понедельник, 12 октября 2015 г.

«ОНИ ВОСПЕВАЛИ ДУШУ»


Юбилейный литературно-музыкальный вечер отдела  по культуре «Сретенье» под названием «ОНИ ВОСПЕВАЛИ ДУШУ»,  посвящённый    120- летию  великого поэта  Сергея Александровича Есенина (1895-1925) и 100- летию выдающегося композитора Георгия Васильевича Свиридова (1915 –  1998) по благословению  высокопреосвященнейшего Викентия,  митрополита ташкентского и узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа,  состоялся в минувшее воскресенье  - 11 октября 2015 года - в конференц-зале ташкентской и узбекистанской епархии Православной церкви. Этот концерт был также посвящён  10-летию отдела по культуре «Сретенье» («Встреча»), что означает  встречу человека и Бога, встречу как общение, встречу с отечественной и мировой словесностью, музыкой, изобразительными искусствами. Слово «Сретенье» несет в себе образ соединения, сплетения разнородных начал в единство. В данном случае этот библейский термин реально означал  встречу с Прекрасным.   
Авторы проекта – Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним
и иеромонах Аввакум (Назаров) доблестно справились с  поставленной  задачей – духовное возрождение людей в эпоху глобализации, когда всё мировое сообщество охвачено  ценностно-нормативным кризисом.
Глава  среднеазиатского митрополичьего округа, Высокопреосвященнейший Викентий  заметил, что география выступлений за последние годы заметно расширилась – теперь выездные вечера с успехом проходят и в Чирчике,  и в других городах Ташкентской области. Летом этого года по благословению Владыки Викентия отдел «Сретенье» впервые с успехом участвовал в фестивале «Царские дни в Екатеринбурге», исполнив спектакль-концерт «Мир дущи семьи Романовых» - с участием Рады Смирных, Людмилы Слоним под авторским руководством  в постановке и при исполнительском участии (поэтическая лирика) Андрея Слонима. Этот спектакль, основанный на романсовой лирике и поэзии «Серебряного века» показанный в культурно-просветительском центре «Царский» города Екатеринбурга – был очень тепло принят публикой, общественностью и организаторами фестиваля.
   «Итак, в различных формах деятельность отдела «Сретенье» благоприятно  продолжается уже десять плодотворнейших лет. И все эти годы его творчество находит неизменно позитивный и эмоциональный отклик в сердцах благодарных слушателей, с энтузиазмом  заполняющих зал на каждом из множества музыкально-поэтических вечеров отдела «Сретенье», - подвёл итог глава среднеазиатского митрополичьего округа».


В приветственном слове Руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан В.Н. Шулика отметил, какое значение Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан  придаёт дружбе с  Православной церковью и его отделом по культуре  «Сретенье». Православная церковь имеет огромный духовный потенциал для благоприятного сотрудничества с деятелями культуры и искусства, с деятелями литературы и театра. И целью этой деятельности должно быть приобщение, в первую очередь, молодого поколения и, конечно, всех, кому дороги и близки идеи созидания и развития, – к высшим достижениям культуры и духовности, сохранению русского языка. «Нынешний вечер, - подчеркнул он, - посвящён юбилейным датам и самобытному творчеству великого Поэта Сергея Есенина и великого композитора Георгия Свиридова, которых мы хорошо помним и благодаря которым сегодня нам вновь предстоит приобщиться к творениям русской и мировой классики и стихии поэтического русского языка».
Основной ценностью любого общества является человек. Формирование межкультурной компетенции предполагает  умение видеть в представителе другой культуры не только то, что нас отличает, но прежде всего, то, что нас объединяет: это божественное присутствие в нас, т.е. безусловная любовь к людям. Второе назначение формирования межкультурной компетенции: менять оценки в результате постижения другой культуры. Третье: отказываться от стереотипов; использовать знания о чужой культуре для более глубокого познания своей.
Об этом с волнением говорил на литературно-музыкальном вечере Руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан В.Н. Шулика. Об этом писали философы прошлого столетия и на это обращают внимание современные учёные Узбекистана эпохи государственной независимости.
Всему этому способствовала десятилетняя просветительская деятельность отдела по культуре «Сретенье», многогранно и ярко проявленная в юбилейной встрече с поклонниками духовного искусства, будь то поэзия, музыка или изобразительное-  фотоискусство. В фойе конференц-зала Ташкентской епархии располагалась выставка фоторабот Михаила Левковича. На юбилейной выставке были запечатлены  отдельные памятные мгновения этих насыщенных плодотворных десяти лет.


     Перед началом концерта, получив на руки  программку  и поразившись  её широким тематическим охватом,  я задала несколько вопросов автору  композиции и режиссёру  – Заслуженному работнику культуры Узбекистана Андрею Слониму.
Корр. - В чём для  Вас заключается особенность  нынешнего юбилейного литературно-музыкального проекта отдела «Сретенье»?


А.Е. Слоним:
- Конечно, обязывают две мощные даты - 120-летие С. Есенина и 100-летие Г. Свиридова. Несомненно,  каждой из них, и, вероятно,  совместно – было и ещё будет посвящено немало проектов - и это хорошо. Но среди них наш проект, несомненно, имеет и свое направление, и свои пути раскрытия.
Наш проект подмечает ЧЕТЫРЕ (из множества иных!) свойства, объединяющие феномен Есенина с феноменом Свиридова. В целом, это высказано в названии вечера: "Они воспевали душу...". Но есть и конкретность этих свойств.
         Наверное, первое из них - это поразительное умение воссоздавать мир в его изменчивости, буквально, импрессионистически передавая неповторимую  суть и атмосферу и мира большого, и мира души, теснейшим образом с ним связанного.
         Второе свойство - это ДВИЖЕНИЕ, постоянная устремленность, некая динамическая сила, которая несет героев по дорогам и тропкам Жизни, увлекая их к новому, даря то светлые мгновения, то - потери и сумрак духа. Образ КОНЯ, ТРОЙКИ - и есенинский, и свиридовский. Причем, конь - это не только конкретность, это - и поэтическая суть духа, некий внутренний Пегас - не только стихотворческий, но и духовный, возносящий ввысь. Утрата этого коня - пагубна.
  Третье свойство - это глубинное воплощение постоянной грани между земным и надчеловеческим, это звон невидимых колоколов, это приобщение к Высшему даже через познание внешне низменного, даже сквозь потери, моменты опустошенности, мгновения трагических всплесков или горечи сарказма в восприятии всего, что встречается на пути. И все равно - дорога ведет ввысь, в непознанный Свет...
   И четвертое общее свойство - это умение погружаться в земной быт, черпая в порой в достаточно жёсткой жанровости описываемых сцен всё тот же непростой путь "через тернии - к звёздам". При этом все внешние атрибуты кажущейся глухой приземленности моментов, когда горе пытаются развеять противоречивыми средствами - только оттеняют не пессимизм, не глушь "кабацких" мотивов, а стремление прорваться сквозь них. Набивший оскомину штамп трактовки есенинского слова сквозь "кабацкое" самосожаление, слезливость - очень удобен истинно заземленным людям (и я такой же, как Есенин). Между тем, во всем "сквозном действии" и есенинской поэзии, и творчества Свиридова - отнюдь не эти начала, а прямо им противоположные - определяют неизбывное стремление порвать эти путы и познать достойное состояние духа.
Корр. -  Нынешняя программа, посвящённая двум гениям «Серебряного века», – в литературе – Сергею Есенину, в музыке – Георгию Свиридову, охватывает другие знаковые  имена:  в русской культуре:  А.С. Пушкина и  А.А. Блока;  в армянской литературе -  крестьянского поэта-«пандуха» Аветика Исаакяна, а также корифеев западной литературы – шотландца-романтика  Роберта Бёрнса и певца Французской революции Пьера-Жана Беранже? Чем  Вы руководствовались в таком, я бы сказала,  экспериментальном неожиданном синтезе разных по стилю литератур, искусств и  эпох?
   А.Е. Слоним:
- Произведения,  отобранные для  вечера, - во многом эксклюзивны. Это  импрессионистские высокодуховные романсы Свиридова на стихи "нерасхожего"  Есенина - о душе, о судьбах "отчалившей Руси". Это - и есенинско-свиридовские шедевры о метаниях духа в поисках прорыва. Это - и романсы Свиридова на стихи иных поэтов. И первый в этом ряду - А.С.Пушкин, неразрывная связь которого со своим Потомком «с волосами цвета льна» - очевидна. Это - и мудрейшие свиридовские притчи на стихи А. Исаакяна, и непредсказуемая многозначность малознакомых произведений А. Блока, это - сарказм П.Ж. Беранже, горечь и жизнелюбие Р. Бёрнса. И все сплетено в цельное единство.
Слово Есенина я представляю пятеркой хрестоматийных произведений, но попытаюсь вникнуть в их скрытый смысл и подать с несколько нежданной стороны. Так, "Письмо к матери" мы попытались представить как этюд стремительного движения Поэта на увлекающей его Бог весть куда Тройке, и сквозь бег и метель он КРИЧИТ Матери свои заветные слова. Здесь музыкальным фоном нами избрана "Тройка" Свиридова из музыки к пушкинской "Метели" - вот и еще одна связь времен и Творчества!
 Вот об этом хочется подумать и это высказать в слове и музыке!



         В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Рахим Мирзакамалов, Джабраил Идрисов, Лятифе   Абиева, Анастасия Юдина, Наталия Сараева. Организаторы проекта, все исполнители и постоянные ведущие мастера оперной сцены Узбекистана, кто даже по состоянию здоровья не мог участвовать в этом концерте  (Ольга Александрова,   Надежда Банделет,   Рада Смирных) получили из рук  высокопреосвященнейшего Викентия от имени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные медали:  "В память 200—летия  Победы в Отечественной войне 1812 г." и наградную Грамоту от Русской Православной церкви, подписанную Патриархом.
Каждое обращение Г. Свиридова к тому или иному поэту для него означало новую ступень в его  стремлении к совершенству. В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились  исполнителям и слушателям.
В самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов — его вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.
В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова — «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бёрнса — это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовали другие песни, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. В поэме «Отчалившая Русь» (1977) много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.
Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока — кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.
На литературно-музыкальном вечере в Ташкентской епархии музыка Свиридова не только приблизила слушателей к новому пониманию С. Есенина и его сложной противоречивой эпохи, но объединила разные имена творцов, приоткрыв в них одну общую нравственную доминанту. Музыка Свиридова не скрывала, сколько страданий выпадает человеку, но одновременно утверждала, что радость – норма жизни. Особенно ярко это возвышенное настроение  прозвучало в цикле «Отчалившая Русь» (на стихи С. Есенина)  в исполнении Натальи Сараевой (сопрано),  «Утро в Москве» (на стихи А. Блока) в жизнеутверждающей подаче  Анастасии Юдиной (меццо-сопрано). Удалая  песня на стихи А. Пушкина  «Подъезжая под Ижоры…»  в интерпретации Анастасии Юдиной (меццо-сопрано) была похожа на  стремительную  езду на русской тройке в сопровождении подбадривающих куплетов, полных предвкушения счастья свидания с возлюбленной. Весёлые и жизненные простые шотландские песни («Возвращение солдата», «Всю землю тьмой заволокло…»)  на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака и французские саркастические куплеты «Как яблочко, румян…» (стихи П.-Ж. Беранже) в виртуозном исполнении Джабраила Идрисова (бас) возвращали слушателей к простым радостям жизни. В благодарность за это публика попросту не хотела отпускать молодого талантливого артиста со сцены. Лятифе Абиева (сопрано)  представила на суд  публики  «Весну» Г. Свиридова  на стихи А. Блока в новом приподнятом  одухотворённом свете.
Всё познаётся в сравнении не только в жизни, но и в искусстве. На этом радостном лучезарном фоне драматично, с оттенком осенней минорной грусти,  прозвучали романсы на известные стихи А.С. Пушкина, посвящённые лицейской годовщине «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…» и «Богоматерь в городе» (стихи А. Блока) в блестящем исполнении Рахима Мирзакамалова (баритон), а также редко исполняемое произведение  «Свадьба милой» (стихи А. Прокофьева).  Романс «Изгнанник» (стихи А. Исаакяна) в камерной  душевно напряжённой трактовке Анастасии Юдиной (меццо-сопрано) прозвучал как молитва. Слова молитвы матери о сыне из «Песен» А. Исаакяна оказались близки не только их переводчику с армянского А. Блоку, но композитору  Г. Свиридову и всем слушателям на концерте:

«Джан, Божья матерь, молю тебя
От злого взора, наговора,
Храни, храни моё дитя…»


Зрители также тепло встретили особое приношение - авторский романс композитора Людмилы Слоним "Береза" на стихи С. Есенина, который, несомненно, несет в себе верность  свиридовским традициям. Ученица Г.А. Мушеля, Людмила Васильевна, обладая  индивидуальным почерком,  как композитор,  остаётся верной лучшим основам русской романсовой лирики. Наталья Сараева (сопрано) исполнила этот романс с особым настроением, передав глубокий  чувственный лиризм  пейзажной лирики Есенина.
 В целом,  в программе концерта  чётко обозначилась основная линия  творчества композитора — создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через сложные жизненные  проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, всё патетически приподнято у него.


 Эту возвышенную творческую атмосферу полноценно передали организаторы проекта и художественного дискурса. Музыкально-вокальное содержание вечера  дополнили  стихи Сергея Есенина в декламации А. Слонима на протяжении всей программы. Мелодекламация «Письмо к матери» - на музыку Г. Свиридова «Тройка» («Метель» по А.С.Пушкину), «Не жалею, не зову, не плачу…», «Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая…» А. Слоним прочитал наизусть в неожиданной  новой оптимистичной, жизнеутверждающей манере, приоткрыв новые грани  известных со школьной  скамьи стихов  С. Есенина. 
Очень важно, что на протяжении десяти лет  тематические и юбилейные музыкально-поэтические  вечера Отдела по культуре «Сретенье» проходили с большим опережением по сравнению с другими городами нашего региона и России. Не случайно у зрителей всегда оставалось впечатление, что это таинство  слова и музыки происходит впервые на их глазах и даёт богатую свежую пищу для размышлений о подлинном смысле бытия, без которых современное постиндустриальное общество может усохнуть и атрофироваться. После окончания юбилейного концерта многие зрители подходили к А.Е.Слониму и благодарили его за прекрасный вечер, за то, что все получили заряд бодрости, здоровья, оптимизма.  На улице шёл первый  осенний затяжной дождь, но он был похож на  весенний очищающий ливень в его первозданной чистоте, как музыка Георгия  Свиридова и стихи Сергея Есенина.


Гуарик Багдасарова
Фото  Михаила Левковича








    












         






Комментариев нет:

Отправить комментарий