Рецепт
счастья
«И
чайки в Приаралье снова прилетят»
Любители изобразительного искусства Узбекистана и армянская община
страны 21 января этого года понесли тяжелую утрату. На 89-м
году жизни ушел в вечность заслуженный работник культуры Каракалпакстана
Рафаэль Теватросович Матевосян. Но истинный творец ещё при жизни готовит
себе второе рождение после смерти, ведь душа его вечно пребудет в этом мире в
его произведениях. Вот почему на
персональной выставке творчества мариниста Рафаэля Матевосяна в Доме- музее Урала Тансыкбаева,
приуроченной к «сороковинам» со дня его
смерти, царила на редкость «праздничная»
атмосфера. Выступавшие старейшие художники
академик АХ Уз В.И. Бурмакин, члены АХ
Уз. В.М. Лысов, А. П. Слугин, А. Батыгов, известный коллекционер произведений изобразительного искусства А.К. Назаров, представители Ташкентского армянского
культурного центра Георгий Сааков и
Карина Мартиросян, близкие друзья и родные
старейшего аксакала, верного
«певца-ашуга» Арала, как назвал его на открытии вернисажа популярный бард
Александр Каменский, – все единодушно отмечали жизнерадостный, открытый,
упорный и волевой характер счастливого
Мастера-одиночки, убеждённого в своей правоте,
– до конца дней прославлять
любимый Арал в живописи, стихах и прозе.
Рафаэль Матевосян родился в 1924 г . в г.Самарканде. Вскоре семья переехала
в Баку. В 1938 г .
он окончил школу «Каспийской детской морской флотилии», принимал участие в боях
на фронтах Великой отечественной войны в войсках связи. В 1957 г . завершил учебу в
Бакинском художественном училище имени Азима Азим-Заде.
В 1962 году Рафаэль Матевосян совершает творческую поездку в
Каракалпакию, где состоялось его первое знакомство с Аралом. В Муйнаке впервые
выходит с рыбаками на сейнерах в море. С тех пор художник регулярно выходил в море, что дало ему
возможность лучше на месте ознакомиться
с жизнью рыбаков и в шторм, и штиль почувствовать величие тогда ещё полноводного Арала, который он
полюбил с первого взгляда и навсегда.
Не так давно вместе с журналистом Н. П. Динько мне довелось побывать в
мастерской большого мастера кисти, известного в Узбекистане как
«певец Арала». Двери мастерской всегда были открыты для любителей
живописи, как сердце его хозяина – для вдохновения, которое он черпал в окружающей
природе и в общении с людьми. Герои его картин – чабаны
на коротком привале в степи; рыбаки, забрасывающие невод, матросы,
только сошедшие с баркасов или ведущие по морю тяжелые
грузовые баржи. И, конечно, на многих его полотнах плещется во всей красе
Арал, над которым тревожно кричат чайки. Сердце сжимается при виде этой «живой»
красоты, навсегда ушедшей в небытие и увековеченной кистью художника,
влюбленного в море и в жизнь.
Художник всегда был рад гостям, гостеприимно встречал их в своей мастерской.
В последние месяцы жизни вдохновенно рассказывал о своем заветном
проекте, но, увы, монументальная панорама Муйнака (9,5 метров в длину) так и осталась незавершенной. Нередко
мастерская Матевосяна превращалась в съемочную площадку. В ее стенах рождались
телепередачи, очерки, фильмы, которые транслировались в Нидерландах, Франции,
странах СНГ, а первые кадры снимались Каракалпакским телевидением в 1972-1978
гг. Последний из телефильмов, созданный в минувшем году студией
«Узбектелефильм», называется «Рафаэль Матевосян». Его режиссер Николай
Герасимов – один из авторов фильма «Арал – судьба моя» - в
10-минутной работе обозначил основные вехи пройденного художником пути.
- С детства я увлекался рисованием,
зачитывался книгами о морских путешествиях, а моим кумиром был Иван
Айвазовский, - вспоминал Р. Матевосян. - В
1962 г .
я впервые приехал в творческую командировку в Нукус, где мне предстояло
написать портреты знаменитых людей Каракалпакстана.
Зори тогда еще полноводного Арала
изумили меня, я научился понимать энергетику цветовых оттенков моря, берегов,
всего живого. На рыбачьих судах состоялись мои первые персональные выставки для
тружеников моря, - делился своими воспоминаниями художник.
В 1970-е годы Р.Матевосян являлся ответственным секретарем
Союза художников Каракалпакии, в 1977
г . он стал почетным гражданином города Муйнак, а
спустя год за заслуги в развитии изобразительного искусства автономной
республики был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры
Каракалпакстана». В 2000
г . Р. Матевосян был награжден серебряной, а в 2005 г . золотой
медалью Академии художеств Узбекистана, медалью «Жасорат».
Любопытно, что за два последних столетия Аральское море и его
прибрежье нашли свое отражение только на картинах очевидцев: первопроходца
Арала капитана А.И. Бутакова; в натурных зарисовках, сделанных Тарасом
Шевченко, плававшем на шхуне «Константин»; и в полотнах Рафаэля Матевосяна. С
завидным упорством, невзирая на недовольство и критику тех, кто поначалу не
хотел признавать факта «аральской трагедии» и всячески противился ее
демонстрации посредством искусства, художник оставался верен правде жизни.
Первые признаки начавшегося усыхания моря он зафиксировал уже в 1964 г ., а одна из его
известных работ - «Судно в песках», написанная в 1967 г . и выставленная на
обозрение ценителей живописи в Нукусе, - вызвала грандиозный скандал.
Матевосяна прозвали чуть ли не противником освоения пустынных массивов. Под
картиной было изменено название, но суть проблемы осталась.
С этой работы начался его
волнующий цикл о гибнущем из-за неразумной деятельности человека море, о
превращении голубого Арала в безжизненную пустыню. В него вошли картины:
«Причал в песках», «На вечном приколе», «На мели», «Гроза в песчаной бухте»,
«Затон», «Одиночество», «Надежда». В последующие десятилетия им были
созданы полотна, в названиях которых ощущается тревога и боль за случившееся:
«Лодка в камышах», «Чайки над морем», «Штиль», «Штормовая зыбь», «Туманное
утро», «Осень на Арале», «На промысле», «Соление рыбы». На живописных полотнах
уже не видно ушедшего за горизонт Арала, и эта трагедия прослеживается от
картины к картине. Но память сердца живописца хранила еще незабываемые
впечатления от первых поездок в Муйнак, где шумел морской прибой, гонимый
норд-вестом.
В середине 90-х годов, когда уже Арал ушёл в пески, он закончил рукопись своего собственного
расследования: «Человек и море», а незадолго до
кончины напевал в своей мастерской среди его живописных «марин» неказистые, но идущие от болящего сердца за свой родимый край стихи
на мотив популярной народной казачьей песни. Так сокровенно, трепетно,
душевно признаются только избранные
творцы в сокрушённой любви и
верности своей единственной Музе даже
тогда, когда объект их творческого вдохновения канул навсегда в Лету. Это была исповедь большого Мастера перед его уходом в вечность:
Каким ты был и как ты изменился,
Мой полноводный голубой Арал!
Зачем с тобой однажды повстречался,
Зачем
душой к тебе навек пристал?
Твои
волны в пески откатились,
Унося
с собой игривых рыб.
День
и ночь хожу я за мечтою:
Сердцем
так к тебе, Арал, прилип.
Причал
заснул в песке, фелюги – тоже.
Плашкоут
на рейде дремлет на мели.
Рыбачьи
шлюпки не тревожат волны.
Природа
мстит за прошлые грехи.
Но
не горюйте, мои сёстры, братья!
Ведь
если Боги страждущих простят,
То к нам Арал во всей красе вернётся
И
чайки в Приаралье снова прилетят.
Сегодня молодое поколение Муйнака не представляет себе, как
выглядело Аральское море. Теперь это можно увидеть только на полотнах
художника, являющихся уникальной и единственной коллекцией картин,
рассказывающей о превращении Арала в пустыню из-за неразумной деятельности
человека. Работы Матевосяна отражают чувства и чаяния людей, борющихся за
спасение Арала и, в целом, чистую экологию нашего родного края.
«Eго известность, шагнувшая далеко за пределы Ташкента и Нукуса —
в Нью-Йорк и Дели, Берлин, Лондон и другие города мира, не
удивляет. Матевосян обрел ее своим талантом и вдохновением, став
истинным летописцем Арала», - писала республиканская газета «Народное
слово».
Десятки картин большого мастера кисти закуплены различными музеями
и организациями. Его полотна экспонировались в США, Германии, Югославии,
Турции, во многих городах России, Казахстана, Узбекистана, Каракалпакии и на
суднах Аральского моря. На счету Р. Матевосяна более 270 выставок, из них 58
персональных, 10 международных и Всемирная
выставка в
Северной Германии – Ганновере.
В октябре 2005 г .
по инициативе армянского общинного объединения и при поддержке Министерства
культуры и спорта Уз. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана
прошла персональная выставка работ Р. Матевосяна под выразительным и
символичным названием: «Живой
Арал».
На протяжении многих лет художник являлся
непременным участником встреч ветеранов войны, проводимых в Республиканском армянском
национальном культурном центре, Ташкентском доме фотографии и Доме-музее Урала Тансыкбаева.
На этих встречах художник желал молодой смене мирного неба над
головой и возможности любить и творить
по велению сердца – в этом он видел залог счастья и бессмертия творца.
Отрадно, что на нынешней персональной художественной
выставке Р. Матевосяна было много молодёжи и детей из художественной студии при
ТАКЦ «Арвест» («Искусство») с их руководителем
Кариной Кургиной. Она объяснила коллективный
визит на выставку желанием приобщить своих юных воспитанников
к настоящему искусству в оригинале и «живому Аралу»: «Только так, - подчеркнула Карина Сергеевна, - можно сохранить в современном искусстве
молодых и начинающих художников преемственность лучших художественных традиций
прошлого века и нашего времени, а также многообразие художественного наследия
наших отечественных мастеров».
Сегодня
жители Ташкента и гости столицы могут увидеть картины Рафаэля Матевосяна не
только в музее Урала Тансыкбаева, но и в постоянно действующей экспозиции,
представленной в международном фонде «ЭКОСАН». На фоне живописных
полотен здесь проводятся конференции, обсуждаются актуальные вопросы,
касающиеся экологической проблемы региона.
Родственники художника планируют в ближайшее время с помощью
армянской диаспоры организовать
персональную выставку произведений Р. Матевосяна у него на родине в
Самарканде и на будущий год к 90– летию со дня рождения выдающегося Мастера
кисти – в узбекской столице.
Дело «летописца Арала» продолжают его дети Роберт,
Диана, Гаянэ. Их произведения широко представлены как в фондах
республиканских музеев, так и в ближнем и дальнем зарубежье. Журнал армян
Узбекистана «Деп Апага» неоднократно публиковал материалы о
республиканских, международных, персональных выставках художников знаменитой
династии.
Гуарик Багдасарова, искусствовед,
guarik-guhar.blogspot.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий