вторник, 28 мая 2024 г.

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина: опера «Алеко» на сцене ГАБТ Узбекистана им. А. Навои

 

       В минувшее воскресенье - 26 мая 2024 г. -  на сцене ГАБТ имени Алишера Навои была показана замечательная опера С.В. Рахманинова "Алеко"(либретто В.И. Немировича-Данченко). Она была написана 19-летним композитором всего за 17 дней на сюжет ранней поэмы А.С. Пушкина "Цыганы", созданной в 1824 году, двести лет назад. Произведение юного Сергея Рахманинова настолько цельно и органично, что в течение всей своей жизни автор не изменил в нем ни одной строчки.

В преддверии 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина спектакль в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима снова поведал нам о неукротимости "страстей роковых", которые привносят в мирный цыганский табор все немыслимые перипетии "цивилизованного мира". Динамичная постановка и замечательные исполнители сделали этот лаконичный одноактный спектакль истинной концентрацией чувств и страстей и вызвали в зрительном зале долгие овации артистам и самому режиссёру-постановщику, вышедшим под занавес на поклон к благодарной публике.

Премьера оперы состоялась в Большом Театре (Москва) в конце весны 1893 года. Отзывы на произведение, которые дал П.И. Чайковский, были максимально высокими. Одним из замечательных исполнителей роли главного героя – Алеко был сам Федор Шаляпин. Кстати, оперу впервые представляли в рамках столетия со дня рождении Пушкина, и Шаляпин выступал в образе великого поэта. Вот уже несколько десятилетий опера «Алеко» стоит в афише ГАБТ им. А. Навои наряду с другими спектаклями по мотивам пушкинской поэзии: «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского.

Стоит отметить, что написанное по поэме Пушкина либретто В.И. Немировича-Данченко не только сократило само произведение, но и кое-где изменило его. Автор оперы с первых секунд смог обрисовать ситуацию, полную напряжённого драматизма. Так же, как и в поэме, либретто выделило центральный конфликт, заключающийся в столкновении вольных нравов свободных цыган и одинокого в своей гордости Алеко. Он отрёкся от общества в стремлении обрести покой, но именно общество становится его проклятием, мешающим ему стать хорошим и благодарным гостем кочевого народа. Алеко становится источником горя для тех, кто его приютил.

Благодаря юношеской романтической музыке Сергея Рахманинова произведение представляется камерной лирико-психологической оперой, в которой прослеживается интенсивная драматургия. Образы главных героев неотделимы от красочных картин природы и быта кочевников. Сюжет, как и музыка, пленяет откровенным прямодушием и щедростью на разнообразие мелодий. Хор и симфонический оркестр  ГАБТ имени А. Навои под управлением музыкального руководителя и дирижёра - народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой не только эмоцио­нально дополнил богатые и разнообразные впечатления от оперы «Алеко», но и дал возможность зрителям продлить радость об­щения с Золотым веком Пушкина и его музыкально-поэтиче­ским продолжением Серебряного века в музыке Сергея Рахманинова.

Начинается действие оперы на берегу реки, где разбросаны цыганские разноцветные шатры. В одном из них располагаются Алеко (Камолиддин Мухаммадиев) и Земфира (Надежда Голендер-Банделет). Действие дополняется бытовыми картинами и неспешной обыденной суетой. Алеко среди цыган, с которыми он кочует уже два лета. В начале оперы звучит интродукция, в которой чистота образов переплетается с жутковатым впечатлением от Алеко. Зрители и слушатели с первых мгновений окунаются в мир табора, где цыганский хор полон безмятежности и хорошего настроения. Привлекает образ Старого цыгана (Ктртлл Барчанинов). Он  предаётся воспоминаниям о собственной печальной истории любви к Мариуле. Она сбежала всего через год и бросила недавно рождённую дочь – Земфиру. Недоумевающий Алеко не понимает, почему Старик не наказал изменницу и того, кто соблазнил её, ведь он сам никогда бы не пощадил злодея… Земфира, раздражённая словами Алеко, говорит о стремлении к свободе и о том, что больше не хочет его любви. Она увлечена Молодым цыганом, что становится основанием для мести со стороны ревнивца. Уже в первой массовой сцене происходит стычка Алеко с Молодым цыганом, которых разъединяют окружающие мирные цыгане. Старая цыганка-вещунья (Анастасия Юдина) также пытается привнести мир в этот разгул страстей. Старый цыган-мироносец велит начать пляски.

Цыгане не любят печалиться и стремятся развеять грустные мысли весёлым пением и плясками. «Женская пляска» и «Пляска мужчин» захватывают зрителей – автор оперы использовал подлинные мелодии цыганских песен для того, чтобы отразить все оттенки чувств и эмоций вольных цыган. Особую роль сыграли в обновлённой постановке ГАБТа цыганские танцы в исполнении Фарангиз Машрабовой (Цыганка) и Атабека Мадреимова (Цыган): в них было не меньше выразительных любовных страстей, чем в самом сценическом действе.

Действие продолжается любовной сценой и последующим разговором Земфиры с Молодым цыганом, который мечтает о новом поцелуе, но получает отказ из-за боязни Земфиры мести Алеко. Однако молодые любовники назначают ночное свидание, а местом для него выбирают курган над могилой. Бытовые сцены сопровождаются пением Земфиры при пылающем пламени костра о том, как ей опостылел «Старый муж», грозный муж». Своеобразие обновленного режиссёрского сценического решения этого важного момента проявляется весьма интересно и заострённо. В этой сцене как бы случайно Земфира находит нож и с ним в руке прямо обращается к опостылевшему мужу со словами: «Старый муж, грозный муж, / Режь меня, жги  меня; / Я тверда; не боюсь / Ни ножа, ни огня. / Ненавижу тебя,  / Презираю тебя; / Я другого люблю, / Умираю любя!...». Таким образом, буквально, играя со смертью в перипетиях судьбы, - она невольно провоцирует отвергнутого мужа на роковой убийственный шаг.

Алеко, оставшись один, поёт свою непревзойдённую по выразительности арию о своём одиночестве, смятении и тоске и в конце её прозревает: «И что ж? Земфира неверна! / Моя Земфира охладела!..»

Сцена рассвета у древнего кургана сопровождается появлением Земфиры и Молодого цыгана, охваченных страстным чувством. Они не могут после ночного свидания расстаться, но боятся появления Алеко. Однако Алеко уже здесь вблизи, рядом. В драматичной развязке выясняется то, что Земфира уже не любит Алеко, и его мольбы о воспоминаниях былого счастья остаются без душевного отклика. Земфира вместе со своим возлюбленным насмехаются над ним. Рассудок покидает Алеко, который, обезумев от  обиды и поруганной чести,  готов к мести.

Запоздалые просьбы Земфиры к Молодому цыгану о том, чтобы он бежал, не спасают его. Алеко закалывает Молодого цыгана ножом, который он случайно подобрал накануне трагической развязки. Тем самым ножом, которым его исступлённо дразнила Земфира. Горестно звучит прощальный возглас Молодого цыгана: «Умираю…» Алеко в приступе дикой ревности в ответ на проклятия молодой жены в исступлении убивает и Земфиру. Разбуженные шумом цыгане застают трагическую сцену убийства. Они требуют, чтобы убийца покинул их табор. Старик сурово изрекает этот приговор: «…Мы дики: нет у нас законов, / Мы не терзаем, не казним -  / Не нужно крови нам и стонов - / Но жить с убийцей не хотим…»

Алеко пытается вымолить прощение, но строгий и горестный взор Старой цыганки и её непреклонный жест запрещает ему следовать за уходящим табором - «смиренной вольности детей». Он остаётся на сцене один наедине со своей опустошённой душой. В эпилоге А.С. Пушкин подводит итог этой лирико-романтической, а на самом деле в большей степени драматической поэме:

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.



В чём заключалась новизна нынешней постановки пушкинской поэмы «Цыганы»? – на этот вопрос в эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» ответил ре­жиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои Андрей Слоним:

   - Существует справедливое театральное высказывание: «Непросто поставить спектакль. Но ещё труднее сохранить его во времени». Спектакль живёт и развивается подобно тому, как живёт и развивается каждый человек. И элементы, и принципы раскрытия драматургии, взаимоотношений героев, найденные некогда, – не могут стабильно оставаться такими же в дальнейшей жизни спектакля, который должен проживаться и интонироваться каждый раз как будто заново. Каждый раз, репетируя ту или иную сцену, необходимо находить новые и новые основы взаимоотношений героев на основе музыкальной драматургии композитора. Ведь если от «истины страстей» останется лишь внешняя схема, весь спектакль будет напоминать старый сколоченный из досок ящик. В чём трагедия Алеко? Помышляющий о «свободе духа», он привнёс в свободный табор жестокие законы «цивилизованного» мира, он жаждет сделать собственностью даже любовь. И подобно Каину – приносит в вольнолюбивый табор опустошение души и убийство. Мы старались предельно заострить конфликтность ситуаций, выявили вызревшие противоречия уже в первой сцене, где перед плясками возникает неожиданная жёсткая схватка Алеко с Молодым цыганом в соответствии с высочайшим напряжением в музыке этого момента. Этой же заостренностью драматизма мы насытили и танцы, которые впрямую постарались связать с судьбами самих героев. Нашлась и верная обоснованность появления смертоносного кинжала – ведь Алеко отнюдь не профессиональный убийца и носить нож с собою он по логике не должен. А нашедшая кем-то оброненный нож Земфира, которая откровенно дразнит и провоцирует его на некой заострённой грани, – по сути и становится невольной пророчицей собственного неотвратимого конца, в котором нет исхода ни для одного из героев трагической ситуации. И это, и многое другое, к нашей радости, удалось воплотить талантливым артистам. Очень помог в решении пластических сцен и хореограф Равшан Чарыев, а его коллега Амина Бабаджанова помогла восстановить «лик» замечательной постановки танцев незабвенной народной артистки Галии Беязитовны Измайловой…

Самым высоким требованиям соответствовали  пение и игра заслуженного артиста Узбекистана: Кирилла Борчанино­ва (Старый цыган); лауреатов международных конкурсов - Рустама Алимарданова (Молодой цыган) и Надежды Голендер-Банделет (Земфира); В спектакле успешно дебютировал подающий большие надежды молодой солист ГАБТ имени А. Навои Камолиддин Мухаммадиев. Прекрасно справилась со «сквозным» образом эпической вещуньи Ста­рой цыганки дипломант международных конкурсов Анастасия Юдина.

Судя по реакции зрителей, спектакль в обновлённом составе,  обогащённый новыми психологическими акцентами сценической постановки, к нашей общей радости, воплотился на весьма достойном уровне.

Среди действующих лиц в постановке ГАБТ имени А. Навои зрители высоко оценили исполнителей: Старого цыгана, отца Земфиры – заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчани­нова (бас); Молодого цыгана (тенор) – лауреата международных конкурсов Рустама Алимарданова и Земфиры (сопрано) – заслу­женной артистки Узбекистана Надежды Голендер-Банделет. Анастасия Юдина в образе Старой цыганки (контральто) была пластически очень правдоподобна и создавала вокруг себя таинственную ауру рока, преследующего главных героев драмы. Дебютирующий в сложном образе Алеко Камолиддин Мухаммадиев, как это  бывает в первом выступлении, – ещё находится на пути к полноте воплощения своего противоречивого образа – и полная органика его персонажа ещё впереди. Но многое в его исполнении уже читается на этом этапе его дебюта и даёт право надеяться, что образ Алеко будет в его воплощении и многогранным, и весомым.

Многие зрители по окончании спектакля не могли сдержать своих слёз: они оплакивали не столько судьбы Алеко, Земфиры, её отца, Старого Цыгана, и беспечного Молодого Цыгана, сколько самого автора поэмы «Цыганы». В наши дни опера «Алеко» важна ещё и тем, что она провозглашает высокие гуманистические идеалы – недостающей в современном мире жертвенности в любви; забытой высочайшей христианской ценности – всепрощения: «Прости, да будет мир с тобою». В эти же двадцатые годы в послании Пушкина в Сибирь («Во глубине сибирских руд» - 1827 г.) Поэт провозгласил, что «сквозь мрачные затворы» «любовь и дружество пройдут» - как свободный глас. И на смертном одре Пушкин, смертельно раненный в живот, умирая, простил своего убийцу Дантеса в предсмертной записке со словами: «Я вас прощаю. У меня раздроблено бедро. Передайте Екатерине, что она тоже помилована»[1]. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Мы любим и постоянно оплакиваем Пушкина потому, что он погиб за честь свою и честь своей поэзии, за любовь»[2]. Не зря этот голос Пушкина его современник Александр Одоевский называл «вещим»: «струн вещих пламенные звуки», а советский поэт и переводчик на узбекский язык «Евгения Онегина» Пушкина Айбек сказал:

 

Он время победил…

Он побеждает страх…

И в наши дни гудит всё также величаво.

О, Пушкин! Ты звучишь на стольких языках,

И всё растёт твоя блистающая слава.

  


     На очередном спектакле «Алеко» в ГАБТ им. А. Навои в преддверии  225-летнего юбилея Пушкина мы ещё раз убедились, что «поэзия Пушкина – победа над временем. И сам он был поэт, побеждающий время» (Эдуард Бабаев) [3].

 Ежегодно ко дню рождения Пушкина (6 июня), и в день Царскосельского лицея (19 октября), и в день смерти поэта (10 февраля) в Ташкенте возлагают цветы к его памятнику работы Михаила Аникушина, потому что Пушкин доверял будущему, нам с вами. И то, что на главной оперной сцене Узбекистана в таком качестве и глубине воплощения идёт замечательная опера Рахманинова на бессмертный пушкинский сюжет – вызывает и восхищение, и гордость за истинно высокий уровень нашего оперного искусства и любимого театра.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото Татьяны Грушиной и других фотокоров

 



[1] Википедия. Последняя дуэль и смерть Александра Пушкина

[2] Кузионов П., Омонов Б. Последняя трагическая дуэль А.С. Пушкина. Т., 1999. С. 115

 [3] Бабаев Э. Поэзия Пушкина. Предисловие к сборнику стихов и поэм А.С. Пушкина: Художественная литература. - М. 1972. С. 10

вторник, 21 мая 2024 г.

Бенефис народной артистки Узбекистана Зинаиды Соловей: полвека на сцене ГТМК (оперетты) Узбекистана

 

      Вечером 19.05.24 в фойе ГТМК (оперетты) Узбекистана было особенно оживлённо. Пришедших гостей на бенефис народной артистки Узбекистана Зинаиды Соловей в честь её 85-летия со дня рождения и 50-летия творческой деятельности встречали директор театра Абдусаид Ганиев, главный режиссёр Руслан Шерезданов, заведующий литературной частью Азад Ахмедов и другие представители руководства театра. С двух больших баннеров всем приветливо улыбалась виновница торжества, рядом с которой хотелось каждому сфотографироваться и отдать дань восхищения её яркому таланту, заложенному с рождения в самом имени незаурядной театральной актрисы.

   Юбилейный концерт торжественно открыли ведущие программы: Валерий Юлдашев и Диана  Шерезданова. Юбиляр – Королева сцены – достойно и заслуженно в этот знаменательный вечер принимала самые искренние поздравления в стихах и прозе, отдельных творческих номерах, памятные подарки и букеты цветов от своих коллег из Государственного академического русского драматического театра Узбекистана; Узбекского государственного музыкального театра имени Мукими; Республиканского совета профсоюза работников культуры, спорта и туризма; Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои и от председателя Республиканского украинского культурного центра Узбекистана «Славутич» - заслуженного работника культуры Узбекистана - Владимира Фёдоровича Бойко, известного в народе как активиста по укреплению межнационального согласия в республике. Выступавшие коллеги и друзья справедливо отмечали, что Зинаида Соловей является олицетворением её родного театра оперетты и что её талант был предугадан самой судьбой.

       Имя Зинаида, как выяснилось на вечере-бенефисе, означает «Небесная песня» и его обладатели, родившиеся весной, зачастую посвящают себя творчеству, становятся актрисами, музыкантами, а также имеют яркое природное обаяние. Унаследовав от матери сияющий облик и трудолюбие, да ещё такую знаковую фамилию, Зинаида Соловей в полной мере подтвердила своё предназначение, став поющей актрисой, мастером высокого уровня. На становление особого тембра красивого голоса (лирическое сопрано), который актриса сохранила поныне, успешно продемонстрировав его на бенефисном концерте, работали лучшие преподаватели Львовской и Киевской консерваторий. Её голос неповторимого диапазона звучал в  Одесском оперном театре в роли Маргариты в «Фаусте» Шарля Гуно; Хабаровском, Красноярском театрах оперы и балета; Омском театре оперетты и вот уже почти полвека с 1976 года  – украшает репертуар  ГТМК (оперетты) Узбекистана, который в прошлом году торжественно отметил своё 50-летие. За годы работы в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана З.И. Соловей сыграла более чем в 80 спектаклях классического и современного репертуара – от характерного персонажа Маньки-Свист в спектакле «Биндюжник и король» У. Салихова до собирательного материнского образа Памелы в спектакле «Дорогая Памела» Дж. Патрика.

     Высокий профессионализм, незаурядные актёрские данные, талант уникальной певицы – всё это позволило актрисе в течение полувека дарить зрителям радость особого комедийного и драматического искусства.  В 1986 году Зинаиде Соловей было присвоено почётное звание «Заслуженная артистка Узбекистана». В 2006 году указом президента Узбекистана И. А.  Каримова ей было присвоено почётное звание «Народная артистка Узбекистана». Она и сегодня продолжает создавать на сцене родного театра галерею ярких женских образов. Зинаиде Соловей одинаково успешно удаются роли как в оперетте, так и в драматических постановках. Её образы всегда отличались собственным сценическим и вокальным решением, всегда были и есть оригинальны, продуманы и за каждым по сей день стоит огромная творческая работа.

Многие годы Зинаида Соловей остаётся добрым наставником для молодых солистов театра, она преподаёт вокал в актёрской студии при театре оперетты. Долгие годы актриса является членом правления Республиканского украинского культурного центра «Славутич», а также членом правления Общества дружбы «Украина-Узбекистан». З. Соловей много лет выступает с сольными программами. В её репертуаре произведения классического репертуара, романсы, народные песни. За время работы в театре З. Соловей гастролировала в составе труппы в городах Узбекистана: Самарканд, Навои, Наманган, Ахангаран, Бухара, Бекабад, Андижан где выступала со своими сольными программами. Где бы ни выступала Зинаида Соловей – зрители всюду её принимали громкими овациями и охапками цветов, как это было и на её бенефисном вечере.


В концертной программе юбилярша исполнила несколько украинских народных песен в национальном красочном костюме с вышитыми собственноручно крупными полевыми цветами на белой блузке и венке из красных роз на голове. Знакомые популярные песни в исполнении Зинаиды Соловей: «Черемшина» Василя Михайлюка; «Нiч яка мiсячна» в обработке Юлия Мейтуса; «Гандзя»; «Мiсяць на небi» и  «Ми пiдем де трави похилi» Платона Майбороды из к/ф «Долина синiх скель» в дуэте с Леонидом Спиридоновым; русский старинный романс «Белой акации гроздья душистые» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского из кинофильма «Дни Турбиных» в чутком сопровождении на фортепиано концертмейстера, кавалера ордена «Дустлик», Тамары Хлебниковой вызвал у зрителей ностальгические чувства по крепким культурным узам народов-побратимов.

Их дополнили другие украинские (Платон Майборода. «Рiдна матимоя» из к\ф «Годы молодые» в исполнении В. Климова), узбекские народные песни («Хаёлимда» в исполнении заслуженного артиста Узбекистана С. Артыкова и солистки балета Г. Мамбековой; «Жемчужина» в исполнении Д. Тухтаназарова; «Зор Айлама» в исполнении Ш. Нурушева); «Бахор» в исполнении И. Алижановой и артистов балета театра. Арии из классических оперетт украсили солисты театра: Фредерик Лоу. Песенка Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» исполнили Диана Шерезданова и артисты балета театра; Имре Кальман. «Карамболина» из оперетты «Фиалка Монмартра» исполнили Г. Самыкова и балет театра; Популярные хиты советской эстрады: «Эти глаза напротив», «Нет тебя прекрасней», «Только у любимой» в качестве приношения исполнили ведущие солисты ГТМК (оперетты) РУз: Валерий Юлдашев, Валерий Климов, Сарвар Салиев.



Музыкально-хореографические подарки юбиляру из цикла «Вдохновение» преподнесли детская студия танца при ГТМК (оперетты) Узбекистана (педагог Г. Мамбекова) и артисты балета театра – постановка заслуженной артистки Узбекистана Ферузы Исаевой.





Во втором отделении зрители имели удовольствие слушать арии и сценки из классических и современных оперетт в исполнении ведущих солистов ГТМК (оперетты) Узбекистана в сопровождении Симфонического оркестра театра под управлением маэстро Бобомурода Худойкулова: Франца Легара, Имре Кальмана, Алишера Икрамова, оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». Изюминкой во втором отделении программы стала забавная история о пройдохе цирюльнике Свириде Петровиче Голохвостом, который пытается жениться на богатой купеческой дочери. Публика долго от души смеялась, наблюдая Сцену и дуэт Прони и Голохвостого из музыкальной комедии «Любовный вертеж» Вадима Ильина и Владлена Лукашова в исполнении ведущей солистки театра Натальи Салиховой и заслуженного артиста РУз - Суръата  Артыкова. Уже под занавес Зинаида Соловей с Леонидом Спиридоновым взволнованно исполнили Дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Сильва» Имре Кальмана, вызвав шквал аплодисментов в зале и возгласы «Браво!».



Приятным сюрпризом для всех стало выступление гостей – ведущих солистов  ГАБТ им. Алишера Навои – молодых лауреатов международных и республиканских конкурсов.  Бекзот Садыков с характерной для него страстью чувственно  исполнил Арию Су Чонга из оперетты «Страна Улыбок» Франца Легара. Трио теноров - Рустам Алимардонов, Умид Исраилов, Дамир Рахмонов - с вдохновением исполнили неаполитанские песни. Заключительным аккордом программы стала патриотическая песня современного узбекского композитора Анора Назарова «Одамлар авайланг бир-биригизни» («Оберегайте друг друга!») в исполнении Б. Садыкова, Г. Самыковой, О. Зварцевой и солистов ГАБТ им. А. Навои. Зал принял горячими аплодисментами совместное выступление всех участников концерта.



В заключение юбилейного вечера-бенефиса Зинаида Соловей выразила сердечную признательность высшему руководству Узбекистана, дирекции и собратьям-актёрам родного театра и, конечно, всем зрителям, поддерживающим её на протяжении полувекового служения Мельпомене («поющей» - с древнегреческого). Зрители долгими аплодисментами и букетами цветов оценили бенефис Зинаиды Соловей как истинный праздник искусства. Он ещё раз подтвердил, что имя Зинаида Соловей – это творческий бренд, сложившийся из креативной работы мастера, многоплановой деятельности по-настоящему творческой личности, направленной на развитие культуры и искусства Республики Узбекистан, единение и содружество нашего многонационального народа под мирным азиатским небом.




Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

        Фото Азада Ахмедова

 

пятница, 10 мая 2024 г.

"Мы всё помним...": Война коснулась каждого из нас

 


       В Государственном литературном музее Сергея Есенина 08.05.24 по инициативе Министерства культуры Республики Узбекистан состоялась общественная конференция, посвящённая «Дню памяти и почестей» на тему: «Мы всё помним...».  Гостей приветливо встречала директор музея Нигора Назарова. Задачей конференции было собрать сведения о суровом военном времени 1941-1945 гг., жителях Узбекистана и других регионов бывшего СССР, совершавших подвиги и просто много делавших для достижения Великой Победы; подчеркнуть важность в нынешнее непростое время уважения к традициям разных народов, приверженности идее свободы и независимости, нерасторжимого единства всего узбекистанского общества, где все нации и народности живут в мире и взаимоуважении и сохраняют межнациональное согласие в современном Узбекистане.
       К началу конференции была приурочена художественная выставка «Песни военных лет» члена Объединения художников-ветеранов Второй мировой войны, заслуженного работника культуры Узбекистана Александра Батыкова. Были заслушаны доклады представителей общественности: преподавателей вузов и магистрантов, библиотекарей, журналистов, деятелей литературы и искусства.

       

     Открыл конференцию ведущий – член Союза российских писателей, сотрудник журнала «Звезда Востока», руководитель ТО «Город поэтов» при Музее С. Есенина А.Г. Кирдянов-Алимкулов. Он приветствовал участников и гостей конференции, обозначил узловые моменты предстоящей дискуссии, сообщил о выходе в свет второго номера журнала «Звезда Востока» за текущий год со стихами на военно-патриотическую тематику недавно ушедшего из жизни известного поэта и драматурга Раима Фархади. Его память, как память всех погибших в военные годы, собравшиеся почтили минутой молчания. Экземпляры вышедшего номера «Звезды Востока» ведущий конференции вручал выступавшим, кто является автором или подписчиком журнала. С приветственным словом от организаторов обратился к гостям научный сотрудник музея С. Есенина Борис Анатольевич Голендер. Он вспомнил о вкладе поэтов в создание художественной летописи войны, напомнил о том, что в городах Узбекистана, глубоком тылу, нашли убежище многие деятели культуры и искусства, которые здесь продолжали активно работать на благо родины.







        С докладами успешно выступили: историк В.А. Костецкий («Значение Дня памяти и почестей в укреплении межнационального согласия в Узбекистане; роль узбекистанских женщин в достижении Победы»); член СП РУз  Олег Бордовский («Моё военное и послевоенное детство»); профессор Джизакского государственного педагогического университета  О. А. Ким, («По праву памяти»); магистрант Джизакского государственного педагогического университета Елена Наврузова («Суровые годы Второй мировой войны глазами современника»); директор Юкори-Чирчикского центрального БРЦ Дильбар Абдукаримова ( «Память священна: об истории государственного праздника День памяти и почестей»); директор фундаментальной библиотеки АН РУз  Зухра Бердыева («Мы помним и гордимся. О вкладе в просветительство библиотечных работников»);  поэт, прозаик, искусствовед, член Союза журналистов РУз  Гуарик Багдасарова («Война коснулась каждого из нас»); прозаик, исследователь истории Туркестанского края Александр Махнёв («Об истории создания костёла в Ташкенте»); поэт, лауреат международного фестиваля авторской песни и поэзии «Чимганское эхо» Татьяна Грушина («Согретые узбекским солнцем: художники в эвакуации»);  заслуженный деятель искусств РУз, режиссёр-постановщик Государственного академического Большого театра им. А. Навои, поэт, публицист Андрей Слоним («Как в годы войны народ и земля Узбекистана спасли поколения людей»);  член Творческого объединения художников АХ РУз Ирина Щур ( «О важности межнационального согласия на современном этапе»);  художница, архитектор, литератор Надежда Милашевич (рассказ о героической соседке, приближавшей, как и многие ташкентцы, Победу в войне). Заветы старшего поколения были адресованы, прежде всего, молодым людям – ценить мир, уважать труд, заботиться о целостности страны и единстве народа. Им в будущем нести память о жизни, трудовом и боевом подвиге узбекистанцев.

 


Война коснулась каждого из нас

 

                                     Мы все войны большие дети.

                                                                           Б. Окуджава

                                       Ты самый яркий среди всех прошедших,

      Ты — самый щедрый среди всех минувших.

Неповторимый, самый невозвратный,

Не знающий подобных — День Победы!

                         Сильва Капутикян

 

       Девятое мая —  День Великой Победы над фашизмом — в Узбекистане  с 1999 года отмечают как День памяти и почестей , но от этого он не потерял свой  первозданный смысл и священное значение для наших соотечественников. Огромный вклад в Победу над фашизмом внёс народ Узбекистана. Из 6,5 млн. населения республики на фронтах воевали

1 млн. 433 тысячи человек. Из них: 263 тысячи человек погибли, более 132 тысяч пропали без вести, 60 тысяч — стали инвалидами. Есть источник, согласно которому «за годы Второй мировой войны Узбекистан потерял более 450 тысяч своих сыновей». За мужество и отвагу 170 тысяч наших соотечественников были награждены орденами и медалями, 338 (по другим архивным источникам в интернете –  более реальное число - 72 солдата) — удостоены звания Героя Советского Союза.

         Медалью «За оборону Москвы» было награждено 1753 воина-узбека. Стрелковая часть, сформированная в Узбекистане, освободила 102 населенных пункта и три крупных железнодорожных узла, уничтожила более десяти тысяч гитлеровцев. За героизм, проявленный солдатами и офицерами в сражении за Днепр, около двух тысяч бойцов и командиров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, среди них 45 воинов-узбекистанцев.

          Велик и до конца недооценён вклад узбекистанцев в историческую Победу во Второй мировой войне. Их имена начертаны на скрижалях  российской истории, как  высечены имена погибших солдат Великой Отечественной войны на Стене памяти  в центре узбекской столицы на площади Мустакиллик («Независимости») и Мемориале воинского кладбища на бывшей Волгоградской улице. Он был открыт в 1975 году на месте захоронения полутора тысяч воинов, погибших в госпиталях Ташкента, глубокого южного тыла на фронтах Великой  Отечественной войны.  Здесь похоронены рядовые солдаты и 27 героев Советского Союза. Среди них: первый узбекский генерал-майор гвардии Сабир Умарович Рахимов (1902-1945). Генерал-майор Сабир Рахимов погиб 26 марта 1945 г. за полтора месяца до окончания войны. Ему было всего 43 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года генерал-майору Рахимову Собиру Умаровичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.





         Я родилась после Второй мировой войны в Ташкенте в 1951 году в армянской семье простых тружеников —  Сарухана Аванесовича  Багдасарова (1914-1993), уроженца Нагорного Карабаха, и Нины Леонтьевны Арутюновой (1916-1991), родом из Мерва (Мары). Они ушли из Ташкента на фронт и свои лучшие молодые годы отдали борьбе с фашизмом и освобождению оккупированных городов от фашистской чумы на территории Советского Союза и Западной Европы.

          Отец был призван по мобилизации Куйбышевским райвоенкоматом первого июня 1941 года. Служил в артиллерии – 12-ой миномётной дивизии, 47-ой армии, на втором Белорусском фронте. С 13 сентября 1943 г. – 09 мая 1945 г.  участвовал в ВОв в составе 208 миномётного полка – миномётчиком 120-мм миномёта. Дважды был ранен - в грудь и предплечье – 14. 01.1945 и 18.02.1945. Находился в подвижном госпитале № 4712 на излечении. Выжил, дошёл до Берлина рядовым солдатом. С 25. 09.1945 – по 15.01.1946 г. продолжал находиться на излечении и только потом демобилизовался и вернулся в Ташкент.

          За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками С.А. Багдасаров был награждён медалями  «За отвагу» , «За боевые заслуги», «За победу над фашизмом» и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне  941-1945 гг. в 1985 году - Орденом Отечественной войны II  степени, а также медалями к юбилейным датам ВОв и вооружённых сил СССР. Впоследствии  в мирное время  отец был награждён — за долголетний добросовестный труд —  медалями:  «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За безупречную службу» II cтепени (1958),  а также  медалью «Отличник милиции» (1968). Отец прослужил в МВД более сорока лет.

Мама в начале войны прошла подготовительные краткие курсы  снайпера,  повара, санитарки. На фронт ушла добровольцем. В 1978 г. была награждена медалью «Ветеран труда». Только после Победы во Второй  мировой войне, демобилизовавшись, оба моих будущих родителя вернулись  на свою «Малую родину»  в Ташкент и создали крепкую семью, в которой вырастили нас, троих детей.



        Мои близкие родные, тётя Анаит и дядя Агало Григорьянцы, проводили на фронт трёх славных сыновей — Аркадия, Арама и Ашота — они вернулись домой с залеченными ранениями и после войны до конца дней служили на благо нашей общей родины в различных сферах науки и народного хозяйства. Аркадий Григорьянц (1915-1998) оставался в действующей Красной Армии с ноября 1939 г. до октября 1946 г. (с сентября 1941 – по февраль 1942 г. находился на лечении в эвакогоспитале). В его биографии зафиксирован знаменательный факт: политработник  Аркадий Агалумович  в 1942 г. вручал  комсомольский билет выпускнику  Краснохолмского военно-политического училища курсанту  Александру Матросову. Впоследствии он хотел, но не успел написать книгу о Герое Советского Союза, Гвардии рядовом Александре Матросове, пробывшем всего три дня на фронте и героически погибшем в городе Великие Луки. Мой дядя, историк, Аркадий Агалумович Григорьянц, один из первых исследователей переселения армян в Туркестанский край, автор монографии «Армяне в Средней Азии» (Ереван, 1984) был инициатором создания и первым председателем ташкентского Армянского культурного центра (1990-1993). В 90-ые годы, по мнению тогдашнего председателя РИКЦ, заслуженного работника культуры Насриддина Мисриддиновича Мухамадиева (1946-2017), АНКЦ  был одним из самых активных по количеству культурно-просветительских мероприятий среди более 140 культурных национальных центров Узбекистана.

      Ашот Григорьянц  (1921-1999) служил связистом. Ашот с детства  увлёкся спортом, стал известным в регионе футболистом, тренировал футбольную команду Чирчикского химкомбината, был директором Ташкентской областной спортивной школы. Он  был  наставником сборных и клубных команд страны, за выдающиеся заслуги в спорте ему было присвоено  почётное звание «Заслуженный тренер Узбекистана».

    Самый младший из братьев Арам Григорьянц (1924-1998) был командиром танковой роты. Чтобы семнадцатилетнего парня взяли на фронт, он поменял дату своего рождения  на 1923 год. Арам Григорьянц, демобилизовавшись,  после окончания сельхозинститута работал на руководящих постах в сельском хозяйстве. Долгие годы он  трудился агрономом, возглавлял службу семеноводства Ташкентской области.

     Друг нашей семьи, полковник Александр (Самвел) Данилович Саркисян долгие годы работал начальником ГАИ в Ташкенте.  В 1993 году, когда был выбран новый состав правления Армянского культурного центра, он был избран членом Правления .  В дивизии  А.Д. Саркисяна служил известный герой  Александр Матросов, о подвиге которого он рассказывал на встречах с однополчанами.

       Сурен Аркадьевич Микиртычян (1923-2011), защитник Сталинграда, часто обращался к молодому поколению с призывом оберегать мир и покой на земле, защищать Родину, быть сплочёнными, дружными, — в этом гарантия счастливого будущего, — считал он. В память о Сталинградской битве, вошедшей в историю как "Заря Победы Великой Отечественной войны", в доме С.А. Микиртычяна  его вдова  Лидия Ивановна   наряду с орденами защитника Сталинграда  бережно хранила поздравительные  телеграммы от главы администрации Волгоградской области А.С. Бровко, зам. Главы администрации губернатора Ростовской области А.И. Бедрика.  Ведь её муж, солдат родом из Сыр-Дарьи, на протяжении всей долгой  послевоенной жизни ощущал себя частицей  всего непобедимого героического  народа Донского края, несмотря на новоиспечённые географические и административные границы.

       С.А. Микиртычян рассказывал, как в первые же дни наступления Советской Армии под Сталинградом боец Худжаматов уничтожил 117 гитлеровских солдат и офицеров. Командующий войсками Юго-Восточного и Сталинградского фронтов, генерал-полковник Андрей Иванович Ерёменко, и член Военного Совета Сталинградского, Донского и Южного фронтов, Первый секретарь Сталинградского обкома и горкома ВКП(б),  Алексей Семёнович Чуянов в письме на имя ЦК КП (б) и СНК Узбекистана сообщали о мужестве и отваге сынов узбекского народа в освобождении Сталинграда и цитировали народного поэта Ислама Шаира: : «Сердце  льва — сердце узбека».

       Разве это сказано не про Хамру  Ачилова, отлично овладевшего пулемётом и истребившего за время войны 1500 гитлеровцев, награждённого орденом Ленина;  не про Эрендукаева и Рахматуллина, искусных гвардейцев-минометчиков, имеющих на своем боевом счету более 300 истреблённых немцев; не про героя Курбанова, отразившего несколько атак вражеских танков и, несмотря на ранение в голову, продолжавшего разить врага; не про десятки и сотни других узбеков, прославившихся под Сталинградом? 3а мужество, проявленное в обороне Сталинграда,  2 738 воинов-узбекистанцев были награждены боевыми орденами и медалями.

      Один из символов стойкости — Дом Павлова, последним защитником которого был наш соотечественник  Камолжон Тургунов (1922-2015) из Наманганской области Узбекистана, покинувший этот мир на 93-м году жизни. У него было 14 детей, 62 внука и 85 правнуков. В Узбекистане ему посвящен документальный фильм «Долгая дорога домой», снятый известным кинооператором и режиссером Давраном Салимовым. Известно, что в составе  только одного 1051 стрелкового полка плечом к плечу у стен Сталинграда  героически сражались узбеки, киргизы, казахи, таджики, туркмены, армяне. Даже в отделении спецроты Сурена Микиртычяна были представители восьми национальностей: узбек Муминов, казах Сарсенов, которые героически погибли при штурме станицы Радионовка Ростовской области; чуваш Капитонов, татарин Шайдулин и другие. Его боевые друзья  Василий Танцоров и Виктор Сбитнев из Туркмении погибли в неравной схватке с фашистами во время разведки станицы Персиановка. В спецроте, в которой служил Сурен Аркадьевич, по окончании сражений из 170 осталось только 37 бойца. Группу из 37 оставшихся в живых человек после освобождения очередной станицы Бессергеневка  на подступах к Ростову на Северо-Кавказском направлении от вражеских подрывников за успешное  выполнение задания представили к награде — ордену "Славы", угостили водкой и дали всем три часа поспать. А наутро снова вперёд, в атаку!

     В 1980 году в Волгограде на встрече с ветеранами войны, среди которых чествовали  С.А. Микиртычяна из Ташкента, командир легендарной 62-й армии, маршал, дважды  Герой Советского Союза, "прославленный рыцарь Сталинградской битвы", советский военачальник  Василий Иванович Чуйков (1929-1982) говорил: «Мы отстоим Сталинград или там погибнем». Он вспоминал, как чертовски трудно было переправлять на противоположный  берег  боеприпасы на пароходах и баржах. И всё-таки  тогда удалось переправить до 90 процентов груза. Обратно везли раненых. Очень много погибло бойцов во время переправы через Волгу.  С.А. Микиртычяну так и  не удалось узнать  послевоенную судьбу его ближайших друзей-однокашников - украинца В. Жукова и русского Н. Полиневского, бывших курсантов Ташкентского высшего общевойскового командного училища  и командира роты С.Я. Мальцова. Однако многие друзья детства, юности и послевоенной зрелости С. А. Микиртычяна остались верны этой мужской дружбе на долгие годы. Они часто встречались, общались, вспоминали военные годы, и время было не властно над ними. Среди них были братья Аркадий, Арам и Ашот Григорьянцы, В. Мухамедов, И. Малов, В. Анохин, Е. Спиридонов, В. Ворожейкин, Ю. Рындин. В. Корягин, В. Мальцев, А. Кирдяев, В. Ширинов, братья Михаил и Александр Лазаревы и многие другие.

           В мирное время нам всегда не хватает таких людей как С.А. Микиртычян. Бывший защитник Сталинграда никогда не оставался в стороне от исторической жизни общества. Будучи пенсионером, но по-прежнему в душе оставаясь бойцом, Сурен Аркадьевич до конца своих дней оказывал практическую помощь многим своим ученикам в освоении методов прокурорского надзора и реагирования, давал полезные советы Махаллинскому комитету, по-отечески опекал детей своих старых и давно ушедших друзей, о которых он никогда не забывал. Был совершенно не амбициозным человеком и часто первым звонил друзьям, знакомым, соседям и поздравлял с каким-нибудь праздником, шутил и во время дружеского застолья просил спеть ему любимую военную песню «Три танкиста, три весёлых друга».

Живые и мёртвые, боевые друзья воскресали в воспоминаниях защитника Сталинграда С.А. Микиртычяна   при каждой встрече с ним. Сегодня мы с грустью и гордостью вспоминаем нашего соотечественника,  ушедшего от нас в 2011 году на небеса к той журавлиной стае, о которой нам пел Марк Бернес на стихи Расула Гамзатова, — светлая вечная им память!..



В 2014 году, ровно 10 лет назад, я отмечала День Победы 9 мая в парке Тельмана в кругу ветеранов войны, представителей АНКЦ. В ходе праздника звучали выступления ветеранов-участников войны, поздравления детей и внуков победителей, музыкальные приветствия, армянские народные песни и танцы, а также песни военных лет. Герои торжественного вечера:  Анна Каракозова; подполковник Андрей Киганович  Акопян;  ветеран труда, краевед и филателист Владимир Фёдорович Шведукс. участник  прославленной Таманской гвардейской дивизии, освободившей за месяц весь полуостров Крым и дошедшей до Берлина Саак Николаевич Аброянц   - от имени всех ветеранов общины выразили благодарность активу Республиканского АНКЦ за проявленное внимание к ним. Они поблагодарили молодёжь за то, что память об ушедших героях свято сохраняют их потомки и из года в год подтверждают своё почитание и уважение к ветеранам войны подобными торжествами. Сегодня мы склоняем головы в память и об этих ветеранах войны и труда. Буквально, сегодня, 8 мая 2024 г., члены правления АНКЦ в честь Дня Победы посетили двух ветеранов труда с подарками – учителя истории Наталью Михайловну Багдасарову и врача-кардиолога Людмилу Акоповну Сафарову.

Великая Отечественная война стала колоссальным испытанием для всех народов СССР. Всё для фронта и всё для Победы  - с этой мыслью целых четыре года жили миллионы советских граждан, испытывая тяжелейшие лишения и не жалея ничего вплоть до собственной жизни. Армянский народ, наряду с другими, внёс посильный вклад в общее дело, и этот вклад можно назвать поистине бесценным. Небольшая горная республика, численность которой составляла к началу войны всего около 1,5 миллиона человек, отправила на фронт около 30% своего населения. Не менее активным был вклад армян из других республик Союза, особенно жителей Нагорного Карабаха, а также представителей армянской диаспоры по всему миру. В войне приняло участие 20% населения Армянской ССР. Этот показатель один из наиболее высоких не только среди республик Советского Союза, но и других участников Второй мировой войны. Населенные армянами районы Карабаха продемонстрировали беспрецедентные показатели по мобилизации. Только из одной небольшой деревни Чардахлу на фронт ушли более 1200 человек, что составило около 50% населения деревни. Вряд ли можно найти другое, сопоставимое с ним по количеству население, которое дало бы сразу двух маршалов (Ованеса Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна), 12 генералов и 7 героев Советского Союза.

Для борьбы против фашизма на фронт ушло 23% населения Советской Армении. Многие мобилизовались из других советских республик и зарубежных диаспор: согласно официальным данным, на 1941 год население Армении составляло 1 млн 360 тыс. чел. Только из Советской Армении на фронт ушли 320 тысяч армян, из других советских республик в войне приняли участие 200 тыс. армян (армянонаселённый Карабах продемонстрировал беспрецедентную степень мобилизации — 30%), ещё 100 тысяч из мировой армянской диаспоры. Армянский народ положил на алтарь победы около 300 000 жизней. Для людей, всего четверть века назад переживших Геноцид, это было невероятно большое число, сравнимое только с человеческими жертвами, понесёнными великими державами. В конце войны население Советской Армении сократилось более чем на 13%, и это в том случае, когда никаких военных действий на её территории не велось. В годы войны армянский народ дал Советскому Союзу пять маршалов Победы: Иван (Ованес) Баграмян - Маршал Советского Союза, Иван Исааков (Ованес Исаакян) - Адмирал флота Советского Союза, Ама-засп Бабаджанян - главный маршал бронетанковых войск, Сергей Худяков (Арменак Ханферянц) - маршал авиации, Сергей Аганов - маршал инженерных войск. За участие в войне к различным государственным наградам были представлены более 66-и тыс. армян. Звания Героя Советского Союза были удостоены 107 солдат и офицеров. Дважды Героями стали Иван Баграмян и Нельсон Степанян. 27 армян стали полными кавалерами Ордена Славы. По числу героев СССР в годы Великой Отечественной войны Армения занимает 6-е место.

Как отметил Маршал Советского Союза Георгий Жуков, «в победе над фашизмом армяне, начиная с рядового и кончая маршалом, обессмертили свои имена нетускнеющей славой мужественных воинов». * Каждый второй не вернулся с фронта. Потери советских армян можно сравнить с потерями американской армии (более 300 тыс.). По новым рассекреченным данным, 700 человек так называемых «без вести пропавших» погибли в фашистских концлагерях. Потери армян диаспоры нам неизвестны. Среди них герои Советского Союза из Узбекистана: Айриев Армен Теванович, Арзуманов Гурген Мирзоевич, Арутюнов Михаил — Мугеш Агателович Оганьянц Грант Аракелович. Народ Армении, как и народ России и Узбекистана, помнит и чтит  своих героев. Вечная им память и слава!

Тема войны до сих пор находит своё отражение в произведениях деятелей культуры и искусства: «Дети войны» (2010 г.) режиссёра Джасура  Исхакова по сценарию Мастуры  Исхаковой, снятый оператором,  продюсером фильма, руководителем  студии «PR-Media Tashkent»,  их сыном Сардором. Кстати, 10 мая 2024 г. завтра он будет демонстрироваться в библиотеке им. Л. Толстого. В нём вынужденные мигранты военных лет Майя Шумская, Станислав Мансуров-Когниченко, Елена Бобер, а также ветеран трудового фронта, уроженец Ташкента,  профессор  Государственной консерватории Узбекистана Виталий Львович Мелкомини и другие герои фильма рассказывают о своём военном полуголодном детстве в глубоком, спасительном для них азиатском тылу. Невыдуманные рассказы очевидцев —  «детей войны» подтверждают  кадры документальной кинохроники прошлых лет. Каждый зритель понимает, что «это нужно не мёртвым — это нужно живым».  В фильме звучит стихотворение «Ташкенту»  ленинградской блокадницы, поэта Юлии Друниной:

 

Когда взлетали к небу города

И дыбом уносились ввысь деревни,

Издалека, величественный, древний,

Сиял Ташкент, как добрая звезда.

Да он и вправду доброй был звездой

И самым щедрым городом на свете:

Великой опаленные бедой,

К нему стекались женщины и дети.

 

      Первые эшелоны с беженцами прибыли в Узбекистан 17 июня 1941 года. В общей сложности, в годы войны республика приняла 1,5 млн.  беженцев, среди которых было более 250 тысяч осиротевших детей. Тогда Гафур Гулям написал своё стихотворение «Ты не сирота»:

 Разве ты сирота?.. Успокойся, родной!

Словно доброе солнце, склонясь над тобой,

Материнской, глубокой любовью полна,

Бережёт твоё детство большая страна.

(перевод Светланы Сомовой)

 

      Анна Ахматова, три весны прожившая в Ташкенте (1941-1944) и  издавшая здесь книгу избранных стихов в 1943 году, с благодарностью писала: «Нам родина пристанище дала…». Она  считала Гафура Гуляма одним из лучших поэтов Востока и особенно любила стихотворение, у которого была своя невыдуманная история. О ней рассказала Светлана Сомова в очерке «Мне дали имя  — Анна».

       Один командир полка, майор, потерял всю семью на временно оккупированной врагом территории.  В «Правде» он прочитал стихотворение: «Если жив твой отец, — беспокойная тень пусть не тронет его средь грозы и огня, пусть он знает: растёт его сын у меня!» — и написал в Ташкент автору этих строк Г. Гуляму о своей беде. Вскоре он получил радостную весть о том, что его сын нашёлся и проживает в Ташкентском детском доме.

     В частных семьях и в детских домах вырастали настоящие  интернационалисты, знающие узбекский, как родной свой русский язык. Многие уезжали из Средней Азии со слезами на глазах, но ещё больше из них  навсегда остались на гостеприимной узбекской земле. Люди, обретшие в Узбекистане второй дом, тепло родительских сердец, по сей день помнят гуманизм, проявленный узбекским народом в годы Второй мировой войны.

В годы Великой Отечественной войны Татьяна Сергеевна Есенина (1918-1992), дочь великого русского поэта Сергея Есенина и Зинаиды Райх,  эвакуировалась с мужем и сыном в Узбекистан, где по ходатайству Алексея Толстого получила с семьёй маленькую комнату в доме-бараке. Полвека прожила в Ташкенте, работая корреспондентом газеты «Правда Востока», научным редактором в издательствах Узбекистана. Была инициатором процесса реабилитации Всеволода Мейерхольда. Письма Татьяны Есениной исследователю творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкому являются важным источником для изучения творчества репрессированного режиссёра. Написала книги-повести «Женя — чудо XX века», «Лампа лунного света», мемуары о С. Есенине, З. Райх и В. Мейерхольде. Умерла 5 мая 1992 года в Ташкенте. Её похоронили на старом городском Боткинском кладбище и в 1999 году по инициативе группы, которую возглавил журналист Г. Димов, ей поставили достойный памятник С её смертью оборвалась ташкентская ветвь Сергея Есенина в Узбекистане.

В 1982 году на площади Дружбы народов был установлен памятник, посвященный подвигу ташкентской семьи Шамахмудовых - кузнецу Шоахмеду и его жене Бахри, во время Великой Отечественной войны усыновивших 13 эвакуированных детей-сирот и ещё троих после войны. Об этом знаковом событии рассказывает роман "Его величество человек" узбекского писателя Рахмата Файзи и фильм выдающегося узбекского кинорежиссёра Шухрата Аббасова "Ты не сирота" 1962 г., созданный по сценарию Р. Файзи. Это была не единственная семья, усыновившая детей-сирот из временно оккупированных фашистами территорий России и Белоруссии. Вот что писал находившийся в эвакуации здесь К.И. Чуковский о Ташкенте и его жителях военного времени: «Этого, действительно, никогда не бывало, чтобы люди другой национальности, другого быта, другого языка, другого климата, другой части света проявляли такую пылкую любовь и уважение к беженцам. Это происходит впервые за всю нашу историю. Всегда знал, какое большое значение имеет дружба народов, но должен сознаться — мне и в голову не приходило, что эта дружба может дойти до такой взволнованной, задушевной, самоотверженной нежности…». Ташкент во время Второй мировой войны, по словам главного редактора веб-сайта «Письма о Ташкенте» Евгения Скляревского, стал домом для эвакуированных, сосланных и приехавших на работу.

       В двухтысячные годы эта генеральная идея становится модной актуальной темой в литературе и кинематографе. Книгу «Воспоминания» (Санкт-Петербург,  Инапресс , 2000 ) о Ташкенте военного времени нашего земляка, писателя Эдуарда Бабаева, дополняют ленты узбекских кинодокументалистов: «Дети войны» реж. Джасура Исхакова по сценарию Мастуры Исхаковой; "Война... Тыл... Город спасения" реж. Алиаскара Фатхуллина; Тему "города спасения" продолжили  документальные ленты по сценарию Бориса Бабаева: «Большое сердце Ташкента» Хаджимурата Валиева, «Мама. Спасение в Ташкенте» Дениса Кодзаева. Эти художественные произведения литературы и кино заставляют жить и мыслить светлей и чище, достойно творить настоящее, помня о великом подвиге нашего народа, совершённом в годы войны на самом пределе человеческих возможностей.

       К величайшему огорчению, судя по множеству современных выступлений, публикаций и телевизионных передач на тему противостояния детей и отцов, ветеранов войны и послевоенного, а также совсем молодого  поколения, некоторые  «Иваны, не помнящие родства»,  независимо  от национальности, часто забывают нашу общую историю и её уроки мужества, что способствует  возрождению фашизма на нашей планете. 

Но наследники победителей не должны забывать никогда исторические примеры самоотверженного благородства и героизма жителей Узбекистана и других советских республик, их вклад в общую великую Победу. Ведь это наша общая победа добра над злом! Сегодня мы с гордостью и благодарностью говорим всем ветеранам войны и труда: «Ваша Победа в Великой Отечественной войне дала жизнь нам!»

 ***

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

На них основано от века

По воле Бога самого

самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля без них была б мертва,

Как безотрадная пустыня

И как алтарь без Божества.

 

1830

 

А.С. Пушкин

 

    Вандалам

                                                        Культура есть сердце.

                                                                                   Н.К. Рерих

 

                      Вы, правдолюбы, гуманисты!

                           Где ваша совесть, честь и стыд?

                          Прекрасно видим, как фашисты

             Творят сегодня геноцид.

                                         Николай Свириденко

 

Не разжигайте кровавой войны!

Не сносите гениев с пьедесталов!

Мы по ту сторону баррикады –

Где Пушкин, Навои, Саят-Нова,

эпос «Манас», Чингиз Айтматов -

Разных эпох пророки и аксакалы.

 

Вандалы, варвары, троглодиты

На руинах НЭПа пытались сбросить

С шаткого корабля современности

Пушкина, Лермонтова, Есенина.

Война с невеждами поныне длится.

 

Меж тем разгадываем испокон века

Духовный подвиг и поиск Истины

Лейли и Меджнуна, Гаяне и Татьяны,

Отказ от Нобелевской Пастернака,

Зверство фашистов – нацистов Майдана.

 

Борцы заплатили жизнью за мир на планете.

Новая эра за жертвы героев в ответе.

«Бог есть любовь» - сказано в Новом Завете.

Духовный ренессанс в наше лихолетье

Навеки отстоим и защитим мы с честью.

 

Ташкент, 24.04.15 / 8.05.24

 

Двор на Беш-Агач

 

Мне часто снится двор на Беш-Агач.

Нас угощает чаем хозяйка Анаит

И по-армянски с мамой сладко говорит.

В саду окучивает розы историк Аркадий.

Родных зашёл наведать агроном Арам.

В беседу общую влилась инспектор Роза

И поделилась новостями из облОНО.

Из магазина на обед примчалась Валентина.

Спешит к родным беседу поддержать

Их брат Ашот, известный футболист.

Им есть что вспомнить – вместе все росли

Под сенью заботы материнской Анаит.

Сурен с Арамом заигрались в нарды.

Зовёт к столу их Эмма, врач от Бога.

Слесарь всухую побеждает домочадцев.

В игре ему нет равных, как на поле боя.

Отсюда мужчины уходили все на фронт

И с ними – мамочка моя в расцвете лет.

Вернулись победители фашизма в Ташкент

Служить Отечеству, благоустроить дом.

И каждый год в великий день Победы

Мы собирались во дворе на Беш-Агач.

Играл армянские и русские напевы

Ансамбль народной пефсни «Сазандар».

Кругом ребячий смех и игры до заката.

Течёт домашнее вино рекой Курой.

Овчарка мирно сторожит ворота.

Шумят чинары во дворе на Беш-Агач.

 

13 03 20

 









После окончания конференции многие её участники отправились в Центральный парк им. Мирзо Улугбека Здесь восьмого мая 2024 г.  состоялась концертная программа «Стоявшим насмерть во имя жизни», посвящённая Дню Победы и Дню памяти и почестей, организованная представительством Россотрудничества в Республике Узбекистан.

Камерный оркестр национальных инструментов Государственной филармонии Узбекистана «Согдиана» во главе с художественным руководителем и главным дирижёром, заслуженным деятелем искусств Республики Узбекистан, профессором Фирузой Абдурахимовой, и дирижёром, лауреатом многочисленных международных конкурсов - Кахрамоном Бозоровым исполнили известные и любимые всеми песни о войне: «Три танкиста», «Смуглянка», «Катюша», «Поклонимся великим тем годам», «День Победы», «Алёша», а также русская народная  песня "Ой, цветёт Калина...".

Все произведения прозвучали в исполнении наших звезд эстрады и классического искусства: заслуженных артистов Республики Узбекистан Кирилла Борчанинова и Мохичехры Шомуродовой; лауреатов многочисленных международных конкурсов и премий - Хадичи Имомназаровой, Камолиддина Мухаммадиева, Мухаммадали Касымова, Ксении Захаровой-Воловик, а также хора музыкального театра – студии Государственной консерватории Узбекистана под руководством Мансура Кадырова.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Узбекистан Олег Мальгинов от имени посольства и представительства Россотрудничества в РУз поблагодарил всех артистов и лично Фирузу Абдурахимову за прекрасный концерт и поздравил гостей и участников праздника с Днем Победы и Днем памяти и почестей.



Девятого мая 2024 г. в Ташкенте на территории Волгоградского мемориального комплекса прошло торжественное возложение цветов к Вечному огню, посвященное Дню Победы и Дню памяти и почестей.




В мероприятии приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Узбекистан Олег Мальгинов, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ владыка Викентий, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан Ирина Старосельская, а также послы дружественных государств, сотрудники дипломатических миссий, ветераны, соотечественники, жители столицы. Торжественная часть мероприятия началась с шествия почётного караула к Вечному огню совместно с делегацией послов, возложения цветов под звуки военного оркестра.

Тысячи узбекистанцев собрались в этот праздничный день на Волгоградском мемориальном комплексе, чтобы почтить память Героев Великой Отечественной войны. Тысячи людей украшали одежду георгиевскими лентами, пели фронтовые песни, несли портреты своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, возлагали цветы к Вечному огню, Алее героев и гранитным плитам городов-героев.

Война коснулась каждого из нас, поэтому День Победы – День памяти и почестей – это всенародный «праздник со слезами на глазах».

 

10 мая 2024 г.

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана,

дочь ветеранов войны

Пресс-релиз об общественной конференции предоставил А.Г. Кирдянов-Алимкулов