Неравнодушное сердце Гухарик Багдасаровой
Новая
книга поэзии и публицистики Гухарик Багдасаровой «Есть
лишь путь»[1]
представляет собой один из ярких и пока еще редких примеров попытки
синтетического подхода к явлениям жизни и искусства во всех его сферах. Стихи, открывающие книгу,
позволяют оценить поэтический дар Гухарик и почувствовать, чем живет и дышит
автор.
В
литературно-критических статьях, художественных рецензиях, очерках, эссе
Гухарик стремится не только дать интересное и насыщенное смыслами описание того
или иного культурного события, но и нащупать те незримые, но очень важные нити,
которые связывают это явление с его духовными корнями. И это стремление
расширить рамки восприятия и во времени, и в пространстве дает нам возможность
более целостного понимания современных тенденций в искусстве. Мы живем в эпоху, когда искусство снова и
снова ищет новые пути своего развития. Ищет тем более мучительно и упорно, чем
явственнее человек ощущает как стремительность научно-технических перемен, так и новые реалии, которые мы не успеваем
осмыслить. Многие
современные формы искусства все сильнее соблазняют нас принять игру в
релятивизм как более простой и легкий выход, не требующий особых духовных
затрат.
Тем
ценнее в этой обстановке центробежного разбегания смыслов позиция человека
неравнодушного, верящего в
преемственность культуры и незыблемость ее великих основ, на которых пока еще
держится человеческая цивилизация.
Автора сборника, который Вы держите в руках, можно с полной уверенностью
назвать человеком неравнодушным, человеком, который, выражаясь языком
средневекового рыцарства, с открытым забралом бросается в бой на защиту вечных
ценностей. И если кто-то резонно спросит, зачем их защищать, если они и так
вечные, опять же можно будет не менее резонно ответить, что эти ценности
возможно, только потому и сохранились до наших дней, что их защищали такие
неравнодушные и преданные им люди как
Гухарик.
О
чем бы ни писала Гухарик Багдасарова, она всегда вкладывает в это всю себя,
свои эмоции, симпатии и антипатии, свою почти детскую открытость новому и
умение этим новым искренне и заразительно восторгаться. Это очень редкое
свойство, особенно для журналиста. Ведь мы привыкли, что журналисты, как
правило, люди достаточно циничные, и уж, во всяком случае, вполне прагматичные,
знающие цену тому, о чем пишут, во всех смыслах этого слова.
Но
автор книги с её оправданным названием «Есть лишь путь» видит и чувствует мир
совсем по-другому. Как человек, пишущий
стихи, автор чутко улавливает и отзывается на многие веяния времени и всегда
старается быть на пике современности, постигая и анализируя новые явления в
искусстве. Гухарик поражает своим
неутомимым интересом, буквально, ко всем культурным событиям, которые она старается не просто увидеть как
зритель, но понять и осмыслить их в общем контексте развития искусства, с
учетом современных тенденций. Очень
широк охват тем второго раздела книги – «Публицистика»: здесь и отзывы на
художественные выставки, и рецензии на новые поэтические сборники, эссе и
очерковые заметки о таких замечательных
наших поэтах как Александр Файнберг и Владимир Баграмов, о которых, к
сожалению, мы уже вынуждены говорить в прошедшем времени...
Гухарик
любит своих героев, и это всегда чувствуется по интонации ее текста, по той
огромной теплоте, которую излучают ее строчки. Быть может, кто-то упрекнет ее в
излишней эмоциональности и скажет, что журналисту нужно иметь более критический
взгляд на все, о чем он пишет и не слишком воспарять в облака вместе с героями
своих очерков. Но мне кажется, что в
данном случае упрек этот был бы неправомерен, потому что несмотря на всю свою
страстность и эмоциональность, Гухарик отнюдь не теряет трезвости взгляда и
критического восприятия того, о чем она пишет.
Ведь все дело в расстановке акцентов и в том, что каждый человек видит
то, что есть у него внутри. И если журналист видит в людях только светлое,
разве это не помогает и нам, читателям, внимательнее присмотреться к тем, кто
нас окружает, и увидеть в них что-то новое?
Одним из несомненных достоинств пятой книги
Багдасаровой является то, что она возвращает нам незаслуженно забытые имена
деятелей культуры. К сожалению, человеческая память – ненадежное пристанище, и
мы порой, увлекаясь модными именами, склонны забывать людей, которые менее
всего заслуживают забвения. Быть может, они не были гениями, но они были
искренни в своей преданности творчеству, и замечательно, что Гухарик пишет о
них так интересно, с теплотой и симпатией, словно возвращает нам их творчество
и помогает увидеть его по-новому.
Третий, нетрадиционный раздел книги
«Приложение», является по сути
дела достаточно смелым экспериментом и
помогает увидеть нам портрет
автора глазами друзей, посвятивших ей свои стихи. Знакомые нам и совсем неизвестные имена
объединяет одно: непреклонная вера
в духовное единство и умение быть
открытым к обновлению. Авторы посвящений могли бы взять одним общим эпиграфом к своим стихам знаменитую строчку
Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
Думаю, что вы откроете для себя немало
нового и интересного, прочитав эту книгу. А главное, у вас появится
удивительное ощущение преемственности, взаимосвязанности и цельности всех тех
явлений жизни, искусства и его служителей, о которых с такой щедрой и
благодарной любовью пишет Гухарик. Хочется пожелать ей творческих успехов и
неустанного движения вперед в осмыслении нашей сложной и противоречивой
современности в стихах, прозе и художественной публицистике.
Бах Ахмедов
лауреат международного конкурса
«Пушкин в Британии» 2007 года.
15 04 12
[1] Читатели знакомы с её книгами – двухтомником избранной
поэзии, прозы, публицистики «Близкое эхо» (Т., 2003/2006.); Диалогами любви в
стихах и письмах «Жизнь в свете бытия» (Т., 2008.); поэтическим сборником «И я
причастна» (Т., 2011)
Комментариев нет:
Отправить комментарий