В международном караван-сарае культуры (МКСК)
Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (15 01 16) состоялась
церемония открытия выставки ксилографических работ «Шедевры мастеров» известных
художников Медата Кагарова и Дамира Уразаева, посвященная доброй и светлой
памяти этих творцов «прекрасного доброго, вечного». На вернисаже были представлены
по 50 уникальных работ каждого автора, которые будут радовать посетителей в
течение двух недель.
Медат
Кагаров (1940-2011), Народный
художник Узбекистана, академик Академии Художеств Узбекистана, уроженец
Алматы (Казахстан). Самая значительная и основная часть его жизни и
творчества связана с Ташкентом. Имел государственные награды. Его работы хранятся в коллекциях музеев Кельна, Аахен, Любек (ФРГ), Калькутты (Индия), Государственном музее
искусств им. Пушкина и Государственном музее искусств народов Востока в Москве
(Россия) и в частных коллекциях Франции, Японии, Великобритании, Италии, США,
Германии, Уэльса, Израиля, Голландии. Он выпускник (1965) Московского высшего
художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского училища).
Медат Кагаров владел
высокой техникой европейской школы живописи, мастерством исполнения миниатюрной
графики; он проиллюстрировал произведения многих известных поэтов Востока и
создал серии высокометафорических литографий, которые экспонировались на
международных и персональных выставках его работ. Искусствоведы писали, что
присущий Медату Кагарову высокий индивидуализм, погружение в созерцание
собственных интуитивных видений определяет его живопись как «визионарный метареализм».
Основу его миниатюрных
динамичных композиций, представленных на выставке, которые лучше разглядывать с
помощью лупы или увеличительных очков, составляют жизненно правдоподобные, живописно-картинные
решения, где факты типизированы,
спрессованы, очищены от случайного. Фигуры героев в национальных костюмах монументализированы и помещены в реальную
пространственную среду, где нежно шелестит
ковыль, горит в степной юрте очаг, порхают весенние ласточки и облака над влюблёнными и
кони еле сдерживают рысь под молодыми всадниками. Эти миниатюры наполнены
воздухом, они поэтичны и одновременно подлинно достоверны. Именно крепкая связь
с земным и со временем в реалистических деталях,
- тем, что имеет аналогии в самой действительности, - зажигает современных зрителей и делает их в наших глазах вечными на все времена.
Дамир
Уразаев (1954-2014), художник-график, член Творческого объединения
художников Узбекистана (ТОХУз) при Академии Художеств Узбекистана, член
международной федерации художников ЮНЕСКО, заслуженный художник международной
ассоциации "Искусство народов мира". Известен как автор графических
работ. Художник прекрасно владел техниками исполнения рисунка, акварели,
офорта, литографии и ксилографии.
Д. Уразаев – автор более пятидесяти ксилографий.
Многие из них находятся в музеях и галереях Узбекистана, России, Чехии, Польши.
Только Государственный музей искусств нашей страны приобрел 19 работ. Свои
первые работы художник делал, в основном, для оформления стихотворных сборников
наших поэтов. Он также автор гравюр ташкентского издания известного
произведения «Мартин Иден» классика мировой литературы Джека Лондона. Самыми
памятными и дорогими работами в этом жанре оставались для Уразаева гравюры,
выполненные для миниатюрного подарочного издания - сборника стихов «Капля» к 70-летнему юбилею Зульфии. Известны акварели Д.
Уразаева из цикла «Золотое Кольцо
России». Миниатюры Д. Уразаева,
представленные на выставке, при всей их
возвышенности, ещё более монументальны и пластичны. На одной из них на первом
плане над бушующими волнами
главенствуют белые чайки, шелестя огромными крыльями, скрывая маленький кораблик на заднем плане («Мартин
Иден», 1985). Серии: «Песнь о Ташкенте» (1983), «Возвращение» (1983), «Вестник восхода» (1985) , «Сказание времён» (1985), «Национальные
спортивные игры» (1985) - включают в
себя и крепко динамично соединяют в одно нерасторжимое целое мотивы архитектуры, фауны, флоры, социума, прикладного искусства и превращают чёрно-белые гравюры в эпические «рапсодии».
На открытии выставки Фарух
Усманов, директор
караван-сарая культуры (МКСК) Икуо Хираямы, рассказал историю
воплощения в жизнь этого мега-проекта:
-
Идея зародилась два-три года назад,
когда мы впервые продемонстрировали здесь ксилографии японского художника Утагавы ещё при жизни Дамира Уразаева, трагически погибшего
в 2014 году. Мы выкупили все его работы, даже
черновики, эскизы (их больше пятидесяти). Ташкентский художник-график Радик Азизов, у которого находилась коллекция Медата
Кагарова, предложил дополнить экспозицию эстампами этого талантливого мастера.
Таким образом, мы представили на суд
зрителей сто экспонатов - «шедевры мастеров» двух коллег и близких по духу и масштабу художников - Медата Кагарова и Дамира
Уразаева. С японским мастером узбекских художников объединяет восприятие мира в
его единстве и целостности.
К сожалению, в последнее время традиционная
техника гравюры, вытесняемая компьютерной графикой, уходит в небытие, и одна из задач этой
выставки – показать ташкентцам и гостям узбекской столицы её преимущества и привлечь молодёжь к возрождению самых
различных художественных форм и технологий. Мы всегда готовы поддержать молодых
художников в коммерческой реализации их новых смелых графических проектов.
Посетители вернисажа,
среди которых были представители турецкого посольства, известные поэты,
музыканты, художники, искусствоведы, охотно делились своими свежими
впечатлениями. Радик Азизов подчеркнул
огромное значение всего художественного наследия
обоих мастеров старой школы для
молодого поколения:
-
Оно не ограничивается рамками одной
техники: они были творчески многогранно одарёнными людьми - прекрасными
живописцами, поэтами, музыкантами. Выставка символичная, т.к. ксилография
зародилась в Японии, но здесь представлена только вершина айсберг творческого диапазона обоих художников,
которые были также прекрасными педагогами.
Тем не менее, от лица
художников-графиков хочу выразить
благодарность администрации международного караван-сарая культуры (МКСК) Икуо
Хираямы Академии Художеств Узбекистана за организацию такой знаменательной выставки.
Живописец Мухаммад Фозили, один из первых
сюрреалистов в Узбекистане - нового
направления ХХ в., провозгласившего
подсознание источником искусства, а его методом – разрыв логических связей,
заменённых свободными ассоциациями («потоком сознания»), много лет занимается графикой. В прошлом году
состоялась персональная выставка его графических работ, а также инсталляций,
видео-арта в Национальной галерее
искусств Узбекистана.
«Нынешний
вернисаж совершенно особый, - отметил художник-экспериментатор, - он окунает нас в то время, когда работали
два выдающихся мастера, с которыми я дружил, и передаёт творческое состояние их неукротимого поиска новых художественных
форм, характерного для того времени, когда не было компьютерной графики.
Очень мало художников работали в трудоёмкой технике ксилографии и
добивались таких высочайших достижений – от книжных иллюстраций до экслибрисов.
Сейчас никто не работает в этом направлении, поэтому нынешняя выставка имеет
двойной эффект: она знакомит с работами старых мастеров и вдохновляет молодёжь
на поиск художественных форм в традиционной технике оттиска с гравюры на
дереве. Эти личные неповторимые печати мастеров очень малы для зрительного
восприятия и одновременно велики по своему богатому содержанию. Эти работы с их
тончайшими линиями и штрихами вонзаются в наши души внутренними состояниями их
авторов.
-
Что общего между мастерами Вы находите на этом вернисаже?
- Это две дополняющие художественные
параллели в нашем изобразительном искусстве. Во-первых, потому, что оба мастера
работают преимущественно в одной технике ксилографии и, во-вторых, что оба,
независимо друг от друга, несут людям через своё искусство заряд Доброты, Любви
и Красоты. Каждого из них при этой общности установок отличает совершенно индивидуальный почерк и
высокое мастерство.
Вернисаж заставил зрителей вспомнить старейших
мастеров-графиков, воспевавших узбекскую землю. В Средней Азии и Казахстане в
годы войны сосредоточились превосходные творческие силы. Здесь жили и работали известные московские и ленинградские
живописцы, скульпторы, театральные
декораторы, графики. Шёл оживлённый обмен выставками и художественным опытом.
Здесь острее ощущались исконно народные
корни и народные традиции. Для местных
художников взаимный творческий обмен оказался также плодотворен. Здесь
жили и работали В. Фаворский, С.
Герасимов, В. Бехтеев, В. Бобышев, А. Тышлер, Д. Митрохин, Р. Фальк, Н.
Чернышев, Н. Ульянов и многие другие. Черты этнографизма, характерный для конца
30-х годов, отходил на задний план.
Графики улавливали главный нерв нового времени,
биение его пульса.
В
конце 50-х годов прошлого века литературно-художественный журнал «Звезда Востока» после длительных
дискуссий по поводу «формализма и морально устарелой графики старого Востока» впервые опубликовал серию
гравюр Владимира Фаворского «Самарканд». В. Фаворский говорил: «Есть слух
вообще, а есть слух музыкальный. Есть зрение вообще, а есть художественное» и
пояснял, как художник выбирает сцену для иллюстрации среди великого множества
других сцен в литературном произведении:
-
Это сложно. Надо найти пластическую идею, нечто обобщённое, стоящее как бы над
конкретными сценами и характерами»[1].
На мой взгляд, именно в
таком обобщённом ключе работали оба узбекских мастера Медат Кагаров и Дамир Уразаев. В итоге их эстампы приобрели самостоятельное значение и обусловили новое современное направление в искусстве – «Визион-арт». Сегодня в XXI веке мы воспринимаем гравюры Медата Кагарова и Дамира Уразаева как иллюстрации к Невидимой и вечной книге
жизни и Востока.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий