вторник, 12 ноября 2013 г.

Плюрализм культур: духовность и единство религиозных идеалов


                                Величием застывшего фонтана
                                Цветы из камня в воздух вознеслись -
                                Проникновенье чуда Регистана
                                 В небесно-голубую высь.


                                 Изящные каламы минаретов
                                 Священные возносят письмена -
                                 Созвучья веры, мысли и заветов,
                                 Которым сила вечности дана
Н.Ильин

Все великие религии мира почитают свои священные тексты. Таковы Дхаммапада и Лотосовая сутра в буддизме, Новый Завет в христианстве, Коран в исламе, Веды и Бхагавадгита в индуизме, Тора в иудаизме, Лунь-юй в конфуцианстве, Ади-Грантх в сикхизме.  Эти священные тексты содержат сокровенную истину своих конфессий. Они имеют не только  огромное историческое  значение, но и  продолжают воздействовать на умы, сердца и поступки миллионов людей и в конечном итоге формируют цивилизацию.


В современном  информационном  глобальном обществе на рубеже XX-XXI вв. возник проект «Всемирное писание»[1], отвечающий на потребность обратить внимание на богатство и всеобщность религиозной истины, содержащейся в великих священных писаниях нашей планеты и таким образом помочь делу мира на Земле.
Предлагаем   вашему вниманию беседу, в которой будут затронуты вопросы  буддизма, некогда процветавшего на территории Центральной Азии: буддийское искусство Дальверзин-тепе, статуя Будды из Таксилы с эллинскими чертами и глубокой внутренней духовностью, жизненной одухотворённостью. В современном мире буддизм   сохранился  в восточных районах Индии, Китае, Японии, Тибете, Монголии, Гималаях, в Бурятии и на Алтае.
Повсеместная информатизация мирового общественного пространства, массовое проникновение современных средств коммуникации во все сферы жизнедеятельности сегодня, как никогда, формируют новое политическое мышление социума. Нравственность (мораль), духовность и просветительство, традиции и обычаи, быт и повседневность – эти непреходящие устои и культурные ценности даже в условиях глобализации составляют основу общественного развития. Однако под натиском газетных,  теле-, радио-, интернет-образов  обществу часто навязываются несколько модифицированные способы восприятия  данных общечеловеческих ценностей.
С одной стороны, культура, религия, традиции, обычаи – всё изменяется под влиянием информации. Информация ведёт к активизации межкультурного, межрелигиозного,  межцивилизационного общения представителей различных социальных групп, благоприятствует формированию толерантности и взаимоуважения между нациями, культурами, религиями. С другой стороны, современные манипулятивные технологии СМИ могут негативно повлиять на религиозное, культурное и политическое мышление нации.
Ислам, ставший для многих верующих образом жизни в нашей стране, является во многих случаях цензором, строго следящим за политическим, экономическим, социальным развитием сил в стране. Исламское мышление, исходя из  регламентируемых норм,  правил и принципов, становится предтечей формирования нового политического мышления. И с этим нельзя не считаться ни руководству страны, ни простым мирянам.
            Тема духовности и единства религиозных идеалов: «Вечная философия духовных истин пронизывает время от древности до наших дней – одни и те же истины, излагаемые разными словами, в разных формах. Это истина пробуждения: жить в соответствии с более великим разумом, истина сдачи настоящему моменту, истина о том, чтобы перестать накладывать на реальность «истории» и вернуть себе здравый ум» (Э. Толле).
         Единство в многообразии. Всё, что касается ислама (и суфизма, хотя о нем говорят, что это «суть и сущность всех религий, а не только ислама), - как правило, воспринимается очень настороженно. Мы  постоянно натыкаемся  на «стенку», сталкиваемся с нежеланием говорить и слушать о буддизме, суфизме, веданте (всё это – «не наше»),  сталкиваемся с очень сильными предубеждениями. Конечно, если  кто-то, профессионально занимающийся Востоком, в рамках «узаконенного» учебного курса или культурологических лекций говорит о буддизме (или дзен-буддизме[2]), то здесь всё может быть принято очень доброжелательно и даже с восторгом. Но это –  исключение из правил.
         Впервые наиболее полно для себя суфизм и дзен-буддизм я открыла не у себя на родине, а в далёком Новосибирске.
         Вспоминаю своё посещение в 2011 г. читального зала  отдела художественной литературы  Научной библиотеки  НГУ, где  в центре на стенде были размещены правила суфийского поведения. Там  для студенческой молодёжи  были красочно выписаны основные принципы суфизма из классического учения суфиев, пригодные в нашей современной жизни. Потом мы с ведущим библиотекарем НБ НГУ А.Ф. Побединой  посетили концерт суфийской музыки в концертном зале Новосибирской филармонии, и я уже окончательно потеряла географические ориентиры: где я нахожусь – в России или  Туркестане, прародине  суфийских поэтов – Хафиза, Руми, Саади, Омара Хайяма,  Низами, Джами,  Навои и многих других, передавших миру мудрость суфизма.
         Я привезла из Новосибирска домой книгу «Учение суфиев»  Хазрата  Инайята Хана[3] и наслаждаюсь её чтением  в свободное время. Она внушила мне веру, что у суфизма нет и никогда не было начала. Суфизм нельзя воспринимать как историческое явление. Он существовал всегда, потому что свет всегда пронизывал внутреннюю сущность человека и его рукотворное искусство. Многочисленные сочинения суфиев, однако, столь популярные на Западе, не имеют в исламе авторитета священного писания. Основное писание ислама – Коран, продиктованный ангелом Джибриилом[4]  (Гавриилом) пророку Мухаммеду.
         В условиях политизации ислама информационная война становится одной из форм геополитического противоборства, а исламский фактор – линией разлома, вдоль которой ведутся информационные войны. Она подогревается сенсацией и эпатажем, погоней журналистов за славой, аудиторией и прибылью.
Чтобы противостоять информационным войнам, особенно на религиозной почве, необходимо выдвинуть идею, объединяющую нацию и способствующую укреплению взаимоуважения между представителями разных наций и религий. СМИ могут на себя взять эту миссию, если  со всей ответственностью перед обществом будут распространять непредвзятую информацию, расширять религиозное и политическое мышление социума в борьбе с экстремистскими проявлениями ислама, особенно на Ближнем Востоке.
Сегодня в печатных СМИ и интернете много говорят о противостоянии радикальному исламизму и мало кто вспоминает важнейший прогрессивный элемент  ислама - суфизм – учение о самопознании: «Познай себя – и познаешь Бога». Суфии призывают  жить не прошлым и не будущим, а вечным: именно здесь и сейчас мы можем постичь счастье, которое есть обретение свободы души.
         Этим летом у меня остановился друг моего сына Вячеслав Боярский из Новосибирска. Молодой 38-летний человек, филолог по образованию, приехал к нам в Центральную Азию, чтобы посетить древние города – Самарканд, Бухару, Хиву. Главной его задачей было посетить буддистский монастырь недалеко от  Хивы. Когда он  зашёл ко мне в дом, я предложила ему принять душ и протереть его пыльные сандалии от  многовековой азиатской пыли.  Первое пожелание хозяйки он охотно удовлетворил, а вот вторую  мою просьбу  наотрез отказался  выполнить. После двухсуточного знакомства  со старой и новейшей  архитектурой  узбекской столицы, освещённой  обжигающими лучами августовского солнца,   Вячеслав  улетел домой в Сибирь,  увозя с собой в дорогу в рюкзаке  азиатские яблоки «белый налив» и  золотую пыль Буддистского монастыря на своей летней  обуви.
         Содержание культуры многообразно и противоречиво. Это противоречивое многообразие исторически неизбежно, поскольку культура есть само человечество во всём альтернативном разнообразии его исторических характеристик. Человечество создаёт различные культуры. Человек сам является продуктом культуры. Наша задача – ответить на вопросы: имеется ли общая основа многообразия культур; возможны ли общечеловеческие культурные нормы?
На днях А.Ф. Победина из Новосибирска прислала  мне материал, касающийся  символа огня в буддизме, взятый из книги "Сияющая Пустота", автор: Франческа Фримантл. Знакомство с  книгой, восторженный рассказ Вячеслава Боярского о его посещении буддистского монастыря в Центральной Азии,  однодневная выставка японской каллиграфии в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (02 11 13)[5],  украшенная «икебана», расширили и углубили границы моего  духовного обитания без границ. 
Букеты «икебана» были так  же лаконичны, как  каллиграфия: всего три элемента – линия, цвет, отвлечённый дух. Мастера  «икебана» не пытались создать копию материального мира, но  могли придать живую форму своим мыслям и чувствам. Художники «икебана» «уничтожали» цветы, чтобы дать им новую жизнь, одухотворить их собою: они убивали, чтобы продлить жизнь своего духа. Известный режиссёр Григорий Козинцев, известный нам по фильмам «Гамлет» и «Король Лир»,  воспринимал «икебану»  как драму, предопределённую заранее, которая происходит между человеком и цветами». «Икебана» строги по композиции  и одновременно так  же необъятны в своём  духовном значении для нас,  как время и пространство в их развитии.
Тема огня –  ещё одна тема всех культур. Огонь в равной мере притягателен для познающей мысли и для поэтической фантазии.
| ОГОНЬ
|         «Элемент огня - источник тепла и света. В природе огня - сиять, гореть и преображать. Его отличительное свойство - жар. Если земля надёжно защищает брошенные в неё семена, а вода даёт им жизнь, то под действием огня они пробуждаются и идут в рост. Из всех внешних проявлений элемента  огня самым важным для нас является Солнце. Весь наш мир обязан Солнцу своим  существованием, всё живое на Земле зависит от Солнца, но в конечном счёте,  именно солнце и уничтожит жизнь на нашей планете. Солнце дарит нам свет и тепло в дневные часы, но и после того, как оно уходит за горизонт, элемент огня остаётся с нами в форме лунного и звёздного света.
Как одна из стихийных сил мироздания огонь тождествен свету, и на практике мы чаще сталкиваемся с этим элементом именно в форме света, а не тепла. Мы видим только при свете, так что огонь - это тонкий источник чувства зрения и объектов, на которые оно направлено, то есть всевозможных форм и цветов. Кроме того, он порождает способность к умозрению, то есть мысленному восприятию абстракций.
Сознанию от природы присуща способность проливать свет на внешние и внутренние объекты, которую  называют ясностью ума. Эта ясность, или светоносность, есть сущностное качество сознания.
Символ огня - красный треугольник, стилизованное изображение языка пламени. Подумав о стихии огня, мы тотчас же представляем себе открытое пламя, хотя большинство людей давно уже не разводят костры  изо дня в день. Мы почти забыли о том, какую важную роль играет огонь в человеческой жизни; огонь  уже не кажется нам неким могущественным божеством. Мы не сознаём, что священный огонь по-прежнему сопутствует нам везде и всегда, принимая всевозможные обличья. Элемент огня присутствует не только в горящих поленьях или углях, но и в батареях отопления, не только в пламени свечи, но и в свете  электрической лампочки. Мы пользуемся даром огня всякий раз, когда включаем свет, газовую плиту или  электрочайник.
 Элемент огня - это телесное тепло, а значит, без него невозможна сама жизнь. Когда нам холодно, мы чувствуем себя несчастными и жалкими; постепенно мы цепенеем, и жизнь покидает нас вместе с теплом. С элементом огня связана способность ощущать температуру вообще, то есть реакции не только на тепло, но и на холод. Огонь - это алхимик в царстве пяти элементов. Он – великий преобразователь, и в этом
качестве управляет пищеварением и обменом веществ в организме. Во внешнем мире огонь поглощает плотные формы материи, превращая их в пар и газ, тепло и свет. На внешнем огне мы готовим пищу, а внутренний огонь преображает пищу в живые клетки нашего тела. Тонкий элемент огня «переваривает» ментальную и духовную пищу - все ощущения, впечатления, идеи и эмоции, приходящие к нам при посредстве пяти физических чувств и ума.
Огонь сжигает всякую грязь - не просто смывает и уносит её, как вода, а истребляет без остатка. Огонь закаляет, очищает и укрепляет. На шкале пяти элементов огонь занимает центральное положение:  он находится посередине между плотными, осязаемыми, вещественными элементами воды и земли и лёгкими, летучими и неосязаемыми воздухом и пространством. Он рождается из плотной материи и растворяется в пустоте. Огонь - это древний вестник богов, связующее звено между человеческим и божественным мирами. В Индии ритуальные подношения совершаются с помощью Агни, бога огня, который поглощает жертву и возносит её тонкую сущность в мир богов. В эмоциональной сфере огонь проявляется двояко: в форме любви и в форме гнева. О связи огня с любовью во всех её проявлениях свидетельствуют многочисленные устойчивые выражения, закрепившиеся во всех языках.
Лица влюблённых пылают жаром страсти. Тело и ум горят в пламени вожделения. Дружба и душевная приязнь согревают нас, как огонь очага. Любовь способна растопить лёд в самом суровом сердце, а сострадание сжигает все эгоистические заботы и опасения. Настоящая любовь - это истинный алхимический огонь, преображающий свинец эгоизма в золото духа. О щедрых и дружелюбных людях  говорят, что у них горячее сердце. Улыбка рассеивает тьму, счастливый человек лучится радостью. |
         Однако элемент огня может выражаться и в форме неистового, пламенного гнева. Подчас мы проявляем вспыльчивый нрав, пылаем яростью или доходим до белого каления. Но и в этом случае огонь ассоциируется с неким ярко выраженным чувством, некой бурной страстью. Даже в форме ненависти он проявляется как обжигающая, кипящая злость, а не как холодное, равнодушное отвращение. Огонь воспламеняет всё, к чему прикоснётся. Всё живое тянется к теплу и свету, однако огонь способен с лёгкостью уничтожать всё то, чего мы так жаждем. Он столь же ненасытен, как и связанные с ним страсти, - алчность и вожделение. Человек, в котором огненная стихия господствует над другими элементами, сгорает в огне всепожирающих страстей.
Без солнечного тепла погибло бы всё живое на Земле. И точно так же
организм не может существовать без внутреннего тепла. Те, в ком элемент огня слишком слаб, проводят свою жизнь в полусне, подобно животным, дремлющим долгой зимой в своих подземных норах. Без огня застывает поток наших чувств и реакций. Весь наш энтузиазм, все надежды и чаяния угасают, и помыслы наши больше не устремляются к небесам языками пламени.
В виде неугасимых огней символически представляются три корня страдания - вожделение, гнев и заблуждение. Благодаря своей разрушительной силе огонь может служить также защитой от всякого зла, поэтому медитирующие мысленно возводят вокруг себя защитную стену пламени - ярко пылающего огня мудрости.
|         Символ  огня - красный треугольник - используется в ритуалах привлечения.
Название этой ваджра-кармы буквально означает «подчинение своему влиянию», и иногда его переводят как «обуздание» или «покорение». Но Трунгпа Ринпоче предпочитал термин «привлечение», который представляется мне гораздо более точным. Ведь в данном случае речь идёт не о насильственном подчинении, а, скорее, о непреодолимой притягательности, вовлекающей всё вокруг в орбиту своего влияния.
 Ритуал огня можно использовать и для привлечения  живых существ (в особенности для воздействия на их сознание), и для
притягивания качеств, необходимых нам в духовном плане, и для обуздания пагубных сил, препятствующих нашему духовному развитию. С помощью этой ваджра-кармы мы можем обрести власть над всеми сферами своей жизни. Следует, однако, иметь в виду, что в некоторых традициях огонь как носитель неистовой  разрушительной силы ассоциируется также с четвёртой кармой - разрушением.
|        Огонь - самый яркий, пылкий и чарующий из всех пяти элементов. Он животворен и прекрасен, но в то же время очень опасен: он необуздан по самой своей природе и всегда таит в себе угрозу.
|         Огонь зависит от земли и воздуха: ему необходимы топливо и кислород. Чтобы сила его сосредоточилась и стала приносить пользу, его следует заключить в земное вместилище - очаг или печь. Если огонь начнёт угасать, его можно будет раздуть, прибегнув к помощи воздуха,  и если разгорится слишком ярко, то усмирить его поможет вода. Потухший огонь растворяется в пустом пространстве - в своём последнем пристанище.
|
***
         Любая локальная культура обречена на исчезновение. Плюрализм культур – это привлекательно во все времена. Способность одного народа осваивать достижения другого – один из главных показателей жизнеспособности его культуры, индикатор прогресса культуры. На этом пути складывается общечеловеческая культура, единая и вместе с тем многообразная, заключающая в себе многочисленные нормы, и соответственно, предпочтения и запреты.
Священные тексты являются основой истины этических предписаний и единства религиозных общин, но вместе с тем они же оказываются яблоком раздора:  источником претензий на исключительность и причиной разделения этих общин. До нового времени каждое священное писание понималось как единственная и абсолютная истина. Однако в наши дни наука и техника, компьютерные технологии, средства массовой коммуникации  возвели мосты над разделяющими нас ранее безднами: культурными, национальными, религиозными. Связи и контакты между народами сегодня стали  жизненной необходимостью.
          Тема духовности, глубинного единства религиозных идеалов, единства в многообразии, - считает А.Ф. Победина, -  объединяет людей разных национальностей и различных культур: «Здесь можно вспомнить А. С. Пушкина с его «всемирной отзывчивостью», способностью проникаться духом другой культуры. Интересно, что  однажды я решила выяснить, чей перевод «Корана» на русский язык наиболее близок к оригиналу. Я читала об известных переводах   Крачковского и Османова,  о современных переводах. И что же? Оказалось, что наиболее близки по духу оригиналу на арабском языке «Подражания Корану» А. С. Пушкина. Как когда-то В. Казин сказал: «Вот в «Подражаниях Корану» Восток по-русски говорит». И. С.  Тургенев когда-то писал о них в письме к С. Т. Аксакову «Давно вы не читали восточных стихотворений Пушкина? Перечтите их – я от них безумствую»…
            А я хочу спросить у тебя: « Давно ли ты не перечитывала «Новую Землю» Э. Толле?)) С первых страниц, с предисловия и до конца книги потрясает то, что тема духовности приобретает в наше время такую остроту, такую актуальность, ведь если нам не удастся изменить свое сознание, а,  значит, и свою реальность, мы погубим не только себя, но и нашу планету… 
            «В каком бы состоянии сознания ты ни был, оно влияет на сознание целиком – на сознание человечества, на сознание планеты. Ты не можешь не влиять на других своим состоянием сознания», - пишет Э. Толле. 
            «Новая земля становится реальностью, по мере того как всё больше людей обнаруживают, что главная цель их жизни – привносить в этот мир свет сознания и использовать любые свои действия в качестве его проводника».
  Для меня популярность  книг Э. Толле рождает надежду… Это свидетельство,  что люди откликаются  на мысли о единстве. Сегодня имя Экхарта Толле известно миллионам. Уже первая его книга «Живи сейчас!» стала мировым бестселлером и сделала его одним из самых популярных авторов и духовных учителей нашего времени. Однако именно его вторая большая книга  - «Новая земля» - действительно потрясла мир. За три с половиной года со дня её публикации было продано свыше пяти миллионов экземпляров. Для книг подобного рода это безусловный и абсолютный рекорд. На вершину популярности книгу вынесли тот заряд и та энергия, которые оказались нужны миллионам людей. Это и есть духовность новой эпохи. «Мир остро нуждается в переменах. И прежде всего – в глобальном изменении устаревших взглядов на себя и на мир.  У нас есть возможность создать мир, в котором будет больше любви. Тем более, когда нам помогают – и  Экхарт Толле, и другие учителя, наставники и просто те, кто идет чуть впереди».
               Однако существует не только культура, но и такое явление как бескультурье, отрицание культуры. Культурный вандализм существует внутри самой культуры как проявление её разложения, самоотрицания. Нормативные характеристики культуры не привносятся извне, они содержатся внутри культуры как осуждение вандализма и борьба против него.
Основным вопросом на сегодня становится вопрос о том, является ли  данный  продукт  духовной культуры  –  современный человек с его ценностной иерархией  - основой для развития последующей творческой деятельности или этот продукт заводит эту деятельность в тупик? Через религиозный цивилизованный диалог мы сможем достичь гармонии и мира во всём мире, потому что все великие вероучения проповедуют мир. Любая религия может стать посредником в поиске взаимного согласия. «Всемирное писание» стремится  обнаружить во всех религиях нечто общее, показать их  общую духовную основу и внести свой вклад в дело мира на Земле.
Хочется наш  серьёзный разговор завершить нравоучительной весёлой притчей.
Как-то раз боги, собравшись, решили поразвлечься. Один из них сказал:
-Давайте что-нибудь отберем у людей? После долгих раздумий воскликнул:
- Я знаю! Давайте отберем у них счастье!
 Проблема в том, куда его спрятать, чтобы они не нашли. Первый сказал:- Давайте запрячем на вершине самой высокой в мире горы! - Нет, помни, что у них много сил, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдет один, все остальные сразу узнают, где счастье,- ответил другой.
Тогда кто-то выдвинул новое предложение: - Давайте спрячем его на дне моря! Ему ответили: - Нет, не забывай, что они любопытны, кто-нибудь сможет сконструировать аппарат для подводного плаванья, и тогда они обязательно найдут счастье. - Спрячем его на другой планете, подальше от Земли,- предложил кто-то еще. - Нет,- отклонили его предложение, - помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда они все обретут счастье.
 Самый пожилой бог, который на протяжении всего разговора хранил молчание и только внимательно слушал выступающих, сказал:
 - Я думаю, что знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы они его никогда не нашли. Все повернулись к нему, заинтригованные, и спросили:- Где? - Спрячем внутри них самих, они будут так заняты его поисками снаружи, что им в голову не придет искать его внутри себя. Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих.
            

Гуарик Багдасарова






[1] Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. – М.: «Республика», 1995.
[2] Дзэн-буддизм – самостоятельное направление японского буддизма (7 в.). Основу дзэн-буддизма составляет представление о единстве Будды и всех существ. Учение о естественном пути развития  и вера в мгновенное просветление и постижение истины.
[3]Указ соч. -  М.: «Сфера». 1998.
[4] Джабраил или Джибрил –  варианты написания. 
[5] www.kultura.uz


Комментариев нет:

Отправить комментарий