пятница, 25 марта 2016 г.

Успех оперы «Искатели жемчуга» в Государственном Академическом Большом Театре имени Алишера Навои


         Государственный академический Большой Театр имени Алишера Навои создан в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. История театра начинается с 1929 года, когда любители концертно-этнографического ансамбля под руководством Мухитдина Кари-Якубова, певца, руководителя ансамбля, организовали профессиональный театр, в котором танцевальную труппу возглавила Тамара Ханум. В этом году театральная общественность Узбекистана отмечает два юбилея – 120 –летие Мухитдина Кари-Якубова и 110- летие народной артистки Тамары Ханум.
С тех пор театр претерпел поистине революционные изменения не только в репертуарной политике, но и в архитектурном оформлении здания, построенного по проекту академика Алексея Щусева. Он  является главным архитектором мавзолея на Красной площади и других исторических сооружений в Москве.  В художественном оформлении интерьера в отделочных работах участвовали народные художники Узбекистана — Уста Ш. Мурадов, А. Худайбергенов, Х.Болтаев и др. Строительство здания театра началось в 1939 году, в 1942 было прервано ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году стройка была возобновлена. В завершающем этапе строительства театра приняли участие депортированные в ноябре 1945 года в Ташкент японские военнопленные из Квантунской армии. В 1948 году здание театра было сдано в эксплуатацию. Перед порталом здания театра после окончания строительства  по предложению Алексея  Щусева был поставлен фонтан в виде бронзовой коробочки хлопка. В 2010 г. фонтан был реконструирован, к нему были добавлены подсветка и музыкальное сопровождение. Очень скоро летними вечерами цветомузыкальный "танцующий" фонтан соберёт вокруг себя жителей и гостей Ташкента.
Как известно, в 2012 году началась реконструкция Государственного Академического Большого Театра имени Алишера Навои.  В связи с реконструкцией, все спектакли проходили на сцене Дворца искусств «Туркистон».  В 2015 году вновь после капитального ремонта  для любителей классического искусства был открыт ГАБТ  им. А. Навои. Заслуга мастеров капитального ремонта в том, что всё здесь в историко-художественном  плане бережно сохранено, как было до этого, но только теперь фасад и интерьер театра  и зрительного зала вместе с шёлковым алым  занавесом с золотошвейной окантовкой засверкали, как  сама азиатская природа  после весеннего освежающего ливня.
Мы с приятельницами 24 03 16 пришли пораньше до начала спектакля, чтобы походить по залам фойе и заново их открыть для себя, улавливая в воздухе до конца ещё не выветренный запах масляной краски. Согласно плану главного архитектора,  перед нами открывались, один краше другого,  каждое из шести боковых фойе. Ташкентский, Бухарский, Хорезмский, Самаркандский, Ферганский, Термезский залы  сохранили свой неповторимый  национальный стиль, который отражает особенности архитектуры областей Узбекистана. Бухарский зал примечателен тем, что в нём использована резьба по ганчу, наложенная на зеркальную основу. В панно Самаркандского зала применена двухслойная резьба — "ислими".  Хорезмский зал украшен резными панно из ганча, которые повторяют резьбу по дереву, характерную для древнего Хорезма. Для Термезского зала выбрано оформление, украшавшее дворец правителя Термеза. Залы и фойе театра  эстетически обогащает настенная живопись, созданная такими выдающимися мастерами Узбекистана как  Ч. Ахмаров, А.Татевосян и другие художники-монументалисты. Реставраторы  не просто сохранили, но напоили  новым светом стенные росписи театра, изображающие героев произведений А. Навои.
В марте  этого года значительно расширился репертуар театра. Он включил в себя премьерные постановки: балет  У. Мусаева «Томирис» и оперу Р. Абдуллаева «Садокат». Премьера оперы  Ж. Бизе «Искатели жемчуга»  состоялась в 2013 году, но до сих пор она востребована зрителями и воспринимается всякий раз как новая постановка,  ведь опера к тому же звучит на языке оригинала – французском - и должна была обкататься узбекскими исполнителями.
Этот необычный спектакль с элементами восточной экзотики в сценографии (художник-постановщик Зубайдулло Батыров),  хореографии с различными ритуальными танцами индонезиек (балетмейстер – Народный артист Узбекистана – Ибрагим Юсупов),  массовых сценах и хоровых вставках в начале и финале спектакля (Главный хормейстер -  Народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов)  осуществили  признанные у нас в Узбекистане режиссер-постановщик – Заслуженный работник культуры Узбекистана Хайдарали Касымов и музыкальный руководитель и дирижер – Заслуженный деятель искусств Узбекистана – Фазлиддин Якубжанов. Творческая группа  сделала постановку на одном дыхании, чтобы  сюжет оперы был доступен благодаря художественно-выразительным и музыкально-вокальным средствам и понятен каждому зрителю даже без знания французского языка.  Кстати, в зрительном зале преобладала иностранная публика, среди которой было много носителей французского языка.
Задумка постановщиков заключается в том, чтобы показать на сцене волнующую драму сильных страстей в красочной обстановке первобытных нравов и экзотической природы. Всё действие происходит на одном из  южных скалистых островов Индии -  Цейлоне. Здесь собираются искатели (ловцы) жемчуга, которым приходится жить на острове по простым и одновременно  суровым законам, связанным с древними религиозными традициями и обычаями островитян.
Мне эта драма напомнила более позднюю реальную историю французского импрессиониста, любителя приключений Поля Гогена.  В 1891 году он покинул Арль, прервав своё обеспеченное лучезарное европейское существование и уехал на далёкий тихоокеанский остров Таити, открытый в 1767 году. Его любимый ученик и друг Эмиль Бернар так описывал жизнь на Таити: «В Океании не знают, что такое тяжёлый труд. Леса производят всё нужное, чтобы прокормить эти беспечные племена… годы проходят для таитян в полной праздности и нескончаемых грёзах…  Всюду вас ожидает горячее и  безвозмездное гостеприимство»[1].  Гоген в своих письмах  часто противопоставляет прогнившей цивилизации  Запада  счастливое первобытное состояние человеческого рода. Там среди туземцев П. Гоген смог почерпнуть свежую энергию, прикоснувшись к первозданному Востоку. Там он окончил свои дни, оставив своеобразное  живописное духовное завещание (1897): «Откуда мы? Кто мы?  Куда мы идём?».  
Разумеется, главным действующим лицом в опере была великолепная музыка знаменитого французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875), понятная без слов. Он учился в Парижской консерватории, приобрёл всемирную известность  оперой «Кармен». Его менее известные симфонические пьесы отличаются тонкой и колоритной  инструментовкой. Наряду с крупными произведениями Бизе оставил потомкам ещё романсы, сочинённые для фортепиано. Опера «Искатели жемчуга» была  написана  Бизе в очень молодом возрасте, ему было всего лишь 24 года, в  рекордные сроки – почти за 4 месяца. В этой опере композитор так же, как многие его соотечественники в конце XIX  века, когда Франция захватила в Юго-Восточной Азии новую колонию – Индокитай, обращается в творчестве к теме Востока, краю китайской и индийской культуры, где французские войска обнаружили в джунглях развалины многочисленных храмов, живописно представленных в декорациях новой постановки.
         У этой оперы очень интересная история: она была окутана роковыми событиями. Любимец мадридской публики тенор Гайярре, спев главную партию Надира в «Искателях жемчуга», выйдя за кулисы,  скоропостижно скончался по неизвестной причине. После этого трагического случая на протяжении 18 лет ни один певец не рисковал исполнять эту партию. Великий русский тенор Л. Собинов первым нарушил завет молчания. На этом спектакле, по словам Л.Собинова, он пережил, может быть, лучшие в жизни минуты творчества.
Сюжет оперы «Искатели жемчуга» следует традициям «гран опера»: в произведении фигурирует любовный треугольник, помещенный в экзотические места — на острове Цейлон. Интересно, что оба либреттиста Мишеля Карре и Эжена Кормони позже выражали сожаление, что в тот момент, когда создавали текст, не имели представления о таланте композитора, а то бы постарались предоставить ему гораздо лучший текст. Действительно, музыка Бизе поднимается над трафаретной экзотикой мелодраматического либретто, в котором, в конце концов, побеждает Любовь. В ней есть задушевность, лиризм, патетика. Будущий автор «Кармен» сумел даже на основе бытовых ситуаций создать яркие сильные характеры.
Особенно в спектакле ярок образ Зурги, наиболее драматической фигуры в опере, в полной силе раскрывающийся в третьем действии, когда он борется с самим собой: какое ослепление заставило его желать смерти двух самых дорогих ему людей – Надира-друга и его возлюбленной Лейлы? Мастерски написаны и исполнены арии и ансамбли (дуэт Надира и Зурги, дуэт Надира и Лейлы, ария Зурги, романс Надира и др.). В спектакле были  задействованы лучшие силы театра: Народный артист Узбекистана Аваз Раджабов (Зурга), Заслуженный артист Узбекистана Нормумин Султанов (Надир), Джабраил Идрисов (Нурабад). Лейлу выразительно исполняла Анжелла Мухамедзянова (второй состав). В первом  составе играет Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова. В спектакле также приняли участие артисты хора, миманса, балета и Академическая оперно-балетная детская студия театра.
Опера «Искатели жемчуга»  была  хорошо принята многонациональной публикой.  Криками «Браво!» долго не отпускали с театральных подмостков исполнителей главных героев и молодого дирижёра оркестра Ф. Якубжанова. Зрители были убеждены, что  спектакль продержится ещё не один театральный сезон и надолго украсит, согласно своему названию, найденной  драгоценной жемчужиной  репертуар  ГАБТ имени А. Навои в Ташкенте.

Гуарик Багдасарова






[1] Бенгт Даниельсон. Гоген в Полинезии. – Москва: Искусство, 1973. С. 21

Комментариев нет:

Отправить комментарий