пятница, 17 апреля 2015 г.

Продолжение пасхальной седмицы – в клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»


 

«Христос воскресе!» - и поцелуй, и всякий раз также торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гудят по всей земле, точно как бы будят нас. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными», - писал Н.В. Гоголь в середине XIX в. Отголосок Светлого Христова Воскресения и его Вознесения  прозвучал  - 16 04 15 - на музыкально-поэтическом вечере – в «Мангалочьем дворике А. Ахматовой» при Российском центре науки и культуры Узбекистана.


Директор клуба-музея А.В. Маркевич рассказала о недооценённой духовно-религиозной составляющей линии в жизни и творчестве  набожной Анны Андреевны Ахматовой. Ещё при жизни Ахматовой было осмеяно  и разоблачено  читателями клеветническое невежественное определение партийного функционера  А.А. Жданова о русском поэте: «Не то монахиня, не то блудница, а вернее,  блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой»[1]. Это было в пору (1946) надуманной идеологической  «борьбы с космополитизмом»  в поэзии А. Ахматовой.
Русский «серебряный век» отличался в поэзии неповторимой наивысшей взволнованностью сознания, напряжением исканий и чаяний, но никогда -  ни до, ни после Ахматовой -  он так  ярко и сдержанно не воплощал страдальческий путь женщины к храму и не выражал так  последовательно религиозного чувства. Ахматова знала упоение молитвой, поэтому её стихи слушаешь, как благовест, в котором звучит гордость за жизнь и непопранное достоинство человека. Многие  её современники, в частности, Н.Н. Пунин, осознали, что  если нет «личного бессмертия», то есть «Бессмертное», высшим выражением которого для них  была Анна Ахматова. В её жизни была крепость, как будто высеченная в камне одним приёмом и очень опытной рукой. Эта  внутренняя духовная нравственная крепость помогла Ахматовой пережить и простить предательство друзей, многолетнюю травлю властей,  расстрел мужа и трёхкратный арест сына, Льва Гумилёва.
Протопресвитер Александр Шмеман в своём слове на собрании памяти Анны Ахматовой  в св. Серафимовском фонде в Нью-Йорке (13 03 1966) подчеркнул, что простые женские любовные стихи Ахматовой на деле были «возвратом к правде» - той  простой человеческой правде  о грехе и раскаянии, о боли и радости, чистоте и падении, которая имеет в себе силу нравственного возрождения. Этот стойкий  характер  помог  Ахматовой  выжить и сотворить  героическую поэзию не только ценой великого страдания Кассандры, но и великой всепрощающей христианской любви к людям и к своей стране. Она имела право сказать, что её творчество предназначено «не для страсти, не для забавы, / - для великой земной любви».



В программе пасхального вечера в «Мангалочьем дворике А. Ахматовой»  Наталья Александрова исполнила  песню Геннадия Арефьева «Память о солнце в сердце слабеет» на  стихи Анны Ахматовой. Автор этих строк прочитала  третье и последнее вступление к «Поэме без героя» А. Ахматовой и своё стихотворение «Канун светлого Христова Воскресения». Ирина Парамонова продекламировала  стихотворение «Христос Воскрес» Альбины Маркевич. Профессор Государственной консерватории Уз. Ирина Галущенко исполнила на клавишных  пьесу «Апрель» («Подснежник») П.И. Чайковского. Жизнеутверждающе и возвышенно прозвучали в исполнении Натальи Александровой в сопровождении клавишного аккомпанемента И. Галущенко «Аве Мария» И.С. Баха и известная ария из оперы «Дендамия» Г.Ф. Генделя.  В них  радость жизни превозмогала поникшую скорбь и вызвала в слушателях  особое праздничное настроение, стремление к свету и художественной красоте.
Татьяна Попова рассказала о пасхальных традициях и обычаях и последующей после Пасхальной седмицы -  Фоминой неделе, которая зовётся в народе «Красной горкой». На Радоницу  («Поминовение усопших») во вторник (21 04 15) православные христиане посещают могилки родных, чтобы сообщить усопшим, что «смерть поглощена победою» и соединиться с ними в общей радости. Таков  подлинный обычай православных пращуров.


Пасхальный музыкально-поэтический вечер в «Ахматовке»  (кстати, это понятие  ввела в обиход сама Анна Ахматова) завершился скромной трапезой - чаепитием с куличами, пирогами и сладостями. Между тем под сводами музея ещё долго звучали вещие слова:
По всей земле неслась благая весть.
Будили душу звуки дивной песни:
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»
И эта песнь сияньем восходила до небес!

Гуарик Багдасарова





[1]  Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. – М.: Художественная литература. С. 263.

Комментариев нет:

Отправить комментарий