Этого
роскошного пира красок, образов, музыки
весенней палитры любители изобразительного искусства ждали целый год. В
этом году традиционный праздник - фестиваль изобразительного и
декоративно-прикладного искусства (18-22 апреля) проходил в Центральном
выставочном зале АХ Узбекистана и на всем пространстве вокруг него, а так же в
других выставочных залах Академии художеств и в Государственном музее искусств
Узбекистана, Ташкентском доме фотографии, Международном караван-сарае, парке-музее
им. К. Бехзода, а также во всех регионах Узбекистана и Республики
Каракалпакстан.
В
течение пяти дней Фестиваль ИЗО охватил всю страну, все области Узбекистана,
где прошли аналогичные выставки и мастер-классы. Главная цель этого проекта, по
мнению председателя АХ Уз Акмаля
Нуритдинова, была достигнута:
- Фестиваль дал
возможность донести до зрителей идею высокого потенциала творчества художников
разных поколений, любовь к родному краю, умение видеть и ценить Прекрасное.
Фестиваль ИЗО и прикладного искусства показал высокий художественный и
интеллектуальный уровень педагогов, обучающих молодое поколение в 12
школах-интернатах – в Самарканде, Хорезме, Шахрисабзе и других городах Ташкентской
области. Вместе с тем, фестиваль выявил те неизбежные художественные проблемы,
над которыми нам надо вместе работать. Главное, - подчеркнул
А. Нуритдинов, - очень важно нам и впредь расширять этот круг участников мероприятий на
международном уровне, ведь искусство и его методы не стоят на месте и нуждаются
в культурном обмене и развитии.
Об
этом много говорилось 21 апреля 2016
года в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии
Художеств Узбекистана (АХУз) на церемонии открытия выставок известных мастеров
- членов секций живописи, графики, миниатюры, скульптуры и фотографии
Творческого объединения художников Узбекистана (ТОХУз) при АХУз, а также лучших
работ студентов, которые в эти дни экспонировались в трёх выставочных залах.
Председатели секций живописи, графики, скульптуры, миниатюры, фотографии ТОХУз:
Александр Тюрин, Шафкат Музаффар, Туляган Таджиходжаев, Баходыр
Хожиметов, Рустам Шарипов (заочно) - благодарили организаторов мероприятий фестиваля - Академию художеств Узбекистана при
поддержке Министерства по делам культуры и спорта и других учреждений за редкую возможность
участвовать именитым и юным начинающим художникам в вернисажах и
мастер-классах, охвативших культуру и искусство Узбекистана, ближнего и дальнего
зарубежья.
В течение пяти дней шёл непрерывный обмен информацией художников из Словакии, КНР, Индии, Индонезии, Вьетнама, Ирана, Азербайджана, Италии, Бангладеш, Японии, которые представили около 200 произведений, знакомились с национальными традициями и искусством ношения национальной одежды.
В течение пяти дней шёл непрерывный обмен информацией художников из Словакии, КНР, Индии, Индонезии, Вьетнама, Ирана, Азербайджана, Италии, Бангладеш, Японии, которые представили около 200 произведений, знакомились с национальными традициями и искусством ношения национальной одежды.
На
вернисаже (21 04 16) в МКСК среди станковых живописцев особое зрительское внимание к себе привлекли М.
Рискиев («Поэт»). Вас. Луконин («Улыбка») верностью традициям национальной
живописи школы Чингиза Ахмарова. В них угадывалась чёткая геометрическая
построенность композиции, плавный ритмический рисунок, нежное сочетание
мажорных цветов, придающие эстетичность поэтическим образам юноши и девушки.
Ли-Сафи
Мария представила свежие фантастические
живописные композиции «Из сказки в
сказку», «Город птиц», в которых смелая неистощимая декоративность цветов
сочеталась с глубокой философичностью содержания, романтика с действительностью
и знанием бытовых реалий Востока.
Пейзажи
Галины Наумовой «Старые стены» и «Старые
сосны», натюрморты «Власть цветов» и другие цветочные композиции,
выполненные маслом, а также три пастели Роберта Матевосяна «Вечер на Чарваке», «Соседи в махалле», «Дом
рыбака» на текстурной бумаге, тонко передающие настроение художника и
состояние природы, высоко оценила их друг и коллега, известный художник детской книги
Галина Ли. Ольга Харитонова («Сирень»,
«Натюрморт с кошкой») и Диана Рахимова («Этюд») порадовали зрителей весенними букетами и умением живописно эстетизировать окружающее пространство.
Скульпторы
Шохрух Тураев («Мой друг»), Ориф Бобоев (Мой современник»), Акмал Ахмаджонов
(Захриддин Мухаммад Бобур), Аломат Фаниева («Ветер») сумели продемонстрировать в разных жанрах
пластического искусства чувство материала и знание отличительных выразительных
особенностей монументальной, камерной и
декоративной скульптуры, ведь именно этот вид изобразительного искусства стал
неотъемлемой частью нашей современной
урбанистической культуры. Памятники деятелям истории и культуры и
произведения декоративной пластики украшают площади, скверы и парки
наших городов.
Рукописная
книга – одно из великих достижений культуры мусульманского Востока. В своих
лучших образцах восточная книга являет
произведение искусства, созданное целой группой специалистов. Она начинается с
подбора бумаги – плотной, мягкого оттенка слоновой кости, изготовлением которой
особо славился Самарканд. Купцы доставляли
этот бесценный товар даже в страны Средиземноморья, где миниатюру высоко ценили
мастера Итальянского Возрождения. Одним из выдающихся мастеров этого искусства
стал Камаледдин Бехзад, прославленный художник-миниатюрист, работавший в Герате
с 1468 по 1506 годы и поныне признаваемый одним из крупнейших мастеров
гератской школы миниатюры и всего Востока. В честь увековечения его памяти в
Узбекистане названы Национальный институт художеств и дизайна и Мемориальный
парк-музей Академии Художеств Узбекистана.
Среди
известных миниатюристов Узбекистана: Уста Мумин, А. Сиддикий, Г. Никитин, Ч.
Ахмаров, Т. Мухамедов. После обретения независимости искусство миниатюрной живописи получило широкую поддержку и
дальнейшее развитие. Среди мастеров восточной миниатюры на вернисаже в
МКСК выделяются работы Баходира Хожиметова: «На караванной дороге»,
«Поединок наездников». Председатель секции миниатюристов Б. Хожиметов,
продолжая традиции миниатюрного искусства К. Бехзода и Ч. Ахмарова, смело
обогащает его новым содержанием и идеями.
Узбекистан
славится художниками, работающими в
технике графики: это Сурат Икрамов, В. Кайдалов, Л. Абдуллаев, Т. Мухамедов, Р.
Азиханов, Н. Свириденко и другие. Среди графических произведений на
вернисаже в МКСК особый интерес к себе
вызвали работы Шавката Музаффара «Любовь
Сахибкирина» и другие. В технике графики он традиционно использует не больше двух цветов:
чёрный и белый. Его главное выразительное средство – это чистая контурная
линия, контрастирующая с белой поверхностью бумаги. Экспозиция продемонстрировала
многогранный талант графиков, работающих в разных жанрах и видах искусства.
Выставку
украсили декоративные живописные полотна Василия Хапова (диптих «Восточный
натюрморт»), Наимы Шукурлаевой («Тюльпаны», «Сирень»), Камоллиддина Абдуллаева
(декоративное панно «Триптих») и серия музыкально-живописных образов Радика
Азизова.
Р.
Азизова, в основном, знают как талантливого графика и карикатуриста - его имя
занесено в "Большую энциклопедию карикатуры", и он по праву входит в
когорту "100 лучших карикатуристов мира". На выставке
в МКСК целая галерея
«музыкальных» живописных композиций Радика
Азизова («Варахшанский мотив», «Джаз». «Блюз», «Таликман» ) издавала
потрясающие зрение и слух художественные
импровизации, полные выразительной свежести и чистоты, приносящие людям радость.
На вернисаже были также представлены
лучшие работы фотохудожников. Члены секции фотохудожников ТОХУз проводят в Ташкентском доме фотографии
АХ Уз мастер-классы и семинары «Школы искусств». На вернисаже они признались,
что растут ежегодно вместе с фестивалем и повышенными требованиями к ним
современных фотолюбителей.
Во
время работы вернисажа во дворе МКСК
член АХ Уз Фания Мирсалиховна Гидинёва проводила мастер-класс по лепке с
посетителями выставки. Уроки мастерства у художника прикладного искусства,
талантливого керамиста, чьи работы – триптих с ляганами «Сотворение мира» –
экспонировались в это время в ТДФ,
брали зрелые живописцы, графики,
учащиеся художественных лицеев и маленькие дети дошкольного возраста. Среди новоявленных учеников мастер-класса были приезжие областные люди, в
частности, отец с сыном Хамидовы.
Директор МКСК Икуо Хираямы АХУз Фаррух Уматалиевич Усманов дал высокую оценку успешной реализации проекта фестиваля ИЗО и прикладного искусства и заверил, что он
далеко не последний в этом году:
-
С 18-20 июня мы планируем организовать выставку
и мастер-классы японского искусства. Очередное биеннале современного искусства будет
проводиться в октябре. Выставка детских работ намечена на декабрь. Можно с
уверенностью сказать, что этот год полностью посвящён искусству. Добро пожаловать на наши
мероприятия!
Подводя итоги прошедшего масштабного события в культуре
Узбекистана, можно добавить, что нынешний фестиваль ИЗО и прикладного искусства
в целом приоткрыл ренессансное понимание действительности художников эпохи
Независимости. Появление станковых картин и графических листов, смелых
пластических исканий и новых декоративно-прикладных форм, экспериментальных синтетических жанров без
идеологических шор как истинных произведений искусства характеризуют начало
третьего тысячелетия в искусстве
Узбекистана. Их авторы по-новому мыслят, завоёвывают пространство, воздух,
изучают самого человека и пытаются проникнуть в его внутренний мир. При этом,
по сути дела, реалистическая живопись, графика, скульптура, художественная
фотография и восточная миниатюра в наши дни базируется на открытиях старых
мастеров и лучших традиций прошлого в истории мировой культуры. Поэтому нам
близки музейные шедевры минувших эпох и
искусство молодых мастеров, обогащающие духовный мир современного человека.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий