четверг, 30 мая 2013 г.

Классическая гитара в Ташкенте. ВЕЧЕР ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ




         Впервые 29 05 13 в узбекской столице в ДШМИ №1 на Юнусабаде  состоялся концерт  гитарной музыки. Солист – лауреат международного конкурса гитаристов в Израиле Андрей Галаян подготовил сложную и разнообразную программу  из сочинений ташкентских авторов, преподавателей Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А. Успенского и других профессиональных гитаристов.



В концерте прозвучали сочинения  для гитары самых различных жанров: «Две пьесы», «Три прелюдии» и «Танец» Виктора  Цветкова; Сюита «Дождик», «Баллада» и фантазия на тему: «От полуночи до рассвета» Сергея Захарова. На тему русских народных мотивов прозвучали четыре наигрыша, среди них особенно ярко прозвучали: «Уральский шуточный», «Былина», «По Волге». Этот список добавил быстрый итальянский народный танец в сопровождении гитар, кастаньет, тамбурина, пения «Тарантелла» - весь этот невидимый, но слышимый ансамбль, обычно сопровождающий этот танец, солист концерта  А. Галаян виртуозным исполнением смог извлечь из одной своей гитары. Так что ведущий концерта преподаватель лицея имени  В. Успенского Е.П. Тепляков, рассказавший историю гитары для поклонников этого уникального инструмента, признался, что когда он впервые услышал свои сочинения в интерпретации А. Галаяна, ему они показались совершенно новыми, ещё  более обогащёнными игрой  молодого музыканта.

В заключение концерта прозвучали сочинения А. Галаяна в исполнении автора. Сюита  «Утро в Дели»  очень точно и тонко передала звучание индийского народного струнного щипкового музыкального инструмента ситара. Мистическое звучание ситара  часто сопровождает суфийские  послания. В настоящее время этот таинственный инструмент  часто звучит в современных ансамблях суфийской музыки в России и у  кришнаитов Центральной Азии. Эти мистерии, основоположником которых был  Хазрат Инайят Хан (1882- 1927) можно сравнить с космической симфонией любви, гармонии, красоты, пробуждающей сердце ищущего путь истины. Во время своего пребывания в России – в Москве и Петербурге  в 1914 г. Хазрат покорил своими лекциями-концертами А.Н. Скрябина, в то время пребывавшего на вершине музыкальной славы.   Русский композитор  отмечал величие, спокойствие и великое рвение в этой музыке и позднее использовал её в «Мистерии», по замыслу композитора, включившей в себя идеи разных культур и предназначенной мистически повлиять на развитие мира искусства в 20 веке.
Благодаря участнику ансамбля «Битлз» Джорджу Харрисону, освоившему технику игры на ситаре, он стал также популярным инструментом у рок-музыкантов.
В небольшой по объёму сюите А. Галаяна преобладали чистые светлые мотивы наступающего утра жизни, обещавшего хороший день, полный духовной радости бытия – тот самый заветный день, о котором  Б. Пастернак и следом Чингиз Айтматов сказали: «И дольше века длится день».
Второе произведение было посвящено «Чор-Су». В этом сочинении гармонично и жизнерадостно прозвучал целый ансамбль народных узбекских инструментов, в котором автор прекрасно разбирался: рубаб, домбра, зурна и другие. В руках Галаяна гитара, казалось, по мановению волшебной палочки, преображалась  в различные струнные щипковые,  духовые  и ударные инструменты Среднего и Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии. Причём, они вовсе не звучали хаотично – они доносили до современного слушателя сказочные образы поэтического Востока.
Третье произведение из восточного цикла «Танец шамана» включал в себя не только черты  благородного размеренного европейского танца, но и стремительные страстные элементы  откровенного колдовства-«чертовщинки», которым бывает исполнен танец шамана, призванного  напугать и отвести от человека злых духов.  
Публика не отпустила А. Галаяна без исполнения им классики. Вечер гитарной музыки завершился  виртуозным воспроизведением  двух сонат современника И.С. Баха – Скарлатти и «Скерцо-вальса», земляка и современника Гарсиа Лорки, Сальвадора Дали - каталонца Мигеля Льобета.

В перспективе Андрей Галаян по просьбе его учителей и наставников, чью музыку он играл весь вечер в родной музыкальной школе №1, из которой он вышел в  большой мир  искусства  и начал  стремительную музыкальную карьеру,  обещал написать концерт для гитары с оркестром.
Будем ждать новых творческих достижений на музыкальном поприще от молодого гитариста, которому только в сентябре исполнится 25 лет, из которых добрых два десятка он посвятил музыке.


Гуарик Багдасарова, искусствовед,
guarik-guhar.blogspot.com






Комментариев нет:

Отправить комментарий