пятница, 22 апреля 2016 г.

Весенняя палитра: Вернисаж живописи, графики, миниатюры, скульптуры и фотографии в МКСК


Этого роскошного пира красок, образов, музыки  весенней палитры любители изобразительного искусства ждали целый год. В этом году традиционный праздник  -  фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного искусства (18-22 апреля) проходил в Центральном выставочном зале АХ Узбекистана и на всем пространстве вокруг него, а так же в других выставочных залах Академии художеств и в Государственном музее искусств Узбекистана, Ташкентском доме фотографии, Международном караван-сарае, парке-музее им. К. Бехзода, а также во всех регионах Узбекистана и Республики Каракалпакстан.



В течение пяти дней Фестиваль ИЗО охватил всю страну, все области Узбекистана, где прошли аналогичные выставки и мастер-классы. Главная цель этого проекта, по мнению председателя АХ Уз Акмаля Нуритдинова,  была достигнута:
- Фестиваль дал возможность донести до зрителей идею высокого потенциала творчества художников разных поколений, любовь к родному краю, умение видеть и ценить Прекрасное. Фестиваль ИЗО и прикладного искусства  показал высокий художественный и интеллектуальный уровень педагогов, обучающих молодое поколение в 12 школах-интернатах – в Самарканде, Хорезме, Шахрисабзе и других городах Ташкентской области. Вместе с тем, фестиваль выявил те неизбежные художественные проблемы, над которыми нам надо вместе работать. Главное, - подчеркнул А. Нуритдинов, -  очень важно нам и впредь расширять этот круг участников мероприятий на международном уровне, ведь искусство и его методы не стоят на месте и нуждаются в культурном обмене и развитии.





Об этом много говорилось  21 апреля 2016 года в Международном караван-сарае культуры (МКСК) Икуо Хираямы Академии Художеств Узбекистана (АХУз) на церемонии открытия выставок известных мастеров - членов секций живописи, графики, миниатюры, скульптуры и фотографии Творческого объединения художников Узбекистана (ТОХУз) при АХУз, а также лучших работ студентов, которые  в эти дни  экспонировались в трёх выставочных залах. Председатели секций живописи, графики, скульптуры, миниатюры, фотографии  ТОХУз:  Александр Тюрин, Шафкат Музаффар, Туляган Таджиходжаев, Баходыр Хожиметов, Рустам Шарипов (заочно) - благодарили организаторов мероприятий фестиваля  - Академию художеств Узбекистана при поддержке Министерства по делам культуры и спорта и других учреждений за редкую возможность  участвовать именитым и  юным начинающим художникам в вернисажах и мастер-классах, охвативших культуру и искусство Узбекистана, ближнего и дальнего зарубежья.
В течение пяти дней шёл непрерывный обмен информацией  художников из Словакии, КНР, Индии, Индонезии, Вьетнама, Ирана, Азербайджана, Италии, Бангладеш, Японии, которые представили около 200 произведений, знакомились с национальными традициями и искусством ношения национальной одежды.



На вернисаже (21 04 16) в МКСК среди станковых живописцев особое  зрительское внимание к себе привлекли М. Рискиев («Поэт»). Вас. Луконин («Улыбка») верностью традициям национальной живописи школы Чингиза Ахмарова. В них угадывалась чёткая геометрическая построенность композиции, плавный ритмический рисунок, нежное сочетание мажорных цветов, придающие эстетичность поэтическим образам юноши и девушки.


Ли-Сафи Мария представила  свежие фантастические живописные  композиции «Из сказки в сказку», «Город птиц», в которых смелая неистощимая декоративность цветов сочеталась с глубокой философичностью содержания, романтика с действительностью и знанием бытовых реалий Востока.





Пейзажи Галины  Наумовой «Старые стены» и «Старые сосны», натюрморты «Власть цветов» и другие цветочные композиции, выполненные  маслом, а также  три пастели Роберта Матевосяна  «Вечер на Чарваке», «Соседи в махалле», «Дом рыбака» на текстурной бумаге, тонко передающие настроение художника и состояние  природы,  высоко оценила их друг и  коллега, известный художник  детской книги  Галина Ли. Ольга Харитонова  («Сирень»,  «Натюрморт с кошкой») и Диана Рахимова («Этюд») порадовали зрителей  весенними букетами и умением живописно  эстетизировать   окружающее пространство.
       Скульпторы Шохрух Тураев («Мой друг»), Ориф Бобоев (Мой современник»), Акмал Ахмаджонов (Захриддин Мухаммад Бобур), Аломат Фаниева («Ветер»)  сумели продемонстрировать в разных жанрах пластического искусства чувство материала и знание отличительных выразительных особенностей монументальной, камерной  и декоративной скульптуры, ведь именно этот вид изобразительного искусства стал неотъемлемой частью нашей современной  урбанистической культуры. Памятники деятелям истории и культуры  и  произведения декоративной пластики украшают площади, скверы и парки наших городов.



Рукописная книга – одно из великих достижений культуры мусульманского Востока. В своих лучших образцах  восточная книга являет произведение искусства, созданное целой группой специалистов. Она начинается с подбора бумаги – плотной, мягкого оттенка слоновой кости, изготовлением которой особо славился Самарканд. Купцы  доставляли этот бесценный товар даже в страны Средиземноморья, где миниатюру высоко ценили мастера Итальянского Возрождения. Одним из выдающихся мастеров этого искусства стал Камаледдин Бехзад, прославленный художник-миниатюрист, работавший в Герате с 1468 по 1506 годы и поныне признаваемый одним из крупнейших мастеров гератской школы миниатюры и всего Востока. В честь увековечения его памяти в Узбекистане названы Национальный институт художеств и дизайна и Мемориальный парк-музей Академии Художеств Узбекистана.
Среди известных миниатюристов Узбекистана: Уста Мумин, А. Сиддикий, Г. Никитин, Ч. Ахмаров, Т. Мухамедов. После обретения независимости искусство миниатюрной  живописи получило широкую поддержку и дальнейшее развитие. Среди мастеров восточной миниатюры на вернисаже в МКСК  выделяются работы  Баходира Хожиметова: «На караванной дороге», «Поединок наездников». Председатель секции миниатюристов Б. Хожиметов, продолжая традиции миниатюрного искусства К. Бехзода и Ч. Ахмарова, смело обогащает его новым содержанием и идеями.
Узбекистан славится  художниками, работающими в технике графики: это Сурат Икрамов, В. Кайдалов, Л. Абдуллаев, Т. Мухамедов, Р. Азиханов, Н. Свириденко и другие. Среди графических произведений на вернисаже  в МКСК особый интерес к себе вызвали  работы Шавката Музаффара «Любовь Сахибкирина» и другие. В технике графики он  традиционно использует не больше двух цветов: чёрный и белый. Его главное выразительное средство – это чистая контурная линия, контрастирующая с белой поверхностью бумаги. Экспозиция продемонстрировала многогранный талант графиков, работающих в разных жанрах и видах искусства.

Выставку украсили декоративные живописные полотна Василия Хапова (диптих «Восточный натюрморт»), Наимы Шукурлаевой («Тюльпаны», «Сирень»), Камоллиддина Абдуллаева (декоративное панно «Триптих») и серия музыкально-живописных образов Радика Азизова.




Р. Азизова, в основном, знают как талантливого графика и карикатуриста - его имя занесено в "Большую энциклопедию карикатуры", и он по праву входит в когорту "100 лучших карикатуристов мира".  На выставке  в  МКСК целая галерея «музыкальных»   живописных композиций Радика Азизова («Варахшанский мотив», «Джаз». «Блюз», «Таликман» ) издавала потрясающие  зрение и слух художественные импровизации, полные выразительной свежести и чистоты, приносящие людям радость.
         На вернисаже были также представлены лучшие работы фотохудожников. Члены секции фотохудожников  ТОХУз проводят в Ташкентском доме фотографии АХ Уз мастер-классы и семинары «Школы искусств». На вернисаже они признались, что растут ежегодно вместе с фестивалем и повышенными требованиями к ним современных фотолюбителей.



Во время работы вернисажа во дворе МКСК  член АХ Уз Фания Мирсалиховна Гидинёва проводила мастер-класс по лепке с посетителями выставки. Уроки мастерства у художника прикладного искусства, талантливого керамиста, чьи работы – триптих с ляганами «Сотворение мира» – экспонировались в это время в ТДФ,   брали   зрелые живописцы, графики, учащиеся художественных лицеев и маленькие дети дошкольного возраста. Среди  новоявленных учеников  мастер-класса были приезжие областные люди, в частности, отец с сыном Хамидовы.



         Директор МКСК Икуо Хираямы  АХУз  Фаррух Уматалиевич Усманов дал высокую оценку  успешной реализации проекта фестиваля  ИЗО и прикладного искусства и заверил, что он далеко не последний в этом году:
-  С  18-20 июня мы планируем организовать выставку и мастер-классы японского искусства. Очередное биеннале современного искусства будет проводиться в октябре. Выставка детских работ намечена на декабрь. Можно с уверенностью сказать, что этот год полностью посвящён  искусству. Добро пожаловать на наши мероприятия!
Подводя итоги  прошедшего масштабного события в культуре Узбекистана, можно добавить, что нынешний фестиваль ИЗО и прикладного искусства в целом приоткрыл ренессансное понимание действительности художников эпохи Независимости. Появление станковых картин и графических листов, смелых пластических исканий и новых декоративно-прикладных форм,  экспериментальных синтетических жанров без идеологических шор как истинных произведений искусства характеризуют начало третьего тысячелетия в  искусстве Узбекистана. Их авторы по-новому мыслят, завоёвывают пространство, воздух, изучают самого человека и пытаются проникнуть в его внутренний мир. При этом, по сути дела, реалистическая живопись, графика, скульптура, художественная фотография и восточная миниатюра в наши дни базируется на открытиях старых мастеров и лучших традиций прошлого в истории мировой культуры. Поэтому нам близки музейные шедевры минувших  эпох и искусство молодых мастеров, обогащающие духовный мир современного человека.

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет:

Отправить комментарий