Выпускники российских (советских) вузов
18 12 15 встретились в большом зале Учебного центра профсоюзов
Узбекистана, где состоялся круглый стол по
вопросам укрепления дружбы и культурно-гуманитарного
сотрудничества между Россией и Узбекистаном, в этом году отметивших
10-летний юбилей договора о сотрудничестве во всех сферах деятельности. Преамбулой
знаменательной встречи стал одноимённый
документальный фильм ведущего узбекского журналиста, редактора интернет-сайта kultura.uz Бориса Бабаева о первом визите
Президента РФ Владимира Путина в
Республику Узбекистан в 2012 году и вхождении суверенного Узбекистана в зону
свободной торговли. Сюжет фильма охватывает не только экономический ракурс – успешную работу в Узбекистане
российской компании «Лукойл», но и судьбы
разных людей. На экране Борис Бабаев берёт интервью у прославленного вратаря легендарной футбольной команды «Пахтакор» Юрия
Пшеничникова о значении мастеров футбола трагически
погибшей команды в далёком августе 1979 года для
современного спорта. Фильм повествует о приезде в Узбекистан в поисках ближайших родных по отцовской линии
российского писателя и публициста Георгия
Пряхина, по отцу Курбанова. Судьба
российского писателя из Ставропольского края тесно переплетена с родными и близкими в
селении Афшона в Бухарской области.
Авторы
документальной киноленты рассказали
типичную и одновременно трогательную историю обретения родных невыдуманным героем фильма – российским
писателем и публицистом Георгием Пряхиным- Курбановым. Его отец
стал жертвой сталинских репрессий. Спустя годы Георгий нашёл родных
погибшего в лагерях ГУЛАГа отца в
Бухарской области, где он был по мусульманским обычаям предан земле. Этот
трогательный эпизод о судьбе человека, нашего современника и соотечественника
по рождению, органично вошёл в канву
фильма и сделал его не только общественно значимым, но более драматичным и
человечным. Политическая история танком
и трактором проехала через миллионы
судеб людей бывшего Союза, кровью и
потом перепахала соборную память народа
для посева в эпоху независимости в наши дни новых семян дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.
Короткий двадцатиминутный фильм зафиксировал важнейшее политическое
событие в истории двух соседних государств, получившее дальнейшее плодотворное
развитие в наши дни во время второго визита российского президента в Узбекистан в декабре 2014 года и новом
межгосударственном договоре об активизации
взаимного сотрудничества в
экономике, свободной торговле, науке,
культуре и сфере национальной
безопасности.
Об этих лучших
традициях и особенностях, определяющих высокий уровень гуманитарного сотрудничества
Узбекистана и России говорил Руководитель Представительства Россотрудничества в
РУ, д. ист. н., проф. В.Н. Шулика.
Он обозначил важнейшие достижения в гуманитарной сфере, соответствующие
соглашению двух стран о
сотрудничестве, в частности, в области образования (2013-2015): более 12
тысяч представителей молодёжи Узбекистана в настоящее время учатся в российских
вузах. Только в этом году в российские вузы
приняты одна тысяча пятьсот восемьдесят один человек. Большая часть
абитуриентов поступила учиться на условиях государственного бюджета, т.е. бесплатно. Если
учесть, что в узбекской столице работают три филиала российских вузов - МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа
им. И.М. Губкина, Российский
экономический университет им. Г.В. Плеханова, то это число надо многократно
увеличить. Эти данные были отражены на совместной узбекско-российской выставке о продвижении высшего образования в
Россйиском центре науки и культуры, на которую, по словам В.Н. Шулики, нельзя
было протолкнуться, такой общественный резонанс она вызвала в узбекской
столице.
В.Н. Шулика
рассказал о большой успешной работе Российского центра науки и культуры в
Узбекистане в содействии развитию международных связей РФ в сфере образования,
продвижению на мировой рынок образовательных услуг российских вузов, расширению
сотрудничества между российскими и образовательными
учреждениями Узбекистана. РЦНК проводит научно-практические конференции,
семинары, творческие встречи, участвует в организации и проведении национальных
праздников РФ для соотечественников и многое другое.
Тему дружбы и культурного сотрудничества между двумя союзными странами, активного
участия в этом эволюционном процессе
выпускников российских вузов продолжили
Председатель Республиканского интернационального культурного центра
Узбекистана (РИКЦ) Н.М. Мухаммадиев, рассказавший о пушкинском празднике в
Ташкенте 19 10 2015 и своей статье «Пушкин и Узбекистан» о новых переводах
русского классика на узбекский язык в новом журнале «В семье единой»; заместитель
директора филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова А.М. Ахмедов; представители
Узбекского общества дружбы, культурного и делового сотрудничества (УзСОДКС),
общества дружбы «Узбекистан-Россия» и других культурных центров
соотечественников.
Боевой лётчик, полковник С.М.
Темиров, окончивший в советское время сразу два российских вуза (Высшее
военно-лётное училище и
Военно-политическую академию в Москве) и
многие другие выпускники российских вузов подчеркивали в своих докладах значение высшего
российского образования в карьере учёных, военных специалистов, деятелей культуры, представителей различных
отраслей самого высокого класса и широкого профиля. Выпускники российских вузов
востребованы всегда, благодаря их широкому кругозору и творческому подходу к работе, - единодушно
утверждали они.
Большой
интерес у слушателей вызвал доклад режиссёра-постановщика
ГАБТ имени А. Навои, Заслуженного работника культуры Узбекистана А.Е. Слонима о его недавней поездке
в Москву на международный форум «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного
сотрудничества» (привожу его полностью):
- Добрый вечер, уважаемые гости, дамы и господа!
Наша сегодняшняя встреча очень знаменательна свои высоким смыслом. В непростое время, когда мир раздирают различные противоречия и проблемы - очень важно и актуально говорить о единстве. И, конечно же, о том, что искусство и культура с давних пор предстают перед взором как важнейшие пути и средства народной дипломатии, способствующей сближению народов разных стран.
Сегодня мы в который раз говорим о глубинных связях Узбекистана и России, связях давних и имеющих истоки и корни. Вся вторая половина ХХ века связывала Россию с Узбекистаном интереснейшими сплетениями культурных соцветий. Виднейшие представители узбекского театрального искусства обучались или совершенствовали свое мастерство в ВУЗах Москвы и Ленинграда. В Ташкенте плодотворно работал Театр Мейерхольда - вплоть до трагического завершения творческого пути его выдающегося лидера и основателя. В суровые годы Второй мировой войны в Ташкент были эвакуированы многие ведущие творческие учреждения России. Особо следует сказать о Ленинградской консерватории, которая оставила особенно заметный след в истории культур Узбекистана уже тем, что 40% ее педагогов ОСТАЛИСЬ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ И СПОСОБСТВОВАЛИ ПЕРЕДАЧЕ ВЕЛИКИХ ТРАДИЦИЙ НОВЫМ И НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ УЗБЕКИСТАНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРЫ.
Наша сегодняшняя встреча очень знаменательна свои высоким смыслом. В непростое время, когда мир раздирают различные противоречия и проблемы - очень важно и актуально говорить о единстве. И, конечно же, о том, что искусство и культура с давних пор предстают перед взором как важнейшие пути и средства народной дипломатии, способствующей сближению народов разных стран.
Сегодня мы в который раз говорим о глубинных связях Узбекистана и России, связях давних и имеющих истоки и корни. Вся вторая половина ХХ века связывала Россию с Узбекистаном интереснейшими сплетениями культурных соцветий. Виднейшие представители узбекского театрального искусства обучались или совершенствовали свое мастерство в ВУЗах Москвы и Ленинграда. В Ташкенте плодотворно работал Театр Мейерхольда - вплоть до трагического завершения творческого пути его выдающегося лидера и основателя. В суровые годы Второй мировой войны в Ташкент были эвакуированы многие ведущие творческие учреждения России. Особо следует сказать о Ленинградской консерватории, которая оставила особенно заметный след в истории культур Узбекистана уже тем, что 40% ее педагогов ОСТАЛИСЬ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ И СПОСОБСТВОВАЛИ ПЕРЕДАЧЕ ВЕЛИКИХ ТРАДИЦИЙ НОВЫМ И НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ УЗБЕКИСТАНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРЫ.
В суровые годы войны в Ташкенте жили представители цвета российской
интеллигенции - писатель Алексей Толстой, поэт Анна Ахматова, актеры Фаина
Раневская, Соломон Михоэлс, певцы и педагоги Иван Ершов и Софья Акимова, весь
коллектив Театра тогдашнего Ленкома во главе с Иваном Берсеневым и Софьей
Гиацинтовой... Значение этих переплетений судеб трудно переоценить. Прошли
десятилетия - и в непростой 1966 год ташкентского землетрясения Россия опять
оказалась на переднем крае поддержки нашей республики - и началось
восстановление и реконструкция Ташкента, который сегодня становится все краше и
значительнее.
Мне как деятелю искусств, представителю оперного искусства, особо дороги те творческие связи, которые, основываясь с незапамятных времен, крепнут и растут сегодня, в период Независимости Узбекистана. И многочисленные фестивали оперного и балетного творчества, на которые приезжают талантливые певцы и музыканты, и весомые успехи наших певцов на международных конкурсах и фестивалях - лишний раз подтверждают неоспоримую истину - в единении и переплетении культур есть залог доброй и долгой их жизни и плодотворного развития.
Мне как деятелю искусств, представителю оперного искусства, особо дороги те творческие связи, которые, основываясь с незапамятных времен, крепнут и растут сегодня, в период Независимости Узбекистана. И многочисленные фестивали оперного и балетного творчества, на которые приезжают талантливые певцы и музыканты, и весомые успехи наших певцов на международных конкурсах и фестивалях - лишний раз подтверждают неоспоримую истину - в единении и переплетении культур есть залог доброй и долгой их жизни и плодотворного развития.
Как бессменный руководитель десятков юбилейных акций, я рад сказать, что
все памятные даты выдающихся российских деятелей искусств мы отмечали ПЕРВЫМИ,
гораздо раньше, чем это происходило по всему СНГ. Памятные вечера Чайковского,
Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова, Шаляпина, Обуховой, Козловского,
Лемешева, памятные проекты в честь могучих дат Пушкина, Лермонтова, Есенина и
многих других ярчайших носителей русской культуры надолго остались в памяти
нашей общественности. Особая ветвь нашей деятельности - это уже более чем
десятилетняя галерея светских просветительских вечеров, проводимых нами в
Ташкентской Епархии. Довелось и мне лично внести свой вклад в раскрытие многих
образцов русской культуры и в самой России - в восьмидесятые годы я в качестве
режиссёра-постановщика и художника поставил спектакли "Пиковая Дама"
П.Чайковского и "Ведьма" В.Власова и В. Фере на сцене Театра-студии
оперы Музыкальной академии имени Гнесиных. В 2006 году я был приглашен в Рязань
для проведения мастер-класса по вокально-сценическому действию для молодых
солистов только что открывшегося Рязанского музыкального театра. А совсем
недавно - в мае этого года по приглашению из Москвы осуществил там на сцене
Центрального Дома Работников Искусств памятный вечер "Я Божьей милостью -
певец!", посвященный 115-й годовщине со дня рождения выдающегося певца
И.С.Козловского. Проект нового вечера на сцене ЦДРИ в Москве, посвященный этому
же Мастеру, намечен на март 2016 г, к дню рождения Певца. Довелось участвовать
со спектаклем-концертом "Мы вышли в сад..." ( на материале романсов и
поэзии "серебряного века") в
фестивале "Царские дни" в Екатеринбурге.
А совсем недавно - несколько недель тому назад - мне выпала честь стать одним из двух делегатов от Узбекистана (в содружестве с моим коллегой - известным ученым, журналистом, общественным деятелем Владимиром Житовым), командированных на проводимый в Москве международный форум "Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества", посвященный 90-летию Россотрудничества. Хочется особо поблагодарить и оргкомитет этой прекрасной акции, и руководство Представительтсва Россотрудничества в Узбекистане, и лично его руководителя - Виктора Николаевича Шулику - за образцовую организацию этой важной и мощной акции.
Скажу особо, что в нынешнем бурном и неспокойном мире было особо приятно видеть
столь мощное содружество людей (более 500 делегатов из 55 стран мира!), объединенное порывом
дружественности и осознания необходимости крепить усилия во имя мира и единства
людей. Программа была насыщенной и многоплановой. Было очень отрадно видеть
уважение к русской и мировой культуре у представителей самых разных стран. И
очень тронул момент, когда молоденькая чернокожая девушка из африканской республики
Габон на русском языке сказала:"А я защитила в нашем университете
диссертацию по творчеству Лермонтова!". Весьма интересным было и организованное для
театральных деятелей посещение исторического здания Большого театра России, где
нам показали техническую оснастку и
артистические помещения и цеха! Весь строй и ход форума показал неукротимое
стремление людей мира к единению, миру и дружбе, несмотря на препятствия разного
рода.. Некий свет этого единения напомнил мне уже очень далекий шестой всемирный
фестиваль Молодежи и студентов 1957 года, где восьмилетним мальчиком я наблюдал
это же устремление людей разных стран к дружбе и миру.
Россотрудничество - в разных формах, под разными названиями и аббревиатурами вот уже 90 лет успешно вершит свою миссию гуманитарного объединения людей, сплетения культур, мира и дружбы. Активно работает и его представительство в нашей стране, плодотворно развивая эти традиции[1]. Сегодняшняя встреча, предлогом которой послужил интересный замысел - собрать в канун Нового года выпускников вузов разных поколений - еще раз продемонстрировала теплоту, общность людей, устремленность к миру и дружбе во имя дальнейшего расцвета. И я желаю в Новом году всем мира, гармонии и счастья на земле, в семьях и в душах человеческих!
Россотрудничество - в разных формах, под разными названиями и аббревиатурами вот уже 90 лет успешно вершит свою миссию гуманитарного объединения людей, сплетения культур, мира и дружбы. Активно работает и его представительство в нашей стране, плодотворно развивая эти традиции[1]. Сегодняшняя встреча, предлогом которой послужил интересный замысел - собрать в канун Нового года выпускников вузов разных поколений - еще раз продемонстрировала теплоту, общность людей, устремленность к миру и дружбе во имя дальнейшего расцвета. И я желаю в Новом году всем мира, гармонии и счастья на земле, в семьях и в душах человеческих!
Всех участников
встречи порадовали выступления артистов,
особенно танец с пиалушками хореографического ансамбля при РЦНК в Уз
и романс «Я встретил вас» на стихи Ф.И.
Тютчева (в вокально-музыкальной версии И.С. Козловского), исполненный Заслуженным
артистом Уз Павлом Борисовым. После официальной
части в зале был поставлен
свободный микрофон для всех желающих выступить и рассказать о своих ярких немеркнущих впечатлениях о
студенческих годах, проведённых в России. Большинство желающих предпочли это сделать в неофициальной
обстановке в уютном кафе на первом этаже
за чашкой горячего кофе или чая в кругу коллег, готовых выслушать тебя. Так что
общение выпускников вышло далеко за
отведённый регламент официальной встречи в круглом зале Учебного центра
профсоюзов Узбекистана.
Встречей выпускников российских
(советских) вузов узбекская столица ещё раз показала общественности своё миролюбивое открытое
светское лицо и верность лучшим вековым национальным традициям. Ведь именно здесь пересекаются все мировые
культуры – от эпохи зороастризма, античности, эллинизма и Великого шёлкового
пути до начала третьего тысячелетия – эпохи глобализации культуры. Ташкент на
протяжении веков благодарно впитывал в себя всё разнообразие национальных
культур.
Художественый
современный мир претерпел и переварил влияние
русских художников Вяземского, Бенькова, Кашиной, Усто Мумина (А. Николаева),
Фалька, Петрова-Водкина, Волкова, представлявших «русский авангард»
«серебряного века». Выдающиеся деятели русской культуры – артисты, музыканты,
писатели и поэты, в числе которых такие литераторы как А. Ахматова, А. Толстой, К. Симонов, Н. Тихонов, Н.Я.
Мандельштам, Вл. Луговской и многие другие были эвакуированы в южный тыл во
время второй мировой войны. Здесь они обрели
«вторую малую родину», «приют труда и вдохновенья» - навеки прописались на литературной карте Ташкента.
Разве мы можем вычеркнуть их из исторической памяти? - об этом ещё раз напомнил
интернациональной интеллигентной элите А.Е.
Слоним.
Выпускники
российских вузов выражали единодушное
мнение, что в современном сложном мире, разрываемом религиозными
противоречиями и угрозой мирового терроризма, временные идеологические потери необратимы: их
потом не наверстать и за целый век. На
встрече выпускников говорили о том, что преодолеть этот барьер к
взаимопониманию различных этносов может
помочь более углублённое изучение
отдельных языков, и прежде всего, русского языка. Сегодня это практикуется в регионе в высших учебных заведениях и на общественных
курсах для работников национальных СМИ,
а также в частном порядке для всех желающих изучать «великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык…» (И. Тургенев). Выпускники российских вузов разных лет выразили готовность и сегодня служить гуманным идеалам общественной справедливости, быть всегда полезными народу, извлекать
из прошлого уроки мужества, дружбы, солидарности и лучше понимать и ценить единство в
разнообразии под мирным небом Узбекистана.
Гуарик Багдасарова,
выпускница факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
и факультета теории истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
выпускница факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
и факультета теории истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
[1] Представительство
Росзарубежцентра (Россотрудничества) в Ташкенте начало функционировать 1
февраля 2001 года. Это было первое на
постсоветском пространстве в странах Центральной Азии Представительство
Росзарубежцентра, открытое в рамках Межправительственного соглашения от 6 мая
1998 г. между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о деятельности
информационно-культурных центров в России и Узбекистане
Комментариев нет:
Отправить комментарий