Цветы из камня в воздух вознеслись -
Проникновенье чуда Регистана
В небесно-голубую высь.
Изящные каламы минаретов
Священные возносят письмена -
Созвучья веры, мысли и заветов,
Которым сила вечности дана
Н.Ильин
Все
великие религии мира почитают свои священные тексты. Таковы Дхаммапада и
Лотосовая сутра в буддизме, Новый Завет в христианстве, Коран в исламе, Веды и
Бхагавадгита в индуизме, Тора в иудаизме, Лунь-юй в конфуцианстве, Ади-Грантх в
сикхизме. Эти священные тексты содержат
сокровенную истину своих конфессий. Они имеют не только огромное историческое значение, но и продолжают воздействовать на умы, сердца и
поступки миллионов людей и в конечном итоге формируют цивилизацию.
В
современном информационном глобальном обществе на рубеже XX-XXI вв. возник
проект «Всемирное писание»[1],
отвечающий на потребность обратить внимание на богатство и всеобщность
религиозной истины, содержащейся в великих священных писаниях нашей планеты и
таким образом помочь делу мира на Земле.
Предлагаем вашему вниманию беседу, в которой будут
затронуты вопросы буддизма, некогда
процветавшего на территории Центральной Азии: буддийское искусство
Дальверзин-тепе, статуя Будды из Таксилы с эллинскими чертами и глубокой
внутренней духовностью, жизненной одухотворённостью. В современном мире
буддизм сохранился в восточных районах Индии, Китае, Японии,
Тибете, Монголии, Гималаях, в Бурятии и на Алтае.
Повсеместная
информатизация мирового общественного пространства, массовое проникновение
современных средств коммуникации во все сферы жизнедеятельности сегодня, как
никогда, формируют новое политическое мышление социума. Нравственность
(мораль), духовность и просветительство, традиции и обычаи, быт и
повседневность – эти непреходящие устои и культурные ценности даже в условиях
глобализации составляют основу общественного развития. Однако под натиском
газетных, теле-, радио-,
интернет-образов обществу часто
навязываются несколько модифицированные способы восприятия данных общечеловеческих ценностей.
С
одной стороны, культура, религия, традиции, обычаи – всё изменяется под
влиянием информации. Информация ведёт к активизации межкультурного,
межрелигиозного, межцивилизационного
общения представителей различных социальных групп, благоприятствует
формированию толерантности и взаимоуважения между нациями, культурами,
религиями. С другой стороны, современные манипулятивные технологии СМИ могут
негативно повлиять на религиозное, культурное и политическое мышление нации.
Ислам,
ставший для многих верующих образом жизни в нашей стране, является во многих
случаях цензором, строго следящим за политическим, экономическим, социальным
развитием сил в стране. Исламское мышление, исходя из регламентируемых норм, правил и принципов, становится предтечей
формирования нового политического мышления. И с этим нельзя не считаться ни
руководству страны, ни простым мирянам.
Тема духовности и единства религиозных идеалов:
«Вечная философия духовных истин пронизывает время от древности до наших дней –
одни и те же истины, излагаемые разными словами, в разных формах. Это истина
пробуждения: жить в соответствии с более великим разумом, истина сдачи
настоящему моменту, истина о том, чтобы перестать накладывать на реальность
«истории» и вернуть себе здравый ум» (Э. Толле).
Единство
в многообразии. Всё, что касается ислама (и суфизма, хотя о нем говорят, что
это «суть и сущность всех религий, а не только ислама), - как правило,
воспринимается очень настороженно. Мы
постоянно натыкаемся на «стенку»,
сталкиваемся с нежеланием говорить и слушать о буддизме, суфизме, веданте (всё
это – «не наше»), сталкиваемся с очень сильными предубеждениями. Конечно,
если кто-то, профессионально занимающийся Востоком, в рамках
«узаконенного» учебного курса или культурологических лекций говорит о буддизме
(или дзен-буддизме[2]), то здесь всё может быть
принято очень доброжелательно и даже с восторгом. Но это – исключение из правил.
Впервые
наиболее полно для себя суфизм и дзен-буддизм я открыла не у себя на родине, а
в далёком Новосибирске.
Вспоминаю своё посещение в 2011 г . читального зала отдела художественной литературы Научной библиотеки НГУ, где
в центре на стенде были размещены правила суфийского поведения. Там для студенческой молодёжи были красочно выписаны основные принципы
суфизма из классического учения суфиев, пригодные в нашей современной жизни.
Потом мы с ведущим библиотекарем НБ НГУ А.Ф. Побединой посетили концерт суфийской музыки в
концертном зале Новосибирской филармонии, и я уже окончательно потеряла
географические ориентиры: где я нахожусь – в России или Туркестане, прародине суфийских поэтов – Хафиза, Руми, Саади, Омара
Хайяма, Низами, Джами, Навои и многих других, передавших миру
мудрость суфизма.
Я привезла из Новосибирска домой книгу «Учение суфиев» Хазрата
Инайята Хана[3] и наслаждаюсь её
чтением в свободное время. Она внушила
мне веру, что у суфизма нет и никогда не было начала. Суфизм нельзя
воспринимать как историческое явление. Он существовал всегда, потому что свет
всегда пронизывал внутреннюю сущность человека и его рукотворное искусство.
Многочисленные сочинения суфиев, однако, столь популярные на Западе, не имеют в
исламе авторитета священного писания. Основное писание ислама – Коран,
продиктованный ангелом Джибриилом[4] (Гавриилом) пророку Мухаммеду.
В условиях политизации ислама информационная война
становится одной из форм геополитического противоборства, а исламский фактор –
линией разлома, вдоль которой ведутся информационные войны. Она подогревается
сенсацией и эпатажем, погоней журналистов за славой, аудиторией и прибылью.
Чтобы
противостоять информационным войнам, особенно на религиозной почве, необходимо
выдвинуть идею, объединяющую нацию и способствующую укреплению взаимоуважения
между представителями разных наций и религий. СМИ могут на себя взять эту
миссию, если со всей ответственностью
перед обществом будут распространять непредвзятую информацию, расширять
религиозное и политическое мышление социума в борьбе с экстремистскими
проявлениями ислама, особенно на Ближнем Востоке.
Сегодня
в печатных СМИ и интернете много говорят о противостоянии радикальному
исламизму и мало кто вспоминает важнейший прогрессивный элемент ислама - суфизм – учение о самопознании:
«Познай себя – и познаешь Бога». Суфии призывают жить не прошлым и не будущим, а вечным:
именно здесь и сейчас мы можем постичь счастье, которое есть обретение свободы
души.
Этим летом у меня остановился друг
моего сына Вячеслав Боярский из Новосибирска. Молодой 38-летний человек,
филолог по образованию, приехал к нам в Центральную Азию, чтобы посетить
древние города – Самарканд, Бухару, Хиву. Главной его задачей было посетить
буддистский монастырь недалеко от Хивы.
Когда он зашёл ко мне в дом, я
предложила ему принять душ и протереть его пыльные сандалии от многовековой азиатской пыли. Первое пожелание хозяйки он охотно
удовлетворил, а вот вторую мою
просьбу наотрез отказался выполнить. После двухсуточного
знакомства со старой и новейшей архитектурой
узбекской столицы, освещённой
обжигающими лучами августовского солнца, Вячеслав
улетел домой в Сибирь, увозя с
собой в дорогу в рюкзаке азиатские
яблоки «белый налив» и золотую пыль
Буддистского монастыря на своей летней
обуви.
Содержание культуры многообразно и противоречиво. Это
противоречивое многообразие исторически неизбежно, поскольку культура есть само
человечество во всём альтернативном разнообразии его исторических характеристик.
Человечество создаёт различные культуры. Человек сам является продуктом
культуры. Наша задача – ответить на вопросы: имеется ли общая основа
многообразия культур; возможны ли общечеловеческие культурные нормы?
На
днях А.Ф. Победина из Новосибирска прислала
мне материал, касающийся символа
огня в буддизме, взятый из книги "Сияющая
Пустота", автор: Франческа
Фримантл. Знакомство с книгой,
восторженный рассказ Вячеслава Боярского о его посещении буддистского монастыря
в Центральной Азии, однодневная выставка
японской каллиграфии в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (02 11
13)[5], украшенная «икебана», расширили и углубили
границы моего духовного обитания без
границ.
Букеты
«икебана» были так же лаконичны,
как каллиграфия: всего три элемента –
линия, цвет, отвлечённый дух. Мастера
«икебана» не пытались создать копию материального мира, но могли придать живую форму своим мыслям и
чувствам. Художники «икебана» «уничтожали» цветы, чтобы дать им новую жизнь,
одухотворить их собою: они убивали, чтобы продлить жизнь своего духа. Известный
режиссёр Григорий Козинцев, известный нам по фильмам «Гамлет» и «Король
Лир», воспринимал «икебану» как драму, предопределённую заранее, которая
происходит между человеком и цветами». «Икебана» строги по композиции и одновременно так же необъятны в своём духовном значении для нас, как время и пространство в их развитии.
Тема огня – ещё одна тема всех культур. Огонь в равной мере притягателен для
познающей мысли и для поэтической фантазии.
| ОГОНЬ
| «Элемент огня -
источник тепла и света. В природе огня - сиять, гореть и преображать. Его
отличительное свойство - жар. Если земля надёжно защищает брошенные в неё
семена, а вода даёт им жизнь, то под действием огня они пробуждаются и идут в
рост. Из всех внешних проявлений элемента
огня самым важным для нас является Солнце. Весь наш мир обязан Солнцу
своим существованием, всё живое на Земле
зависит от Солнца, но в конечном счёте,
именно солнце и уничтожит жизнь на нашей планете. Солнце дарит нам свет
и тепло в дневные часы, но и после того, как оно уходит за горизонт, элемент
огня остаётся с нами в форме лунного и звёздного света.
Как одна из стихийных сил мироздания
огонь тождествен свету, и на практике мы чаще сталкиваемся с этим элементом
именно в форме света, а не тепла. Мы видим только при свете, так что огонь -
это тонкий источник чувства зрения и объектов, на которые оно направлено, то
есть всевозможных форм и цветов. Кроме того, он порождает способность к
умозрению, то есть мысленному восприятию абстракций.
Сознанию от природы присуща способность
проливать свет на внешние и внутренние объекты, которую называют ясностью ума. Эта ясность, или
светоносность, есть сущностное качество сознания.
Символ огня - красный треугольник,
стилизованное изображение языка пламени. Подумав о стихии огня, мы тотчас же
представляем себе открытое пламя, хотя большинство людей давно уже не разводят
костры изо дня в день. Мы почти забыли о
том, какую важную роль играет огонь в человеческой жизни; огонь уже не кажется нам неким могущественным
божеством. Мы не сознаём, что священный огонь по-прежнему сопутствует нам везде
и всегда, принимая всевозможные обличья. Элемент огня присутствует не только в
горящих поленьях или углях, но и в батареях отопления, не только в пламени
свечи, но и в свете электрической
лампочки. Мы пользуемся даром огня всякий раз, когда включаем свет, газовую
плиту или электрочайник.
Элемент огня - это телесное тепло, а
значит, без него невозможна сама жизнь. Когда нам холодно, мы чувствуем себя несчастными и жалкими;
постепенно мы цепенеем, и жизнь покидает нас вместе с теплом. С элементом огня
связана способность ощущать температуру вообще, то есть реакции не только на
тепло, но и на холод. Огонь - это алхимик в царстве пяти элементов. Он –
великий преобразователь, и в этом
качестве управляет пищеварением и обменом веществ в
организме. Во внешнем мире огонь поглощает плотные формы материи, превращая их
в пар и газ, тепло и свет. На внешнем огне мы готовим пищу, а внутренний огонь
преображает пищу в живые клетки нашего тела. Тонкий элемент огня «переваривает»
ментальную и духовную пищу - все ощущения, впечатления, идеи и эмоции,
приходящие к нам при посредстве пяти физических чувств и ума.
Огонь сжигает всякую грязь - не просто
смывает и уносит её, как вода, а истребляет без остатка. Огонь закаляет,
очищает и укрепляет. На шкале пяти элементов огонь занимает центральное
положение: он находится посередине между
плотными, осязаемыми, вещественными элементами воды и земли и лёгкими, летучими
и неосязаемыми воздухом и пространством. Он рождается из плотной материи и
растворяется в пустоте. Огонь - это древний вестник богов, связующее звено
между человеческим и божественным мирами. В Индии ритуальные подношения
совершаются с помощью Агни, бога огня, который поглощает жертву и возносит её
тонкую сущность в мир богов. В эмоциональной сфере огонь проявляется двояко: в
форме любви и в форме гнева. О связи огня с любовью во всех её проявлениях
свидетельствуют многочисленные устойчивые выражения, закрепившиеся во всех
языках.
Лица влюблённых пылают жаром страсти.
Тело и ум горят в пламени вожделения. Дружба и душевная приязнь согревают нас,
как огонь очага. Любовь способна растопить лёд в самом суровом сердце, а
сострадание сжигает все эгоистические заботы и опасения. Настоящая любовь - это
истинный алхимический огонь, преображающий свинец эгоизма в золото духа. О
щедрых и дружелюбных людях говорят, что
у них горячее сердце. Улыбка рассеивает тьму, счастливый человек лучится
радостью. |
Однако элемент огня может выражаться и в
форме неистового, пламенного гнева. Подчас мы проявляем вспыльчивый нрав,
пылаем яростью или доходим до белого каления. Но и в этом случае огонь
ассоциируется с неким ярко выраженным чувством, некой бурной страстью. Даже в
форме ненависти он проявляется как обжигающая, кипящая злость, а не как
холодное, равнодушное отвращение. Огонь воспламеняет всё, к чему прикоснётся.
Всё живое тянется к теплу и свету, однако огонь способен с лёгкостью уничтожать
всё то, чего мы так жаждем. Он столь же ненасытен, как и связанные с ним
страсти, - алчность и вожделение. Человек, в котором огненная стихия
господствует над другими элементами, сгорает в огне всепожирающих страстей.
Без солнечного тепла погибло бы всё
живое на Земле. И точно так же
организм не может существовать без внутреннего тепла.
Те, в ком элемент огня слишком слаб, проводят свою жизнь в полусне, подобно
животным, дремлющим долгой зимой в своих подземных норах. Без огня застывает
поток наших чувств и реакций. Весь наш энтузиазм, все надежды и чаяния угасают,
и помыслы наши больше не устремляются к небесам языками пламени.
В виде неугасимых огней символически
представляются три корня страдания - вожделение, гнев и заблуждение. Благодаря своей разрушительной силе
огонь может служить также защитой от всякого зла, поэтому медитирующие мысленно
возводят вокруг себя защитную стену пламени - ярко пылающего огня мудрости.
| Символ огня - красный треугольник - используется в
ритуалах привлечения.
Название этой ваджра-кармы буквально
означает «подчинение своему влиянию», и иногда его переводят как «обуздание» или «покорение». Но Трунгпа Ринпоче предпочитал
термин «привлечение», который представляется мне гораздо более точным. Ведь в
данном случае речь идёт не о насильственном подчинении, а, скорее, о
непреодолимой притягательности, вовлекающей всё вокруг в орбиту своего влияния.
Ритуал огня можно использовать и для
привлечения живых существ (в особенности
для воздействия на их сознание), и для
притягивания качеств, необходимых нам в духовном
плане, и для обуздания пагубных сил, препятствующих нашему духовному развитию.
С помощью этой ваджра-кармы мы можем обрести власть над всеми сферами своей
жизни. Следует, однако, иметь в виду, что в некоторых традициях огонь как
носитель неистовой разрушительной силы
ассоциируется также с четвёртой кармой - разрушением.
| Огонь -
самый яркий, пылкий и чарующий из всех пяти элементов. Он животворен и
прекрасен, но в то же время очень опасен: он необуздан по самой своей природе и
всегда таит в себе угрозу.
| Огонь зависит
от земли и воздуха: ему необходимы топливо и кислород. Чтобы сила его
сосредоточилась и стала приносить пользу, его следует заключить в земное
вместилище - очаг или печь. Если огонь начнёт угасать, его можно будет раздуть,
прибегнув к помощи воздуха, и если
разгорится слишком ярко, то усмирить его поможет вода. Потухший огонь
растворяется в пустом пространстве - в своём последнем пристанище.
|
***
Любая
локальная культура обречена на исчезновение. Плюрализм культур – это
привлекательно во все времена. Способность
одного народа осваивать достижения другого – один из главных показателей
жизнеспособности его культуры, индикатор прогресса культуры. На этом пути
складывается общечеловеческая культура, единая и вместе с тем многообразная,
заключающая в себе многочисленные нормы, и соответственно, предпочтения и
запреты.
Священные
тексты являются основой истины этических предписаний и единства религиозных
общин, но вместе с тем они же оказываются яблоком раздора: источником претензий на исключительность и
причиной разделения этих общин. До нового времени каждое священное писание
понималось как единственная и абсолютная истина. Однако в наши дни наука и
техника, компьютерные технологии, средства массовой коммуникации возвели мосты над разделяющими нас ранее
безднами: культурными, национальными, религиозными. Связи и контакты между
народами сегодня стали жизненной
необходимостью.
Тема духовности, глубинного единства религиозных идеалов, единства в многообразии, - считает А.Ф. Победина, - объединяет людей разных национальностей и различных культур: «Здесь можно вспомнить А. С. Пушкина с его «всемирной отзывчивостью», способностью проникаться духом другой культуры. Интересно, что однажды я решила выяснить, чей перевод «Корана» на русский язык наиболее близок к оригиналу. Я читала об известных переводах Крачковского и Османова, о современных переводах. И что же? Оказалось, что наиболее близки по духу оригиналу на арабском языке «Подражания Корану» А. С. Пушкина. Как когда-то В. Казин сказал: «Вот в «Подражаниях Корану» Восток по-русски говорит». И. С. Тургенев когда-то писал о них в письме к С. Т. Аксакову «Давно вы не читали восточных стихотворений Пушкина? Перечтите их – я от них безумствую»…
А я хочу спросить у тебя: « Давно ли ты не перечитывала «Новую Землю» Э. Толле?)) С первых страниц, с предисловия и до конца книги потрясает то, что тема духовности приобретает в наше время такую остроту, такую актуальность, ведь если нам не удастся изменить свое сознание, а, значит, и свою реальность, мы погубим не только себя, но и нашу планету…
«В каком бы состоянии сознания ты ни был, оно влияет на сознание целиком – на сознание человечества, на сознание планеты. Ты не можешь не влиять на других своим состоянием сознания», - пишет Э. Толле.
«Новая земля становится реальностью, по мере того как всё больше людей обнаруживают, что главная цель их жизни – привносить в этот мир свет сознания и использовать любые свои действия в качестве его проводника».
Для меня
популярность книг Э. Толле рождает надежду… Это свидетельство, что
люди откликаются на мысли о единстве. Сегодня имя Экхарта Толле известно
миллионам. Уже первая его книга «Живи сейчас!» стала мировым бестселлером и
сделала его одним из самых популярных авторов и духовных учителей нашего
времени. Однако именно его вторая большая книга - «Новая земля» -
действительно потрясла мир. За три с половиной года со дня её публикации было
продано свыше пяти миллионов экземпляров. Для книг подобного рода это
безусловный и абсолютный рекорд. На вершину популярности книгу вынесли тот
заряд и та энергия, которые оказались нужны миллионам людей. Это и есть
духовность новой эпохи. «Мир остро нуждается в переменах. И прежде всего – в
глобальном изменении устаревших взглядов на себя и на мир. У нас есть
возможность создать мир, в котором будет больше любви. Тем более, когда нам
помогают – и Экхарт Толле, и другие
учителя, наставники и просто те, кто идет чуть впереди».
Однако существует не только культура, но и такое
явление как бескультурье, отрицание культуры. Культурный вандализм существует
внутри самой культуры как проявление её разложения, самоотрицания. Нормативные
характеристики культуры не привносятся извне, они содержатся внутри культуры
как осуждение вандализма и борьба против него.
Основным вопросом на сегодня становится вопрос о том,
является ли данный продукт
духовной культуры – современный человек с его ценностной
иерархией - основой для развития
последующей творческой деятельности или этот продукт заводит эту деятельность в
тупик? Через религиозный цивилизованный диалог мы сможем достичь гармонии и
мира во всём мире, потому что все великие вероучения проповедуют мир. Любая
религия может стать посредником в поиске взаимного согласия. «Всемирное
писание» стремится обнаружить во всех
религиях нечто общее, показать их общую
духовную основу и внести свой вклад в дело мира на Земле.
Хочется наш
серьёзный разговор завершить нравоучительной весёлой притчей.
Как-то раз боги, собравшись, решили
поразвлечься. Один из них сказал:
-Давайте что-нибудь отберем у людей?
После долгих раздумий воскликнул:
- Я знаю! Давайте отберем у них счастье!
Проблема в том, куда его спрятать, чтобы они
не нашли. Первый сказал:- Давайте запрячем на вершине самой высокой в мире
горы! - Нет, помни, что у них много сил, кто-то сможет взобраться и найти, и
если найдет один, все остальные сразу узнают, где счастье,- ответил другой.
Тогда кто-то выдвинул новое предложение:
- Давайте спрячем его на дне моря! Ему ответили: - Нет, не забывай, что они
любопытны, кто-нибудь сможет сконструировать аппарат для подводного плаванья, и
тогда они обязательно найдут счастье. - Спрячем его на другой планете, подальше
от Земли,- предложил кто-то еще. - Нет,- отклонили его предложение, - помни,
что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы
путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда они все обретут
счастье.
Самый пожилой бог, который на протяжении всего
разговора хранил молчание и только внимательно слушал выступающих, сказал:
-
Я думаю, что знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы они его никогда не нашли.
Все повернулись к нему, заинтригованные, и спросили:- Где? - Спрячем внутри них
самих, они будут так заняты его поисками снаружи, что им в голову не придет
искать его внутри себя. Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою
жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих.
Гуарик
Багдасарова
[1]
Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. – М.:
«Республика», 1995.
[2] Дзэн-буддизм – самостоятельное направление японского
буддизма (7 в.). Основу дзэн-буддизма составляет представление о единстве Будды
и всех существ. Учение о естественном пути развития и вера в мгновенное просветление и постижение
истины.
[3]Указ соч. - М.:
«Сфера». 1998.
[4] Джабраил или
Джибрил – варианты написания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий