из репертуара Лидии Руслановой и Ольги Воронец; «На улице дождик» неизвестных авторов; «Что стоишь, качаясь…» неизвестного композитора на слова Ивана Сурикова.

          Немногие в зале знали, что стихи известной песни о тонкой рябине, мечтающей "перебраться к дубу" не являются народными. Слова написаны в 1864 г. русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым (1841-1880). В процессе исполнения в народе немного изменились слова, сократилось количество куплетов. В результате напев стал чище, а песня стала по настоящему народной. Народной еще и потому, что авторство музыки не установлено. Иван Захарович известен как автор хрестоматийного стихотворения, начинающегося словами: "Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой...", а также автор слов другой, не менее известной народной песни "Степь да степь кругом".

          Ксения Захарова исполнила песню своим красивым звонким голосом с размахом широкой русской души, словно ей подпевали её близкие родные из далёкого деревенского детства и отрочества. Ксения воспитывалась в музыкальной семье и свой дар унаследовала от бабушки, имевшей шестерых детей. Ей приходилось слышать крестьянское пение на свадьбах, посиделках, то есть с традиционными обрядовыми песнями, необрядовым фольклором и многоголосным распевом. Исходя из лаконичного рассказа Ксении о себе, зрители узнали, что её близкие родные могли не только с полной отдачей работать на колхозных полях, воспитывать многочисленных детей, но ещё  украшать свой досуг задушевными застольными народными песнями, как эта «Рябинушка». Она пережила полтора века и на вечере прозвучала под аккомпанемент баяна руководителя класса баяна и аккордеона ГКУз – Анатолия Тихонова – свежо, распевно и незабываемо:

Что шумишь, качаясь,

Тонкая рябина,

Низко наклоняясь

Головою к тыну?» -

 

«С ветром речь веду я

О своей невзгоде,

Что одна расту я

В этом огороде.

 

Грустно, сиротинка,

Я стою, качаюсь,

Что к земле былинка,

К тыну нагибаюсь.

 

Там, за тыном, в поле,

Над рекой глубокой,

На просторе, в воле,

Дуб растёт высокий.

 

Как бы я желала

К дубу перебраться;

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться.

 

Близко бы ветвями

Я к нему прижалась

И с его листами

День и ночь шепталась.

 

Нет, нельзя рябинке

К дубу перебраться!

Знать, мне, сиротинке,

Век одной качаться».


      Эту любимую в народе песню сменили в программе городские романсы: «Хороши весной в саду цветочки» на музыку Бориса Мокроусова, слова Сергея Алымова; «Белой акации гроздья душистые» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского из кинофильма «Белая гвардия»; «Течёт ручей» Александра Костюка на стихи Петра Черняева; а также «Очаровательные глазки» неизвестного композитора на стихи Ивана Кондратьева и  «По муромской дорожке»  - две песни из репертуара Лидии Руслановой.

        У своих кумиров – Л. Руслановой и О. Воронец - Ксения заимствовала особый стиль исполнения - каждая её песня становится небольшим спектаклем и никогда не повторяется в нюансах эмоционального наполнения произведения. На концерте, по традиции, певица исполняла разные – весёлые и грустные, памятные, молодецкие, протяжные, заунывные, игровые, плясовые, балагурные, обрядные, свадебные, бабьи, посиделковские песни. При этом она сохраняла свой исполнительский стиль, ни на кого не похожий. Глубокий грудной голос большого диапазона позволял Ксении переходить от низких нот к сопрановым звучаниям. В итоге такие, казалось бы, знакомые старинные народные песни, которые на слуху до сих пор, как «Липа вековая», «Выйду на улицу», «Гармонь», «Мы на лодочке катались» (слова А. Машистова) в её исполнении прозвучали широко, раздольно, эмоционально богато и выразительно.



         На творческой встрече Ксения Захарова-Воловик не ограничила своё выступление только русскими народными песнями и городскими романсами. У неё хорошая музыкальная память. Она с лёгкостью и выразительно, без акцента, как будто сама носитель языка, представила венгерскую народную песню «Tavaszi szél vizet áraszt» на венгерском языке и «Тбилисо» («Песня о Тбилиси») Реваза Логидзе на стихи Петра Грузинского на грузинском языке.



  Её супруг, журналист и дипломат Олег Воловик, эти песни предварил живыми рассказами о своих поездках и профессиональной миротворческой деятельности в Венгрии, Грузии, Панаме и тем самым помог зрителям ещё острее постигнуть душу каждой иностранной песни на чужеродном языке.  



          Андрей Слоним помог расширить и углубить значение каждого номера программы не только лаконичными анонсами к ним, но и своими лирико-философскими стихами. Его стихотворные произведения в артистической авторской декламации о поиске смысла Жизни, Любви, Счастья: «Ретро», «Полевые цветы», «Тропки» - создали на вечере атмосферу музыкально-поэтического диалога четырёх мастеров, - получилась своеобразная живая пьеса, в которой каждый участник играл свою неподражаемую роль.





          По окончании концерта Н.К. Гунова подарила организаторам и участникам творческой встречи значки Дома-музея Мухтара Ашрафи с портретом выдающегося деятеля культуры нашей страны - это символ музея. Она поблагодарила участников успешного проекта за то, что  удалось возродить былую живую атмосферу дома М. Ашрафи, где постоянно собирались творческие люди. Они спорили, обменивались новыми идеями и поддерживали друг друга в новаторских поисках музыкального самовыражения. 





В конце вечера участники и гости творческой встречи с Ксенией Захаровой-Воловик сфотографировались на память перед центральным входом в музей и пообещали и впредь приходить сюда за новыми прозрениями Жизни в искусстве.

 

Гуарик Багдасарова