Ташкентская
общественность прощается с Вячеславом Сафаровым(1944-2013), одним из
основателей старейшего джаз-ансамбля Узбекистана – «Братья Сафаровы и друзья».
Он ушёл из жизни 28 11 13 и будет предан родной азиатской земле на Боткинском кладбище
29 11 13. Гражданская панихида назначена на 13-30, и там, где не будет хватать слов у родных и
многочисленных друзей музыканта,
ансамбль народных инструментов «Сазандар» выразит в музыке всю скорбь,
переполняющую сердца близких.
Е.
Евтушенко в благодарность Армении за её культуру, и в частности, музыкальное
творчество Арно Бабаджаняна, написал в память о величайшем композиторе 20 века
стихотворение «Армянская лоза», полное чувства армянской земли, её народа,
обычаев и национальных традиций. Сегодня мы позволим себе это посвящение переадресовать Вячеславу Ашотовичу Сафарову
– «Рыцарю джаза, герою без рангов, без орденов и златых эполет» (З.
Трацевская):
«Я прикрываю тайные сомненья, -
Я прикрываю тайную слезу,
Как прикрывают от зимы в Армении
Зимою виноградною лозу.
Когда землёй при жизни засыпают,
То силы тайные во мне не засыпают.
Кто любит Землю
ту, что стала Родиной,
Тот даже под землёй – непохороненный.
Пускай распалось тело, опустело:
Земля теперь – моё второе тело.
И сердцем сделался земли живой комочек,
Проросший к небу стебельками строчек.
И я не умер. Под землёй я зрею.
Не потерял я под землёй лица.
Землёю я прикрылся лишь на время,
Как вечная армянская лоза»[1].
Вячеслав
Сафаров (ударные, банджо, бас-гитара),
действительно, всегда оставался в тени славы своих выдающихся братьев –
Владимира (рояль, аккордеон) и Геннадия (саксофон, труба, аккордеон, вокал). Но
их привыкли больше полувека видеть и
слышать всегда неразлучными вместе с того самого знаменательного дня...
Старшее
поколение ташкентцев помнит, когда 18 марта 1954 года ансамбль братьев
Сафаровых в Доме культуры пищевиков дал первый концерт, посвящённый Дню
Парижской коммуны. Этот день считается днём рождения ансамбля. Тогда братьям
всем вместе было 42 года. Вячеславу, самому младшему из братьев, исполнилось
всего десять лет. Но лиха беда начало: младший из трио очень скоро и надолго
завладел местом ударника в ансамбле. В
итоге Геннадий солировал на трубе, Владимир виртуозно владел аккордеоном, а
Вячеслав представлял ритм-группу в Транспортном институте Ташкента. Это было
началом большой семейной эпопеи протяжённостью в человеческую жизнь.
Увлечение
музыкой не помешало братьям получить высшее техническое образование. Вячеслав
закончил столичный Институт народного хозяйства, отслужил в армии, но будучи
уже зрелым мужем, успешно закончил Республиканскую студию эстрадного искусства
по специальности «Артист ударных
инструментов».
После
снятия «железного занавеса» братья Сафаровы стремились познать всю сокровищницу мировой культуры без
цензуры. Им посчастливилось пообщаться с музыкантами оркестра Бенни Гудмана во
время их гастролей в 1962 г . в Ташкенте и с японским джаз-бандом - квартетом Имада Масару в 2010 г . Они устраивали
«джемы» в узбекской столице на сцене дворца
«Туркистон» с американскими джаз-менами,
в Бишкеке – на джаз-фестивале в 2007 г . – с ансамблем из США
Брайана Хортона и Ари Роланда.
В
разное время Ташкентский джаз-клуб посещали великие музыканты из Германии –
тромбонист Конрад Бауэр и гитарист Хельмут Закс, квартет Адама Клипла из США
и многие другие выдающиеся музыканты из
разных уголков мира. Вячеслав вместе с братьями был постоянным участником
всех значительных культурных мероприятий
армянской общины Узбекистана, а также целевых республиканских программ: «Музыка
против терроризма», «Поэзия и музыка» и международных джаз-фестивалей.
С давних пор больше полувека на всех международных фестивалях и заседаниях Ташкентского джаз-клуба имени
Сергея Гилёва звучат популярные мелодии, джазовые темы, ретро, танцевальные
ритмы, песни народов мира. Любимые джазовые композиции Вячеслава и его старших
братьев – «Караван» Хуана Тизола (Dиke Elington, Juan Tizol), Прощай, чёрный дрозд Рональда Хендерсона (Bye-bye blаck bird, Ray Henderson), «Опавшие листья» (Autumn ltaves) Жозефа
Косма, «Тихо, как при восходе солнца» (Softly as in morning sunrise») Зигмунда
Ромберга, «Время пришло» Чарли Паркера. «Арцах» Ара Геворкяна покоряли раз и навсегда не только наших
соотечественников, но и любителей джаза за
рубежом.
Скоро
выйдет в свет книга Владимира Сафарова:
«С джазом по жизни» - она увековечит наряду с другими память о музыканте
Вячеславе Сафарове, который больше всего на свете любил джаз, нотные тетрадки и барабанные палочки. Он подарил нам в
бессрочное наследство свою любовь к джазу и вечные мелодии под несмолкаемую дробь барабанов.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий