суббота, 15 декабря 2012 г.

«Дорогой длинною…» Театральные вечера с Георгием Дмитриевым



Георгий Дмитриев – молодой ведущий солист ГАБТ имени А. Навои - в этом театральном сезоне удивил любителей хорошей инструментальной и вокальной  музыки необыкновенными камерными спектаклями. Первый из них состоялся больше месяца назад 17 ноября в Академическом русском драматическом театре Узбекистана и стал значительным событием в культурной жизни богемы узбекской столицы.
Микаэл Таривердиев (1931-1996) – автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов, вокальной музыки. Г. Дмитриев свой сольный концерт «Я такое дерево…» на песни Микаэла Таривердиева   посвятил своему старшему брату актёру  экспериментального молодёжного театра «Ильхом» Евгению Дмитриеву, трагически погибшему в гастрольной поездке в Москве шесть  лет назад. Быть может, поэтому так  грустно, светло  и пронзительно звучали песни в его репертуаре:

«Я прошу:  хоть не надолго,
Грусть моя, ты покинь меня…
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
отсюда к родному дому…»

Знакомые песни из кинофильмов «Ирония судьбы», «Старомодная комедия», «Король Олень», «Адам женится на Еве», «Ольга Сергеевна», «17 мгновений весны» в исполнении Г. Дмитриева (бас) звучали особенно личностно, интимно, как сокровенная исповедь, редчайшее откровение души. Это состояние передалось публике, не желавшей после концерта отпускать с театральной сцены своего любимца и неоднократно вызывавшей его на «бис».
Успех режиссуры выступления заключался в том, что Георгий не просто  спел  песни известного автора – композитора и вокалиста, а смог их пропустить через свою автобиографию. Он захватывающе весело рассказал о детстве и отрочестве, с грустью  о своей первой любви, задумчиво  о вечных проблемах детей и отцов и, конечно, о своём любимом старшем брате и об их общем увлечении не только футболом, но и музыкой М. Таривердиева. Так впервые музыка и песни хорошо знакомого  нам  композитора приобрели второе дыхание: они  вошли в сердца слушателей, пропущенные и обновлённые утончённым восприятием и исполнением талантливого певца, артиста и режиссёра, мастера камерного театрального жанра - Георгия Дмитриева.
Вторая встреча с солистом ГАБТ  Г. Дмитриевым в его новом амплуа с небольшим отрывом от первой состоялась в камерном зале Государственной консерватории  Узбекистана. Программа концерта включала в себя «популярные песенки» Александра Вертинского (1889-1957): «Танго Магнолии», «Джиоконда», «Я сегодня смеюсь над собой», «Piccolo Bambino», «Прощальный ужин», «Доченьки» и другие. Исполнитель вовсе не подражал знаменитому шансонье с его необычным непритязательным репертуаром, предназначенным для русских эмигрантов, негромким голосом и распахнутой обнажённой, как нервы, душой – да, это и  невозможно! Г. Дмитриев  эмоционально  проживал песни поэта, певца А. Вертинского, запечатлённые в звуках и стихах,  и поэтому каждая из них становилась маленьким спектаклем. Но этого мало: он смог донести до слушателей обаяние яркой личности   замечательного артиста, исполнителя «печальных песенок» собственного сочинения – то наивных и непритязательных, то «экзотических» и претенциозных. И те, и другие пользовались успехом, подкупали и трогали своей особенной неповторимой, доверительной интонацией.
«Интимные» песенки, «домашний» голос – кто бы мог подумать, что всё это может иметь отношение к искусству?. А между тем  такой феномен существовал в лице А. Вертинского. И Георгий Дмитриев смог ещё раз это доказать, воссоздавая образ, созданный им на эстраде – единственный в своём роде, благодаря особой манере исполнения: каждую песенку  певец преподносил как маленькую пьеску, выступая в качестве драматурга, режиссёра и актёра одновременно.
В 90-х годах прошлого  столетия вышла, наконец, книга: «Александр Вертинский. Дорогой длинною…» Первый раздел составлен из воспоминаний о детстве, юности, первых сценических опытах, о долгих дорогах эмиграции. Второй раздел включает в себя стихи и тексты песен.
И только третий раздел не вошёл сюда – его «жизнь после жизни», когда в 21 веке выходит артист Георгий Дмитриев и снова  на «бис», как в старые добрые времена,  исполняет незамысловатую, до слёз трогающую песню А. Вертинского с экзотическим названием: «Танго «Магнолия» и мы не можем до конца понять тайны её магнетизма:

«В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поёт и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван,
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда у Вас на сердце тишина,
Вы, брови тёмно-синие нахмурив,
Тоскуете одна…» -
Это есть настоящая магия искусства.

Чуть больше месяца назад 12 ноября  состоялась третья творческая встреча поклонников Мельпомены с Г. Дмитриевым.
У входа в органный зал Государственной консерватории Уз.  перед началом  подлинно музыкальной истории о Хитроумном идальго Дон-Кихоте, рассказанной Санчо Пансо – действующим губернатором Острова грёз,  зрителям, предвкушающим  радость предстоящего феерического действия, было предложено загадать  своё самое заветное желание и опустить в волшебный ящик – и тогда оно обязательно сбудется, потому что в тот момент  они вступали на Остров грёз, где царствовал не закон прагматики, а чудо волшебства.
На импровизированной сцене авторы и исполнители действа – Георгий Дмитриев (Евгения Палехова – соавтор безумной идеи) – он же исполнитель главной роли Дон Кихота классического (бас), Санчо Панса – актёр театра Марка Вайля «Ильхом» Санджар Джумаев, Дульсинея Тобосская, академическая –  ведущая солистка ГАБТ Асмик Арутюнянц (сопрано), музыкант-концертмейстер – Татьяна Шахворостова, а также охрана Губернатора, разбойники, душегубы –  актёры театра Марка Вайля «Ильхом» Г. Кобылин и А. Камилов – малыми техническими средствами сумели  артистично, живо, образно прожить романтическую историю вечного мечтателя, «рыцаря печального образа» Дон Кихота. За основу создатели  музыкального спектакля взяли   либретто оперы  Жюля Массне «Дон Кихот», но  значительно обогатили    программу вечера тематическими произведениями   других композиторов: Ж. Ибера, Л. Делиба, М. Равеля,  К. Сен-Санса. Причём, все  песни и арии исполнялись на французском языке.
В конце спектакля Губернатор Острова грёз доставал из ящичка письменные пожелания  доверчивых зрителей и озвучивал их вслух: кто-то хотел приобрести иномарку, а кто-то дом на Канарах.
 – Так кто же из вас сумасшедший мечтатель? – резонно спрашивал губернатор.– Вы или Дон-Кихот, поверивший в свою мечту в поисках любви Прекрасной Дамы – Дульсинеи Тобосской?..   В зале то и дело раздавался добродушный  смех довольных зрителей над весёлым розыгрышем – над самими собой.
Я тоже на программке написала  своё заветное желание  попасть на оперу «Дело Моцарта» - вы не поверите, но спустя месяц оно сбылось, и я попала 12 декабря в  театр «Аладдин» на долгожданную премьеру, впечатлениями от которой с вами я поделюсь на своём персональном сайте "Близкое эхо" и "Письмах о Ташкенте".
До новых встреч с талантами и поклонниками!..


Гуарик Багдасарова, журналист-искусствовед,
www. http://guarik-guhar.blogspot.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий