понедельник, 17 июня 2013 г.

Чимганское эхо -2013




Успешно завершился эколого-туристический фестиваль «Чимганское эхо – 2013». Фестиваль  традиционно прошёл в урочище "Двенадцать  ключей" у подножия большого Чимгана.  


«Тридцать шестой фестиваль авторской песни удался, - такой вывод сделал председатель жюри фестиваля С.П. Суханов.
По его мнению, следующие критерии определили достигнутый успех фестиваля:
- массовость мероприятия, его широкая география – от Израиля (автор и исполнитель песен Виктор Мишуров) до Камчатки (исполнитель авторских песен Елена Косыгина);
- высокий уровень исполнения участников различной возрастной категории – от ВИА «Арчата» школьного возраста до зрелых авторов;
-  различные номинации: «Композитор», «Автор»,  «Исполнитель», «Разные хорошие песни», «Дуэты» и «Ансамбли», «Патриотическая песня», «Юмор» и массовое активное  участия в них бардов;
- строгость и объективность судейской комиссии, состоящей из мэтров авторской песни,  неоднократных лауреатов, победителей  многих  международных фестивалей в Центральной Азии и за рубежом.
- наконец, сочетание  приятного с полезным: мобилизация творческой общественности к работам и действиям для достижения здоровья и устойчивости окружающей среды.
Спортивной частью совместного фестиваля 10 лет подряд руководит Леонид Козловский от  Федерации альпинизма и скалолазания. Только 25 человек в этом году  приняли участие  в спортивном ориентировании из разных городов Узбекистана. Первое место заняла Валерия Капранова. Валерий Шабалин, впервые приехавший на фестиваль, принял участие в «Скоростном восхождении» и получил диплом за волю к победе. Закира Владимир из клуба «Забег к небесам» имени погибшего в прошлом году в Гималаях  узбекского альпиниста, мастера спорта  Ильяса Тухватулина  стал чемпионом  скоростного восхождения.
Эколого-туристический фестиваль помогает привлечь внимание людей многих стран не только к авторской песне, но  и вовлечь их в широкий спектр деятельности по восстановлению хрупкой окружающей среды нашей  планеты и её жемчужины – Чимганского ущелья. Общественное движение «Мы за чистый Чимган» привлекло уже  сотни волонтёров, адаптировавших эту концепцию в глобальное событие.
Таким образом, авторская песня на фестивале получила новую направленность на защиту окружающей среды и последние десять лет  способствует тенденциям нравственного и экологического развития населения нашего центральноазиатского региона.
Вместе с тем, фестиваль  авторской песни  ещё раз напомнил слушателям о достижениях, проблемах и перспективах развития песенной поэзии в Узбекистане и самого Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча», который  в  этом году  будет праздновать своё  славное 20-летие.
 «Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят ото всего…
Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии», -  так более полутора столетия назад  писал Н.В. Гоголь. Великий русский классик таким образом посылал свои слова в наш переменчивый XXI век, напоминая о непреходящих ценностях, среди которых сегодня важнейшее место занимает культура устного слова, звучащая поэзия.
Звучащий стих имеет историю куда более древнюю, чем письменный. Античность, средневековье, мусульманский и христианский Восток, включая Древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием  инструментов – чаще всего, струнных.
Эта традиция, судя по ежегодным международным фестивалям в урочище Чимган («Чимганское эхо») и Ходжакенте («Осенний аккорд»),  сохранилась по сей день, принимая новые формы и придавая особую значимость поэтическому слову.
С лёгкой руки сперва Булата Окуджавы и потом Владимира Высоцкого, Сергея и Татьяны Никитиных в 60-70-х годах прошлого века появилось новое определение музыкально-поэтического жанра – «авторская песня», ныне прочно вошедшее в культурный обиход. Вл. Высоцкий называл  свои стихи под гитару песнями-монологами, потому что всегда их пел от первого лица, хоть и в разных ипостасях – альпиниста, моряка-подводника, парашютиста, воина, дальнобойщика, лётчика, пирата, сумасшедшего и здравомыслящего чиновника.
Что же изменилось с тех пор в личности поэта-певца, композитора-исполнителя и непосредственной реакции молодёжной аудитории на живое дыхание текущего времени? На смену старым песням приходят новые, меняется характер авторского исполнения и даже самый стиль общения со зрителем-слушателем.

В этот раз «гран-при» –  высшую награду на фестивале – гитару впервые  завоевал рок-музыкант, участник рок-группы «Твёрдый знак» Фархад Юнусов. В его репертуаре преобладают как философские, так и юмористические авторские песни. Их ансамбль исполняет рок-композиции в клубе «Коттон» на базах отдыха Салара.  
Фархад взял за основу классическую авторскую песню, одну из которых он прекрасно исполнил на концерте  памяти Владимира  Баграмова в рамках фестиваля –  песню Б. Окуджавы «На ясный огонь». Однако музыкант, хорошо знакомый с классикой авторской песни,  решил привнести в близкий ему кантри-блюз  жёсткое хард-роковое звучание, и в итоге получились необычные, спорные по смыслу и форме, но оригинальные сочинения, вызвавшие неоднозначный интерес у жюри и многочисленных  слушателей, особенно молодёжи. Фархад завоевал внимание жюри и вышел в финал премьерой песни "Статистика". В продолжение борьбы за Гран-При он исполнил своеобразный блюз на тему  бессмысленности жизни «Кофе и сигареты», который  был судейской комиссией единодушно отклонён. А вот премьера трагикомической  песни  «Обжора и Эльза» принесла решительную окончательную победу молодому рок-музыканту.
Его конкурентами были дебютант  фестиваля Олег Науменко и Светлана Шейко из Ташкента, неоднократный лауреат фестивалей «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд», обладательница Гран При на прошлогоднем летнем фестивале «Звёздное небо»  в Алмате.  
Фархад при вручении ему трофейной новой гитары признался, что он вовсе не рассчитывал на победу. Его уговорил участвовать в конкурсе его  бывший  однокурсник и впоследствии педагог философского факультета НУУ имени М. Улугбека Олег Науменко. В финале их состязания Олег мог бы  повторить знаменитую фразу В.А. Жуковского, адресованную А.С. Пушкину: «Победителю ученику от побеждённого учителя». Неожиданная победа  Фархада ещё раз подтвердила беспристрастное  отношение судей ко всем участникам фестиваля, многие из которых были справедливо отмечены дипломами.
Среди них Владимир Шабалин, исполнивший песню «Молитва» на стихи А. Лугарёва и музыку К. Шевелёва, получивший Специальный диплом «за искренность исполнения классики авторской песни».

Зафар Юсупов был отмечен дипломом в «авторской номинации» за песню «Ещё вчера…». Его манера исполнения  как классических, так и собственных песен отличается особой внутренней органичностью, когда глубокое содержание и внешняя  ненавязчивая форма совпадают и выдают в авторе понимание  «золотой  меры искусства».  Недавно  он выступал на радио «Ташкент» с двумя новыми песнями. У индивидуального «ненадрывного исполнения» авторских песен  Зафаром  Юсуповым появилось много новых поклонников –  ему осталось только завоевать неприступное  жюри на очередном фестивале.

Дуэт Светланы Шейко и её 12-летней дочери Насти был отмечен дипломом за исполнение песни на стихи И. Черникова «Вот и пришла весна». Яркие семейные дуэты Игоря и его сына Станислава Катышевых, Бахтияра и его сына Алишера Нуритдиновых, незабываемые творческие дуэты Михаила Михелева и Любы Кудрявцевой, Натальи Микушкиной и Бахтияра Нуритдинова были также отмечены особыми дипломами. Лауреатом в номинации «композитор» единогласно  избрана Гульнара Крым. Специальный диплом за исполнение песни В. Баграмова «В Ярославле-городе» получила  Алина Денисова.

Всех дипломантов невозможно перечислить в одной статье, да и в этом нет особого смысла. Главное, что  на нынешнем  фестивале  бардам удалось создать атмосферу тёплой дружбы, взаимного доверия, творческого  самовыражения и духовного единения, со-радости и со-чувствия другим собратьям-песенникам. Так  душевно тепло и вдохновенно было всегда на всех фестивалях авторской песни.

Мне посчастливилось побывать на 30-летнем юбилейном фестивале  авторской песни 24 марта 1998 г. в новосибирском Академгородке, в котором выступили Юлий Ким, Александр Дольский, Сергей и Татьяна Никитины и другие мэтры песенной поэзии. Участники юбилейного фестиваля  отдали дань памяти Александру Галичу, инициатору и участнику первого фестиваля авторской песни в Новосибирском научном центре (1968). В разное время приходилось слушать Александра Розенбаума, Веронику Долину, Жанну Бичевскую, Елену Камбурову и Елену Фролову из Московского театра  песни и  поэзии, нашего ташкентского  барда Александра Каменского.
Все они очень разные, и каждый по-своему неповторим и обаятелен, в силу своего таланта, но для них характерна  классическая манера исполнения, в которой музыка сливается с поэзией, уходит своими истоками в творчество А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Городницкого. Жители Ташкента помнят гастрольный  концерт руководителя Московского театра песни и поэзии в столичном  Академическом русском драматическом театре весной 2008 года. Елена Камбурова исповедально, сокровенно,  грудным баритоном  под гитарный и клавишный аккомпанемент исполняла песни из репертуара «серебряного века» -  на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама.  Это представление можно было назвать музыкально-поэтическим театром одного актёра.
Впрочем, наши композиторы и исполнители тоже очень часто  обращаются к советской и русской классике. Свою классическую высокую ноту чистой поэзии в программу гала-концерта 2008 г.  в театре «Аладдин» в Ташкенте внёс тогда ещё  здравствующий Владимир Баграмов. Кто бы предполагал, что это выступление было его «лебединой песней»? Он представил на суд слушателей стихи из своей будущей книги «Босиком по облаку». На этом концерте впервые были озвучены автором  «Антиличная поэма», «Посвящение Н.В. Гоголю», «Памфлет на графоманов» и гимн настоящим поэтам – «Поэты, жизни семена, случайно павшие на землю» (Посвящение В. Гину»), а также исповедь поэта-барда: «Всю жизнь в душе душу раба в его славянской оболочке».
Теперь это уже история. Через год он ещё участвовал в жюри фестиваля авторской песни «Чимганское эхо», но  потом 16 июня 2011 года  его не стало. Вечер памяти Владимира Баграмова в рамках фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-11» открылся прижизненным посвящением  ему Виктора Гина, поэта из Израиля: «На ночном небе одни звёзды кажутся большими, другие – маленькими, но это не значит, что они, действительно, такие, просто маленькие звёзды очень далеко от нас.
Вот и Владимир Баграмов далеко живёт от Москвы, Питера, Тель-Авива, от миллионов, глубоко и по-настоящему любящих поэзию. Но он звезда очень крупной величины, и это хорошо знают те, кому посчастливилось приблизиться к его творчеству – прозе, стихам, песням и  пьесам. И я в числе этих счастливчиков».


В течение двух последних лет в рамках  фестиваля «Чимганское эхо»  Вл. Баграмову воздают дань памяти  преданные ему «счастливчики», знавшие его при жизни: ташкентские барды, поэты, декламаторы и просто почитатели  его стихов и прозы, а он их благодарно «слушает»  с небесных горних высот:

«Перед Всевышним был поэт в ответе
За то, что чашу жизни не донёс.
Мы чествуем его в горах и дома на рассвете.
А он, любя, всерьёз не покидает нас»
(Г. Багдасарова).



 «Талант – детская модель вселенной» - сказал однажды Борис Пастернак. Поэты и музыканты наводят в ней гармонический порядок. Большое настоящее искусство сближает людей – делает их братьями. Что бы там ни было (и много было всякого!..) в наше переходное сложное, противоречивое время фестиваль авторской песни «Чимганское эхо» живёт вот уже тридцать шестой год как упрямое объяснение в любви – жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда не прискучит, потому что его  всегда недостаточно.

Эту преемственность гуманной культуры авторской песни, смеем надеяться,  сохранили, развили  и наверняка передадут потомкам участники нынешнего  фестиваля «Чимганское эхо – 2013».

Гуарик Багдасарова,
guarik-guhar.blogspot.com


1 комментарий:

  1. Очень душевная статья. отрадно что авторская песня живет и в сердцах старшего поколения. и ее исполняют молодые барды. А значит жить она будет вечно. Главное чтобы она не теряла своей мудрости. искренности, и актуальности.
    Спасибо Гуарик!
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить