Минувшее воскресенье (28 февраля
2016 года) для любителей высокого искусства было отмечено значительным
культурным событием. В конференц-зале
ташкентской и узбекистанской епархии Православной
церкви по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, Митрополита
ташкентского и узбекистанского, главы Среднеазиатского
митрополичьего округа, состоялся
концерт, программа которого воплотила возвышенный мир оперного действия в
сценах и ариях из опер композиторов разных стран.
Митрополит Викентий перед началом концерта
обратился к пастве с краткой проповедью. Он напомнил, что православные
христиане в эти дни пребывают в преддверии великого поста перед празднованием Святой
Пасхи. Великий пост – это время, когда человек как бы вновь приобретает веру,
но также и жизнь в её божественном значении, в её священной глубине.
Воздерживаясь от земной пищи, мы вновь узнаём вкус духовной пищи и научаемся
получать её от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая праздные развлечения,
ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую
ценность отношений с человеком, его работой и высоким искусством. Через высокое
оперное искусство, как через молитву, мы
с вами снова понимаем самого Бога, потому что возвращаемся ко всему тому, что
Он дал нам по своей бесконечной любви и милосердию.
Сегодня нам через высокую духовность оперы
предстоит возвыситься над собою и достигнуть того совершенства, к которому нас
призывает сам Господь Бог: «Бог в помощь вам!», - заключил такими словами своё
напутствие митрополит Викентий.
Ведущий концерта, автор проекта и композиции,
режиссёр –
Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним
– поблагодарил митрополита Викентия за
доброе и очень ценное напутствие и продолжил тему истории и значения оперы в
наши дни в духовном ключе. Ему помогали в раскрытии темы участники концерта - ведущие
солисты ГАБТ имени А. Навои: лауреаты и дипломанты международных и республиканских
конкурсов: Анастасия ЮДИНА (меццо-сопрано),
Надежда БАНДЕЛЕТ (сопрано), Александр ПОЛОНСКИЙ (тенор), музыкальный
руководитель и концертмейстер отдела «СРЕТЕНЬЕ» – Людмила СЛОНИМ.
Опера как жанр возникла более четырёх веков назад. Само слово «опера»
означает «действие». Этот синтетический жанр включил в себя оркестровую музыку,
хоры, сольное пение, актёрское
мастерство, декорации, костюмы и всё остальное. Представления отличались масштабностью и включали массовые сцены с участием большого количества исполнителей. Этот жанр,
призванный воспевать самые возвышенные чувства, быстро распространился в различных европейских странах. «В нашем
концерте, в силу разных житейских обстоятельств, - пояснил А.Е. Слоним, - только
три исполнителя мужественно «легли на
амбразуру» и взяли на себя всю ответственность, чтобы перед вами
продемонстрировать оперное искусство в
лучших образцах».
Вершинами мирового оперного искусства признаны
«Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» В. Моцарта. Они соединили в
себе элементы комической оперы, оперы-сериа и достижения глюковской реформы. Арию
Керубино из оперы «Свадьба Фигаро» исполнила Анастасия Юдина, вызвав в
зале овацию благодарных зрителей за её артистичность, умение перевоплощения и уникальное красивое меццо-сопрано.
В России опера появилась в середине XYIII века. Первоначально, как и в
европейских странах, в ней преобладали мифологические и сказочные сюжеты, а
музыка строилась по французским образцам. М.И. Глинка открыл эпоху блестящего
развития русского музыкального драматического театра операми « Иван Сусанин» и
«Руслан и Людмила», надолго утвердив
основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная
правдивость, близость к народной
песенности. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей.
Н.А. Римский-Корсаков обратился к фольклору и воссоздал
пленительные образы русского сказочного и былинного эпоса («Снегурочка»,
«Садко» и др.). В опере «Царская невеста» он обратился к эпохе царствования Ивана Грозного» и придал историческим персонажам невероятную
глубину психологического переживания, характерного для реалистической прозы его
времени. В программе концерта Анастасия Юдина исполнила сложную в
психологической трактовке песню отвергнутой боярином-опричником Грязным его наложницы Любаши из первого действия оперы
(«Сцена и ариозо Любаши»). По задумке
композитора, она поётся почти без аккомпанемента как древние плачи на Руси.
Анастасия Юдина в дуэте с Александром
Полонским также выразительно исполнили
«Сцену Любаши и Бомелия», являющуюся кульминационным моментом в
музыкально-драматическом развитии сюжета оперы.
В XIX веке оперный жанр достиг
наибольшего расцвета. Сложные душевные искания и драматические переживания отразил П.И. Чайковский, своеобразно обобщив
историческую и драматическую линии русского оперного искусства в «Евгении
Онегине» и «Пиковой даме». Программу концерта открывали «дуэт Татьяны и Ольги», а также «сцена и ария
Ольги» в исполнении Надежды Банделет (Татьяна) и Анастасии Юдиной (Ольга).
А.Е. Слоним призвал публику обратить внимание на
то, как композитор интерпретирует пушкинский роман в стихах, придавая той или
иной пушкинской фразе особый музыкальный
оттенок, обогащённый новым смыслом. Так, например, Ольга, подшучивая над своей меланхолической сестрёнкой Татьяной, дважды называет себя ребёнком («Меня ребёнком
все зовут!»), но повторно - уже в самом
нижнем музыкальном регистре, тем самым невольно раскрывая свою земную природу и вызывая у зрителей
сомнение в её искренности.
Завершался концерт сценой «Письма Татьяны» из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Надежды
Банделет (сопрано), полной очарования гармонии
вокала и музыкального аккомпанемента Людмилы Слоним (фортепиано). Концертмейстер Людмила Слоним, как всегда, в
течение всего вечера неукоснительно демонстрировала полное синхронное тональное совпадение
аккомпанемента с вокалом, ещё и
ещё раз поражая слушателей
своим профессионализмом и высоким мастерством.
Александр Полонский (тенор), исполнивший арию
Германна из «Пиковой дамы», в отличие от пушкинского прообраза-авантюриста, жаждавшего
только наживы, представил на сцене искренне, страстно, пламенно влюблённого молодого немецкого офицера в Лизавету-Лизаньку, девушку из высшего света.
Герой Чайковского ещё находится в
метаниях любви и до конца не осознал свой
фатальный расчётливый выбор в пользу денежного выигрыша, а не самоотверженной любви
к Лизавете. Таким трактовал пушкинский
персонаж П.И. Чайковский, принципиально отступив от литературного источника и
придав ему ещё больший драматизм в кульминации действия.
Арию отвергнутого и разочарованного насмешками
Оксаны кузнеца Вакулы, готового в отчаянии утопиться в пруду, в опере
«Черевички» по мотивам повести Н.В.
Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
задушевно исполнил Александр Полонский. Ему было особенно трудно, ведь в
течение полуторачасовой концертной
программы солисту ГАБТ имени А.
Навои приходилось неоднократно перевоплощаться в разных взаимоисключающих
персонажей, раскрывающих высокие и самые низменные начала человеческой натуры.
Талант вокалиста и актёрские данные позволили А. Полонскому успешно справиться
с таким непростым амплуа, достойно оценённым
его поклонниками, одарившими его весенним букетом цветов и аплодисментами.
Картина развития оперного искусства была бы не
полной, если бы на сцене не были
представлены отрывки из двух опер Дж. Пуччини: это «Богема» и «Флория Тоска».
Они знаменуют развитие бытовой оперы в конце XIX-начале XX вв., написанной в жанре «веризма» ( от лат. Veritas -«истинный»).
Сюжеты его опер отличаются камерностью и малым числом персонажей, но в них
композитор достиг невиданной ранее глубины в изображении чувств своих героев. Эту
сложную гамму чувств смогла тонко передать на сцене ведущая солистка ГАБТ
Надежда Банделет, исполнив арию Мими из
оперы «Богема» и арию Тоски из оперы «Флория Тоска».
Весь вечер звучавшие стихи Андрея Слонима:
«Симфония молчанья», «Как понять
ветра тайные речи?..», «Дирижёр», «Нота длиною в жизнь», «Час дождя», «А
будет так…» органично вошли в канву композиции как авторские интермедии, подчёркивающие животворящую значимость духовных ценностей в
поэзии, музыке, пении и самой жизни.
Согласно
напутствию митрополита Викентия, Иисус говорил: "Не беспокойтесь о
завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём". Эти слова
заставляют нас задуматься над идеей продолжительности, непрерывности. Тот, кто
делает цепь, должен следить за крепостью каждого звена, так как если хотя бы
одно звено слабое и сломается, не имеет значения, что все остальные держатся -
разорвётся вся цепь. Так что мы должны проживать каждый день согласно
Божественным законам, чтобы сделать из этого дня крепкое звено и чтобы цепь не
порвалась. Сегодня - это новое звено, которое добавится к остальным, и мы
должны сконцентрироваться именно на нём. Когда мы
соприкасаемся с высоким искусством, в нашей душе тоже, как и в природе, появляются
знаки-предвестники, и мы должны учиться их узнавать и расшифровывать.
По окончании просветительского вечера люди уходили домой попросту счастливыми, напоёнными музыкой света человеческой души и желанием чаще посещать оперу в ГАБТе имени А. Навои, где с такой беззаветной преданностью и любовью служат артисты с большой буквы.
По окончании просветительского вечера люди уходили домой попросту счастливыми, напоёнными музыкой света человеческой души и желанием чаще посещать оперу в ГАБТе имени А. Навои, где с такой беззаветной преданностью и любовью служат артисты с большой буквы.
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович