суббота, 28 марта 2015 г.

Александр Батыков: «Мелодии родного края» - персональная выставка


В Ташкентском доме фотографии   26 03 15 открылась персональная выставка (живопись, графика, театральная декорация) известного в Узбекистане и за рубежом художника театра и кино, талантливого живописца  Александра Батыкова. Выставка организована АХ Уз совместно с Международным  неправительственным благотворительным фондом «Соглом авлод учун»  и посвящена «Году заботы о старшем поколении»,  весеннему празднику Навруз и Всемирному дню театра.


На открытии выставки председатель МНБФ «Соглом  авлод  учун» С.Г. Инемова отметила многогранность творчества А. Батыкова, представившего 106 свежих работ в разных жанрах и технике, выполненных только за последние годы, дарящих людям весеннее настроение и чувство гордости за родной край, так любовно отражённый в его многочисленных пейзажах.


А. Батыков – автор художественных проектов, проводимых  под эгидой ЮНЕСКО: юбилеев Мирзо Улугбека, Амира Тимура. Он принимает активное участие в оформлении больших театрализованных представлений, посвящённых праздникам «Навруз», «Мустакиллик», «Шарк тароналари» и другим. Оформил семь книг в издательстве Гафура Гуляма. Мастер театрально-декорационного искусства - постоянный  участник художественных выставок в Узбекистане и за рубежом. Недавно он вернулся с международного биеннале из Санкт-Петербурга,  где он давал мастер-класс, а его талантливая четырнадцатилетняя ученица Камилла Сагатова заняла первое место среди  молодых художников из тридцати стран. Его работы находятся в галереях изобразительного искусства  Узбекистана и России и в частных коллекциях Германии, Турции. Англии, Франции, Америки.


На вернисаже было много  учеников А. Батыкова, на глазах у посетителей  дававших мастер-класс:  они писали с натуры участниц детской танцевальной группы «Ороми», лауреатов республиканских и международных конкурсов, подаривших герою дня зажигательный узбекский танец.
Я пришла на вернисаж незадолго до его открытия, чтобы можно было спокойно походить по  выставочному залу и пообщаться с художником, у которого, по его словам, сердце разрывалось от волнения и счастья. Каждая его персональная выставка – это не только праздник, но и экзамен уже зрелого мастера перед народом,  перед его учителями, многих из которых уже нет на свете, но кого он чтит и помнит, а также перед его учениками. Скромнейший художник коротко рассказал о себе, обмолвившись, что его биография похожа на судьбы его коллег, прошедших суровую школу жизни в военные и послевоенные годы в южном тылу.


Александр Андреевич  Батыков родился  26 апреля 1939 г. в Семипалатинске (Казахстан). Вторая мировая война не только лишила детей войны многих радостей, но и по-своему закалила их открывшимися в эти годы и на всю оставшуюся жизнь  основными  нравственными понятиями: любви к Родине – сознанием нерасторжимой связи с родной землёй, с судьбой народа, с эпохой,  а также дружбы народов, взаимовыручки. Это поколение, хотя оно пришло поздно и поэтому было лишено права защищать свою душу бронёй солдатской шинели, училось думать самостоятельно, поэтому  часто ошибалось, но никогда не теряло почву под ногами. Они были, - признаётся художник, -  учениками суровой эпохи.


В годы войны особенно усилилась агитационная, пропагандистская роль театров. В сложных условиях проходила деятельность украинских театров  в этот период. Например, Киевский драматический театр имени И.Я. Франко работал сначала в Тамбове, затем в Семипалатинске, а потом до июля 1944 года – в Ташкенте. Харьковский театр имени Т.Г. Шевченко давал спектакли в Воронеже, Нижнем Тагиле и Фергане до декабря 1943 года. В узбекской столице, несмотря на трудное военное время, процветала культурная жизнь. В госпиталях и на открытых площадках выступала со своими стихами «Мужество», отрывками  из «Поэмы без героя»  А. А. Ахматова; А. Н. Толстой читал в Среднеазиатском государственном университете страницы нового романа «Хождение по мукам»;  в театрах щли новые военные постановки на злобу дня с плакатными декорациями; в кинотеатрах крутили картину «Подкидыш» с событиями из довоенной Москвы, которую смотрели со слезами на глазах эвакуированные дети из Москвы, Ленинграда,  Грозного, Киева и других городов необъятной страны.


А. Батыгин  закончил заочно отделение рисунка и живописи Московского  университета, далее РХУ им. П.П. Бенькова, Ташкентский театрально-художественный институт им. А.А. Островского, где он получил специальность художника театра и кино. Его педагоги,  известные художники В.П. Петров, Г. Р. Брим, В. Акудин, В.А. Рыфтин научили его  особому отношению к театрально-декорационному искусству. В военные и послевоенные годы театры работали в особенно тесном контакте со зрителем, подтверждая  концепцию К.С. Станиславского: «Театр – лучшее средство для общения народов между собой, вскрытия и понимания их сокровенных чувств».
Ещё будучи студентом четвёртого курса института, А. Батыков начал работать в Академическом театре драмы имени Хамзы совместно с большим  мастером сценографии Г.Р. Бримом. После успешного окончания  института его приглашают в молодёжный театр им. А. Хидоятова, а с 1999 г.  он является главным художником Государственного театра музыкальной комедии (оперетты). Александр Батыков, как сценограф и художник-постановщик театра,  оформил сто спектаклей в театрах  Ташкента, Ферганы, Коканда, Гулистана, Казани, Ростова-на-Дону и три  художественных фильма. Он убеждён, что восприятие фильма, по С. Эйзенштейну, определяется не сюжетом, не ключевыми мотивами, а «обертонами» - разными компонентами зрительного образа и формируют уже не индивидуальное, а коллективное сознание. Кино, по мнению художника,  это действующая метафора: как любая метафора, она переписывает  заново мир.


Метафора – основное художественное выразительное средство в театрально-декорационной, станковой живописи и графике   А. Батыкова. Его работы на выставке  можно разглядывать и разгадывать бесконечно: серия горных пейзажей, портреты, натюрморты, графические листы, эскизы декораций и театральных костюмов – они не повторяют друг друга. География пейзажей обширна: Чимганские горы, берёзовые рощи, старые узбекские улочки, виды современных городов и деревень. Написанные с натуры, они передают атмосферу тех мест, где в разные годы жил и работал художник в технике масляной живописи, акварели, восковой графики, в оригинальной пастозной технике, дающей объём и декоративность художественным образам. Работы Александра Батыкова отличаются особой теплотой, лиризмом, душевным откровением и жизнелюбием, как его собственная натура. Где бы ни был художник, он не расстаётся с  карандашом и делает наброски с натуры: он всегда в неудовлетворённой ненасытной творческой форме.




Родина по достоинству оценила талант  большого мастера. А.А. Батыков, член творческого объединения художников АХ Уз, Союза театральных деятелей Уз, Секции ветеранов войны и труда, в 2003 году был удостоен звания «Заслуженный работник РУ». Пожелаем А.А. Батыкову от имени всех любителей изобразительного искусства здоровья и  дальнейших творческих успехов на радость всем нам! Художественная выставка в ТДФ продлится десять дней.

  Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий