«Плачу вперёд!» - первая премьера в этом сезоне на сцене Академического русского
драматического театра Узбекистана с блестящим успехом состоялась минувшим
воскресеньем - 24 11 13. Благодарные зрители долго не отпускали со сцены
артистов и талантливого режиссёра,
художественного руководителя театра, Заслуженного деятеля искусств Вл. Шапиро,
занятых в феерической постановке комедии
современного российского драматурга Надежды Птушкиной.
Всего
четыре актёра – в течение чуть меньше
двух часов с коротким антрактом – стремительно разыграли в двух действиях
занимательную историю о том, как знаменитый актёр,
сердцеед и «гений любви» (М.А. Распятов
– Олег Галахов) после успешного бенефиса оказывается в окружении трех очаровательных
женщин, с каждой из которых его связывают непростые отношения. Причем, одна из них деловая дама Олимпиада Николаевна Сидорова-Липа (Тамила Гребенник) предлагает
его жене Полине Сергеевне Аметистовой
(Наталья Епонешникова) миллион долларов за год жизни со своим кумиром. Что же
выберет герой: стабильность, богатство или молодость?…
Комедия «Плачу вперед» о том, на что готовы упрямые женщины ради
своего избранника и чем будет руководствоваться прижатый к стенке красавец. Олимпиада
Николаевна однажды увидела в театре обаятельного актера и влюбилась в него без
памяти. Став продюсером-миллионером, она решила сделать ему выгодное
предложение. Полина Сергеевна двадцать лет прожила со знаменитостью в браке,
плечом к плечу проходя через все беды и радости актёрской жизни. Натуся
одаривала «звезду» своей легкостью, энергией, молодой страстью. И вот после
долгожданного успеха и банкета по этому
поводу, проснувшись наутро знаменитостью и ничего не помня с похмелья, Михаил
Распятов встречает в одной квартире трех решительно настроенных женщин. Ему
предстоит сделать выбор между деньгами, привычкой и пылкостью
Сюжет вполне архетипический: он построен по
классическому принципу триединства – времени, пространства, действия.
События стремительно движутся от завязки
к развязке и выявляют конфликты преходящие, локальные, в которых немалую роль
играют перипетии – внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей –
всевозможные повороты от счастья к несчастью, от удачи к неудаче или в обратном
направлении. При всей их внешней комичности, перипетии несут в себе философский смысл. Благодаря
перипетиям жизнь вырисовывается как арена счастливых и несчастливых стечений
обстоятельств, которые прихотливо сменяют друг друга. Герои при этом находятся
во власти судьбы, готовящей им неожиданные перемены. Но в отличие от трагедийных и комедийных образов античности и эпохи Ренессанса – Софокла, Еврипида, Аристофана,
Боккаччо, Шекспира - здесь герои возвышаются над властью всевозможных случайностей – поворотов судьбы. Они остаются
верны себе: их нерастраченное
человеческое достоинство побеждает любые
коллизии судьбы.
Внутренняя
эгоцентричная свобода экзальтированной Олимпиады граничит с анархией, аферой,
готовностью купить если не Любовь, то замужество с любимым человеком, хотя бы на ограниченный срок, покуда она сможет в браке его разлюбить и освободиться от него
окончательно. Она принимает решение и отвечает за него. Когда её авантюрное
предложение терпит крах, она легко отступает перед правдой жизни, а правда героев
– в поиске «подлинности» чувства даже
там, где его нет в помине. Олимпиада ввязалась не в войну, а в бой за тех, кого
любит. «Но так жить нельзя», - говорит
ей и всем поверженная, но не
побеждённая Полина, законная супруга М. Распятова.
Коллизия разворачивается во втором действии, когда главный герой выбирает третью женщину – молоденькую 19-летнюю актрису Натусю – (Анастасия Пенькова), но и здесь его поджидают самые непредвиденные повороты прихотливой судьбы.
Надо отметить, что весь спектакль очень лёгкий,
динамичный, смешной, как истинная комедия – весёлое представление, в котором
отражаются смешное и несообразное в жизни, осмеиваются смешные черты и слабости
человеческого характера. Герои порой обмениваются высокопарными фразами из классической драматургии, характерными
для артистического бомонда, и тут же сбиваются на просторечный сленг, и это вызывает только
улыбку у зрителей и ощущение истинности столкновения положений и противоборства
характеров.
В
заключительной трагикомической ремарке уже под занавес спектакля отвергнутая жена Полина нервно бегает по сцене с истерическим воплем: «Где же
моя соковыжималка?». Она готова с гордостью навсегда уйти от изменника мужа из
дома, служившего ей семейным очагом и тихой гаванью в течение
двух десятков «потерянных лет», но обязательно с необходимым в хозяйстве кухонным предметом. У
зрителей эта кода вызывает оглушительный «смех сквозь невидимые миру слёзы».
Надежда Птушкина родилась 27 января 1949 года в Ленинграде. В 1976
году окончила режиссёрский факультет школы-студии МХАТ (курс мастера О.Н. Ефремова).
По данным журнала «Современная драматургия», пьесы
Надежды Птушкиной лидируют в российских театрах.
Из
более чем 70 написанных Надеждой Птушкиной пьес в театрах России, стран СНГ и
за рубежом поставлено около сорока
спектаклей. Наиболее популярные пьесы: "Пока она умирала",
"Плачу вперед!", "Все, что я знаю о наших мужчинах и
женщинах", "При чужих свечах", "Ненормальная",
"Овечка", "Корова", "Приходи и уводи",
"Мажор" и др. Среди них "Браво, Лауренсия!"
знакома нам по репертуару Академического русского драматического театра Узбекистана.
«Скомороший
царь» для детей был поставлен Молодёжным театром Узбекистана (ТЮЗом). Пьесы Н.
Птушкиной переведены на основные европейские и японский языки.
Для
известного современного драматурга
творческим кредо является следующее признание:
- Я
пьесы пишу, как музыку… Каждый день, иначе
не вижу смысла в работе. К театру я
отношусь как к мужчине. Любить его можно как угодно преданно, умно и поэтично,
но навязываться не следует. Безнадежно убеждать, что ты ему необходима, но
что-то у меня уже с ним было, и это прекрасно».
Надежда Птушкина, советский и
российский драматург, сценарист, театральный режиссёр требует от театра честного и уважительного
отношения к её пьесам: во-первых, чтобы режиссёры сохраняли названия её пьес и, во-вторых, не искажали авторский текст:
- Я хотела бы продолжить тему, как театр
компрометирует пьесу, допустим, на примере моей пьесы «Ненормальная». А позже,
возможно, и на примерах других моих пьес. И я хочу подчеркнуть, что пока я
касаюсь только отношений театр-пьеса, а не отношений театр-автор. О
пренебрежении и неуважении театра к автору, как к личности и как к партнеру,
отдельный разговор впереди…
Я никогда не проявила бесцеремонности и пренебрежения ни к одному театру
в мире. Но я ещё ни одному театру не позволила безнаказанно проявить
бесцеремонность ко мне. Уважение должно быть взаимным. Не так ли? Аргумент: снижается художественная ценность произведения.
Владимир Шапиро отмечает, что
признание к драматургу пришло в середине 90-х годов. Как-то вдруг стало
очевидно, что Птушкина – яркий, самобытный и глубоко театральный автор. У неё
абсолютно сценический слух, и пьесы её необычно сценичны. Характеры в ней
выписаны рельефно, заразительно.
В современном культурном процессе
сложилась особая ситуация: как самостоятельное направление возникла женская
литература. Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л. Улицкая, М. Арбатова в Москве, В. Вавилова в Ташкенте и многие другие пишут в
различных литературных жанрах. Литературовед Г. Малыхина отмечает: - Мне импонирует мнение В. Токаревой по этому поводу: «Писатели-мужчины в
литературе ищут высокие истины и доверяют только Богу, тогда как женщины ищут
любимого мужчину, а когда его находят, то поклоняются ему как Богу[1].
В
середине Х1Х в. А.И. Герцен, революционный демократ, автор нашумевшего в
то время романа «Кто виноват?», утверждал: «Я отрицаю то царственное значение,
которому придают любви в жизни, я отрицаю её самодержавную власть». Для современных героев Н. Петрушевской,
напротив, любовь – как сердцевина
человечества.
- «Я люблю тебя, «Я люблю тебя», «Я
люблю тебя» - вот лейтмотив всех пьес Н. Птушкиной. Это кричат, шепчут, истошно повторяют её героини. Именно об этом
идёт речь в пьесах «Овечка», «Пизанская башня», «Пока она умирала», «Браво,
Лауренсия!», «Ненормальная», «Приходи и уводи», а также в новом спектакле в Ташкенте: «Плачу вперёд».
Отрадно, что искусство
психологической комедии продолжает жить – как в литературе, киноискусстве, так
и в театре и умирать не собирается. Академический русский драматический театр
Узбекистана выпустил свою первую премьеру в этом сезоне. При нынешнем дефиците
современных сюжетов, комедии «Плачу вперёд» обеспечен массовый зрительский
успех. Не случайно этот спектакль открывает репертуар декабря – 01 12 2013 – НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Гуарик Багдасарова
[1] Г. Малыхина. Живая жизнь. Послесловие к моей книге: Жизнь в свете бытия. – Т.,
2008. С. 269
Комментариев нет:
Отправить комментарий