Ушла из жизни
член Академии художеств Узбекистана
Диана Рафаэловна Матевосян (4 02
1950-27 12 15). Любителям
изобразительного искусства хорошо известна семейная династия художников,
патриархом которой является заслуженный работник культуры Каракалпакстана
Рафаэль Теватросович Матевосян (1924-2013). Он ушёл из жизни 21 января 2013 года на 89-м году жизни. Дело отца продолжали его дети, среди которых Роберт, Диана, Гаянэ являлись профессиональными художниками и
участниками многих городских, республиканских и международных выставок.
Журнал
армянской общины Узбекистана «Деп Апага» часто публиковал материалы о
персональных выставках художников, живущих и работающих в Узбекистане. Среди
его героев - заслуженный деятель культуры Каракалпакстана Рафаэль
Матевосян, члены Союза художников Узбекистана Роберт и Диана Матевосян, а также
молодая художница Гаянэ Матевосян. Их произведения широко представлены как в
фондах различных республиканских музеев, так в ближнем и дальнем
зарубежье.
Владимир
Бурмакин, прощаясь с Дианой Матевосян, отметил: «Дети Матевосян - это дети Солнца и добра, живописцы милостью Бога, несущие
свою любовь людям и обогревающие их душевным теплом – это им передалось по
наследству от отца– Рафаэля Теватросовича Матевосяна».
Диана Матевосян родилась
в Баку. Окончила там Художевенное училище имени Азима Азимзаде и факультет
художественной графики Бакинского педагогического института. Её произведения
экспонировались в Ташкенте, Москве,Баку, Минске, Нукусе, Махачкале, Казани,
Алма-Ате. От-
дельные работы
находятся в фонде Министерства культуры Узбекистана, знаменитом Музее искусств
Каракалпакии имени И. Савицкого, Национальном банке РУ (Национальная картинная
галерея), в частных коллекциях Франции, Турции, США, Армении, Греции.
Красочные натюрморты и портреты Дианы
Матевосян украсили выставку современного изобразительного и прикладного
искусства, организованной АХ Уз,
посвящённой Наврузу, началу Нового года по мусульманскому календарю,
и Женщине, олицетворяющей начало шествия
весны по всей планете (2008 г.). Картины, написанные под впечатлением от
поездки в Нагорный Карабах в 1969 году, украсили более позднюю персональную выставку
творчества Дианы Матевосян в Ташкентском
доме фотографии в апреле 2010 года и открыли зрителям особое тонкое чувство
природы и наблюдательности в авторе камерных, зимних пейзажей исторической
родины.
«Весенние
мотивы» - так называлась апрельская экспозиция, которую художница посвятила ее любимому времени года и
празднику Благовещения, приобретшему
большую популярность в родной общине. Согласно
библейским писаниям, седьмого апреля ангел-хранитель сообщает Божьей
матери благую весть о зачатии и о
рождении Иисуса Христа. Этот праздник известен в Армении испокон веков, а с 1995 года он отмечается всей мировой армянской диаспорой как национальный День Женщины, Матери, красоты и
весны, как дань совершенству,
благородству и высокому предназначению женщины.
Это
была первая долгожданная персональная выставка Дианы. Она познакомила любителей искусства с новыми
живописными работами Дианы Матевосян: это портреты, пейзажи и натюрморты,
написанные на узбекской земле. Они спокойны, уравновешенны, интеллектуальны и
разнообразны как по жанру, так и поиску новых форм выражения неповторимого
субъективного мира художницы. Натюрморты с цветами и персиками, тюльпанами,
«золотой рыбкой» выполнены в «восточном» стиле. Этот цикл отличался радостной
звонкостью цвета, чётким рисунком и приподнятым настроением. В нём ощутимы
лучшие традиции советских мастеров натюрморта — М. Сарьяна, М. Асламазян, В.
Лысова: автор в них пытается постичь пластическую характерность предметов, их
положение в пространстве и цветовую гармонию. В городском пейзаже «Мост через
речку в Янгиабаде» угадывается влияние французских импрессионистов конца
ХIХ-начала ХХ вв. — Клода Моне, Камилля Писсаро, Анри Матисса — с их желанием
запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Можно долго
любоваться не только деталями, но и освещением в этом пейзаже и проникаться глубоким
лирическим чувством, с которым художница выражает свои переживания и личное
отношение к природе.
Я ездила в Янгиабад на летнюю дачу семьи Матевосян в 2010 году. Там весело и
плодотворно провела с близкими друзьями, родными мне по духу, несколько дней. Мы гуляли в горах, купались в горной речке, нашли тот живописный мостик, облюбованный кистью
Дианы, собирали яблоки, открывали выставку «Песня гор» Роберта Матевосяна в местном Доме культуры и
радовались жизни. Диана, к тому же,
вкусно готовила и старалась всех сытно накормить. К пище она относилась
тоже творчески: каждое вегетарианское
блюдо отличалось новизной и неповторимым вкусом.
В обыденной жизни она была
проста и очень общительна, но всегда со
вкусом одета и прекрасно выглядела за
приготовлением обеда или на прогулке. Во время наших совместных прогулок
часто внезапно останавливалась и просила всех обратить внимание на то или иное
потрясшее её красотой явление природы, будь то замысловатое горное растение или
лёгкое фигуристое облако, плывущее над
нами в чистом небе. Она старалась не
пропускать вернисажей её коллег и
друзей: ей были интересны все художники, а их работы поучительны, но при этом
она осознавала свою яркую индивидуальность и
царственную стать. У Дианы не было своей семьи. Её детьми были её
живописные работы, а также родные племянники, которых она любила без памяти.
Именно такое «покровительное» чувство вызывает «Автопортрет» художницы с
белым камнем. Он выполнен во весь рост модели, по-царски сидящей в кресле, в
классических традициях академической живописи. Преобладающий в нём нежный
голубой колорит усиливает духовную чистоту женского образа.
Диана
Матевосян всегда проявляла не только глубокий интерес к окружающему миру, но давала
эстетическую и этическую оценку
художнику и его месту в обществе, в истории мирового искусства. Не случайно в «Автопортрете»
она себя изобразила с белым камнем, так как согласно библейской легенде,
праведникам вручали белый камень, непосвящённым —
чёрный, а сам человек представлял собой Божий храм.
Такой
мы её и запомним, как в этом живописном портрете и стихах армянского
классика Ашота Граши:
«Всё в сердце женщины – любовная весна,
И солнца золотистый апельсин,
И откровение морских глубин,
И радуга, что в небе зажжена.
Погибнет в море жизни, кто один
Без женщины плывёт сквозь времена.
Но рядом с ней – любая даль ясна,
В волне звучит орган и клавесин.
Когда у женщины родится сын –
Сильнее станет гордый род мужчин.
Родится дочь, чтоб в чистоте святой
Женою стать под девственной фатой.
О. женщина, гармония и лад,
Подательница жизни, дом и сад!»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий