воскресенье, 10 февраля 2013 г.

«Мир летящих мгновений»




«Мир вокруг нас – мир летящих мгновений:
Ярких, заметных, а то и ничтожных,
Неповторимых, но в чем-то и схожих,
Порою достойных стихотворений».
О. Бордовский.



В Государственном литературном музее Сергея Есенина состоялась успешная презентация  пятой книги. Олега Бордовского:  «Мир летящих мгновений». 



Творческий вечер вела Светлана Бабёнышева. На вечере прозвучали стихи  в исполнении автора, а также ташкентских поэтов, песни и романсы на стихи Олега Бордовского, положенные на музыку ташкентскими бардами. Стихотворные и  музыкально-поэтические посвящения  презентанту подарили  барды Степан Балакин











 и Дания Рысаева, выступившая с акростихом;  

поэт и журналист Гуарик Багдасарова продекламировала «Снежную весточку» и вручила виновнику торжества  свежий номер «Вечернего Ташкента» с анонсом знаменательного события в жизни  Бордовского;


 впервые на публике прочитала своё трогательное посвящение-экспромт Евгения Абалова;

 русские народные песни исполнила артистка Театра музыкальной комедии Ольга Нугаева в сопровождении гитарного аккомпанемента  Владимира Шабалина и  Бахтияра Нуритдинова.  

Прекрасный дуэт Виктора Кима  и Бахтияра  Нуритдинова  исполнил песни на стихи Олега Бордовского в переложении на гитару.


      В программе приняли участие и другие ташкентские поэты и барды «Клуба авторской песни и поэзии «Арча»: Геннадий Арефьев, Заури Оспанова, исполнившая вальс А. Грибоедова, 



 Алина Денисова, Светлана Клокотова,  Светлана Шейко и  Светлана  Демидова. Вечер прошёл на  тёплой душевной творческой волне  взаимного уважения и любви.


               Старшее поколение, кто пережил 26 апреля  1966 года землетрясение в Ташкенте, никогда не забудет не только ужасы пережитого шока, но и его последствия. Тогда на исходе ночи шестибалльные толчки сопровождались страшным гулом и  ярким багровым светом, озарившим весь горизонт. Потом ещё три месяца об этой ночи напоминали шестьсот с лишним колебательных толчков. Мы жили на Чиланзаре. Сейсмостойкие панельные на металлическом каркасе «хрущёвки» отделались трещинами от потолка до пола. Но весь центр и старый город был разрушен и потом снесён подчистую.
Позднее из  заметки Л. Абрамяна[1] и Хрестоматии по физической географии[2] я узнала, что, как разъяснили потом сейсмологи, Ташкент расположен на  разломе земной коры. Накопилось  напряжение между двумя половинками трещины, находившейся на глубине семи с половиной километров от поверхности земли. Произошёл взаимный резкий сдвиг двух частей трещины. При этом трещина увеличилась в направлении земли и уже располагалась в полутора километрах. Выйди трещина на поверхность, и от города ничего бы не осталось, как в 1948 году от Ашхабада.
В городе тогда  был создан Институт сейсмологии, в котором работают разведчики глубин беспокойных предгорных районов. В трёхкилометровую скважину под Ташкент были опущены высокочувствительные сейсмоприёмники и микрофоны. Они «подслушивают» малейшие колебания и потрескивания горных пород.  Учёные заверяют, что дальнейшие нарушения близких к поверхности слоёв земли под Ташкентом практически невозможны: уменьшается и вероятность более сильных сотрясений почвы. Однако город по-прежнему время от времени сотрясают подземные толчки, возвращая нашу память к пережитому шоку 26 апреля 1966 г.
Сейчас памятник «Мужество» в центре узбекской столицы напоминает нам о том, что народ, переживший грандиозную природную стихию,  выжил, благодаря помощи, которая пришла отовсюду со всей великой нашей страны. Вырос новый городок – «Спутник Сергели», построенный военными, заново были возведены целые микрорайоны на Юнус-Абаде, Чиланзаре и в центре города москвичами, ереванцами, ленинградцами, киевлянами. О них напоминают различные  национально стилизованные фрески и мозаики на фасадах, а также надписи на торцах домов: по ним можно узнать географию всесоюзной ударной стройки.
Георгий Минасович Саркисян, начальник Главташкентстроя, заслуженный строитель РУ, Почётный железнодорожник был удостоен многих правительственных наград за свой вклад в возрождение из руин  узбекской столицы. В своей книге «Двадцать лет из двадцати столетий»[3] он рассказывает, что за 20 лет (1963-1983) в Ташкенте было построено больше, чем за все предшествующие столетия истории города, отметившего по решению  ЮНЕСКО свой двухтысячелетний юбилей в сентябре 1983 г.
За активное восстановление Ташкента многие земляки и приезжие были награждены  нагрудным знаком: «Строитель Ташкента». Среди них  мой хороший знакомый, инженер по специальности и поэт по призванию Олег Георгиевич Бордовский (1930 г.р.).
Уроженец Ташкента, Олег Бордовский   в душе романтик и патриот своего родного города. После окончания в 1955 г. ТИИИМСХ он проектировал и воздвигал новые промышленные  предприятия и гражданские объекты в Ташкенте. Отмечен правительственной наградой – медалью «За трудовую доблесть» и, как активный участник восстановления Ташкента после землетрясения 1966 года – нагрудным знаком «Строитель Ташкента».
Олег Георгиевич вспоминает:
«Перед строителями Моспроекта-1 стояла задача в кратчайшие сроки сдать больше  3 тысяч  квартир в домах, способных выдержать напор стихии от 7-9 баллов по шкале Рихтера, восстановить театр Навои, детские сады, жилые массивы в центре и на Чиланзаре. В 1966 г. пострадавшим жителям было предоставлено больше тысячи готовых квартир. Тогда из Москвы приехали тысячи людей. Не все выдержали местные жаркие климатические условия и  напряжённый ритм строительства, с учётом новейших технологий,  и вынуждены  были вернуться обратно домой. Местные жители помогали профессиональным строителям. Это был труд как на «Хошаре» - добровольный и от всей души – воистину народная стройка».
Сегодня  он вместе с другими участниками  героической  эпопеи по-прежнему ценит то, что вместе пережили и сотворили во второй половине 60-х годов народы СССР. Они искренне говорят: «Здравствуй, Ташкент! Здравствуй, город человеческой преданности, верности и дружбы – символ чистых наших побуждений и дел, город нашей героической памяти».
Много лет спустя поэт Олег Бордовский признается в любви родному городу в своих стихах: «Красив Ташкент в любое время года…».
 Очевидцы тех событий никогда не забудут братскую помощь народа соседних республик, вернувшего всем пострадавшим крышу над головой и покой в их  новые дома и уверенность в том, что дружба народов, проявленная, как в минувшую вторую мировую войну, одолеет любое горе, лишения  и разрушительные последствия природной стихии.
С тех пор прошло более полувека: мир изменился неузнаваемо. Нет советской страны и нет прежней  дружбы народов. Правда, чудом сохранился независимый литературно-художественный и общественно-политический журнал с символическим названием «Дружба народов», основанный в 1939 году и  яростно отстаивающий гуманитарное сотрудничество литераторов государств-участников СНГ.
Олег Бордовский с детства  был  увлечен литературой, стихи начал писать с давних пор, но регулярно начал публиковаться в периодике Узбекистана после выхода на пенсию.
Своё призвание Олег Бордовский  реализовал в пяти стихотворных сборниках. За короткое время успел наверстать упущенные творческие возможности – пятикратно становился лауреатом международных фестивалей авторской песни и поэзии в номинации «поэзия».
Увлёк окружающих друзей своей любовью к сонетной форме стихов. Взяв за образец «Вольные сонеты» А. Файнберга и магистральный из них («Как во щи кур, я влип в капкан сонета»), в 2012 г. издал  «Венки сонетов», названный литературным критиком Е. Каминской  «романом в стихах», почти как у А. Пушкина, написавшего «Евгения Онегина» знаменитой «онегинской строфой» из 14 строк.
В своё время начало  творческой стези Олега Бордовского благословил народный поэт Узбекистана Александр Аркадьевич Файнберг. В подготовке  пятого сборника стихов  поддержали редактор  Баходир Ахмедов, редактор-корректор Лидия Полянская, художник Маргарита Шувалова и написавшая вступительную статью «Авторское кредо» литературовед Галина Малыхина.
          Галина Малыхина обращает внимание на заглавие книги – «Мир летящих мгновений»: «Как точно сформулировано авторское определение своей стези. Любовь и потери, обиды и радости, простое и сложное – все это мгновения большой судьбы поэта. За всем этим лирическим повествованием вырастает мощная, гармоничная личность самого автора.
     Цельная по замыслу книга Олега Бордовского имеет и некоторые погрешности в ее исполнении: имеют место повторы в описании лирических тем и образов. Но так ли это все важно? Более того, современная литература обозначена филологами как направление постмодерна, где автор творит независимо от классических установок жанра, ценится его самобытность, индивидуальное кредо.

    Приветствуя пятую книгу Олега Бордовского, с нетерпением будем ждать другие его творческие признания души».
        Любители литературы и авторской песни присоединяются к этому пожеланию и ждут новой творческой встречи с патриотом и неистребимым романтиком Олегом Бордовским, любящим свой родной Ташкент и его  жителей, среди которых он обрёл многих друзей и соратников-поэтов, с кем ему «суждено гармонизировать прекрасные виденья».





        
Гухар Саруханова,
guarik-guhar.blogspot.com
тел. 253-14-06, моб. 354-10-17







[1] Абрамян Л. Землетрясение. Всё остаётся людям. – Тула: издательство «Левша», 2009. С.290
[2] Землетрясение в Ташкенте. Указ соч. – М.: Просвещение, 1974. С. 52
[3] Указ. cоч.  – Т.: Шарк, 1995.

1 комментарий:

  1. Очень жалею что не приехал на вечер Олега Георгиевича. Чувствуешь, что его поэзию уважают. Нам молодому поколению есть с кого брать пример, и это радует.
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить