вторник, 29 декабря 2015 г.

Ушла из жизни Диана Матевосян


Ушла из жизни член Академии художеств Узбекистана  Диана Рафаэловна Матевосян (4 02 1950-27 12 15).  Любителям изобразительного искусства хорошо известна семейная династия художников, патриархом которой является заслуженный работник культуры Каракалпакстана Рафаэль Теватросович Матевосян (1924-2013). Он ушёл из жизни 21 января 2013 года на 89-м году жизни. Дело отца продолжали его  дети, среди которых  Роберт, Диана, Гаянэ являлись профессиональными художниками и участниками многих городских, республиканских и международных выставок.
Журнал армянской общины Узбекистана «Деп Апага» часто публиковал материалы  о персональных выставках художников, живущих и работающих в Узбекистане. Среди его  героев - заслуженный деятель культуры Каракалпакстана Рафаэль Матевосян, члены Союза художников Узбекистана Роберт и Диана Матевосян, а также молодая художница Гаянэ Матевосян. Их произведения широко представлены как в фондах различных республиканских музеев, так  в ближнем и дальнем зарубежье.
Владимир Бурмакин, прощаясь с Дианой Матевосян, отметил: «Дети  Матевосян -  это  дети Солнца и добра, живописцы милостью Бога, несущие свою любовь людям и обогревающие их душевным теплом – это им передалось по наследству от отца– Рафаэля Теватросовича Матевосяна».


Диана Матевосян родилась в Баку. Окончила там Художевенное училище имени Азима Азимзаде и факультет художественной графики Бакинского педагогического института. Её произведения экспонировались в Ташкенте, Москве,Баку, Минске, Нукусе, Махачкале, Казани, Алма-Ате. От-
дельные работы находятся в фонде Министерства культуры Узбекистана, знаменитом Музее искусств Каракалпакии имени И. Савицкого, Национальном банке РУ (Национальная картинная галерея), в частных коллекциях Франции, Турции, США, Армении, Греции.


         Красочные натюрморты и портреты  Дианы  Матевосян украсили выставку современного изобразительного и прикладного искусства, организованной АХ Уз,  посвящённой Наврузу, началу Нового года по мусульманскому календарю, и  Женщине, олицетворяющей начало шествия весны по всей планете (2008 г.). Картины, написанные под впечатлением от поездки в Нагорный Карабах в 1969 году, украсили  более позднюю персональную выставку творчества Дианы Матевосян  в Ташкентском доме фотографии в апреле 2010 года и открыли зрителям особое тонкое чувство природы и наблюдательности в авторе камерных, зимних пейзажей исторической родины.


«Весенние мотивы» - так называлась апрельская экспозиция, которую  художница посвятила ее любимому времени года и празднику Благовещения,  приобретшему большую популярность  в родной общине. Согласно библейским писаниям, седьмого апреля ангел-хранитель сообщает Божьей матери  благую весть о зачатии и о рождении  Иисуса Христа. Этот  праздник  известен в Армении  испокон веков, а  с 1995 года он отмечается всей  мировой армянской диаспорой  как  национальный День Женщины, Матери, красоты и весны, как  дань совершенству, благородству и высокому предназначению женщины.


Это была первая долгожданная персональная выставка Дианы.  Она  познакомила любителей искусства с новыми живописными работами Дианы Матевосян: это портреты, пейзажи и натюрморты, написанные на узбекской земле. Они спокойны, уравновешенны, интеллектуальны и разнообразны как по жанру, так и поиску новых форм выражения неповторимого субъективного мира художницы. Натюрморты с цветами и персиками, тюльпанами, «золотой рыбкой» выполнены в «восточном» стиле. Этот цикл отличался радостной звонкостью цвета, чётким рисунком и приподнятым настроением. В нём ощутимы лучшие традиции советских мастеров натюрморта — М. Сарьяна, М. Асламазян, В. Лысова: автор в них пытается постичь пластическую характерность предметов, их положение в пространстве и цветовую гармонию. В городском пейзаже «Мост через речку в Янгиабаде» угадывается влияние французских импрессионистов конца ХIХ-начала ХХ вв. — Клода Моне, Камилля Писсаро, Анри Матисса — с их желанием запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Можно долго любоваться не только деталями, но и освещением в этом пейзаже и проникаться глубоким лирическим чувством, с которым художница выражает свои переживания и личное отношение к природе. 


Я ездила в Янгиабад на летнюю дачу  семьи Матевосян в 2010 году. Там весело и плодотворно провела с близкими друзьями, родными мне по духу,  несколько дней. Мы гуляли  в горах, купались в горной речке, нашли  тот живописный мостик, облюбованный кистью Дианы, собирали яблоки, открывали выставку «Песня гор»  Роберта Матевосяна в местном Доме культуры и радовались жизни. Диана, к тому же,  вкусно готовила и старалась всех сытно накормить. К пище она относилась тоже творчески: каждое  вегетарианское блюдо отличалось новизной и неповторимым вкусом. 


В обыденной жизни она была проста  и очень общительна, но всегда со вкусом одета и прекрасно выглядела за  приготовлением обеда или на прогулке. Во время наших совместных прогулок часто внезапно останавливалась и просила всех обратить внимание на то или иное потрясшее её красотой явление природы, будь то замысловатое горное растение или лёгкое  фигуристое облако, плывущее над нами в чистом  небе. Она старалась не пропускать  вернисажей её коллег и друзей: ей были интересны все художники, а их работы поучительны, но при этом она осознавала свою яркую индивидуальность и  царственную стать. У Дианы не было своей семьи. Её детьми были её живописные работы, а также родные племянники, которых она любила без памяти.


 Именно такое «покровительное»  чувство вызывает «Автопортрет» художницы с белым камнем. Он выполнен во весь рост модели, по-царски сидящей в кресле, в классических традициях академической живописи. Преобладающий в нём нежный голубой колорит усиливает духовную чистоту женского образа.
Диана Матевосян всегда проявляла не только глубокий интерес к окружающему миру, но давала  эстетическую и этическую оценку художнику и его месту в обществе, в истории мирового искусства. Не случайно в «Автопортрете» она себя изобразила с белым камнем, так как согласно библейской легенде, праведникам вручали белый камень, непосвящённым — чёрный, а сам человек представлял собой Божий храм.
Такой  мы её и запомним, как в этом живописном портрете и стихах армянского классика  Ашота  Граши:
 «Всё в сердце женщины – любовная весна,
И солнца золотистый апельсин,
И откровение морских глубин,
И радуга, что в небе зажжена.
Погибнет в море жизни, кто один
Без женщины плывёт сквозь времена.
Но рядом с ней – любая даль ясна,
В волне звучит орган и клавесин.
Когда у женщины родится сын –
Сильнее станет гордый род мужчин.
Родится дочь, чтоб в чистоте святой
Женою стать под девственной фатой.
О. женщина, гармония и лад,
Подательница жизни, дом и сад!»

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет:

Отправить комментарий