После коротких
зимних каникул вновь 16 02 15 в уютном Доме-музее
известного композитора Сулеймана
(Соломона) Александровича Юдакова собрались, несмотря на проливной дождь,
поэты, музыканты, художники литературно-творческого объединения «Данко». В этот раз гостями вечера были композитор
Лидия Володина, диктор и режиссёр Роза Эдуардовна Мухтарова,
автор серии портретных радиоочерков «Память
сердца» о выдающихся деятелях искусства
и литературы Узбекистана – Тамаре Ханум,
Мухтаре Ашрафи, Сулеймане Юдакове. Зульфии и Хамиде Алимжоне и многих других
заслуженных людях нашего края.
Председатель
ЛТО «Данко» Армануш Маркарян, в связи с
объявленным в интернете поэтическим конкурсом на тему «Композитор С. Юдаков», попросила Р.Э. Мухтарову
рассказать о жизни и творчестве автора
первой узбекской комической оперы
«Проделки Майсары» и первого узбекского
комического балета «Юность Насриддина», оставившего
значительный след не только в театральном
искусстве, но кинематографе, а также
концертном классическом репертуаре, сочинив вокально-хореографические сюиты,
кантаты, патриотические песни и множество романсов на стихи русских и национальных поэтов. Его романс на стихи А. Пушкина «Не пой,
красавица, при мне ты песен Грузии
печальной» в переводе узбекского поэта Миртемира до сих пор является
образцом современной классики и часто
звучит в радиоэфире.
До
этой встречи собравшаяся аудитория была знакома с документальной лентой
«Избранник музыки созвездий» о жизненном и творческом пути композитора и ожидала от устного рассказа Р.Э. Мухтаровой новых примечательных штрихов в биографии С.
Юдакова.
Роза Эдуардовна призналась, что с Сулейманом Юдаковым не была близко знакома, но
встречалась с ним на премьерных его спектаклях в театре им. А. Навои, концертах, научно-практических конференциях,
съездах композиторов, а также в кругу общих друзей - «богемных тусовках». В
кругу близких друзей композитор без парадного галстука мог раскрыться как
лёгкий балагур и шутник, щедро сыпавший анекдоты и адресные остроумные эпиграммы, рассказывавший
прибаутки на каждом шагу. В историю музыки, однако, Юдаков вошёл не за
эти человеческие достоинства или слабости, свойственные каждому, даже гению.
Сулейман
Юдаков после смерти отца фактически остался сиротой. Выходец из Кокандского
детского дома для одарённых детей, в детстве освоивший несколько музыкальных инструментов – флейту,
домбру, впоследствии студент рабфака и выпускник Московской государственной консерватории, ученик Р.М. Глиэра - выдающаяся личность, фанатически преданная
музыкальному искусству. В начале Великой Отечественной войны
С. Юдаков был эвакуирован в
Ташкент. Это был настоящий многогранный художник, знаток узбекской народной музыки,
проникший в ее глубины и талантливо претворявший традиции мировой классики. Он
творческими узами был связан с таджикской
музыкальной культурой как автор Гимна Таджикистана, песен и романсов на стихи
таджикских поэтов. Современный гимн независимого Узбекистана на стихи Абдуллы
Арипова звучит на музыку его ближайшего друга и соратника Муталя Бурханова. С. Юдаков был общительный,
компанейский, всеобщий любимец, наделенный от природы жизнерадостным, светлым
юмором. Эти черты во многом перекликаются с его творчеством.
Автор
"Проделок Майсары" и "Проделок Насриддина", Юдаков фонтанировал проделками и в своей жизни. Об этом вспоминают многие его
современники: Рустам Абдуллаев, Председатель правления Союза композиторов
Узбекистана, Деятель искусств Республики Узбекистан, Лауреат Государственной
премии Узбекистана; журналист и близкий
друг С. Юдакова, общественный директор
его последней квартиры-музея Борис Рахимович Бабаев; музыковед Роза
Эдуардовна Мухтарова. Один эпизод
из его жизни, как он присылал грузовую машину в свой двор и загружал в кузов
родственников, знакомых, соседей и вёз на
очередной спектакль «Проделки Майсары», дорогого стоит в народной памяти. Такой
вояж в Государственный академический большой театр оперы и балета им. А. Навои
был подобен торжественному всенародному параду в театр - храм искусства.
Роза
Эдуардовна рассказала об одном трагикомическом случае из жизни композитора на встрече с
«данковцами» в его последнем «приюте труда и вдохновенья». В
зрелом возрасте композитор был очень мнителен. Однажды он, будучи в гостях в
Москве у известного литератора Лахути, наотрез отказался от предложенного угощения.
Потом выясни лось, что С. Юдаков обиделся на радушного хозяина только за то, что ему подали чай в старой
пиалушке с едва заметной трещинкой, на его придирчивый взгляд. Он очень любил
людей, был к ним доброжелателен и, как ребёнок, не дополучивший родительской
ласки в суровом детстве, впоследствии требовал
от окружающих людей с избытком внимания к себе даже в бытовых мелочах.
Его
друг М. Бурханов называл творчество Юдакова праздником жизни. В конце своего пути, будучи больным, «узбекский Насриддин» признавался своему закадычному другу: «Манас Левиев
ушёл – и я уйду скоро вслед за ним».
Своё
выступление Р.Э. Мухтарова сопровождала лирико-философскими стихами своей дочери Юлдуз, покойного мужа-литератора
Омана Мухтара о
значении природы и творчества
в нашей жизни.
В
этот вечер Валентина Показанец представила на суд слушателей
своё стихотворное посвящение С. Юдакову, предназначенное для творческого
конкурса. Поэты А. Маркарян, О. Бордовский, А. Чильякова, С. Бабёнышева и
другие поделились своими новыми рифмованными произведениями. Автор этой статьи
представила на суд собратьев по перу новогоднюю передачу на радио «Ташкент», в которой прозвучал цикл
стихов «Зима в Ташкенте», две песни Ольги
Абишевой, одна из которых «Ночной ангел»
была написана на мои стихи. Завершила
литературно-музыкальный вечер композитор и исполнитель Лидия Володина заздравной
песней о Ташкенте на стихи Рима Юсупова.
Расходились
поздно. Дождь на улице не утихал, но уже
звучал совершенно по-новому, по-весеннему, как вечно жизнелюбивая музыка
Сулеймана Юдакова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий