среда, 4 марта 2015 г.

«Доживём до понедельника…»


В минувший понедельник – 2 марта 2015 г. – снова в уютном доме-музее классика узбекской музыки ХХ в.,  композитора  Сулеймана Юдакова (1916-1990) собрались  представители ЛТО «Данко».  
Их гостями  были  в этот раз ташкентский поэт и теоретик стихосложения, автор пяти стихотворных сборников Олег  Бордовский;  Виолетта Липатникова - путешественница по Европе; Галина Григоренко, любитель  художественного слова, стремительно осваивающая первые шаги в поэзии; член Республиканской ассоциации, знаток классической поэзии Востока  Миршараф   Садыков и наши друзья из общественного клуба-музея  «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» и клуба авторской песни и поэзии «Арча».
Тема «собрания утончённых»  была посвящена  одному из важнейших разделов  - архитектонике художественного произведения. С докладом на тему «Стих и рифма»  выступил Олег Бордовский, которого в Ташкенте хорошо знают как неистребимого романтика, любителя джаза, строителя-конструктора, техника и лирика.
Олег Георгиевич родился в Ташкенте в 1930 г. Окончил школу  рабочей молодёжи в 1950 г. и впоследствии получил профессию  инженера-строителя. Он  занимался  проектированием объектов жилищного, гражданского и промышленного назначения, награждён медалью «За трудовую доблесть» и почётным знаком «Строитель Ташкента». Стихи пишет с раннего возраста, но активно стал печататься в СМИ и издавать поэтические сборники  после выхода на пенсию. Он частый гость на радио, четырежды лауреат и постоянный член жюри ежегодного международного фестиваля авторской песни «Осенний аккорд»  в Ходжакенте  в номинации  «поэзия». В своё время его поддержал А. Файнберг и  дал зелёный свет в «сонетный космос – жизни круг».
Олег Бордовский на примерах своих, в «душе рождённых  стихов» объяснил академические значения рифмы  как основы стихотворения -  мерной ритмической организованной речи. Он проанализировал, что такое  «точная рифма»; «диссонанс»,   «неполная рифма», «ассонанс», «опорная рифма». Бордовский   привёл примеры  мужских и женских рифм в окончаниях  слов, а также  объяснил, чем отличаются парные, или смежные рифмы, связывающие  смежные строки,  от  перекрёстных, рифмующие первую и третью, вторую и четвёртую строки; не обошёл вниманием примеры  охватных рифм – рифмующие в четверостишии первую и четвёртую, вторую и третью строки.


При этом выступавший оратор  отметил значение в стихах  «холостой строки», не привязанной к метрической схеме и отделённой от основного стихотворения  большой цезурой-паузой. Такие отдельные печатные строки  часто встречаются в поэзии В. Маяковского и в его собственных произведениях:
«Сезонная палитра мастерства,
Как песнь души, осенняя листва».

Может быть, кое-кому такие простые истины покажутся ликбезом: их можно найти в любом «Кратком словаре литературоведческих терминов». Однако  они  в простой непринужденной беседе за круглым дружеским столом помогают людям, ступившим на тернистый творческий путь, двигаться дальше и покорять новые вершины Парнаса. Ради этого начинающие и зрелые мастера пера  готовы прислушаться  к советам своих коллег и мастеров  прошлого.
Иосиф  Бродский, чей авторитет вне предубеждений, времени и пространства,  в знаменитой речи, которую он произнес на стадионе в декабре 1988 года перед выпускниками Мичиганского университета, призывал:
- Сосредоточьтесь на точности вашего языка!  Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счётом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного,  невысказанного должным образом может привести к неврозу.
Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Да и вообще, книги стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру.
Ни одна встреча в музее С. Юдакова не обходится без чтения классики и новых стихов-посвящений незримо присутствующему здесь радушному хозяину дома. Так и в этот раз (в моём исполнении) прозвучало третье и последнее вступление к  самой музыкальной «Поэме без героя» А. Ахматовой, над которой она работала в Ташкенте во время  её южной эвакуации.  Светлана Демидова и Евгения Абалян прочитали свои посвящения Сулейману Юдакову.  Армануш Маркарян познакомила «данковцев» и гостей с новыми стихами о любви. Галина Григоренко прочитала патриотические стихи. Миршараф Садыков посвятил своё  поэтическое произведение матери и выразительно продекламировал его на узбекском языке. 


Долго ешё говорили о влиянии экзотического Востока на русскую поэзию Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина и современных поэтов третьего тысячелетия и подтверждали его своими экспромтами.  Марат Кадыров представил великолепные «вкусные»  оды  плову и чаю. Леонид Сааков –  ностальгические стихи о старом Ташкенте. Александр Курышев представил на суд  собратьев по перу  свои шуточные стихи. Ваш покорный слуга, автор этой статьи,  в  посвящении  узбекской поэтессе Мукараме Мурадовой призналась: «С Вотока свет поныне в мир идёт и побеждает время и пространство».
  Этот свет постоянно сквозит  в музее-квартире на всех вещах,  старых фотографиях и живописном портрете Файзуллы Ахмадалиева классика и новатора  узбекской музыки  прошлого столетия Сулеймана  Юдакова  с едва  скрытой в уголках губ неувядающей озорной улыбкой его любимой героини Майсары. Он вдохновляет поклонников  Евтерпы – Музы лирической поэзии и музыки  -  к  поискам новых форм и гармонии, красочности и точности языка. Благодаря  задушевному общению, поэты и музыканты могут здесь услышать «пульс духовности» в очередной понедельник – девятого марта, который наверняка продлит  настроение   первого весеннего праздника в этом году.

Гуарик Багдасарова

                 

1 комментарий:

  1. Очень отрадно что такие встречи роднят тех кто любит поэзию и прозу. Это не просто посиделки - это прежде всего обмен мнениями и опытом. И именно такие встречи в наше противоречивое время способны духовное собратство как сказал однажды в своих стихах автор этой статьи.
    Спасибо за статью ГУАРИК!
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить