Юбилейный
литературно-музыкальный вечер отдела по
культуре «Сретенье» под названием «ОНИ
ВОСПЕВАЛИ ДУШУ», посвящённый 120- летию
великого поэта Сергея
Александровича Есенина (1895-1925) и 100- летию выдающегося композитора Георгия
Васильевича Свиридова (1915
– 1998) по благословению
высокопреосвященнейшего Викентия,
митрополита ташкентского и узбекистанского, главы Среднеазиатского
митрополичьего округа, состоялся в
минувшее воскресенье - 11 октября 2015
года - в конференц-зале ташкентской и узбекистанской епархии Православной
церкви. Этот концерт был также посвящён
10-летию отдела по культуре «Сретенье» («Встреча»), что означает встречу человека и Бога, встречу как общение,
встречу с отечественной и мировой словесностью, музыкой, изобразительными
искусствами. Слово «Сретенье» несет в себе образ соединения, сплетения
разнородных начал в единство. В данном случае этот библейский термин реально
означал встречу с Прекрасным.
Авторы
проекта – Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
Заслуженный
работник культуры Узбекистана Андрей Слоним
и иеромонах
Аввакум (Назаров) доблестно справились с
поставленной задачей – духовное
возрождение людей в эпоху глобализации, когда всё мировое сообщество охвачено ценностно-нормативным кризисом.
Глава среднеазиатского митрополичьего округа, Высокопреосвященнейший Викентий заметил, что география выступлений за
последние годы заметно расширилась – теперь выездные вечера с успехом проходят
и в Чирчике, и в других городах
Ташкентской области. Летом этого года по благословению Владыки Викентия отдел
«Сретенье» впервые с успехом участвовал в фестивале «Царские дни в Екатеринбурге»,
исполнив спектакль-концерт «Мир дущи семьи Романовых» - с участием Рады
Смирных, Людмилы Слоним под авторским руководством в постановке и при исполнительском участии
(поэтическая лирика) Андрея Слонима. Этот спектакль, основанный на романсовой
лирике и поэзии «Серебряного века» показанный в культурно-просветительском
центре «Царский» города Екатеринбурга – был очень тепло принят публикой,
общественностью и организаторами фестиваля.
«Итак, в различных формах деятельность
отдела «Сретенье» благоприятно
продолжается уже десять плодотворнейших лет. И все эти годы его
творчество находит неизменно позитивный и эмоциональный отклик в сердцах
благодарных слушателей, с энтузиазмом
заполняющих зал на каждом из множества музыкально-поэтических вечеров
отдела «Сретенье», - подвёл итог глава среднеазиатского митрополичьего округа».
В
приветственном слове Руководитель Представительства Россотрудничества в
Республике Узбекистан В.Н. Шулика
отметил, какое значение Представительство Россотрудничества в Республике
Узбекистан придаёт дружбе с Православной церковью и его отделом по
культуре «Сретенье». Православная
церковь имеет огромный духовный потенциал для благоприятного сотрудничества с
деятелями культуры и искусства, с деятелями литературы и театра. И целью этой
деятельности должно быть приобщение, в первую очередь, молодого поколения и,
конечно, всех, кому дороги и близки идеи созидания и развития, – к высшим
достижениям культуры и духовности, сохранению русского языка. «Нынешний вечер,
- подчеркнул он, - посвящён юбилейным датам и самобытному творчеству великого
Поэта Сергея Есенина и великого композитора Георгия Свиридова, которых мы
хорошо помним и благодаря которым сегодня нам вновь предстоит приобщиться к
творениям русской и мировой классики и стихии поэтического русского языка».
Основной
ценностью любого общества является человек. Формирование межкультурной
компетенции предполагает умение видеть в
представителе другой культуры не только то, что нас отличает, но прежде всего,
то, что нас объединяет: это божественное присутствие в нас, т.е. безусловная
любовь к людям. Второе назначение формирования межкультурной компетенции: менять
оценки в результате постижения другой культуры. Третье: отказываться от
стереотипов; использовать знания о чужой культуре для более глубокого познания
своей.
Об этом с волнением
говорил на литературно-музыкальном вечере Руководитель Представительства
Россотрудничества в Республике Узбекистан В.Н.
Шулика. Об этом писали философы прошлого столетия и на это обращают
внимание современные учёные Узбекистана эпохи государственной независимости.
Всему этому
способствовала десятилетняя просветительская деятельность отдела по культуре
«Сретенье», многогранно и ярко проявленная в юбилейной встрече с поклонниками
духовного искусства, будь то поэзия, музыка или изобразительное- фотоискусство. В фойе конференц-зала
Ташкентской епархии располагалась выставка фоторабот Михаила Левковича. На юбилейной выставке были запечатлены отдельные памятные мгновения этих насыщенных
плодотворных десяти лет.
Перед началом концерта, получив на
руки программку и поразившись
её широким тематическим охватом,
я задала несколько вопросов автору
композиции и режиссёру –
Заслуженному работнику культуры Узбекистана Андрею Слониму.
Корр. - В чём для Вас заключается особенность нынешнего юбилейного литературно-музыкального
проекта отдела «Сретенье»?
А.Е. Слоним:
- Конечно, обязывают две мощные даты
- 120-летие С. Есенина и 100-летие Г. Свиридова. Несомненно, каждой из них, и, вероятно, совместно – было и ещё будет посвящено немало
проектов - и это хорошо. Но среди них наш проект, несомненно, имеет и свое
направление, и свои пути раскрытия.
Наш проект подмечает ЧЕТЫРЕ (из множества иных!) свойства,
объединяющие феномен Есенина с феноменом Свиридова. В целом, это высказано в
названии вечера: "Они воспевали
душу...". Но есть и конкретность этих свойств.
Наверное, первое из них - это поразительное умение воссоздавать мир в его изменчивости, буквально, импрессионистически передавая неповторимую суть и атмосферу и мира большого, и мира души, теснейшим образом с ним связанного.
Второе свойство - это ДВИЖЕНИЕ, постоянная устремленность, некая динамическая сила, которая несет героев по дорогам и тропкам Жизни, увлекая их к новому, даря то светлые мгновения, то - потери и сумрак духа. Образ КОНЯ, ТРОЙКИ - и есенинский, и свиридовский. Причем, конь - это не только конкретность, это - и поэтическая суть духа, некий внутренний Пегас - не только стихотворческий, но и духовный, возносящий ввысь. Утрата этого коня - пагубна.
Третье свойство - это глубинное воплощение постоянной грани между земным и надчеловеческим, это звон невидимых колоколов, это приобщение к Высшему даже через познание внешне низменного, даже сквозь потери, моменты опустошенности, мгновения трагических всплесков или горечи сарказма в восприятии всего, что встречается на пути. И все равно - дорога ведет ввысь, в непознанный Свет...
И четвертое общее свойство - это умение погружаться в земной быт, черпая в порой в достаточно жёсткой жанровости описываемых сцен всё тот же непростой путь "через тернии - к звёздам". При этом все внешние атрибуты кажущейся глухой приземленности моментов, когда горе пытаются развеять противоречивыми средствами - только оттеняют не пессимизм, не глушь "кабацких" мотивов, а стремление прорваться сквозь них. Набивший оскомину штамп трактовки есенинского слова сквозь "кабацкое" самосожаление, слезливость - очень удобен истинно заземленным людям (и я такой же, как Есенин). Между тем, во всем "сквозном действии" и есенинской поэзии, и творчества Свиридова - отнюдь не эти начала, а прямо им противоположные - определяют неизбывное стремление порвать эти путы и познать достойное состояние духа.
Наверное, первое из них - это поразительное умение воссоздавать мир в его изменчивости, буквально, импрессионистически передавая неповторимую суть и атмосферу и мира большого, и мира души, теснейшим образом с ним связанного.
Второе свойство - это ДВИЖЕНИЕ, постоянная устремленность, некая динамическая сила, которая несет героев по дорогам и тропкам Жизни, увлекая их к новому, даря то светлые мгновения, то - потери и сумрак духа. Образ КОНЯ, ТРОЙКИ - и есенинский, и свиридовский. Причем, конь - это не только конкретность, это - и поэтическая суть духа, некий внутренний Пегас - не только стихотворческий, но и духовный, возносящий ввысь. Утрата этого коня - пагубна.
Третье свойство - это глубинное воплощение постоянной грани между земным и надчеловеческим, это звон невидимых колоколов, это приобщение к Высшему даже через познание внешне низменного, даже сквозь потери, моменты опустошенности, мгновения трагических всплесков или горечи сарказма в восприятии всего, что встречается на пути. И все равно - дорога ведет ввысь, в непознанный Свет...
И четвертое общее свойство - это умение погружаться в земной быт, черпая в порой в достаточно жёсткой жанровости описываемых сцен всё тот же непростой путь "через тернии - к звёздам". При этом все внешние атрибуты кажущейся глухой приземленности моментов, когда горе пытаются развеять противоречивыми средствами - только оттеняют не пессимизм, не глушь "кабацких" мотивов, а стремление прорваться сквозь них. Набивший оскомину штамп трактовки есенинского слова сквозь "кабацкое" самосожаление, слезливость - очень удобен истинно заземленным людям (и я такой же, как Есенин). Между тем, во всем "сквозном действии" и есенинской поэзии, и творчества Свиридова - отнюдь не эти начала, а прямо им противоположные - определяют неизбывное стремление порвать эти путы и познать достойное состояние духа.
Корр. - Нынешняя программа,
посвящённая двум гениям «Серебряного века», – в литературе – Сергею Есенину, в
музыке – Георгию Свиридову, охватывает другие знаковые имена:
в русской культуре: А.С. Пушкина
и А.А. Блока; в армянской литературе - крестьянского поэта-«пандуха» Аветика
Исаакяна, а также корифеев западной литературы – шотландца-романтика Роберта Бёрнса и певца Французской революции
Пьера-Жана Беранже? Чем Вы
руководствовались в таком, я бы сказала,
экспериментальном неожиданном синтезе разных по стилю литератур,
искусств и эпох?
А.Е. Слоним:
А.Е. Слоним:
- Произведения, отобранные для вечера, - во многом эксклюзивны. Это импрессионистские высокодуховные романсы
Свиридова на стихи "нерасхожего"
Есенина - о душе, о судьбах "отчалившей Руси". Это - и
есенинско-свиридовские шедевры о метаниях духа в поисках прорыва. Это - и
романсы Свиридова на стихи иных поэтов. И первый в этом ряду - А.С.Пушкин,
неразрывная связь которого со своим Потомком «с волосами цвета льна» - очевидна. Это - и мудрейшие свиридовские
притчи на стихи А. Исаакяна, и непредсказуемая многозначность малознакомых
произведений А. Блока, это - сарказм П.Ж. Беранже, горечь и жизнелюбие Р.
Бёрнса. И все сплетено в цельное единство.
Слово Есенина я представляю пятеркой
хрестоматийных произведений, но попытаюсь вникнуть в их скрытый смысл и подать
с несколько нежданной стороны. Так, "Письмо к матери" мы попытались
представить как этюд стремительного движения Поэта на увлекающей его Бог весть
куда Тройке, и сквозь бег и метель он КРИЧИТ Матери свои заветные слова. Здесь
музыкальным фоном нами избрана "Тройка" Свиридова из музыки к пушкинской
"Метели" - вот и еще одна связь времен и Творчества!
Вот об этом хочется подумать и это высказать в слове и музыке!
Вот об этом хочется подумать и это высказать в слове и музыке!
В вечере приняли участие ведущие
солисты ГАБТ имени А. Навои, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Рахим Мирзакамалов, Джабраил
Идрисов, Лятифе Абиева, Анастасия Юдина,
Наталия Сараева. Организаторы проекта, все исполнители и постоянные ведущие
мастера оперной сцены Узбекистана, кто даже по состоянию здоровья не мог
участвовать в этом концерте (Ольга
Александрова, Надежда Банделет, Рада Смирных) получили из рук высокопреосвященнейшего Викентия от имени
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла юбилейные медали: "В память 200—летия Победы в Отечественной войне 1812 г." и
наградную Грамоту от Русской Православной церкви, подписанную Патриархом.
Каждое
обращение Г. Свиридова к тому или иному поэту для него означало новую ступень в
его стремлении к совершенству. В конце 1935 года Свиридов заболел и
уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет
лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер»,
«Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору
первый успех и известность. Удивительно простые, близкие традициям русской
музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова
сразу полюбились исполнителям и
слушателям.
В самом
начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой
тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море
широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году,
Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных
камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных
лет. Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов — его вокальные
сочинения: поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и
песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.
В 1949 году
Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна
и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться
романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре
сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в
одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова — «эпическая
песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа. Если в
поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова
Бёрнса — это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их
жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре
1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен
на его стихи. За ними последовали другие песни, и в порыве высокого творческого
вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея
Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. В поэме
«Отчалившая Русь» (1977) много контрастов, есть и моменты величаво трагического
характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на
космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Есенинские
строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку.
Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь
«чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого
народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не
просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор,
действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к
неповторимым особенностям того или иного автора.
Обращают на
себя внимание сочинения на стихи Блока — кантата «Ночные облака» (1979) и
хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого,
со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные
молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной
любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро
текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и
извечной причудливости жизни.
На
литературно-музыкальном вечере в Ташкентской епархии музыка Свиридова не только
приблизила слушателей к новому пониманию С. Есенина и его сложной
противоречивой эпохи, но объединила разные имена творцов, приоткрыв в них одну
общую нравственную доминанту. Музыка Свиридова не скрывала, сколько страданий
выпадает человеку, но одновременно утверждала, что радость – норма жизни.
Особенно ярко это возвышенное настроение
прозвучало в цикле «Отчалившая Русь» (на стихи С. Есенина) в исполнении Натальи Сараевой (сопрано), «Утро в Москве» (на стихи А. Блока) в
жизнеутверждающей подаче Анастасии Юдиной (меццо-сопрано).
Удалая песня на стихи А. Пушкина «Подъезжая под Ижоры…» в интерпретации Анастасии Юдиной
(меццо-сопрано) была похожа на стремительную
езду на русской тройке в сопровождении подбадривающих куплетов, полных
предвкушения счастья свидания с возлюбленной. Весёлые и жизненные простые
шотландские песни («Возвращение солдата», «Всю землю тьмой заволокло…») на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака и
французские саркастические куплеты «Как яблочко, румян…» (стихи П.-Ж. Беранже)
в виртуозном исполнении Джабраила Идрисова (бас) возвращали слушателей к
простым радостям жизни. В благодарность за это публика попросту не хотела
отпускать молодого талантливого артиста со сцены. Лятифе Абиева (сопрано) представила на суд публики «Весну» Г. Свиридова на стихи А. Блока в новом приподнятом одухотворённом свете.
Всё
познаётся в сравнении не только в жизни, но и в искусстве. На этом радостном
лучезарном фоне драматично, с оттенком осенней минорной грусти, прозвучали романсы на известные стихи А.С.
Пушкина, посвящённые лицейской годовщине «19 октября» («Роняет лес багряный
свой убор…» и «Богоматерь в городе» (стихи А. Блока) в блестящем исполнении
Рахима Мирзакамалова (баритон), а также редко исполняемое произведение «Свадьба милой» (стихи А. Прокофьева). Романс «Изгнанник» (стихи А. Исаакяна) в
камерной душевно напряжённой трактовке
Анастасии Юдиной (меццо-сопрано) прозвучал как молитва. Слова молитвы матери о
сыне из «Песен» А. Исаакяна оказались близки не только их переводчику с
армянского А. Блоку, но композитору Г.
Свиридову и всем слушателям на концерте:
«Джан, Божья матерь, молю тебя
От злого взора, наговора,
Храни, храни моё дитя…»
Зрители
также тепло встретили особое приношение - авторский романс композитора Людмилы
Слоним "Береза" на стихи С. Есенина, который, несомненно, несет в
себе верность свиридовским традициям.
Ученица Г.А. Мушеля, Людмила Васильевна, обладая индивидуальным почерком, как композитор, остаётся верной лучшим основам русской
романсовой лирики. Наталья Сараева (сопрано) исполнила этот романс с особым настроением, передав глубокий
чувственный лиризм пейзажной
лирики Есенина.
В целом,
в программе концерта чётко
обозначилась основная линия творчества
композитора — создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не
исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали
камерные жанры — песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным
формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено
одухотворенностью. Так,
постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова — от молодой пылкости через
сложные жизненные проблемы к философской
ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и
красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, всё патетически
приподнято у него.
Эту возвышенную творческую атмосферу
полноценно передали организаторы проекта и художественного дискурса. Музыкально-вокальное
содержание вечера дополнили стихи Сергея Есенина в декламации А. Слонима
на протяжении всей программы. Мелодекламация «Письмо к матери» - на музыку Г.
Свиридова «Тройка» («Метель» по А.С.Пушкину), «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая…» А. Слоним прочитал наизусть в
неожиданной новой оптимистичной,
жизнеутверждающей манере, приоткрыв новые грани
известных со школьной скамьи
стихов С. Есенина.
Очень важно,
что на протяжении десяти лет
тематические и юбилейные музыкально-поэтические вечера Отдела по культуре «Сретенье»
проходили с большим опережением по сравнению с другими городами нашего региона
и России. Не случайно у зрителей всегда оставалось впечатление, что это таинство слова и музыки происходит впервые на их
глазах и даёт богатую свежую пищу для размышлений о подлинном смысле бытия, без
которых современное постиндустриальное общество может усохнуть и
атрофироваться. После окончания юбилейного концерта многие зрители подходили к
А.Е.Слониму и благодарили его за прекрасный вечер, за то, что все получили
заряд бодрости, здоровья, оптимизма. На
улице шёл первый осенний затяжной дождь,
но он был похож на весенний очищающий
ливень в его первозданной чистоте, как музыка Георгия Свиридова и стихи Сергея Есенина.
Гуарик Багдасарова
Фото Михаила
Левковича
Комментариев нет:
Отправить комментарий