«Есть на
Востоке добрый город…»
Рамз
Бабаджан.
Старшее
поколение, кто пережил 26 апреля 1966 года землетрясение в Ташкенте,
никогда не забудет не только ужасы пережитого шока, но и его последствия. Тогда
на исходе ночи шестибалльные толчки сопровождались страшным гулом и ярким багровым светом, озарившим весь
горизонт. Потом ещё три месяца об этой ночи напоминали шестьсот с лишним
колебательных толчков. Мы жили на Чиланзаре. Сейсмостойкие панельные на
металлическом каркасе «хрущёвки» отделались трещинами от потолка до пола. Но
весь центр и район «старого города» узбекской
столицы был разрушен и потом начисто снесён.
Позднее
из заметки Л. Абрамяна[1] и Хрестоматии по физической географии[2] я узнала, как разъяснили потом сейсмологи,
Ташкент расположен на разломе земной
коры. Накопилось напряжение между двумя
половинками трещины, находившейся на глубине семи с половиной километров от
поверхности земли. Произошёл взаимный резкий сдвиг двух частей трещины. При
этом трещина увеличилась в направлении земли и уже располагалась в полутора
километрах. Выйди трещина на поверхность, и от города ничего бы не осталось,
как в 1948 году от Ашхабада.
В
городе тогда был создан Институт
сейсмологии, в котором работают разведчики глубин беспокойных предгорных
районов. В трёхкилометровую скважину под Ташкент были опущены
высокочувствительные сейсмоприёмники и микрофоны. Они «подслушивают» малейшие
колебания и потрескивания горных пород.
Учёные заверяют, что дальнейшие нарушения близких к поверхности слоёв
земли под Ташкентом практически невозможны: уменьшается и вероятность более сильных
сотрясений почвы. Однако город по-прежнему время от времени сотрясают подземные
толчки, возвращая нашу память к пережитому шоку 26 апреля 1966 г .
Памятник
«Мужество» в центре узбекской столицы напоминает нам о том, что народ,
переживший грандиозную природную стихию,
выжил, благодаря помощи, которая пришла отовсюду со всей нашей бывшей великой
страны. Вырос новый городок – «Спутник Сергели», построенный военными, заново
были возведены целые микрорайоны на Юнус-Абаде, Чиланзаре и в центре города
москвичами, ереванцами, ленинградцами, киевлянами. О них напоминают
различные национально стилизованные
фрески и мозаики на фасадах, а также надписи на торцах домов: по ним можно
узнать географию всесоюзной ударной стройки.
Георгий
Минасович Саркисян, начальник Главташкентстроя, заслуженный строитель РУ,
Почётный железнодорожник был удостоен многих правительственных наград за свой
вклад в возрождение из руин узбекской
столицы. В своей книге «Двадцать лет из
двадцати столетий»[3] он
рассказывает, что за 20 лет (1963-1983) в Ташкенте было построено больше, чем
за все предшествующие столетия истории города, отметившего по решению ЮНЕСКО свой двухтысячелетний юбилей в
сентябре 1983 г .
За
активное восстановление Ташкента многие земляки и приезжие были награждены нагрудным знаком: «Строитель Ташкента». Среди
них мой хороший знакомый, инженер по
специальности и поэт по призванию Олег
Георгиевич Бордовский (1930 г .р.).
Уроженец
Ташкента Олег Бордовский в душе
романтик и патриот своего родного города. После окончания в 1955 г . ТИИИМСХ он
проектировал и воздвигал новые промышленные
предприятия и гражданские объекты в Ташкенте. Отмечен правительственной
наградой – медалью «За трудовую доблесть» и как активный участник
восстановления Ташкента после землетрясения 1966 года – нагрудным знаком
«Строитель Ташкента».
Олег
Георгиевич вспоминает:
- Перед строителями Моспроекта-1 стояла
задача в кратчайшие сроки сдать больше 3
тысяч квартир в домах, способных
выдержать напор стихии от 7-9 баллов по шкале Рихтера; восстановить Государственный академический
театр оперы и балета имени А. Навои, детские сады, жилые массивы в центре и на
Чиланзаре. В 1966 г .
пострадавшим жителям было предоставлено больше тысячи готовых квартир. Тогда из
Москвы приехали несколько тысяч людей. Не все выдержали местные жаркие
климатические условия и напряжённый ритм
строительства, с учётом новейших технологий,
и вынуждены были вернуться
обратно домой. Местные жители помогали профессиональным строителям. Их труд был
как на «Хошаре» - добровольный и от всей души – это была воистину народная
стройка».
Сегодня Олег Бордовский вместе с другими
участниками героической эпопеи по-прежнему ценит то, что вместе
пережили и сотворили во второй половине 60-х годов народы СССР. Они искренне
говорят: «Здравствуй, Ташкент! Здравствуй, город человеческой преданности,
верности и дружбы – символ чистых наших побуждений и дел, город нашей
героической памяти».
Именно
тогда, в середине 60-ых годов прошлого века была особенно популярна трогательная
лирическая песня о Ташкенте в репертуаре В. Ободзинского на музыку Энмарка Шакировича
Салихова (стихи Максима Лебедева): «Я
столько лет слова сердечные искал, /И слушал, как весною заливаются соловьи./Я
песню для тебя заветную слагал, /Признание тебе в своей любви. /Летящим
журавлям, /Дождям и тополям, /Я повторяю имя дорогое. /Чтобы всюду на земле
/Все знали о тебе, /Мой ласковый Ташкент, /Любовь моя». (1965).
Песня
выходила на пластинке "Э.Салихов: музыка из кинофильмов", там же в
исполнении В. Ободзинского звучит песня "Старый спор".
На
этом историческом жизненном опыте дружбы народов зарождалась песня Давида Тухманова на стихи Р. Бабаджана
в переводе Л. Ошанина «Сияй, Ташкент, Звезда Востока, столица дружбы и тепла». Прозвучавшая на эстраде, на радио и телевидении в 70-ые годы в
исполнении Мансура Ташматова, Альберта
Ассадулина из ансамбля «Ялла», она стала хитом на все времена.
Много
лет спустя поэт Олег Бордовский признается в любви родному городу в своих
стихах: «Красив Ташкент в любое время года…».
Очевидцы тех событий никогда не забудут
братскую помощь народа соседних республик, вернувшего всем пострадавшим крышу
над головой и покой в их новые дома и
уверенность в том, что дружба народов, проявленная, как в минувшую вторую
мировую войну, одолеет любое горе, лишения
и разрушительные последствия природной стихии.
С
тех пор прошло ровно полвека: мир изменился неузнаваемо. Нет советской страны и
нет прежней дружбы народов. Правда,
сохранились и успешно издаются в Ташкенте с 1932 года
литературно-художественный журнал «Звезда Востока» и в Москве - независимый литературно-художественный и
общественно-политический журнал с символическим названием «Дружба народов»,
основанный в 1939 году.
Главный редактор журнала «Звезда Востока»
Улугбек Хамдам вспоминает:
-
В памяти постоянных читателей остался один из наиболее интересных номеров
журнала, вышедший в 1966 году после - трагического ташкентского землетрясения.
В тот год многие известные в стране писатели и поэты решили передать свои
произведения для публикации на страницах очередного номера «Звезды Востока»,
гонорар же был перечислен в фонд восстановления Ташкента, номер получился
крайне интересный, на его страницах были не только произведения очень популярных,
но и не слишком жалуемых официозом поэтов-семидесятников: А. Вознесенского, Р.
Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко. После долгих лет замалчивания
появились произведения М. Булгакова, О. Мандельштама. Е.С. Булгакова
специальным письмом в редакцию дала свое согласие на публикацию «Записок на
манжетах» М. Булгакова. Тираж был мгновенно распродан.
Оба
периодических издания в наше время яростно отстаивают гуманитарное
сотрудничество литераторов государств-участников СНГ и на своих страницах время
от времени увековечивают неистребимую народную память о героизме простых людей.
Страницы этой памяти прозвучат на предстоящем творческом вечере «Строителя Ташкента», неутомимого в поисках новых форм
талантливого поэта Олега Бордовского.
Презентация его шестой книги лирико-философских стихов «На волнах
вдохновения» состоится 03 04 16 в 17 -00 в Доме культуры и досуга Юнусабадского района на улице Асиё
(ориентир: кинотеатр «Казахстан» и
цветочный магазин). До скорой встречи, земляки!
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий