Экскурсия
«По местам памяти» 24 05 14 профессионального экскурсовода с 35-летним стажем работы,
связиста по профессии и известного журналиста Николая Петровича Динько была
рассчитана не более чем на три часа, а растянулась она на пять часов. Столько
времени понадобилось экскурсантам, чтобы не просто «галопом по Европе» пройти заданным маршрутом, а прочувствовать сердцем и умом каждый шаг в
героическое прошлое нашей страны, которое крепкими человеческим узами
связано с днём сегодняшним и завтрашним.
Экскурсия
по памятным местам началась с посещения мемориала воинского кладбища на
пересечении улиц Усмана Носыра и Чопонота, открытого в 1975 году на месте
захоронения полутора тысяч воинов и 27 героев Советского Союза: многие из них
погибли в госпиталях Ташкента, глубокого южного тыла на фронтах Второй мировой
войны.
Столица
Узбекистана в трагическую пору военного лихолетья (1941-45) выполняла
одновременно несколько функций. Она не только снабжала фронт отважными
солдатами, боеприпасами, продовольствием, но оставалась приютом для многих
беженцев и эвакуированных граждан из Белоруссии, Украины, России. Узбекская
земля оживлена светлой памятью о
героизме наших отцов и дедов. «Тем, кто насмерть стоял в грозной битве с
фашизмом, - посвящается» - с этих слов всенародной признательности открывается
Аллея городов- героев мемориала воинского кладбища. По ней в сотый и боле раз
прошли в этот раз экскурсанты, люди разных профессий и возраста, чтобы возложить
цветы к подножию Скорбящей матери, отдать дань памяти не только погибшим воинам
во время Второй мировой войны, но и ветеранам войны, ушедшим в мирное послевоенное время.
Но
мало из нас, экскурсантов, кто знал, что
Узбекистан оказался последним достойным приютом
для сотен тысяч военнопленных из
Японии и Германии. На столичном мусульманском кладбище на улице Яккасарой
упокоены 79 пленных японцев и 19 бывших немецких солдат разгромленного Вермахта
в результате победы во Второй мировой
войне в 1945 году.
Небезымянные
могилы военнопленных тщательно ухожены: «Никто не забыт и ничто не забыто». На
гранитном постаменте на двух языках – английском и японском - высечено мудрое
изречение: «Вечный мир и дружба.
Клянёмся не воевать». Узбекское
общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Ташкентское
городское отделение общества СССР-Япония». Ежегодно сюда приходят
представители Немецкого и Японского посольств в Узбекистане, Японского
культурного центра и Немецкого культурного центра «Возрождение», также
приезжают родственники из дальнего зарубежья, чтобы почтить память своих соотечественников –
жертв милитаристской политики правительства обеих стран в годы войны. Они
искренне благодарят узбекистанцев за их
должное уважительное отношение к погребениям «незваных гостей», не по
своей воле пришедших на нашу землю с
мечом и от меча погибших.
В японской литературе прошлого века – в творчестве Абэ Акира
и Сакагами Хироси война занимает
совершенно особое место. Война перевернула сознание японцев. Тех, кого
превозносили как героев, после поражения Японии стали для окружающих военными
преступниками. В рассказе Абэ Акира
«Тысячелетие» («Сэннэн») отца Абэ, бывшего капитана военно-морского
флота, называют «бродячей собакой», «голодной крысой», «паразитом», которого надо поскорее истребить». Повзрослев, Абэ
понял, что общество, в котором человек себя чувствовал неустойчиво в первые
послевоенные десятилетия, осудившее его отца, само далеко от идеала. «Для меня
нет места в этом реальном обществе», - к такому выводу пришёл писатель,
тяготеющий к социальному протесту и антивоенному пафосу.
Но
вот Япония, раздавленная военным поражением, стала понемногу выдвигаться в одну
из ведущих индустриальных стран мира. Художники, писатели, режиссёры
послевоенного поколения стали искать ответы на свои духовные запросы не в
запятнавшем себя мировоззрении отцов, а в различных философских школах
современности, в том числе, экзистенциализме и «левом фрейдизме». Они долго и
мучительно искали идеалы демократии и гуманизма применительно к современным
японцам и хотели ответить на вопрос: чем является для японца его родина, нужны
ли ему моральные и духовные ценности прошлого.
Западные
авторы-антифашисты Бабель, Б. Брехт, Э.
Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк и многие
другие, как и художники слова из Страны восходящего солнца, выражали тревогу по поводу нарастающего эмоционального
обеднения человека, разрушения
исторической памяти, утраты самоидентичности, потери вещей и отношений, дающих
смысл и вкус жизни. Политические, социальные, этнические и моральные конфликты
разрушают ощущение человеческой общности.
И
сейчас наряду с погоней за всем ультрасовременным западным, в особенности
американским, у японцев вновь возник интерес к национальному самосознанию и
интроспекции – изучению специфических
сторон «японской души». При этом живя на островах, неоднократно подвергавшихся
стихийным бедствиям, они не хотят делать никаких прогнозов: «Говорить о будущем
– дьявола тешить».
Многие
японцы ответ на мучительные вопросы о
смысле жизни и цене необратимых человеческих
потерь – многомиллионных неоправданных жертв
ядерных бомбёжек Хиросимы и Нагасаки в годы войны нашли на
узбекской земле в доме Джалила
Джалаловича Султанова на улице Яккасарой, 20. Он стал в последнее время
для паломников из Японии храмом - молельным домом, отдушиной, приютом
добра и милосердия на другом краю света.
Хозяин
дома Джалил Султанов, сын войны (род. 17 ноября 1944 г.) с сурового детства
усвоил три характерных качества мусульманина: забота о сироте, о путнике и нищих. Каждого гостя он встречает молитвой – сурой
из Корана, гласящей о том, что все мы
единый народ, произошедший от Адама и
Евы. Всевышний призвал нас познать и понять друг друга во имя Аллаха. Текст
этой молитвы он поместил у входа в мемориальные
комнаты, где он в 1998 году открыл
своеобразный домашний музей,
скромно названный экспозицией о японских военнопленных 1940-х годов.
Выпускник Ташкентского Политехникума,
впоследствии главный инженер-рационализатор «Узплодовощпромкомбината», ныне руководитель
фирмы «Рахбар», в прошлом мастер спорта Уз
по фехтованию, Призёр всесоюзной Спартакиады по фехтованию, в этом году стал обладателем «чёрного пояса» по японскому айкидо. В босоногом детстве, купаясь со сверстниками в
Анхоре, он перепрыгивал через речку на другой берег, хотя в это трудно сейчас поверить.
«Между чайхоной и айкидо я выбираю
айкидо», - говорит сейчас о себе Джалил-ока. Мне 24 часов в сутки не хватает».
Однажды
уже в зрелом возрасте приведя внука в спортзал, он заявил тренеру, что хочет
сам заниматься айкидо. Открыв сперва для себя во всей физической и духовной
красоте этот вид спорта, Джалил стал
познавать всё больше и глубже историю и современность Страны восходящего солнца – родины айкидо и
со временем нашёл мужество открыть у себя дома необычную музейную экспозицию.
Отец
пятерых детей (всем он дал высшее образование) и больше пятнадцати внуков, всё свободное время посвящает изучению архивов
и пополнению артефактов, связанных с
пребыванием японских военнопленных в Узбекистане.
Сегодня он чаще проводит своё время в философских размышлениях, выращивает
айву, виноград, другие фрукты и бахчи,
как его славные предки. В душе Джалил
полноправный целитель душ. Он лечит Словом, ценным советом и позитивной
личной энергетикой страждущих от
различных недугов, на самом деле связанных с психическим или нервным
расстройством из-за нашей торопливой
суетной жизни и погони за деньгами, ложным сиюминутным успехом или
мифической «синей птицей
счастья»-журавлём в недосягаемых небесах.
В
достаточно преклонном возрасте Джалил
выбрал себе новое занятие, ставшее делом его чести. Многие его друзья и знакомые отнеслись с недоверием к его
новому «хобби», а кое-кто попросту
послал его «матом» подальше от себя, решив, что у него крыша поехала на
старости лет, но от себя никуда не уйти.
Японские
военнопленные в годы войны строили не
только столичный ГАБТ имени Алишера Навои по проекту знаменитого русского архитектора
А.В. Щусева, но и протягивали на десятки километров линию электропередач Фархадской
ГЭС, были задействованы на многих трудных
общественных и частных строительных площадках и колхозных полях.
Простые
сердобольные люди помогали выжить
военноплеменным, как и чем могли. Когда шли строем пленные японцы на работу или
во время их короткого перекура, жители
сёл и городов выносили им на подносе лепёшки, сухофрукты и свежие плоды из
собственного сада, а кто выносил и горячее в глиняном горшке – лагман или шурпу. Таким образом, народ-победитель,
скорее всего по наитию, по воспитанию и генетической жалости, невольно продлял жизнь своим
бывшим врагам – военнопленным, которым платили гроши как низкоквалифицированным
рабочим. Однако среди них, по рассказам очевидцев, попадались высококлассные ремесленники, плотники, строители, художники.
В
экспозиции частного музея представлены: самодельные ложка, ножницы;
национальный плоский головной убор из
соломенного жгута, оберегающий от палящих солнечных лучей; самодельная
люлька; маленькая полированная
керамическая фигурка собаки; расписной
ляган; копия картины Куинджи «Берёзовая
роща» неизвестного автора, оставившего в углу
свой автограф иероглифами, но до конца разобрать его невозможно; реалистический точный портрет Хамутхановой
1946 г. в национальном головном уборе,
написанный углем тем же неизвестным апвтором;
и многие другие артефакты, включая
книгу воспоминаний бывшего военнопленного, дожившего до наших дней и
приезжавшего в Ташкент поклониться жертвам войны. Все эти документы и
артефакты вместе передают не только дух
времени, но и свидетельствуют о вполне
дружелюбных взаимоотношениях людей в послевоенные годы, ещё недавно стоявших по
разные стороны баррикады.
Мы
и наши потомки, конечно, будем помнить час
памяти жертв нацизма в парламенте ФРГ,
который в этом году прошел под знаком 70-летия снятия блокады
Ленинграда. Перед депутатами выступил известный российский писатель Даниил
Гранин[1].
"Мысли о войне на уничтожение,
которую нацистская Германия вела против Советского Союза, вызывают чувство
глубокой скорби и стыда" - это строки из письма президента ФРГ Йоахима
Гаука, которое он отправил президенту России Владимиру Путину. "Германия
осознает свою историческую ответственность за страдания жителей Ленинграда и
разделяет боль от потерь", - отмечено в письме. Российский писатель Даниил
Гранин встречался в Берлине 27 01 14 с
высшим руководством Германии и выступал в парламенте.
Когда 95-летий Даниил Гранин
взошел на трибуну бывшего Рейхстага, он произнес: я выступаю не как писатель, а
как солдат. Гранин - один из защитников блокадного Ленинграда. И как
мужественный солдат, почти час он, стоя, несмотря на поставленное кресло,
рассказывал о трагедии осажденного города. Сухие цифры смертей у него - это
личные истории за гранью понимания тех, кто не испытал на себе ужасов блокады.
Такое
мероприятие для Росси, а как мне кажется, и для многих других стран,
невероятное событие. Даже Ангела Меркель
пришла на эту встречу на костылях, хотя она находилась на «больничном» из-за травмы.
В Ташкенте в Российском
центре науки и культуры Уз. в эти дни состоялась демонстрация фильма «Мои
ленинградцы».
Но хозяин дома Джалил
Джалалов Султанов, досконально изучивший Коран, сидя с нами за достарханом на
его открытой веранде, увитой виноградной
лозой, одновременно приводит нам, экскурсантам,
мудрые изречения из буддистской философии, которую проповедуют японцы с
восьмого века: впрочем, они близки и
православию, и исламу своей человеческой сущностью.
- Мой принцип: «Не судить других». Будда сказал, что на этом свете у
нас нет никого дороже себя. Как найти гармонию в отношении к себе, не впадая ни
в нарциссизм, ни в излишний критицизм?.. Нам нужно иметь сострадание к себе, не
жалость, а истинное сострадание. Это очень тяжело. Только имея сострадание к
себе, можно иметь сочувствие к другим. Грубое и жестокое поведение означает
отсутствие сострадания к себе.
Как
избавиться от привычки судить других? Сравнивать себя с другими — неотъемлемая
часть человеческого ума. Если человек соблюдает нравственные принципы или много
медитирует, ему обычно очень трудно удержаться от осуждения других. Такова
естественная склонность ума — мыслить категориями: «Я лучше», «Я хуже», или: «Я
такой же».
Часто
мы думаем, что какой-то человек хороший только из-за нашего эгоизма и
самомнения: нам нравятся люди, которые имеют схожие с нами убеждения. Если
кто-то «захлебывается» от восторга, хваля другого человека, то обычно
достаточно крохотного проступка «кумира», чтобы начать клеймить его позором,
забыв про все недавние восторги. По этой причине я чувствую определенную
неловкость, когда люди восхваляют меня, потому что они быстро меняют свое
мнение и забывают про все доброе, что ты сделал для них.
Нужно
тренировать себя не становиться счастливыми от чужих комплиментов, не зависеть
от них, как и от критики. Будда пережил очень много оскорблений, но они не
захватили его ум. Нам всем свойственно выносить всевозможные суждения об
окружающих, и эту привычку нельзя назвать полезной. Критичность и предвзятость
становятся своеобразной пищей для ума.
Чтобы
на самом деле составить мнение о ком-то, нужно прожить рядом с ним очень долгое
время. Обычно люди судят о других, исходя из ограниченного числа эпизодов,
которые они увидели, и на их основании они делают далеко идущие выводы. В
реальности мы можем говорить, что человек хорош в конкретной ситуации, ибо как
мы можем знать, что случится с ним в будущем? Люди меняются.
Меня
часто спрашивают, как вы можете общаться с таким-то и таким-то ужасным человеком?
Я же отказался от привычек судить других,— даже у прекрасных людей есть недостатки,
и даже преступники имеют те или иные достойные качества.
Мы
начинаем с построения хороших качеств характера и щедрости. Когда человек
делает дар, то в этот момент в его уме присутствует не только добродетель
щедрости, но и множество других благих качеств: мудрость, нравственность,
бесстрастие,— поэтому нельзя практиковать построение только одного фактора; они
опираются друг на друга и поддерживают друг друга.
В
XXI веке человечество совершит рывок на 20 000 лет вперед.
Обладание современным
человечеством огромными объемами знаний уже ускоряет темпы внедрения новых
технологий в повседневную жизнь. Темпы технического прогресса ускоряются два
раза каждые 10 лет. Следующие 10 лет уже сойдут за 20, а последующие за 40. То
есть XXI век будет эквивалентен 20 тысячелетиям развития прогресса современными
темпами. А достижения нашего века в области существенных изменений и сдвигов
будут превышать достижения прошлого века примерно в 1000 раз. До бессмертия осталось 10 лет. Поэтому в
середине ХХI века человеческий интеллект и интеллект машины будут очень тесно
спаяны. Однако наше сознание не поспевает за научно-техническим прогрессом.
Мир должен двигаться к всеобщему взаимопониманию и согласию, иначе мы все
погибнем. И мой домашний музей – это мой личный вклад в многолетнее выстраданное служение миру, взаимопониманию и дружбе народов Узбекистана и Японии, чего не хватало
людям в годы Второй мировой войны.
Об этом был биографический документальный фильм о Дж.
Султанове – спортсмене и коллекционере, создателе уникальной музейной экспозиции о японских
военнопленных. Он был показан на Национальном
узбекском телевидении в прошлом году и
любезно предложен хозяином дома для
просмотра нам, его гостям. Во время демонстрации мы забыли о времени и о себе,
о своих суетных хлопотах перед лицом этого мудрого человека, Гражданина мира,
проводника традиционных доброты и милосердия, без которых немыслимо построить
счастливое будущее, понять и простить
исторические ошибки прошлого, пусть даже они
принадлежали соседним народам. Возмездие произошло: теперь нам нечего
делить друг с другом, кроме желания жить в мире и согласии.
Две далёкие друг от друга страны оказались близкими и
родственными не только по отношению к природе, к своим предкам, желанию
защищать Родину и сохранять лучшие традиции своего народа в спорте, искусстве,
обыденной жизни, в любви к мудрости и просвещению.
В
Японии был издан путеводитель для туристов. На карте достопримечательностей
Узбекистана наряду с шедеврами средневековой и современной архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства значатся места упокоения японских
военнопленных и дом-музей Дж Султанова, в котором оживают образы давно минувших
дней – неумолкающее эхо войны.
В
память об экскурсии по памятным местам и знакомстве с коллекционером уникальной музейной экспозиции руководитель
экскурсии Н.П. Динько подарил Дж.
Султанову книгу Н. Корнилова «Петушки» о
создании подобного одноимённого музея в Подмосковье таким же энтузиастом,
бывшим Президентом Ассоциации народов мира: «Не хлебом единым жив человек».
Гуарик Багдасарова
Опубликовано 28 01 2014 г. Также читайте на сайте DW:
"Даниил Гранин в бундестаге: беспощадная правда о блокаде Ленинграда" — http://dw.de/p/1Ay3u
"Даниил Гранин в бундестаге: беспощадная правда о блокаде Ленинграда" — http://dw.de/p/1Ay3u
Комментариев нет:
Отправить комментарий