четверг, 3 мая 2012 г.

Предисловие к новой книге поэзии и публицистики


    Неравнодушное сердце Гухарик  Багдасаровой

Новая книга поэзии и публицистики Гухарик Багдасаровой  «Есть лишь путь»[1] представляет собой один из ярких и пока еще редких примеров попытки синтетического подхода к явлениям жизни и искусства во всех его сферах. Стихи, открывающие книгу, позволяют оценить поэтический дар Гухарик и почувствовать, чем живет и дышит автор.

В литературно-критических статьях, художественных рецензиях, очерках, эссе Гухарик стремится не только дать интересное и насыщенное смыслами описание того или иного культурного события, но и нащупать те незримые, но очень важные нити, которые связывают это явление с его духовными корнями. И это стремление расширить рамки восприятия и во времени, и в пространстве дает нам возможность более целостного понимания современных тенденций в искусстве.  Мы живем в эпоху, когда искусство снова и снова ищет новые пути своего развития. Ищет тем более мучительно и упорно, чем явственнее человек ощущает как стремительность научно-технических перемен, так  и новые реалии, которые мы не успеваем осмыслить. Многие современные формы искусства все сильнее соблазняют нас принять игру в релятивизм как более простой и легкий выход, не требующий особых духовных затрат.

       Тем ценнее в этой обстановке центробежного разбегания смыслов позиция человека неравнодушного,  верящего в преемственность культуры и незыблемость ее великих основ, на которых пока еще держится человеческая цивилизация.  Автора сборника, который Вы держите в руках, можно с полной уверенностью назвать человеком неравнодушным, человеком, который, выражаясь языком средневекового рыцарства, с открытым забралом бросается в бой на защиту вечных ценностей. И если кто-то резонно спросит, зачем их защищать, если они и так вечные, опять же можно будет не менее резонно ответить, что эти ценности возможно, только потому и сохранились до наших дней, что их защищали такие неравнодушные и преданные им люди как  Гухарик. 

       О чем бы ни писала Гухарик Багдасарова, она всегда вкладывает в это всю себя, свои эмоции, симпатии и антипатии, свою почти детскую открытость новому и умение этим новым искренне и заразительно восторгаться. Это очень редкое свойство, особенно для журналиста. Ведь мы привыкли, что журналисты, как правило, люди достаточно циничные, и уж, во всяком случае, вполне прагматичные, знающие цену тому, о чем пишут, во всех смыслах этого слова.

Но автор книги с её оправданным названием «Есть лишь путь» видит и чувствует мир совсем по-другому.  Как человек, пишущий стихи, автор чутко улавливает и отзывается на многие веяния времени и всегда старается быть на пике современности, постигая и анализируя новые явления в искусстве.  Гухарик поражает своим неутомимым интересом, буквально, ко всем культурным событиям,  которые она старается не просто увидеть как зритель, но понять и осмыслить их в общем контексте развития искусства, с учетом современных тенденций.  Очень широк охват тем второго раздела книги – «Публицистика»: здесь и отзывы на художественные выставки, и рецензии на новые поэтические сборники, эссе и очерковые заметки  о таких замечательных наших поэтах как Александр Файнберг и Владимир Баграмов, о которых, к сожалению, мы уже вынуждены говорить в прошедшем времени...

Гухарик любит своих героев, и это всегда чувствуется по интонации ее текста, по той огромной теплоте, которую излучают ее строчки. Быть может, кто-то упрекнет ее в излишней эмоциональности и скажет, что журналисту нужно иметь более критический взгляд на все, о чем он пишет и не слишком воспарять в облака вместе с героями своих очерков.  Но мне кажется, что в данном случае упрек этот был бы неправомерен, потому что несмотря на всю свою страстность и эмоциональность, Гухарик отнюдь не теряет трезвости взгляда и критического восприятия того, о чем она пишет.  Ведь все дело в расстановке акцентов и в том, что каждый человек видит то, что есть у него внутри. И если журналист видит в людях только светлое, разве это не помогает и нам, читателям, внимательнее присмотреться к тем, кто нас окружает, и увидеть в них что-то новое?
    Одним из несомненных достоинств пятой книги Багдасаровой является то, что она возвращает нам незаслуженно забытые имена деятелей культуры. К сожалению, человеческая память – ненадежное пристанище, и мы порой, увлекаясь модными именами, склонны забывать людей, которые менее всего заслуживают забвения. Быть может, они не были гениями, но они были искренни в своей преданности творчеству, и замечательно, что Гухарик пишет о них так интересно, с теплотой и симпатией, словно возвращает нам их творчество и помогает увидеть его по-новому.

   Третий, нетрадиционный раздел книги  «Приложение»,  является по сути дела достаточно смелым экспериментом и  помогает увидеть нам портрет  автора глазами друзей, посвятивших ей свои стихи.   Знакомые нам и совсем неизвестные имена объединяет  одно: непреклонная вера в  духовное единство и умение быть открытым к обновлению. Авторы посвящений могли бы взять одним общим  эпиграфом к своим стихам знаменитую строчку Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке

   Думаю, что вы откроете для себя немало нового и интересного, прочитав эту книгу. А главное, у вас появится удивительное ощущение преемственности, взаимосвязанности и цельности всех тех явлений жизни, искусства и его служителей, о которых с такой щедрой и благодарной любовью пишет Гухарик. Хочется пожелать ей творческих успехов и неустанного движения вперед в осмыслении нашей сложной и противоречивой современности в стихах, прозе и художественной публицистике.

 Бах Ахмедов
лауреат международного конкурса 
«Пушкин в Британии» 2007 года.
15  04 12    
   


[1] Читатели знакомы с её книгами – двухтомником избранной поэзии, прозы, публицистики «Близкое эхо» (Т., 2003/2006.); Диалогами любви в стихах и письмах «Жизнь в свете бытия» (Т., 2008.); поэтическим сборником «И я причастна» (Т., 2011)

Комментариев нет:

Отправить комментарий