четверг, 18 декабря 2014 г.

Узбекистан-Россия: новые грани сотрудничества


В  большом зале Учебного центра профсоюзов Узбекистана 16 12 14 состоялся круглый стол «Россия и Узбекистан: грани культурно-гуманитарного сотрудничества». Его преамбулой стал одноимённый документальный фильм узбекского журналиста, редактора интернет-сайта kultura.uz  Бориса Бабаева о первом визите Президента  РФ Владимира Путина в Республику Узбекистан в 2012 году и вхождении суверенного Узбекистана в зону свободной торговли,   об успешной работе в Узбекистане российской компании «Лукойл»,  а также о российском писателе и публицисте Георгии Пряхине,   по отцу Курбанове, судьба которого тесно переплетена с родными и близкими в селении Афшона в Бухарской области.


Короткий десятиминутный фильм зафиксировал не только важнейшее политическое событие в истории двух соседних государств, получившее дальнейшее  плодотворное  развитие в наши дни во время второго визита  российского президента в Узбекистан  в декабре 2014 года и новом межгосударственном договоре об активизации  взаимного   сотрудничества в экономике, свободной  торговле, науке, культуре и сфере национальной  безопасности.  
Авторы документальной киноленты рассказали  типичную и одновременно трогательную историю обретения родных  невыдуманным героем фильма – российским писателем и публицистом Георгием Пряхиным- Курбановым.  Его отец  стал жертвой сталинских репрессий. Спустя годы Георгий нашёл родных погибшего  в лагерях ГУЛАГа отца в Бухарской области, где он был по мусульманским обычаям предан земле. Этот трогательный эпизод о судьбе человека, нашего современника и соотечественника по рождению  органично вошёл в канву официозного по стилю фильма и сделал его более драматичным и человечным. Политическая история  танком и  трактором проехала через миллионы судеб людей  бывшего Союза, кровью и потом  перепахала соборную память народа для посева в эпоху независимости новых семян дружбы,  взаимопонимания и сотрудничества.


Об этих лучших традициях и особенностях, определяющих высокий уровень гуманитарного сотрудничества Узбекистана и России, говорил Руководитель Представительства Россотрудничества в РУ, д.ист.н., проф. В.Н. Шулика. Он обозначил важнейшие достижения в гуманитарной сфере, соответствующие соглашению двух  стран о сотрудничестве,  в частности, в  области образования (2013-2015): более 12 тысяч представителей молодёжи Узбекистана в настоящее время учатся в российских вузах.
В.Н. Шулика рассказал о большой работе Российского центра науки и культуры в Узбекистане в содействии развитию международных связей РФ в сфере образования, продвижению на мировой рынок образовательных услуг российских вузов, расширению сотрудничества между  российскими и образовательными учреждениями Узбекитстана.
РЦНК проводит научно-практические конференции, семинары, творческие встречи, участвует в организации и проведении национальных праздников РФ для соотечественников и многое другое. В этом году в тесном содружестве с общественным клубом-музеем «Мангалочий  дворик А. Ахматовой»  широко отмечались 215- летие А.С. Пушкина, 200-летие М.В. Лермонтова, 125-летний юбилей А. Ахматовой, 122-летие М. Цветаевой, 75-летие со дня рожденья А. Файнберга, в которых непосредственное участие принял В.Н. Шулика.


В ряду приоритетных направлений работы Представительства Россотрудничества - распространение среди россиян и граждан Узбекистана информации о современной жизни наших народов, традициях дружбы, развитии интеграционных процессов, активная помощь Республиканскому интернациональному культурному центру Узбекистана (РИКЦ), Узбекскому обществу дружбы, культурного и делового сотрудничества (УзСОДКС), обществу дружбы «Узбекистан-Россия», другим культурным центрам соотечественников. Пользуясь случаем, В.Н.  Шулика пригласил всех участников «круглого стола» на предстоящие «рождественские праздники», которые широко отмечаются под эгидой РЦНК в январе в узбекской столице.
Большой интерес  у слушателей,  особенно студенческой молодёжи, вызвал доклад Председателя ассоциации учёных женщин Узбекистана  «Олима» о межнациональных отношениях в Узбекистане в современных условиях.  Профессор НУУз имени М. Улугбека Р.Х. Муртазаева затронула важнейшие вопросы  влияния  всемирной глобализации на этнос и сопротивлении каждой нации этому  объективному процессу в наш постиндустриальный век  скоростных информационных технологий.
В настоящее время две трети конфликтов возникает на межнациональной почве, - отметила докладчик. За 23 года эпохи государственной независимости, - подчеркнула  выступающая, - в нашей стране этот повсеместный конфликт решился благополучно. Мы вошли в глобальный мир со своим неразменным достоянием – многонациональным укладом социальной жизни. В нашей Республике проживают 137 национальностей, действуют 140  национальных культурных центров, способствующих сохранению и развитию самобытности каждой нации, её культуры и языка. Приоритеты политики нашей страны отражены в главном Законе – Конституции РУз (1992) и в труде Ислама Каримова «Узбекистан на пороге XXI в.:  угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса»  - это, прежде всего,  правовая основа всех социальных преобразований. И. Каримов отмечает в своей книге: «Безопасность, стабильность, необходимость осуществления реформ для достижения устойчивого развития страны и на этой основе обеспечение благополучия и достойной жизни наших людей, Занять своё место в мировом сообществе – это, по сути,  главное содержание, если хотите, конечная цель достижения государственной независимости и суверенитета, свободы и равенства народов»[1].
Докладчик  поделилась результатами позитивного социологического опроса, подтверждающими повсеместное толерантное отношение  титульной нации к другим народностям, проживающим в нашей стране. Она  объяснила  встречающиеся негативные конфликты на бытовой межнациональной почве между узбеками и киргизами, узбеками и таджиками и в меньшей мере между узбеками и русскими издержками воспитания в семье с малых лет и призвала всех к мирному сосуществованию, взаимопониманию, дальнейшей гармонизации интернациональной  жизни в Узбекистане. В этом интеграционном процессе огромную прогрессивную роль играет Республиканский интернациональный культурный центр –  на всей территории СНГ он существует только в нашей стране и служит образцом для других  народов бывших республик Союза.


О сотрудничестве с россиянами в области археологии с большим вдохновением рассказал зав. Отделом Института искусствознания АН РУ, сенатор Олий Мажлиса РУ, академик  АН РУ Э.В. Ртвеладзе.
Перу академика Эдварда Васильевича Ртвеладзе принадлежит свыше 800 научных публикаций, около 30 монографий, опубликованных не только в Узбекистане, но и во многих других странах мира. «За всем этим не только интенсивный интеллектуальный труд, напряженный научный поиск, дискуссии с коллегами. Это еще и, буквально, тонны грунта и песка, руками ученого перелопаченные небольшими археологическими инструментами. Это многолетняя аскетическая жизнь в палатках, на привозной воде, когда результаты раскопок обобщаются не в тиши и уюте городских кабинетов, а прямо «в поле»  - пишет о нём известный публицист С. Сафаров в предисловии к книге мемуаров Э.В. Ртвеладзе.
Учёный с мировым именем и  русско-грузинскими корнями   рассказал о том, что археологические науки в Узбекистане сформировались под влиянием российских учёных XIX-начала XXвв. - В. Бартольда, В. Верещагина, Б. Пиотровского, Н.Я. Марра. чьи имена вощли в скрижали истории ныне  достаточно хорошо известной в мире  самостоятельной  Ташкентской археологической школы. Позднее выпускники  кафедры археологии Таш ГУ  В. Массон, Б. Летвицкий, Е. Давидоч и другие, работая в России, внесли свой вклад  в открытие и познание материальной  культуры  древнего Востока и Руси (например, раскопки в подмосковном городе Елецке).  В результате деятельности многих совместных экспедиций с коллегами из Института археологии российской Академии Наук были найдены тысячи археологических артефактов от эпохи камня до позднего средневековья и создано немало очень ценных научных трудов .
Археология Средней Азии за время своего существования (вторая половина XIX–начало XXI века) добилась выдающихся научных успехов, особенно в период ее расцвета в послевоенные годы, Именно тогда   были созданы и успешно работали крупнейшие в истории археологического изучения Средней Азии экспедиции – ЮТАКЭ (Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция), возглавляемая профессором М. Е. Массоном, и ХАЭЭ (Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, руководимая профессором С. П. Толстовым),  многолетняя искусствоведческая экспедиция под руководством Г.А. Пугаченковой, внёсшая  в науку много нового, осветившая  тёмные углы художественных,  исторических и  археологических проблем в изучении художественной культуры Средней Азии доантичного и античного времени, раннего средневековья и эпохи зрелого феодализма, а также художественного наследия современности.
В этот же период вели свои исследования  другие совместные археологические экспедиции. В результате деятельности многих отечественных ученых и их коллег из института археологии Российской АН были открыты тысячи археологических памятников от эпохи камня до позднего средневековья включительно. На многих из них проводились стационарные археологические раскопки. На основе этих исследований были написаны и опубликованы тысячи научных книг и статей, в которых доисламский период в истории Средней Азии, прежде малоизвестный из-за незначительного числа сведений письменных источников, получил всестороннее освещение. Можно бесспорно утверждать, что археологи Ташкентской Альма-Матер, как и ученые других научных направлений, отличающиеся фанатичной преданностью науке, подчас совершенно бескорыстной, открыли неизвестный прежде мир великих среднеазиатских цивилизаций.
На памяти старшего поколения советских специалистов по археологии, истории и филологии Древнего Востока круг работ расширился за пределы трёх традиционных областей – египетской, урартской и среднеазиатской. От них ушли вширь индианисты, специалисты по древнему Ирану и Месопотамии, по Финикии, Сирии и Палестине, но мало кто из них мог остаться в стороне от  наиболее актуальных для нашей собственной истории научных направлений, в частности,  «Древний Восток и мировая культура». В настоящее время совместно с российскими учёными  Государственного Эрмитажа продолжаются раскопки  Шахристана и углублённое археологическое изучение городища Канка.
На вопрос из зала более подробно рассказать о  городище Канка, учёный заметил, что  он расположен в Аккурганском районе Ташкентской области. Изучение его началось с 1868 г., когда здесь побывал русский художник В. Верещагин.  Подлинное  научное исследование  древнего городища начал М.Е. Массон только в 1934 г.  Исходя из чрезвычайно важного значения этого городища, стоявшего на транзитном караванном пути из Согда в Чач, куда входила значительная часть  нынешней Ташкентской области, в июне 1969 года началось его комплексное изучение Главным управлением по охране памятников и изобразительного искусства Министерства культуры Уз ССР. Оно  активно продолжается  по сей день.
Город занимает площадь в 200 га: величественная цитадель и примыкающие к ней три площади, условно названные  «шахристан». Они  обнесены мощной  оборонительной стеной  с предвратным башенным сооружением и подводящим к ним  спиральным пандусом. Здесь внутри башни была найдена медная монета с изображением на лицевой стороне головы правителя и тамгой (клеймом) в окружении согдийской надписи на оборотной стороне.  Монеты данного типа М.Е. Массон относил к III-IV в.н.э, , а его сын В.М. Массон  - к более раннему времени,  эпохе эллинизма.
Археология таит много загадок и ответов на вопросы самого различного толка – от  хронологии  предметов изобразительного и прикладного искусства до составления ирригационной карты  земель древнего орошения Бухары. На территории земель древнего орошения Бухары имеются более 200 больших и малых археологических памятников, большинство которых датируется с первых веков до н.э. по IX-X вв. н.э. Эти исторические памятники материальной культуры древней Бухары ожидают своего дальнейшего изучения.
Сегодня в нашем обществе мы видим неподдельный интерес к истории, к познанию истоков, к новому осмыслению своих корней,  ибо «без исторической памяти нет будущего»,  – подчеркивал президент Узбекистана Ислам Каримов. Все накопленные материалы   археологических экспедиций по истории материальной культуры Узбекистана публиковались в девяти научных изданиях. В этом году монография Эдварда Ртвеладзе по археологии  вышла в Санкт-Петербурге, чему учёный радовался, как ребёнок, показывая коллегам исторический фолиант.  В заключение  выступления
Э. В. Ртвеладзе ещё раз подчеркнул, что археологическое изучение  прошлого от Дальнего Востока до Центральной Азии – это взаимно обогащающий  духовный процесс  как российских, так и узбекистанских учёных. Только сообща можно изучить и восстановить великую летопись цивилизации, культуры и государственности этой обширной  земли  для  всего современного мира.
Другие докладчики осветили  такие важные грани  гуманитарного российско-узбекского сотрудничества как «Развитие исторической науки: Узбекистан и Россия», «Научное сотрудничество в области юриспруденции», «Концептуальные вопросы авестологии в контексте сотрудничества Узбекистана и России», «Правовые аспекты культурно-гуманитарного  сотрудничества» и многие другие. Аргументы и факты, выводы учёных, общественных деятелей Уз открывают   простор для   расширения сфер гуманитарной деятельности, прежде всего, молодёжи . Сегодня здоровое поколение просвещённых молодых людей  несёт ответственность  не только за преемственность науки и культуры, но и за обустройство своей жизни и строительство счастливого будущего  в стране под мирным небом, где наши предки за века содружества проложили улицы с двусторонним движением.

Гуарик Багдасарова




[1] Указ соч. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1997, с. 314-315

Комментариев нет:

Отправить комментарий