воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Премьера «Узник второго авеню» в Академическом русском драматическом театре Узбекистана


       


         Каждый из нас помнит  монолог Татьяны Дорониной  "Театр"  В. Белинского из фильма "Старшая сестра" (1966г), по крайней мере, его ключевые фразы, на которых, как на скрижалях истории, держалась вся театральная жизнь прошлого столетия:
- Вы любите театр, как люблю его я, т.е. всеми силами души вашей?
Является ли он возбудителем ваших чувств?..  Единственный самовластный властелин наших чувств… Так что же такое этот театр?
Театр – это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, где вы забываете о житейских отношениях…  Здесь вы живёте не своей жизнью, не своими скорбями… Здесь ваше холодное  «Я»  исчезает. Ступайте в театр – живите и умрите в нём. Если можете..!»         
Таким мы помним Русский драматический театр им. М. Горького в Ташкенте советских времён.  Академический русский драматический театр  Узбекистана меняет курс в 1990 году, когда театр возглавил Владимир Михайлович Шапиро в качестве художественного руководителя и через год – директора театра. Надо отдать должное  талантливому режиссёру-постановщику В. Шапиро, ученику замечательного педагога и режиссера Г.А.Товстоногова. Он прекрасно владеет профессией, умеет работать с актерами и сумел на протяжении четверти века до октября 2015 года  сохранить культурную преемственность лучших  классических традиций, что отличало русский драматический театр от его  конкурентов в театральном мире.
Театралы помнят его яркие новаторские постановки на основе русской классики: «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского;   «Коломенковый рай» (Вишневый сад) А.Чехова; «Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева; «Дурацкая жизнь» С. Злотникова; «Зойкина квартира» М.Булгакова; «Играем…Гоголя!»;  «Татарин маленький» А.Пояркова. Театральная афиша также радовала  лучшими образцами западноевропейской драматургии: «Жорж Данден» Ж.-Б.Мольера; «Затмение, или Игра пустоты» и  «Когда лошадь теряет сознание» Ф.Саган; «Служанки» Ж.Жене;  «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони;  «Фигаро-эскиз» П. Бомарше;  «Сильвия – история собаки» А. Герни; «Лысая певица» Э. Ионеско;  «Ужасные родители» Ж.Кокто и многими  другими.
В историю театра вошли памятные постановки других режиссёров, ставившие в разное время спектакли на сцене АРДТУ: «Американская мечта - Э. Олби»,  Пигмалион - Б. Шоу, Романтики - Э. Ростан (В. Бродянский); Гамлет-Шут (Моноспектакль) - В. Шекспир (Овлякули Ходжакули); Ретро - А. Галин (Олимжон Салимов);  Банкрот, или свои люди, сочтемся -  А.Островский, Семург - Х. Алимжан, Любовь до гроба - А. Николаи, Дамское танго - В. Асланова, С тобой и без тебя - А. Менчелл (Ю. Фисан); Дон Кихот - М. Булгаков, Недоросль - Д. Фонвизин, Женитьба Бальзаминова - А. Островский, Вестсайдская история - А. Лорентс, Очень простая история - М. Лад о (Елена Лопатко); Мою жену зовут Морис - Р. Шар т (И. Ненашев); Квадратура круга - В. Катаев, детский не совсем удачный спектакль «Пушинка слона Хортона» -  Съюз (Т. Шарафутдинов).
С приходом  нового художественного руководителя и главного режиссёра Академического Русского Драматического Театра Узбекистана Бахтияра  Мухсиновича Хамидова,   выпускника бывшего Ташкентского театрально-художественного института  им.А.Островского,
основоположника и первого художественного руководителя Театра киноактёра Узбекистана, в 90-ые годы  режиссёра-постановщика телепроектов – «Пойте с нами!», «Карсак» НТРК Узбекистана,   театр становится все более востребованным, спектакли – все более полярными. Своими постановками АРДТУ  убеждает в том, что все-таки театр должен быть разным. Театр с почтением относится к современной и классической  драматургии,  о чём свидетельствуют последние премьеры:  «Жанна" (Я. Пулинович), режиссёр - Заслуженный артист Узбекистана  М. Каминский;  «Двое на качелях" (У. Гибсон), режиссёр - Г. Дмитриев;          "Осень. Чехов. Сцены" (А.П.Чехов), режиссёр - Заслуженный деятель искусств РУ. В.Шапиро; "Семейный ужин" (Ж.П. Абу),  режиссёр - Б. Хамидов.
Единственный академический (звание обязывает) русский драматический театр узбекской столицы в нынешнем 81-ом театральном сезоне (2015-2016) каждой новой постановкой  доказывает всем, что вполне оправдывает свое название в попытке выстроить диалог не только с молодыми зрителями, в большинстве своём в последнее время активно заполняющими зрительный зал, но и старшим поколением.
Новая своевременная премьера комедии Нила Саймона «Узник второй авеню»  режиссёра-постановщика, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Олимжона Салимова в год заботы  о старшем поколении затрагивает социальные проблемы пожилых людей и предлагает зрителям отнестись к ним  вместе с популярным американским драматургом с долей юмора и иронии, умением посмеяться над самими собой. Эту непростую задачу вызвать смех и сочувствие  в зале героям трагикомической  пьесы в критических житейских обстоятельствах помогает достичь «звёздный»  состав исполнителей: заслуженные артисты Узбекистана Фируз Максудов (Мел Эдисон), Гавхар Закирова (его жена Эдна Эдисон). Людмила Стоцкая (Перл), Ольга Овчинникова (Джесси) и Игорь Кирьянов, легко и свободно, в развитии характера,  проживающий на сцене роль старшего брата  Мела Эдисона – Гарри Эдисона.
    Драматург, сценарист Нил Саймон (1927 г.р.) родился в семье иммигрантов из Одессы, учился в Нью-Йоркском и Денверском университетах. Успех принесли Саймону две пьесы - "Босиком по парку" (1963) и "Странная парочка" (1965). В 1965 г. первое место на Бродвее заняла новая комедия Саймона "Звёздная девушка". Театральный сезон 1966-67 гг. называли фестивалем Саймона на Бродвее: одновременно там шли четыре его пьесы.
В эти же годы Саймон написал сценарии мюзиклов по мотивам фильмов "Ночи Кабирии" Феллини и "Квартира" Уайлдера. В трёх одноактных фарсах "Люкс в отеле Плаза" (1968) Саймон высмеял одну из главных тем американского театра - беспомощность человека перед судьбой и собственным подсознанием. В 1971г. первое место в списке лучших американских пьес года заняла трагикомедия Саймона "Узник второй авеню".
«В ней, - по мнению режиссёра-постановщика О. Салимова, -  с наибольшей  силой и полнотой проявился талант Саймона – юмориста и сатирика, где речь идёт о судьбе всего лишь одной типичной американской семьи. Смех в этой  комедии смешан с горечью и слезами.
Сочиняя комедии для широкой публики, Саймон стремился не поддаваться влияниям интеллектуальной моды. Секрет его редкой популярности - в умении соединять типическую ситуацию с неповторимо индивидуальным характером персонажа, что становится для него источником комического. Американская критика называла Саймона Мольером нашего времени».
         Премьера спектакля вызвала разные мнения у нашей театральной искушённой публики: кто-то в антракте разочарованный уходил домой, раздражённый очередной «бытовухой» на американской почве. Художественный руководитель, главный  режиссер Ташкентского Государственного театра музыкальной комедии (оперетты),  Заслуженный работник культуры Уз. Сергей  Каприелов был в восторге от спектакля и особенно правдоподобной живой игры исполнителей,   вызывавших в зале смех сквозь слёзы.
Трагикомедия, где сочетается смешное и печальное, где у зрителей ещё не просохли слёзы, а он уже гомерически хохочет. Это и есть самый высокий жанр в кино и театральном искусстве, который  снова покорил  зрителей, воспитанных на гоголевских сатирических  комедиях, чеховской лёгкой самоиронии и рязановских трагикомедиях с  «грустным лицом» сегодняшнего города и его людей, тружеников, представителей скромных интеллигентных профессий. К этим бессмертным человеческим  типам:  гоголевскому Хлестакову, чеховскому доктору Астрову, булгаковским мещанам из «Зойкиной квартиры»,   беспомощным и наивным рязановским киногероям – страховому агенту  Юрию Деточкину, старикам-разбойникам, врачу  Жене Лукашину -  прибавился простой американский обыватель, 57-летний  служащий  обанкротившегося офиса, уволенный по возрасту, -  «узник второго авеню» – Мел Эдисон.
Жизнь в обществе  изолированных друг от друга соседей,  сослуживцев, родственников, социально инертных людей вселяет в человека неуверенность и способствует  развитию чувства собственного бессилия, нервного срыва, которым страдает главный герой Мел Эдисон. Однако он, как и его русские собратья по несчастью, вместе со своей  стойкой супругой,  не сдаётся обстоятельствам  и  борется с  временными  житейскими затруднениями и даже умеет радоваться в финале спектакля первому снегу, как мы с вами в ожидании Нового года.
Таким образом, спектакль в наше сложное противоречивое время помогает разрушить  существующие цепи отчуждения и предрассудков невольных узников изолированных  квартир, не способных подняться над уровнем повседневной окружающей жизни, плывущих по течению, следующих обычаям, расплывчатым нормам и ожиданиям, разбросанных по всему миру.   Театр способствует лучшему  пониманию друг друга и вере  в человека, даже если он самый простой обыватель – «узник второй авеню»: «Ступайте в театр – живите и умрите в нём. Если можете..!»

Гуарик Багдасарова





Комментариев нет:

Отправить комментарий