«Хоть
их четыре времени у года.
Но мило мне одно из четырёх»
Виктор Клепиков.
Но мило мне одно из четырёх»
Виктор Клепиков.
«Ходжакент – ты
«Чимганскому эху" собрат»
«Чимганскому эху" собрат»
Роман Мусин.
Международный
фестиваль авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-2013» прозвучал в
конце сентября (27-29 09 13) на базе детского оздоровительного лагеря «Геолог»
под Ходжакентом, заявив о себе с
полной силой как о событии глобального культурного значения, ведь он знаменовал
20- летие Ташкентского Клуба авторской песни и поэзии «Арча». Гости из Москвы,
Алматы, Заравшана, Гулистана и Сыр-Дарьи приехали поздравить своих собратьев по
интересам – любви к самодеятельной песне
и хорошей поэзии. Всех участников концерта и гостей объединял девиз фестиваля:
«Мы живы, покуда поём,
Покуда не ищем наживы,
Пока мы стоим на своём,
Пока наша песня не лжива».
Как
и предыдущие фестивали, юбилейный прошёл
под лозунгом: «Здоровая молодёжь – залог будущего». Финансовое содействие проведению массового
мероприятия, охватившего не только коренных ташкентцев, но и многочисленных
гостей из разных регионов и городов СНГ
и Центральной Азии оказали Федерация
экстремального и горного туризма в Узбекистане,
Центр детского туризма и краеведения Ташкентской области, ННО
"Родничок", АКБ "Капитал-банк", Республиканская товарная
сырьевая биржа, Республиканская агропромбиржа.
В
оргкомитет вошли председатель
общественного клуба авторской песни и поэзии «Арча» Т.Ш. Валитов,
зампредседателя Федерации экстремального и горного туризма в Уз, координатор
фестиваля Л.Ю.Козловский, известный общественный деятель профессиональный знаток и пропагандист
авторской песни, председатель жюри фестиваля
С.П. Суханов. Они заблаговременно
позаботились о том, чтобы всем его
участникам было особенно комфортно
расположиться на высокогорной живописной территории в уютных застеклённых
павильонах и коттеджах большими и малыми
творческими группами.
Любители осеннего плавания находили отдушину в лазурном бассейне с осенними листьями на
поверхности ключевой воды. Зрелище со
стремительными бард-заплывами и падающими
на головы смельчаков увесистыми грецкими орехами было не для слабонервных
людей.
Участники фестиваля
готовы были вместе и
индивидуально бесконечно репетировать и общаться по душам не только в самом
лагере, но и за его пределами на склонах гор, увитых зарослями орешника,
боярышника, шиповника, дикого винограда,
ежевики. Узкие, проторенные туристами
тропинки вдоль русла стремительной
чистой горной речушки Булаксы (название переводится, как «Родниковая вода»)
вели самых любознательных любителей пеших походов к водопадам и пещерам, чистым
источникам с целебной щелочной водой. Самые отчаянные туристы доходили до
знаменитого родника. Во все сезоны, даже в засушливое время, он всегда источает
хрустальную холодную воду. Ореховая роща,
где я устроила себе получасовой привал, когда-то была названа в простонародье «Медитативной рощей», так как там народ часто
медитирует и занимается йогой. Это очень уютное место, самой природой созданное
для горних размышлений и душевного отдыха. «Медитативная
роща» находится всего в двух километрах от лагеря «Геолог». Здесь можно было
посидеть в уединении и отпустить все свои житейские обиды на ветер и поймать вдохновение в чистой прозрачной родниковой воде и в ясном азиатском
голубом небе над головой без единого облачка.
Я
расположилась в 5-ом павильоне по соседству с талантливой четой бардов –
Владимира (обладатель специального диплома «Главный
геолог фестиваля») и Татьяны
Шабалиных, Александра и Жанны Симоновых (неоднократных лауреатов фестивалей
авторской песни), ветерана Клуба самодеятелной песни Романа Мусина (Специальный диплом фестиваля за высокие достижения в
авторской песне), творческого дуэта
М. Михелева и Любы Кудрявцевой (Диплом 1-й степени в Номинации:
«Гитарные композиции»), Ольги
Абишевой (Специальный диплом фестиваля
за прекрасную авторскую песню) и её подруги Людмилы Фралик, не выпускающей из рук
фото-видеокамеру, добровольно и усердно
снимающей для потомков документальную хронику авторской песни.
Здесь
же уютно расположились поэты - член
стихотворного жюри Олег Бордовский, Виктор Игнатиков (Диплом 1 степени за авторскую поэзию), Ирина Кондратенко, чтецы
Ирина Парамонова (дважды лауреат в
этой номинации) и Галина Кутянина (диплом 2 степени) и много других интересных людей.
Поистине,
«счастливые часов не наблюдают» - одни бодрствовали под неумолкаемые ночь
напролёт туристские песни у костра под
гитару Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина, А. Дольского, А. Городницкого, В.
Третьякова, Ю. Кукина, Т. Валитова («Искромётная осень»). Другие спозаранку
просыпались с первыми переборами гитары неуёмного исполнителя Андрея Цоя всем
полюбившихся песен В. Третьякова
«Седьмое небо» и О.Митяева «Как здорово,
что все мы здесь сегодня собрались…». Жанна сыграла нам несколько новых песен
на стихи А. Симонова: «Облака», «Рождество» и вспомнила полюбившиеся «старые»
авторские песни из его же поэтического сборника «В стране заоблачных высот»
(Т., 2009) .
Зашедший
в павильон на 5 минут и задержавшийся на час Василий Ерёмин показал на гитаре новую лирическую песню Виктории Черенцовой с актуальным припевом на злобу дня:
«Ах,
эта осень, эта осень, эта осень
Дождём
стучится в жёлтую листву.
Я
эту осень, эту осень, эту осень
Своим
последним летом назову».
По соседству с бардами и поэтами
расположились кришнаиты, добровольно взявшие на себя обязанности бесплатно
досыта накормить вегетарианскими блюдами нуждающихся в «пище жизни» своих братьев по духу, и при
желании, на досуге ненавязчиво поделиться с ними своими знаниями о Кришне (так
личностно и почти фамильярно они
называют Бога). Почитатели Кришны верят
в бессмертие души и реинкарнацию и всё делают для того, чтобы пробудить в себе духовное сознание, которое,
по их мнению, только и может сделать людей счастливыми. Их духовный учитель Шрила Прабхупада обращается
в своём послании к людям всей
планеты, пытаясь донести трансцендентно
ведическую философию сознания Кришны, науку постижения Бога во всеобщей любви к
нему и друг к другу: «Мы должны заботиться об удовлетворении души. Тот, кто
чистит клетку, не принесёт радости сидящей в ней птице…», - говорит он.
Кришнаиты
исповедуют три главных принципа их
философского учения и образа жизни – «терпение, смирение и почитание» и
ведут со всеми интересующимися их
учением три основные темы философских бесед на природе – это «самбандха» - наши
взаимоотношения с Богом, «абхидхея» - деятельность в рамках этих
взаимоотношений и «прайоджана» - высшая цель, или совершенство. Эти цели,
впрочем, ставят все мировые религии, поэтому по своей внутренней сути они
являются универсальными, характерными для всех мировых конфессий, включая
христианство и ислам. Кришнаиты
органично вписались в походный быт и концертную жизнь «бродячих» бардов: они
не мешают друг другу, а скорее, помогают каждому реализовываться в своей ипостаси – духовной и мирской. Цель-то
одна: жить в любви и гармоничном согласии с природой и научиться любить Бога, а
значит, себя и ближнего, как самого себя. Не исключено, что под их влиянием
рождаются авторские песни такого
неожиданного лирико-философского содержания, как у А. Симонова:
«…И
в каких временах мы встречались,
Милый
друг, вспомним только во сне,
Как
на белых конях к замку мчались
И
стихи растворяли в вине…
И
другие созвездья блистали,
Может
быть, над твоей головой.
Сколько
раз мы друг друга теряли,
Сколько
раз мы встречались с тобой».
Путь к истине достаточно сложен и разнообразен. Каждый
волен выбрать свою личную, неповторимую
дорогу к ней и не забывать при этом, что
человек и есть храм божий. Бог в нашем
глубинном восприятии – это есть безоговорочная любовь к ближнему и наша
совесть. Каждый из нас имеет призвание – задание от Бога. Важно не только разгадать
его, но и исполнить. Для этого нам дана жизнь и возможность ею управлять,
согласуя свои потребности и желания с Богом на очень тонкой душевной и духовной
основе.
Вот почему большинство из нас, оставив
«суету городов», затягивающую паутину
улиц, самые насущные житейские
проблемы дома, приехали на осенний
фестиваль авторской песни и поэзии. Здесь и больше нигде можно услышать эту тихую тональность тонкой связи с Высшим разумом и обнаружить внутри
себя совесть и с новой силой ощутить потребность любить людей и совершать
безоговорочные добрые поступки. Разве не этому альтруизму учат нас песни Б.
Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, С. Никитина, А. Суханова, О. Качановой, В.
Мурадян, Вл. Баграмова, прозвучавшие и покорившие слушателей и зрителей в одном
лице и на этот раз в программе конкурсного концерта в исполнении ташкентских и
иногородних бардов? Не все участники стали победителями – это естественно, не
каждый дошёл не только до финала, но даже не смог пройти кастинг - испытание
прослушиванием, но как все радовались за успехи друзей – и это было главным
достижением фестиваля.
Статус «Победителя» в номинации «Детская
песня» получили «арчата» Н. Шейко, М. Нурмухамедов, В. Капранова, М. Денисова.
Лауреатами патриотической песни стали воины-интернационалисты
из Гулистана братья Хасан и Хусан
Жураевы (Диплом 1 степени) и трио из Гулистана: Р. Аминов, А. Аманазаров, Ш.
Мадаминов (Диплом 2 степени). Их
песня «Мусульманский батальон», основанная на
реальных исторических фактах, вызвала не только восторг, но и слёзы на
глазах у публики: зрители аплодировали им стоя.
Дипломы 1-ой и 2-ой степеней поделили между собой авторы-композиторы
Станислав Катышев и Мурад Якубжанов,
авторы-исполнители Станислав Катышев и
А. Чумаченко из Алматы. Станислав в
двух номинациях вырвался вперёд, благодаря не только удачному выбору духовной
темы, своему сильному раскатистому баритону, но и душевному исполнению, а
значит, вокальному и исполнительскому мастерству.
В номинации «Исполнитель» Гульнара Крым
получила диплом 1-ой степени за смелую оригинальную интерпретацию известной
песни Б. Окуджавы «Живописцы». Наташа Микушкина – удостоена Диплома 2-ой
степени.
Лучшие туристические песни были отмечены
Дипломами 1 степени у Баходыра Идрисова и 2-ой степени у Зафара Юсупова. Жюри было благосклонно, как никогда, в этот раз: несмотря
на то, что Зафар не смог сразу же овладеть своим волнением, на секунду прервал
походную песню и начал её снова – он
покорил судей и публику своим упорством,
камерным задушевным исполнением и
внешней харизмой, что тоже немаловажно для барда.
Диплом 1-ой степени за юмористическую
песню неоспоримо завоевал Михаил Михелев.
В номинации «Мэтры. Песни хорошие и
разные» дипломы 1-ой и 2-ой степеней разделили наши гости – Антон Макаров из Москвы
и Александр Блак из Алматы.
Светлана Шейко получила диплом 1 степени
в номинации «Мэтры» за «Песню об осени». В этой же номинации – диплом 2-ой
степени завоевал Л. Пузырёв.
Заслуженный мэтр музыкально-поэтического
клуба «Арча», старейший бард Леонид Пузырёв, «дедушка Сэм», как его
ещё любовно называют в народе, спел
песню, посвящённую тем, кто стоял у истоков самодеятельной песни, среди которых
«иных уж нет, а те далече». Движение бардовской песни в Ташкенте
зародилось в 1975 году, когда возник
клуб «Апрель», предтеча «Арчи», куда вошли И. Бяльский, Вл. Шокодько, Вл.
Полищук, Вл. Попов, Гр. Гордин, Ст. Балакин. Позднее в 1993 году был создан Клуб «Арча» с активным
участием в нём поэтов Р. Фархади, Вл. Баграмова, барда Александра
Исаева и многих других энтузиастов самодеятельной песни. Гостями и участниками
международных фестивалей авторской песни
тогда были жители всего бывшего Союза – от Центральноазиатского региона до Приморского края.
Многих
разнесло ветром перемен 90-х годов по
белому свету, но до сих пор съезжаются под кровлю «Арчи» его ветераны. Так, в
апреле 2012 г .
осчастливила «арчовцев» своим пением под гитару Лариса Плахова, более 10 лет
назад уехавшая в Германию. Неоднократно почётными гостями «Арчи» бывал Игорь
Бяльский из Израиля, участник Ташкентских открытых фестивалей поэзии «Малый шёлковый путь» (2001-2008);
поэт и вокалист Ирина Шумакова из Орла (июль 2012 г .); бард Диана Черкашина из Кинеля Самарской
области гостила летом этого года. Такая приверженность отчему краю, «земле
обетованной» внушает мысль о том, что мы навсегда обретаем родину, лишь покинув
её пределы. Эта преданность не только дому, но и делу своему передаётся по
эстафете и самым юным участникам фестиваля «Осенний аккорд» - детскому
вокально-инструментальному ансамблю
«Арчонок» под руководством Сергея Лиханова.
Но
и сейчас клуб «Арча», несмотря на
экономические трудности нового времени,
таможенные пошлины, старается не только сохранить и приумножить лучшие
нравственные традиции классической
авторской песни, но главное – привлечь молодёжь и приобщить её к высокой
планке культуры русской напевной поэзии
и музыки для души.
В номинации «автор-поэт» дипломы 1-ой
степени получил Виктор Игнатиков за стихотворение «38-ая параллель», 2-ой
степени – автор этой статьи Гуарик
Багдасарова за стихотворное посвящение картине
К. Брюллова «Июльский полдень».
Достоинство
стиха «38-ая параллель» заключалось, конечно, в его авторском биографическом
подтексте. Вот что Виктор коротко с улыбкой рассказал о себе:
Родился 1 марта 1948 года, по бумагам в
Ташкенте, в действительности на кузове "полуторки" в районе
тогдашнего кишлачка Уртааул, что в двенадцати километрах от Ташкента - матушку
не довезли до роддома из Баяутской гидрогеологической партии Голодностепской
экспедиции.
Сам тоже хороший шлендра - добрую половину жизни мотался по экспедициям и командировкам, сначала как почвовед-мелиоратор, потом как инженер-строитель, главный инженер проекта.
Сам тоже хороший шлендра - добрую половину жизни мотался по экспедициям и командировкам, сначала как почвовед-мелиоратор, потом как инженер-строитель, главный инженер проекта.
Армию отслужил в стройбате, на Алтае, строил
курорт "Белокуриха".
Сочинять начал в дошкольном возрасте, систематически записывать стихи с 1961-го года. К настоящему времени - за всю-то жизнь! - настрочил около семисот стихотворений, примерно столько же пересмешек, юморинок, пародий, несколько небольших поэм, около сорока рассказов, большая часть которых составляет недописанный роман "Сочинения на вольную тему", объединённых общим главным героем и многими персонажами.
Сочинять начал в дошкольном возрасте, систематически записывать стихи с 1961-го года. К настоящему времени - за всю-то жизнь! - настрочил около семисот стихотворений, примерно столько же пересмешек, юморинок, пародий, несколько небольших поэм, около сорока рассказов, большая часть которых составляет недописанный роман "Сочинения на вольную тему", объединённых общим главным героем и многими персонажами.
Пишу активно, вдохновляюсь природой, окружающей
средой, воспоминаниями, чьими-то стихами (как, скажем, Вашими, например),
перепиской с читателями и пр. В центральной печати опубликовано одно стихотворение
к двухлетию полёта Юрия Гагарина: "Человеку с далёких планет" в
газете "Пионер Востока" (на что в течение трёх месяцев получил около
2500 писем от сумасшедших девчонок со всего Союза - вот она, слава!). В
многотиражке "Ирригатор" проектного института
"Средазгипроводхлопок" за 1969-1972 гг. опубликовано около 50-ти
стихотворений, безбожно перевранных главным (и единственным) её редактором
Георгием Фёдоровым.
Лауреат Конкурса
молодых талантов Узбекистана в номинации "Поэзия" за 1965 год - со
стихотворением "Потомкам".
Женат (пришёл из армии, не успел протрезветь - кольцо на пальце и баба в кровати:>))), разведён, имею двух сыновей и двух внуков, которые, как и жена, сейчас живут в Москве».
Женат (пришёл из армии, не успел протрезветь - кольцо на пальце и баба в кровати:>))), разведён, имею двух сыновей и двух внуков, которые, как и жена, сейчас живут в Москве».
Стихи, как и поэты, не подвержены времени:
они не стареют и не обрастают домашней пылью. Их обдувает ветер странствий и жизненных
перемен. Поэтому не случайно, стих, написанный
более 30 лет назад в Карши, стал общепризнанным победителем фестиваля «Осенний аккорд-2013». Там есть
такие заключительные строки:
«Я в философствованьях строгих
Один ответ сумел сыскать:
Уж раз на свете есть дороги,
То кто-то должен их топтать.
Один ответ сумел сыскать:
Уж раз на свете есть дороги,
То кто-то должен их топтать.
И уж. конечно, предпочту я
Не городскую канитель,
А просто добрую степную
Тридцать восьмую параллель.
Вы без меня там не скучайте,
И дань отдав своим делам,
Меня почаще вспоминайте -
Я как-нибудь нагряну к вам.
И вам в подарок привезу я
Почти за тридевять земель
Мою красавицу степную,
Тридцать восьмую параллель!»
Галина Кутянина-чтец (Диплом 2-ой степени) из-за своего волнения уступила Ирине Парамоновой (Диплом 1 степени), выразительно прочитавшей стихотворение ташкентского поэта Рима Юсупова о весне.
Почётные титулы фестиваля достались Гульнаре Крым («Мисс Осень»), Гаухарии Ждановой
(«Загадка фестиваля») и Владимиру
Шабалину («Главный геолог фестиваля»).
Интригой
фестиваля стало отсутствие главного приза и обилие специальных дипломов за высокие достижения в авторской песне, поэзии, замечательные
композиции и высокое исполнительское мастерство[1].
Слово
и песня дали новый импульс душе каждого участника и слушателя, а это важнее и
труднее всего в искусстве. Самых
юных «арчат», молодых и зрелых опытных участников и гостей
фестиваля объединила любовь к авторской песне, которая дороже всяких вещей и
даже самой победы, потому что звучащая
поэзия сближает победителей и побеждённых и делает их сильными духом братьями и
сёстрами. Поэтому люди возвращались домой умиротворёнными и немножко другими,
чем были они прежде. Мы не можем выбирать время и страну, в которой живём. Но у
нас всегда есть выбор – мы можем сохранить
живой трепет души и сердца, честь, совесть, умение сострадать и любить.
Поэтому мы все романтики-единомышленники. Других на ежегодных традиционных
фестивалях авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд» на узбекской
земле попросту не бывает.
Автор текста: Гуарик Багдасарова
Фото Вл. Шабалина, Л. Фралик, А. Симонова
Комментариев нет:
Отправить комментарий