Гастрольный спектакль «Мастер и Маргарита» Московского
независимого театра с участием сборного
коллектива первопрестольных театральных звёзд, несмотря на дорогущие оит? билеты
– от ста сум и выше, ждали задолго до
его отмены в день представления - 18 11
13. Не каждый день такое случается! В узбекской столице сразу же заговорили о чертовщине
– проделках дьявола и даже вспомнили, как А. Ахматова, будучи в южной эвакуации
в Ташкенте (1942-1944), жила в комнате,
которую до неё занимала Е.С. Булгакова в доме №
54 на улице Жуковской.
Е.С. Булгакову она называла
колдуньей и писала в своих стихах:
«В этой горнице колдунья
До меня жила одна….»
М.А.
Булгаков (1891-1940), выходец из
медицины, суровый и правдивый диагност, как прозаик эпического размаха, вырос в писатели-сатирики из фельетониста газеты
«Гудок», где он в 20-х годах сотрудничал вместе с Ильфом и Петровым. Здесь
родились сборники его
юмористических повестей «Дьяволиада» и
«Роковые яйца» (М.. 1925). Ещё одна повесть «Собачье сердце» была впервые
опубликована в 1987 г ..
Затем следуют «Записки покойника» и «Театральный роман» (1936-1937 гг.),
который так и не был завершён. И наконец «Мастер и Маргарита» (1929-1940 гг.),
первая публикация которого появилась в «Новом мире» в 1966 г .[1] и
наиболее полная в издании: М. Булгаков.
Романы. – М., 1973 г .
Трудясь
в поте лица над романом в 1928-1939 годах, М. Булгаков параллельно с этой непосильной работой написал «Жизнь
господина де Мольера» и «Театральный роман», пьесы «Кабола святош», «Адам и
Ева», «Блаженство», «Последние дни», «Иван Васильевич», «Батум» и «Дон Кихот»;
переводил классику – Шекспира и Мольера; служил во МХАТе и в Большом театре;
вёл обширную переписку с родными и друзьями, дирекциями различных театров и
киностудий. Только для воплощения одной лишь темы Пилата Булгаков изучил море
исторической литературы – труды Флавия, Тацита, «Жизнь Иисуса» Э. Ренана,
рассказ А. Франса «Прокуратор Иудеи», тексты песен шубертовского цикла «Прекрасная
мельничиха» и многое другое – всего не перечислить в короткой статье. Он даже
начал писать школьный учебник истории в
1936 г .
А в последний год тяжко болел.
Роман
«Мастер и Маргарита» бросил вызов всей
отечественной и мировой традиции, с ним отождествляют имя и творческое кредо
писателя, о его жанровой принадлежности
спорят по сей день. И всё-таки, роман «Мастер и Маргарита» - это, прежде всего,
сатира на общество, полная драматургии, фарсовых положений, грубоватой
гиперболы и откровенного балагана, поэтому читать и ещё лучше смотреть на сцене
или на экране его не скучно, а весело и полезно! В прошлом году нам подарил
такую радость театр «Балтийский дом», показавший на III
театральном фестивале в Ташкенте на сцене Молодёжного театра свою оригинальную
постановку «Мастера и Маргариты».
Эксперты, сравнивая знаменитый роман Булгакова
с наследием Ильфа и Петрова, называют «Мастера и Маргариту» явлением высокого
порядка, а «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» - низменного, хотя в них
очень много соприкосновений из области сатирического энциклопедизма –
«самого-самого». Общий для всех
коммунальщиков «квартирный вопрос»
сильно испортил героев Булгакова и Ильфа-Петрова, сузив их интересы до
ничтожной квадратуры. Но в отличие от героев «Золотого телёнка», Мастер
возводит элементарные житейские противоречия в «мировое зло» и скорбит по
иссякшей, пересохшей духовности.
Герои
сатириков 30-х годов М. Зощенко, Ильфа и Петрова, И. Эренбурга («Хулио
Хуренита») единодушно борются с бюрократизмом, показывая, как человек
обращается в штамп. Паралич индивидуальности в романе М. Булгакова показан в
сцене эпидемического синдрома хорового порыва «шагать в ногу», когда, помимо
своей воли, со слезами на глазах и стиснутыми зубами толпа начинает распевать «Славное море
священный Байкал».
Триптих––
рай, ад, воплощение трёх миров – земного, библейского и космического - вот
вам композиция «Мастера и Маргариты». Первый представляют люди. Второй –
библейские персонажи. Третий – Воланд со своими спутниками. Но только М.
Булгакову удаётся чудо - забросить своих героев в зазеркалье, в потусторонний
мир, туда, где обычные земные линейки бессильны и где властвуют критерии вечной
надмирной нравственности. Этот мир писатель умудряется встроить в обычную
квартиру по улице Садовой, а визитёров Великого бала у Сатаны – непроходимых грешников, залётных Воландовых
гостей - собрать в квартире №50, и это уже нам напоминает «Божественную
комедию» Данте. Только в роли Вергилия здесь выступает Коровьев, он же Фагот,
тёмно-фиолетовый рыцарь, способный видеть скрытое и прорицать будущее. Воланд и
его спутники, как Маргарита и её кухарка Наташа, в конце концов, улетают с земли. Автор романа печалится несовершенством человеческого рода и объясняет
несвободу личности в том, что человек
сам выбирает узурпатора своих прав и свобод. Однако многие прототипы
булгаковских героев остались за кадром,
а фантазия с реальностью перемешались с
первых до последних страниц романа.
Вдова
писателя называла «Мастера и Маргариту» философским романом, но, может быть,
всякий сатирический роман – философский? Теория – теорией, а «факты – самая упрямая в мире вещь» (Воланд). «Все
теории стоят одна другой. Есть среди них такая, согласно которой каждому будет
дано по его вере…», - выделяет автор главную из них.
Он
(Мастер) не заслужил света (т.к. не был святым – примеч. авт. статьи) - он заслужил покой, предназначенный «истинному
человеку». В главе «Пора! Пора!» Иван Бездомный, пребывая в психиатрической клинике, узнаёт от нянечки, что обитатель соседней
палаты Мастер скончался. Иван уверяет нянечку, что одновременно в Москве скончалась женщина – у себя дома, схватившись
за сердце, замертво рухнула на пол
Маргарита. Рационально объяснён и фантастический полёт Мастера и Маргариты – он
как бы происходит в болезненном воображении Ивана Бездомного-Понырева.
Из
эпилога явствует, что для следствия осталось совершенно непонятным, что же
побудило «шайку» похитить из клиники душевнобольного Мастера с неизвестной
фамилией, сгинувшего под №118 из первого корпуса. В эпилоге сообщается,
что похищенные «шайкой» Маргарита и её
домработница Наташа тоже бесследно исчезли. Работу над почти оконченным романом
оборвала смерть писателя.
После того, как в 1966/67 гг. появилась
журнальная публикация романа «Мастер и Маргарита», многие читатели хотели
познакомиться с вдовой писателя Еленой
Сергеевной или хотя бы увидеть её. Эксперты[2]
убеждают нас, что в образе Маргариты, помимо прочего, воплощена соловьёвская[3] идея вечной женственности, женственного
начала мира. Вдова писателя Е.С. Булгакова на настойчивые расспросы читателей о
жизненных прототипах романа всегда прибегала
к одному аргументу:
«Да ведь герой, о котором вы со мной говорите, -
художественный образ. Как Гамлет. О каких же прототипах вести речь?»[4]
Для читателей
XXI в. важна, скорее всего, эстетическая программа романа: уничтоженный эпиграф «Каждому по делам его …»
самоуничтожившегося человека - Мастера, как
и сожжённые рукописи, не горят. Сам М. Булгаков горячо верил в несомненное
торжество справедливости, в то, что настоящее искусство, в конце концов, завоюет себе признание. Последний булгаковский роман внушает своим читателям оптимизм, надежду на торжество
Добра, какие бы преграды на его пути ни возникали, - даже такое
необычное происшествие как отмена спектакля «Мастер и Маргарита» в
день его представления в Ташкенте - 18 11 13.
Гуарик
Багдасарова
[1] //Москва, 1966, №11, 1967, №1
[2] Галинская И. Философская модель образа Маргариты. –
Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М: Молодая гвардия, 1989. С.281-283
[3] Соловьёв В. Стихотворения. – М., 1921. С. 12-13
[4] Вулис А. Сатира М. Булгакова – в книге: Булгаков М.
Записки покойника. Сатирическая проза. – Т.: издательство литературы имени Г.
Гуляма. С. 646
Комментариев нет:
Отправить комментарий