Ко «Дню наставника»
Открытая 23 09 13 в ташкентском Доме фотографии персональная
выставка живописных произведений художника и педагога Рихсибоя Умаровича Аюпова привлекла к себе многих
любителей изобразительного искусства
своей музыкальной поэтикой и камерным звучанием медленного меланхолического
блюза со свойственной этому жанру импровизацией.
Художник
родился в 1941 году. Во времена военного лихолетья Ташкент напоминал «Стамбул для бедных людей»:
он принял тысячи беженцев, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Одессы, спасавшихся от
угрозы фашизма в глубоком южном тылу. Взрослые и дети, часами стоявшие в
очередях за куском хлеба, выдававшемся строго
по карточкам, полуголодные, однако ходили в театр Ленинского комсомола
и Русский драматический театр, чтобы
послушать Бабанову и Раневскую, увидеть живьём великого писателя А.Н.
Толстого, читавшего со сцены под оранжевым абажуром страницы «Хмурого Утра», заключительной части эпохальной трилогии
о гражданской войне «Хождение по мукам»,
которая была издана в Ташкенте в 1941 г .
Школьники
имели счастье услышать сказку про «Крокодила» в спортивном зале, битком набитом
народом, из уст самого автора К.И. Чуковского, чьё чтение само по себе было
похоже на праздник и кукольный театр. По
воспоминаниям очевидцев, «Он как-то
двигался необыкновенно, говорил на разные голоса, как будто въехал целый
трамвай: «Он вбегает в трамвай, всё кричит: «Ай-ай-ай». В
бедной и однообразной жизни школьников, по полдня пропадавших в очередях
за хлебом, это был какой-то совершенно необыкновенный номер. Как в цирке[1].
Часто
в школах и госпиталях или на митингах в честь открытия нового канала в Голодной
степи А.А. Ахматова читала свои стихи из цикла «Ташкентские тетради» из своего
нового поэтического сборника, изданного в Ташкенте в 1943 г .
В
Среднеазиатском университете (ныне НУУ имени М. Улугбека) в литературном
кабинете филологического факультета профессор В.М. Жирмунский для студентов и вольнослушателей делал доклад
об узбекском героическом эпосе. Он говорил о внутренней связи народной поэмы «Алпамыш» и античной
гомеровской поэмы об Одиссее. После таких лекций молодые слушатели, среди которых были даже
пятнадцатилетние подростки, как ставший позднее моим университетским преподавателем Эдуард Бабаев
и его друзья Валентин Берестов и Георгий Эфрон, не расходились сразу же домой, а шли в публичную (ныне Национальная библиотека имени А. Навои) и университетскую библиотеки,
чтобы до конца разобраться в выводах
первого настоящего профессора, которого они видели, утверждавшего, что в
двух поэмах «в подробностях (дифференциалах)
всё было различным, а в обобщениях (интегралах) открывалось много общего»[2]. По
воспоминаниям Э. Бабаева, для них это был первый опыт
сраванительно-исторического литературоведения, которое разжигало любопытство к
формам различных цивилизаций и вместе с тем обдавало холодом «надмирных
сопоставлений».
Многие
светила науки, искусства из эвакуированных россиян в годы Второй мировой войны, обогретые щедрым солнцем Туркестана и душевным теплом
узбекистанцев, остались здесь навсегда и
в послевоенные годы внесли большой посильный
вклад в развитие национальной культуры.
Р.
Аюпов в 1959-1964 гг. обучался в Художественном училище имени П.П. Бенькова, потом в 1973-1978 гг. на
отделении «Прикладная графика» в Театрально-художественном институте имени А.Н.
Островского. С 1978 г .
по настоящее время преподаёт в Национальном институте искусства и дизайна
имени К. Бехзада и яваляется доцентом кафедры «Прикладная графика».
Свою
преподавательскую деятельность он совмещает
с художественным оформлением крупных республиканских проектов. Он один
из авторов дизайна экспозиций Художественной мастерской на выставке Народного
хозяйства Узбекистана, Музея истории народов Узбекистана, а также Музея
военного командования Туркестана.
Сегодня
художник Рихсибой Аюпов с благодарностью
вспоминает своих учителей:
«Жизнь
человека - как текущая река. Кажется, совсем недавно, помню, приходил с отцом к
художнику-педагогу Шестякову в Дом
молодёжи имени А.Н. Островского в старом Лобзаке. Слова отца: «Учитель, сынок,
важнее, чем отец» до сих пор звучат в моих ушах.
На
протяжении жизни меня обучали секретам мастерства такие выдающиеся живописцы и
графики как В.П. Перов, Н.П. Шин, В.И. Кузнецов. Тысячу раз я отдаю низкий
поклон моим наставникам за этот самоотверженный труд.
Благодаря
их усилиям, мне также выпала высокая честь стать педагогом. От своих учителей я
перенял такие бесценные качества как
умение легко и доступно обучать своих воспитанников сложным знаниям,
поддерживать инициативу у молодёжи и вдохновлять их на новаторские творческие
поиски.
В
процессе обучения я уделяю особое внимание нашей национальной культуре и общечеловеческим
ценностям мировой культуры, учу широко использовать опыт наших предков,
создавших прославленные на весь мир образцы национального искусства.
Данную
выставку я назвал: «Поклон учителям», тем самым я отдаю дань своим
наставникам».
Похоже,
нам ещё предстоит открыть для себя, чем был ХХ век не только для Узбекистана, России, но и для всего
человечества. Выставка живописи в стиле
«блюз» «Времена года» в ТДФ
художника Р. Аюпова, посвящённая
его учителям и наставникам, может нам в какой-то степени помочь в этом.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий