воскресенье, 29 сентября 2024 г.

Аксакал журналистики Борис Бабаев встречает своё 80-летие в рабочем строю

 



Прогрессивная общественность Узбекской столицы 29.09.24 с воодушевлением празднует 80-летний день рождения аксакала журналистики - Бориса Рахимовича Бабаева. Борис Бабаев (1944 г.р.) родом из Сырдарьинской области, где прошли первые десять лет его детства и отрочества. После реабилитации его дяди, председателя колхоза «Коммунизм» Мирсаида Бабаева, жертвы сталинских репрессий, семья смогла переехать в Ташкент. Отец Рахим работал школьным учителем и обучал местных ребят секретам алгебры, геометрии, тригонометрии. Он успел повоевать на фронтах Великой Отечественной войны, был комиссован на гражданку по болезни. Любимого отца Борис потерял в начале декабря 1975 года. Свою мать Тамару Израилевну – в 2020 году. После развала бывшего Союза она проживала в Нью-Йорке с братьями Рафиком и Эдуардом. Её любимый сын старался навещать родных за океаном как можно чаще. Единственная сестра Бориса Светлана с семьей живёт в Израиле, там же любимые дети Бориса Рахимовича – Женечка и Саша. Вот так жизнь разбросала по всему свету его родных и близких после развала бывшего Союза. Самым преданным своему Отечеству оказался Борис Бабаев, живущий по принципу: «Где родился – там и пригодился». Своё 80-летие Борис Рахимович будет праздновать со своими близкими в Израиле, для встречи с которыми он выкроил всего лишь одну неделю в своём напряжённом рабочем графике.

Борис Бабаев окончил одну из лучших в Ташкенте среднюю школу № 76, а затем в 1967 году - филологический факультет ТашГу. Сегодня он аксакал журналистики, ветеран Республиканского радиовещания и телевидения. Он всегда в добрых отношениях со всеми известными деятелями культуры, актёрами, режиссёрами, дирижёрами, композиторами, художниками. И это очень помогает ему и им в работе.

Не так давно группа соотечественников была награждена, в связи с Днём дружбы народов (30.07.21) высокими правительственными орденами и медалями за достойный вклад в укрепление межнациональной дружбы и согласия в стране. Среди награждённых Борис Рахимович Бабаев - известный тележурналист, главный редактор веб-сайта «Kultura.uz», автор многих документальных фильмов, директор музея композитора Сулеймана Юдакова. Он отмечен орденами «Дустлик» («Дружба») и «Меҳнат шуҳрати» («Слава труду»), и как отмечено в документе, подписанном главой нашего государства Шавкатом Мирзиёвым, за утверждение в обществе атмосферы толерантности, доброты и взаимопонимания между представителями разных наций и народностей, большие заслуги в сохранении и развитии самобытных национальных культур, обычаев и традиций. Вместе с тем, это награда за выведение на новый уровень двусторонних взаимовыгодных отношений и культурно-гуманитарных связей с зарубежными странами, широкую пропаганду миролюбивой и гуманной политики нашего государства в международном масштабе, а также образцовую деятельность по воспитанию молодого поколения в духе любви и преданности Родине, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям и активное участие в жизни общества.

На счету Бориса Рахимовича также немало документальных фильмов, о которых говорят и пишут всё чаще и чаще. В сентябре 2013 года в Зеркальном зале Центра бухарских евреев (Нью-Йорк, США) состоялась творческая встреча с Б. Бабаевым. Он привёз для показа свои фильмы, созданные на Республиканской студии документальных и научно-популярных фильмов; книгу «Узбекистан — наш общий дом», которая тоже была презентована в тот вечер. Зрителям были продемонстрированы документальные фильмы: «Семья – символ вечности жизни» и «Сулейман Юдаков. Избранник музыки созвездий», в котором прозвучали не только прекрасная музыка выдающегося узбекского композитора, но и рубаи народного поэта Узбекистана Александра Файнберга, посвящённые главному герою картины.

Летом 2016 года на экранах страны с большим успехом прошёл снятый по сценарию Бориса Бабаева документальный фильм «Большое сердце Ташкента» производства студии «Фавора-фильм», существенно дополнивший картотеку узбекского историко-документального кино. Он уже обошёл полмира и привлёк к себе внимание зрителей не только Центральной Азии, но Европы, Америки, России. Эту документальную киноэпопею дополнили фильмы, снятые по сценарию Бориса Бабаева: «Лайнеры мечты для Узбекистана» (2018), «Спасённые в Ташкенте» (2018), "Вестминстерский университет. Ташкент. Путь к восхождению" (2018), «Авангард, время, пространство» (2019), "Манас Левиев. Очарован тобой". (2019), «Феномен Сиднея Джаксона» (2022) об основателе школы узбекского бокса. Эти фильмы с успехом прошли на узбекских телеканалах и получили признание отечественных и зарубежных зрителей. Премьера фильма "Манас Левиев. Очарован тобой" с участием его создателя о знаменитом композиторе, народном артисте Узбекистана Менаше (Манас) Беньяминовиче Левиеве (1912-1990) состоялась 22 сентября 2019 г.  в Культурном центре бухарских евреев на Квинс-бульваре и в Кайков-студии в Нью-Йорке. Борис Бабаев свою причастность к созданию документального кино, при всей его занятости непосредственно журналистикой, так объясняет на своей странице в ФБ:

– Есть какая-то особая радость в том, что делаешь кино – преодолеваешь всякие трудности, ведёшь напряженный поиск материала, ищешь лучших собеседников, которые тебя понимают и помогают тебе в раскрытии главной темы. Именно так было во время работы над документальным фильмом о тайнах живописи «Авангард, время пространство» и не только. Фильм посвящён уникальным коллекциям живописи из собраний Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И. Савицкого и Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте. И ещё нам очень помогла наша студия «Фавора-фильм".

В июле 2019 года Борис Бабаев получает предложение взяться за создание новой программы «...И это всё о нём» на канале «Маданият ва маърифат» Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Автор анонсирует свой проект как бросок в недавнее прошлое, чтобы лучше понять настоящее с его текущими и вечными проблемами – с целью развития, прежде всего у молодёжи, духовной осознанности в окружающем мире.

«Наша телепрограмма посвящена многим нашим коллегам, которых уже нет с нами, – рассказывает Б. Бабаев, – они сделали своё дело, оставили прекрасный след на земле и ушли в вечность… Телевидение предоставляет нам возможность вспомнить и рассказать о них, высказать слова благодарности за то, что они работали с такой большой творческой отдачей, самоотверженностью, которая пока неведома многим нашим молодым тележурналистам».

В авторской программе «...И это всё о нём» ветераны телевидения вспоминают выдающихся дикторов: Абдумумина Утбасарова, Рахматуллу Мирзаева; Насибу Максудову; неповторимого главного редактора  прежнего «Ахборота» Анвара Рашидова, несправедливо уволенного в августе 1998 года за то, что в рубрике "Зарубежные новости" прошёл репортаж российского телевидения о годовщине путча 1991 года; мастеров телерепортажа Абдухакима Тургунова, Кимъе Ходжаеву и других незабываемых коллег.

В первых выпусках на экране в обстоятельном и неспешном разговоре участвовали замечательные собеседники автора и ведущего программы Бориса Бабаева: легендарные телеведущие Галина Мельникова, Насиба Исмаилова, ветеран телевидения Анвар-ака Таджиев, замечательные коллеги по прежнему «Ахбороту»: Тамара Саломатина и Гуломжон Самадов, директор «Института демократии и права» Сайёра Ходжаева. Это было демонстрацией интегрального искусства, непосредственно обращённого к зрителям и налаживающего с ними обратную связь, что так важно в наше время.

- Хотя этих наших коллег и друзей уже нет на земле, но они навечно с нами, они – из самых ярких страниц истории нашего национального телевидения», – таков был вывод о новой программе её инициатора и ведущего Бориса Бабаева.

На прекрасной ледовой площадке – «Хумо-арена» был отснят выпуск  телепрограммы «Узбекский характер». Она была показана в августе 2019 года на телеканале "Маданият ва маърифат" ("Культура и просветительство") Национальной телерадиокомпании Узбекистана. Массовая аудитория увидела оригинальную программу, не копирующую и превосходящую стандарты многих нынешних телепрограмм телевидения. За первым выпуском последовали другие, не менее интересные и бурно обсуждаемые.

За что бы ни брался Борис Бабаев – положительный результат неизбежен; в какой бы сфере журналистики он ни работал – успех налицо. Секрет этого неутомимого плодотворного труда не только в его энергичном пытливом характере, высоком, наработанном за многолетнюю деятельность профессионализме теле-радиорепортёра, но и в его чутком отношении к коллегам и друзьям. Многие известные сегодня журналисты, телевизионщики с благодарностью и гордостью говорят: «Борис Бабаев – мой Учитель!»

Более чем за полвека работы в журналистике сделано многое. Это отличные репортажи на радио и телевидении, комментарии об особо важных событиях в жизни нашей страны в программе «Ахборот». Он вёл репортажи из многих зарубежных стран, был создателем и главным редактором газет: «Для всех», «Деловой партнёр». «Деловой партнёр Узбекистана», «Новости Узбекистана», «Новости недели». Гордостью узбекского интернета стало открытие в 2010 г. культурно-просветительского и новостного портала «Культура.Уз», главным редактором которого является Б.Р. Бабаев. Он  так же основал популярный клуб «Интеллектуал».

Разнообразие устремлений Б.Р. Бабаева подтверждается и интереснейшим фактом его замысла оригинального представления-мюзикла, посвященного двум выдающимся личностям культур и искусства разных стран и континентов. Один из них – великий певец Узбекистана Батыр Закиров, другой – выдающийся деятель американской культуры Фрэнк Синатра. И хотя их жизненные пути не пересекались – они в разнообразии особенностей творчества каждого из них пели о главных, основополагающих началах жизни и устремлений души.

Вместе с Борисом Рахимовичем сценарий этого удивительного представления создал наш известный  режиссёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Евсеевич Слоним, он же является и режиссёром-постановщиком этого уникального спектакля. Сейчас этот проект находится в заключительной стадии реализации. К работе над ним привлечены многие выдающиеся деятели искусств Узбекистана - народный артист Узбекистана Мансур Ташматов и руководимый им Оркестр эстрадной и джазовой музыки Узгосфилармонии; ведущий артист Государственного академического русского драматического театра, заслуженный артист Узбекистана Олег Галахов; талантливая творческая молодёжь. А премьеру этого интересного спектакля можно будет увидеть в ноябре этого года на сцене Дворца искусств «Туркистон».

Литературно-творческое объединение «Данко» при РКЦ Узбекистана под нынешним руководством Татьяны Грушиной, много лет проводящее свои музыкально-поэтические заседания в мемориальной квартире Сулеймана  Юдакова, поздравляет Бориса Рахимовича  с 80-летним юбилеем и желает ему здоровья и новых творческих сил. При всей его многогранной профессиональной деятельности и занятости он всячески поддерживает негасимый коллективный творческий огонь в стенах музея Сулеймана Юдакова и за его пределами. Было проведено немало творческих вечеров, посвящённых деятелям литературы и искусства; прочитано много литературно-просветительских лекций; просмотрено художественных и документальных отечественных фильмов, в том числе по сценарию Бориса Бабаева; создано множество композиционных программ на волнующие события в жизни наших соотечественников. Памятным для всех данковцев остался юбилейный вечер к 100-летию   со дня рождения Сулеймана Юдакова в ГКУз и презентация коллективного сборника «Струны души» в Национальной библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои, посвящённого этой знаменательной дате. В настоящее время готовится к изданию поэтический альманах ЛТО «Данко».

Я знаю Б.Р. Бабаева с лучших дней моей первой студенческой практики в Республиканском радиокомитете в редакции информации (1971). Борис Бабаев, будучи еще довольно молодым корреспондентом радио, вместе с главным редактором «Последних известий» Владимиром Волосевичем учили меня после окончания первого курса факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова азам информационной журналистики. «Новости – наша профессия» – этот слоган был девизом в службе новостей, где они тогда работали. Борис Рахимович на практике научил меня многим, очень нужным журналистам вещам: как оперативно добывать актуальную информацию; как её уметь сокращать и оставлять главное; как верстать и своевременно выпускать в эфир новостную программу. Моя первая творческая практика была оценена на журфаке МГУ им. М.В. Ломоносова на «отлично» и отмечена специальным дипломом. Для меня лично незабываемым останется моральная поддержка и участие Бориса Бабаева в моём юбилейном творческом вечере 11.06.21 в Государственном литературном музее Сергея Есенина в Ташкенте и информационная поддержка на сайте «Культура.Уз» презентации второго тома «Дорога без конца» трилогии «Мои дорогие попутчики» в сентябре этого года.

К этому поздравлению присоединяется со стихотворным приношением большой почитатель многогранного творчества Б.Р. Бабаева,  один из его подлинных друзей, активный коллега многих проектов, осуществляемых по совместным замыслам с ним, а также – практически неизменный постоянный автор многих серьёзных публикаций на сайте «Культура.Уз» - режиссёр-постановщик ГАБТ, заслуженный деятель искусств Узбекистана, поэт, публицист  Андрей Евсеевич Слоним:

  Борису Рахимовичу Бабаеву – к его славной дате

 Вас жизнь влечёт вперёд. Все дни объяты

Стремлением души и вдаль, и ввысь.

И вот пришла значительная дата,

В которой жизнь и творчество слились.

Она – из дат, что «круглой» называют»,

Она – в цене, как зрелое вино.

Она и изумленье вызывает,

И гордость за всё то, что свершено.

Вся вереница дней, ночей всех лунность,

Цепь замыслов, разнообразья дел

Души всей Вашей воплощают Юность,

И Дар, что столь неутомим и смел!

Мгновенья все, что стрелки отмечали,

Сложились в добрый благодатный путь

И Юность – та, что в жизненном Начале! –

С пути не позволяет Вам свернуть…

 А цифры – что же? Взором Журналиста

На них легко взглянуть иным путём.

И смысл их прочитать светло и чисто,

Чтоб уяснить значенье их во всём.

Восьмёрка… Математикам известно,

Что символ Бесконечности в ней скрыт.

И вникнув в смысл её, отметим честно –

Он с духа устремленьем Вашим слит!

За этим Знаком есть другой – Окружность.

Он воплощает круг обширный весь

Задумок, воплощений… Важность, нужность

Всего, что в совершённом Вами есть!

А всех разнообразнейших мгновений,

В которых – лица, мысли и дела,

Рядов путей, открытий, откровений,

Запечатлённых Вами – нет числа!

 И пропустив сквозь творческую душу

Всё то, что Вы встречали в ходе дней,

Вы воплотили, правды не нарушив,

Живой портрет эпохи и людей.

Всей добротой души своей глубокой

Трудились Вы, профессии верны – 

И Журналиста миссией высокой

Вы начертали летопись страны!

Да – серебро висков, да – лет всех бремя…

Но в мире, что в смятениях не нов,

В который раз опережая Время,

Вы снова с нами в блеске строк и слов!

Вас рады видеть сильным, обновлённым

С душой, в которой – свет и красота.

Да будет дух Ваш юным, устремлённым

На многие прекрасные лета!

  27.09.24.

        От всей души поздравляем с 80-летним юбилеем замечательного журналиста и наставника Бориса Рахимовича Бабаева! Больше всего восхищает в нашем коллеге не только его журналистская многоцветность и многожанровость, неизбывная упорная творческая энергия, смелая рискованность натуры, но при этом ещё сохранённая за долгие годы неразменная природная душевность, неравнодушие к людям, интеллигентность: "Виват, король! Будем равняться на Вас!"

 Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 

 

четверг, 26 сентября 2024 г.

Юбилейный международный фестиваль «Осенний аккорд» открыл новую точку отсчёта в движении авторской песни и поэзии

 

XXV юбилейный Международный фестиваль авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» в урочище Ходжакента 20-22 сентября 2024 г. открыл новую точку отсчёта в будущее: с каким культурным наследием мы вступаем в завтрашний день, что передадим нашим потомкам в этой важной сфере народного искусства? Для этого заглянем в историю зарождения «Осеннего аккорда».


 «Это было недавно – это было давно»



Главный организатор, бессменный председатель ТО «Арча» Тимур Шангареевич Валитов коротко рассказал 25-летнюю историю «Осеннего аккорда» и подчеркнул его тесную связь с деятельностью Клуба самодеятельной песни (КСП):

 — История клубов самодеятельной песни (КСП) началась в конце 1950-х гг. За это время КСП приобретали структуру, традиции исполнения авторской песни, состав участников клубов расширялся. КСП — это клубы, объединяющие людей, любящих песню под гитару и стихи. Первый фестиваль «Осенний аккорд» состоялся здесь же в урочище Ходжакента в двухтысячном году, когда клуб авторской песни «Арча» решил отметить своё семилетие небольшим слётом из 60-70 человек. Начинался фестиваль с узкого круга единомышленников и позднее перешёл на международный уровень. Для многих любителей авторской песни и поэзии этот фестиваль стал не только площадкой для творческого самовыражения, но и местом встречи с близкими друзьями из разных стран. Фестиваль стал составной частью общественной жизни Узбекистана и личной жизни каждого из нас.

Наши ежегодные фестивали «Чимганское эхо» в начале июня и «Осенний аккорд» в конце сентября — это горные фестивали. Этим они по характеру проведения принципиально отличаются от других на Западе. О востребованности жанра авторской песни лучше всего говорит то, что фестиваль, как правило, собирает не меньше пяти тысяч человек в урочище Чимгана и чуть меньше в горных окрестностях Ходжакента. Количество людей, обычно приезжающих на фестиваль, особенно сильно возросло за последние годы, причём большая часть этих людей — молодёжь в возрасте от 17 до 35 лет. На второй год после капитального ремонта нашего постоянного места проведения «Осеннего аккорда» - в ДОЛ «Геолог» мы смогли принять не меньше 500 человек. Незначительное количество гостей разместили в палатках на территории лагеря и за его пределами.

Авторская песня всегда была и будет интересна тем, что это «думающая» песня, это песня-размышление, отражающая мироощущение, миропонимание автора. Конечно, Высоцкий, Визбор, Окуджава, Галич – это очень громкие имена, и для того, чтобы появился кто-то, достойный встать с ними в один ряд, наверное, должно пройти достаточно много времени, наполненного самоотверженным творческим трудом.

Нынешний год богат юбилеями бардов: мы отмечаем 100-летие Булата Окуджавы; 90-летие Юрия Визбора и 90-летие Евгения Клячкина. В связи с этим, многие участники XXV Международного фестиваля «Осенний аккорд» включили их бессмертные песни в репертуар своих выступлений.

Я считаю, среди наших ребят есть талантливые авторы, чьи песни по-своему интересны. Многие из них выходят за пределы Узбекистана, получают признание в Казахстане, Киргизии, России и даже во всём мире. К ним можно отнести ветеранов авторского движения, к сожалению, ушедших в иной мир, но оставшихся в нашей памяти, — Владимира Баграмова, Степана Балакина; Арнольда Смородина, Валеру Мамонова,  Леонида Пузырёва и ныне здравствующих - Эдуарда Нурханова, Влада Маевского, Михаила Михелева, Алишера Шахабиддинова, Александра Якушева и многих других.

Мы были на четверть века моложе, но мы узнаваемы и сейчас! В дни фестиваля к нам приехали барды из России - Эдуард Нурханов и Антон Макаров, бывшие наши земляки, из Москвы и Надежда Воронова из Томска; Андрей Борисовский, Вячеслав Аксёнов, Сергей Даткай из Киргизии (Клуб «Белая птица»); семейная династия бардов Хайленко - Александр, Алексей и Елена, а также Александр Блак из Казахстана (Алматы) и многие другие известные барды.



        «Уж 25-ый год мы здесь все вместе!» (Наталья Песня)

Юбилейный фестиваль «Осенний аккорд-2024» открылся под звуки легендарной песни «Брич-Мулла» С. Никитина на стихи Д. Сухарева. В первый же день фестиваля гости из России, Киргизии, Казахстана выступили с концертом на летней сцене, украшенной тематическим баннером с логотипом «Осенний аккорд», цветными шарами и декоративными осенними листьями, покорив публику разнообразной программой, в которой были не только «осенние хиты», но патриотические, туристские и юмористические песни. На второй день наши гости приняли участие в концерте лауреатов, победителей фестивалей и мэтров ТО «Арча», среди которых были Тимур Валитов, Владимир Шабалин, Алишер Шахабиддинов, Александр Болодурин, Светлана Шейко, Александр Якушев, Андрей Цой и его супруга Лариса; Руслан Шамсутдинов, Сергей Даткай, Жанна Симонова и многие другие ветераны движения авторской песни.





В течение трёх дней на территории «Геолог» звучали авторские песни разных лет популярных и малоизвестных композиторов и бардов на открытой эстраде, в корпусах, летних беседках и возле ночного костра. В нашем четвёртом отряде почти круглые сутки гоняли чаи и усердно готовились к конкурсу Лилия Кабачёва, Ольга Абишева, Сергей Богословский, Валерий Алябьев, Дания Рысаева, Людмила Деканова, Игорь и Стас Катышевы, Татьяна Грушина, Гуарик Багдасарова, Елена Алексеева-Тюрк, Наталья Песня. Мы делились советами и поддерживали друг друга, как могли. Как мы радовались, когда нас навестили Эдуард Нурханов, Алексей Хайленко, Михаил Михелев с Любой Кудрявцевой, Алексей Ефремов, Руслан Шамсутдинов с Алексеем Ли, Роман Мусин и многие-многие другие участники и гости фестиваля. Обмен мнениями, дружеское общение с песнями и стихами, шутками-прибаутками не прекращались за полночь - так давно знакомые люди открывали друг друга заново и навсегда в быту и творчестве, вместе решали проблемные ситуации и творческие задачи.


В целом особенный восторг у публики вызвала песня мэтра Александра Хайленко на стихи Владимира Баграмова «Приходите на баранки вечерком», которую часто на фестивале исполнял сам автор. Зрители были растроганы исполнением вне конкурса Алексея Хайленко – «Бесов» на стихи А. С. Пушкина и «Песни о маме» на стихи выдающегося ненецкого поэта Юрия Вэллы (1948-2023), писавшего на русском, хантыйском и ненецком лесном языках, чьи произведения переведены на немецкий, французский и эстонский языки. Сердца зрителей пробили «Бой под Легедзино»,  баллады «о младшем», «об уральских берёзах» в задушевном исполнении Елены Хайленко из Алматы. У многих слушателей слёзы восторга вызвала народная казачья песня «Когда мы покидали свой край» в исполнении ташкентского дуэта - Руслана Шамсутдинова и Алексея Ли в рамках конкурса. Зрители долго рукоплескали дуэту молодых участников - Алексея Росина и Анастасии Шейко («Лайки», гр. Би-2), исполнивших на конкурс оптимистичную песню «Всё возможно». Горячие аплодисменты вызвала также юная участница Кирьякия Шибаева в номинации «Современные песни. Неформат», исполнив «Рёбра» В. Золотухина. Любимые произведения Булата Окуджавы - «Песня о московском муравье» в сердечном исполнении Юрия Хвана (Казахстан); «После дождичка» в интерпретации Владимира Цыцарева (Казахстан) и «На фоне Пушкина» в оригинальной подаче Рады Калеевой (Киргизия) внесли особенную романтическую ноту в музыкальную программу конкурса. Любители авторской песни с горячим радушием приняли искромётную юмористическую песню «И да, и нет» в исполнении соло Сергея Богословского и удачной подпевки Дании Рысаевой и Людмилы Декановой, придавших особый привкус сарказма этому номеру. Смех сквозь слёзы добавили в номинации «Юмористическая»: Павел  Сущук (Россия) песней «Врачи» С. Слепакова; Василий Зигрик (Бишкек) – авторской песней «Американцы»; Алексей Ефремов – «Самый счастливый день» С. Слепакова; Лилия Кабачёва – «Раньше маму я не слушала» О. Митяева.

Многие взрослые зрители, в отличие от молодых фанатов, не признали шедевром дуэт Амира Хусаинова и Адель Георгиевой («Лесник», гр. «Король и Шут»), пропагандирующих «панк-рок» в современном движении авторской песни. Это так называемый альтернативный рок — жанр рок-музыки, сформировавшийся из музыкального андеграунда 1980-х и ставший популярным в 1990-е и 2000-е годы. В данном случае слово «альтернатива» подразумевает антитезу мейнстримовой рок-музыке. С самого начала представители этого жанра противопоставляли себя помпезности мейнстримного рока 1970-х: как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры, а также социальными и политизированными текстами, направленными против истеблишмента. В связи с популярностью жанра, вокруг него возникла собственная субкультура, выраженная в протестной идеологии (юношеские бунты), отличительном стиле одежды и украшений (футболки с нецензурными принтами, кожаные куртки, различные шипованные аксессуары и одежда в БДСМ-стиле), а также антиавторитарной философии, выраженной в конфронтации с истеблишментом и этике непродажности. Организаторы фестиваля посчитали, что такая авангардная музыка по содержанию и экстравагантной форме тоже имеет право звучать на международном фестивале, чтобы привлечь к нему как можно больше молодёжи.



Музыкальная программа была дополнена торжественным шествием кришнаитов с их  коллективным пением мантры "Харе Кришна" и совместными плясками под аккомпанемент ведических музыкальных инструментов по главной аллее «Геолога» и их угощением всех участников и гостей фестиваля вегетарианским пловом в самый ответственный день творческого конкурса. В этот же день шумно и весело прошёл праздник Нептуна на территории бассейна, где соревновались на звание  «Лучший бард-свиммер» и «Лучший бард-дайвер» любители подводного и вольного стиля плавания. Особенный субъект соревнования – «Самая очаровательная Гульчатай» – приняла на себя обязанности невесты, способной лучше всех ухаживать за своим избранником. В этом праве состязались несколько претенденток: выиграли молодость, красота и смекалка.



Итоги Международного фестиваля «Осенний аккорд-2024»

С утра до обеда всем конкурсантам пришлось пройти строгий кастинг. В состав жюри вошли известные барды и поэты: члены СП Узбекистана Олег Бордовский и Николай Ильин; барды Светлана Шейко, Вячеслав Аксёнов (Бишкек); Татьяна Хаматханова (Навои), Александр Болодурин (Ташкент), Эдуард Нурханов (Москва), Владимир Шабалин (Ташкент) – председатель жюри.  Жюри признавало за каждым кандидатом, независимо от возраста, физических ограничений (были и такие участники – честь им и хвала за волю к победе!) и музыкально-поэтических пристрастий, принять участие в творческом состязании.

Концерт конкурсантов длился четыре часа и завершился большим прощальным костром на территории лагеря, на котором до утра народ хороводил и пел любимые бардовские песни под гитару. Этот концерт, по мнению участников и гостей фестиваля, отличался особым благозвучием, благодаря чёткой работе звукорежиссёра Рустама Исхакова и его помощников по технической поддержке конкурса – Павла Осипова, Натальи Микушкиной, Бахтияра Нуритдинова. 

Какими бы ни были субъективные впечатления от соревнований, итоги фестиваля на третий заключительный день огласил постоянный председатель жюри, ветеран движения авторской песни Владимир Шабалин: это был большой список победителей XXV Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд – 2024»: Владимир Шабалин и руководитель ТО «Арча» Тимур Валитов торжественно вручили дипломы и памятные подарки победителям и призёрам фестиваля:

Детская песня

1. Быкова Ника (Алматы, Казахстан)

2. Волкова Ника

3. Фром Богдан

4. Хайленко Арсения (Алматы, Казахстан) 

Песня об осени

1 место - Смелова Лидия (Алматы, Казахстан)

2 место - Жумабек Лунара (Бишкек, Кыргызстан)

Туристическая песня

1 место - Смелова Лидия (Алматы, Казахстан)

2 место - Жалнина Елена

Юмористическая песня

1 место - Володин Роман (Алматы, Казахстан

2 место - Ефремов Алексей

2 место - Ли Алексей

Современная молодёжная песня (неформат)

1 место – Шибаева Кирьякия

2 место - Росин Алексей

2 место – Даткай Сергей (Бишкек, Кыргызстан)

Песни Булата Окуджавы

1 место – Калеева Рада (Бишкек, Кыргызстан)

2 место - Цыцарев Владимир (Алматы, Казахстан)

Дуэты и ансамбли

1 место – Шамсутдинов Руслан/ Ли Алексей

1 место – Борисовский Андрей/Борисовская Екатерина/ Калеева Рада (Бишкек)

2 место – дуэт «Всё возможно» (Анастасия Шейко/ Росин Алексей)

Исполнители

1 место – Шибаева Кирьякия

2 место – Насыров Юрий

Чтец




1 место – Багдасарова Гуарик

1 место – Шпаченко Лилия (Алматы, Казахстан)

2 место – Алексеева Елена

Композитор

1 место - Ефремов Алексей

2 место – Катышев Игорь

Поэт

1 место – Грушина Татьяна

2 место – Абишева Ольга

2 место – Мартыненко Сергей

Автор-исполнитель

1 место – Даткай Сергей (Бишкек, Кыргызстан)

2 место – Володин Роман (Алматы, Казахстан)



Номинанты на Гран-при фестиваля: Лидия Смелова, Даткай Сергей, Володин Роман


Гран-При фестиваля
- Володин Роман (Алматы, Казахстан)

Специальные номинации:

Мисс «Осень» - Калеева Рада (Бишкек, Кыргызстан)

Главный геолог – С.  Таджибаев

Загадка фестиваля – Георгиева Адель

Чайник фестиваля – Аксёнов Вячеслав (Бишкек, Кыргызстан)




    В финале фестиваля все участники конкурсной программы коллективно исполнили знаменитую песню «Солнышко» одного из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни — Юрия Визбора. Его душевные песни звучали возле походных костров во время отдыха, в пионерских лагерях или в студенческих строительных отрядах, на концертах и фестивалях авторской песни и во многих кинофильмах.

Гости фестиваля ещё долго не хотели расставаться и обменивались своими впечатлениями, сувенирами, сборниками стихов и песен, а также фотографировались на память. Как всегда, победили дружба и любовь к Прекрасному и сблизили всех огонь творчества, гармония и музыка. Этот важный моральный итог подтверждают мнения самих участников фестиваля.

Отзывы и впечатления участников фестиваля

 

Владимир Шабалин, председатель жюри:

- Юбилейный двадцать пятый фестиваль удался на славу! Уже с момента заезда гостей было ясно, что предстоит серьезная борьба! Это  подтвердил концерт открытия фестиваля "Визитная карточка". Приехали мощные команды из Казахстана, Киргизии, двое наших бывших соотечественников, а теперь жителей Москвы - Антон Макаров и Ельмурад Халыкбердыев. В командах Казахстана и Киргизии следует отметить замечательных авторов и исполнителей - Роман Володин, Александр Блак, Лидия Смелова, Сергей Даткай, Андрей Борисовский, Лунара Жумабек, Лада Лобанова, Вячеслав Аксёнов.

   В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения классика бардовской песни Булата Окуджавы. Поэтому мы приняли решение ввести в программу фестиваля номинацию "Песни Булата Окуджавы" для популяризации его творческого наследия.

Считаю, что замечательно поработало жюри фестиваля. Для конкурсной программы было отобрано по результатам прослушивания 72 номера. Конкурс продолжался почти четыре часа, а потом ещё четыре  часа жюри подводило итоги, выписывало заслуженные дипломы и распределяло призы. Короче, в 5-30 утра работа была завершена.

   К сожалению, в этот раз наши узбекские барды не показали высококачественных произведений. Следует отметить, что изменился стиль и содержание стихов и песен, по сравнению с произведениями даже пятилетней давности. Время наложило свой отпечаток.

   Подводя итоги фестиваля, считаю, что «Осенний аккорд-2024» прошёл великолепно!

Светлана Шейко, член жюри, многократный победитель фестивалей «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд»:

- Этот фестиваль уже проходит 25-ый год. Здесь собрались люди разных профессий, возраста, взглядов, но всех нас объединила авторская песня и поэзия. Радует, что в этом году много талантливой молодёжи. Это оставляет надежду на обновление активистов авторского движения, которое в будущем подарит новых зажжённых звёзд на этом небосклоне. Я бы хотела среди всех участников отметить наших узбекистанцев, которые показали хороший уровень исполнения и творческого потенциала. Из молодёжи могу выделить Анастасию Шейко, Кирьякию Шибаеву, Алексея Росина, показавших большие достижения в своём творческом росте. В этом году было много наших друзей из Киргизии и Казахстана, которых мы всегда ждём. Думаю, наше жюри работало добросовестно и сегодня оно себя  показало в подведении объективных итогов фестиваля.

Лунара Жумабек, клуб «Белая птица» (Бишкек, Кыргызстан):

Я в первый раз приехала на фестиваль «Осенний аккорд». С первого дня нам всё здесь понравилось: комфортно, удобно, правда, мы здесь накачали себе ноги. Аппаратура отличная: чистый звук. Атмосфера обалденная. Столько друзей приехало отовсюду!  Такой был разнообразный интересный конкурсный концерт! Мне супер-всё понравилось. Здорово!!! Команда из Кыргызстана – это 10 человек из клуба «Белая птица» и ещё больше двадцати человек, в целом, из нашей страны благодарят всех организаторов, всех участников и зрителей за чудесных три дня фестиваля!!! Мы  наполнены замечательными эмоциями, прекрасной энергией!!! Ваши объятия греют наши сердца и будут греть нас до следующей встречи! Спасибо за радушный приём, за гостеприимство!!! За отличную организацию фестиваля!!! Мы вас любим❤️❤️❤️


  Гости из Алматы - Александр, Алексей и Елена Хайленко - поблагодарили узбекистанцев за тёплый приём и обещали впредь видеться с  нами как можно чаще: «Друзья! Спасибо за ваше гостеприимство и за праздник, который мы будем помнить и ждать…».


P.S. Перед отъездом ТО «Арча» 25.09.24 посетил квартет в составе Антона Макарова и Ельмурада Халыкбердыева из Москвы; Алексея и Елены Хайленко из Алматы. Они подарили арчовцам часовой концерт  в непринуждённой клубной обстановке. В программе прозвучали не только популярные хиты ХХ века и произведения известных советских бардов, но и полюбившиеся на фестивале авторские песни наших гостей. В финале импровизированного концерта барды исполнили песню Александра Розенбаума «Мы живы». Им воодушевлённо подпевал переполненный зал в ТДФ, где каждую среду собираются арчовцы:

Вновь солнце взошло над грешною землёй,
И вновь берега обласканы приливом.
Пахнет сосновою смолой
И скошенной травой,
Клин журавлей над головой,
А значит, мы живы.

Мужское плечо и женская рука
Друг друга в ночи коснутся боязливо.
Есть океан у моряка,
У пирамид — века,
И у поэта есть строка,
А значит, мы живы...

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото Татьяны Грушиной и др.