пятница, 29 апреля 2016 г.

Сольный концерт швейцарского джаз-трио «Нойзи Майнорити»


Большой зал Государственной консерватории Узбекистана был полон молодёжи и седовласых моложавых  преданных любителей джаза, помнящих первый международный  фестиваль джаза в Ташкенте в 1968 году. Нет уже той страны, власти которой  яростно сопротивлялись пришествию джаза на узбекскую землю. В этом году Международный день джаза отмечает свою пятую годовщину, и главным городом по празднованию этого дня провозглашён Вашингтон – родина великого джазового пианиста Дюка Эллингтона. Этот город наслаждался бурными джазовыми представлениями всё прошлое столетие. К Вашингтону 30 апреля 2016 года присоединятся города и сёла из 190 стран на семи континентах, чтобы тысячами джазовых представлений и программ отметить Международный день джаза.


Узбекистан присоединился к международному сообществу, чтобы отметить День джаза, проводя очередной  Международный фестиваль джаза в Узбекистане в апреле 2016 года под эгидой Представительства ЮНЕСКО и Министерства культуры и спорта Республики Узбекистан. Организованный Государственной консерваторией Узбекистана, Государственным джазовым оркестром Узбекистана имени Б. Закирова, а также Джаз-клубом театра «Ильхом», фестиваль в этом году отмечен большим числом иностранных гостей, благодаря великодушной поддержке посольств Франции, Индонезии, Латвии, США, Турции, Чехии и Швейцарии в Республике Узбекистан.


Нетерпение  разновозрастной и многонациональной публики перед началом концерта нарастало с каждой минутой, ещё бы: в программе вечера – 28 04 16 –  было объявлено трио  Noisy Minority. Ансамбль  был  создан в 1995 году, а все композиции были написаны лидером группы Омри Цигеле. Репертуар трио основан на импровизации, уходящей корнями в традиции джаза. Выступления проходят на высоком эмоциональном подъёме и интенсивном взаимодействии артистов. Трио много участвует в европейских турах и фестивалях, а также сотрудничает с известными музыкантами, такими как американский тромбонист Рей Андерсон, швейцарский саксофонист Урс Леймгрубер и немецкий тромбонист Кристоф Тевес. Все три исполнителя работают на музыкальных площадках Швейцарии уже 35 лет и являются одними из самых значительных музыкантов старшего поколения. С 2012 года трио выступает с Реем Андерсоном, совместно с которым они недавно выпустили альбом.


Перед началом концерта на сцену вышел Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарской Конфедерации в Узбекистане Штефан Клёцли. Он обратился с приветственным словом к музыкальной общественности и словами благодарности к представительству ЮНЕСКО, руководству ГКУз., а также спонсорам за хорошую организацию Международного джазового фестиваля и оказанную честь швейцарским музыкантам выступать в узбекской столице с её давними джазовыми традициями:
Добрый вечер! Как поживаете? Я с трепетом и возбуждением предвкушаю разделить с вами этот вечер. Директор государственной консерватории господин Бахтиёр Ёкубов, Ваши превосходительства, коллеги, дорогие друзья джазовой музыки, дамы и господа!
Для меня - это особенное удовольствие присутствовать и быть сопричастным к данному мероприятию в государственной консерватории на вечере швейцарского джаза.
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить организаторов, и особенно руководство Государственной консерватории Узбекистана и представительство Юнеско в Ташкенте за удовольствие, доставленное подобным поистине чудесным фестивалем. Я также хочу выразить признательность спонсорам сегодняшнего концерта:  Фонду Якоба Ритера и гостинице Рэдиссон Ташкент за их щедрую помощь.
         Швейцария многие годы является джазовой нацией и фигурирует среди величайших мест проведения,  признанных на международном уровне фестивалей, таких как всемирно известный Фестиваль джаза в Монтрё, который в этом году отмечает свой 50- летний рубеж.
Моя страна является также и Родиной великих современных джазовых музыкантов, как те, которых вам предстоит услышать этим вечером. Омри Цигеле, которого я хорошо знаю, с моих прежних мест службы, не только прекрасный исполнитель джаза, но также и лучший Посол Швейцарского джаза которого я знаю. Он обладает способностью донести джазовую импровизацию до слуха и умов людей во всём мире. Он и его музыкальный коллектив отваживались на гастроли в страны, где джазовых музыкантов рассматривают не более чем как группу экзотических людей. Тем не менее, им удавалось покорить публику, комбинируя выдающиеся музыкальные навыки своим энтузиазмом и неотразимым выступлением на сцене.
         Без дальнейших церемоний я хочу уступить сцену Швейцарскому джазовому трио «Нойзи Майнорити» представленную музыкантами: Дитер Ульрих – ударные, Ян Шлегель – бас-гитара и Омри Цигеле со своим лучшим другом – альтовым саксофоном! Огромное спасибо за ваше внимание и желаю Вам насладиться вечером импровизационной музыки.


Трио Noisy Minority – лучшие послы швейцарского джаза. Они покорили своим искусством  многие народы из разных стран. Музыканты пять дней знакомились с Узбекистаном и его гостеприимными  жителями, слушали  традиционные национальные напевы и современный джаз и старались всё лучшее интерпретировать в своей музыке. Великолепное трио швейцарских музыкантов Noisy Minority” представило на суд взыскательной ташкентской публики   джазовую композицию, которую подготовили специально для фестиваля и сыграли впервые для  массовой аудитории. Она состоит из двух частей и посвящена памяти их ушедших друзей. Гости-виртуозы  продемонстрировали высочайшую технику игры на  своих инструментах: такое наши поклонники джаза ещё не слышали и не видели нигде.


Омри Цигеле (альтовый саксофон, вокал, руководитель, композитор)  родился в 1959 г. в Израиле. Он учился в Колледже музыки Беркли в Бостоне (США). Омри принимал участие в различных проектах и фестивалях в Швейцарии, Германии, Австрии, Голландии, Сербии, Болгарии и Румынии. Он является обладателем нескольких наград в области культуры в Швейцарии. Также он является лидером группы Billiger Bauer. Омри выступал вместе с такими музыкантами как Ирене Швейцер, Дэвид Либман, Рей Андерсон и Хан Беннинк. В настоящее время он преподаёт игру на саксофоне и импровизацию в экспериментальной лаборатории Werkstatt für Improvisierte Musik и Музыкальной академии в Цюрихе.


Ян Шлегель (бас-гитара) родился в 1964 году. Он учился в Джазовой академии в Люцерне и Нью-Йорке. Ян выступал с разными группами по всему миру. Он является одним из самых востребованных джазовых бас-гитаристов в Швейцарии и активно выступает вместе с такими группами как Objets Trouvés, Noisy Minority, Tresbass и Billiger Bauer. В настоящее время Ян Шлегель преподаёт в Музыкальной академии в Люцерне.


Дитер Ульрих (ударные, горн) родился в 1958 году в Цюрихе. Сначала он учился играть на фортепиано, затем перешёл на ударные инструменты. Он работал со многими группами, а также с такими музыкантами как Урс Блехлингер, Вернер Люди и Кристоф Галлио. С 2009 года он выступает с американским саксофонистом Оливером Лейкем, с контрабасистом Вильямом Паркером и пианистом Майклом Джефри Стивенсом. Начиная с 1976 года, Дитер выступает с Омри Цигеле. Вместе со швейцарским певцом Даниелем Мутоном он сочиняет и исполняет современные оперы. Дитер Ульрих также преподаёт в Музыкальной академии в Люцерне.
«Джаз должен быть живым», — заявил художественный директор нынешнего международного фестиваля Марис  Бриежкалнс. По его словам, публика — один из участников концерта, и между музыкантами и зрителями должна быть синергия. Скорее всего, в этот вечер, несмотря на высочайшие технические достижения швейцарских музыкантов и их  удивительную способность извлекать немыслимое море звуков из своих послушных инструментов, этого духовного взаимодействия со слушателями не произошло в достаточной степени. Полтора часа музыканты играли   сложную для восприятия  композицию в минорной тональности без традиционных  вступления, кульминационного момента и коды, характерных для классических произведений и  современных джазовых импровизаций. В музыке присутствовали отголоски свинга, би-бопа,  блюза, классического рока, африканского этноджаза, восточных мотивов, но она как бы рассыпалась на отдельные несвязные атомы, раздирающие душу и не дающие ей удовлетворения в необходимой гармонии созвучий.


После концерта любители джаза долго не расходились и обменивались своими впечатлениями. По личному ощущению, мне эта музыка напомнила строки из «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь дойдя до половины, /Я очутился в сумрачном лесу…» и далее музыкальное путешествие по девяти кругам ада. Олегу Бордовскому, закадычному  поклоннику джаза, вовсе показалось, что он попал в непроходимые джунгли: «Чем дальше в лес – тем больше … диких зверей с их устрашающим ором и оскалом зубов». 


Саксофонист Герат Исанбаев из легендарного джаз-ансамбля  «Братья Сафаровы и друзья»,  участников первого и лауреатов многих  последующих международных джаз-фестивалей,  более полувека активно популяризующих классический джаз  в Узбекистане, объяснил  разницу в восприятии особым менталитетом наших поклонников джаза, воспитанных на оптимистичной светлой музыке и универсальном  джазовом стиле в эстрадном искусстве нашей страны, нередко именовавшем себя «песенным джазом».



Народный артист Республики Узбекистан, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель Джаз-оркестра Узбекистана, певец и композитор Мансур Ташматов дал эксклюзивное интервью для сайта «Культура.Уз» о прошедшем концерте, который вызвал разные мнения ташкентских любителей джаза!
- «Быть великим — значит давать направление» (Ф. Ницше). Виртуозное трио из Швейцарии Noisy Minority - это замечательные музыканты, с которыми я лично знаком. Втроём они играют очень интересную авангардную музыку: это своего рода «импровизация в импровизации», потому что они играют без партитуры, предварительно обговорив в общих чертах основную идею композиции, краткого сценария: это  смесь всего того лучшего, что звучало в джазе за последних 50 лет. Это и есть «свободный джаз».
- Какое значение имеет нынешний  Международный фестиваль джаза  в Ташкенте  в целом для развития музыкальной культуры Узбекистана?
- В двух словах это выразить невозможно. Такое впечатление, что полмира побывало у нас на фестивале на большой сцене Государственной консерватории Узбекистана. Встречи с джазовыми музыкантами мирового значения со всех концов планеты имеют огромное значение не только для профессионалов высокого класса, но и молодых музыкантов – студентов Государственной консерватории Узбекистана. Зарубежные джазмены из Франции, Турции, Индонезии, Латвии, США, Чехии и Швейцарии – каждый по-своему оригинален и неповторим - они побуждают нас на создание новых произведений, концертных программ, джазовых интерпретаций и поисков нового языка для самовыражения. Это мы видим по новому репертуару Биг-бэнда имени Батыра Закирова, которым я руковожу. Каждый наш концерт проходит как праздник и выявляет новые музыкально-вокальные таланты.
В 1996 году постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О развитии эстрадного искусства в Узбекистане» в стенах Ташкентской государственной консерватории была образована кафедра «Эстрадное исполнительство». С марта 2002 года в новом здании Государственной консерватории Узбекистана был образован факультет «Эстрадное искусство». Уже в 1996 году был создан джазовый оркестр Биг-бэнд. Первым руководителем Биг-бэнда был профессор Боходыр Мухтарович Муртазаев. Концерты Биг-бэнда проходят в Узбекистане и за рубежом. В 1996 году Биг- бэнд выезжал с гастролями во Францию, где участвовал на фестивале в городе Монгиён и нескольких других городах Франции. В последнее время Биг-бэнд принимает активное участие в музыкальной жизни Консерватории и города.
В репертуаре Биг-бэнда,  наряду с популярными композициями западноевропейских композиторов и музыкантов, также нашли своё место и композиции композиторов Узбекистана. Состав Биг-бэнда регулярно обновляется, так как одни студенты, оканчивая консерваторию, передают эстафету вновь поступившим в неё. Студенты и магистры, обучающиеся по образовательному направлению «Эстрадные инструменты», играя в Биг- бэнде, получают высокий исполнительский уровень, что позволяет им после окончания консерватории работать в профессиональных оркестрах. Дирижёр Биг-Бэнда старший преподаватель ГКУз Арсен Назарьян. На кафедре также существует джаз-квартет саксофонистов «Пантера», а также состав «Комбо». В программу концерта Биг-бэнда в рамках Международного фестиваля джаза в Узбекистане 30 04 16 прозвучат композиции М. Миллера, Д. Векла, Д. Брубека, Х. Хенкока и др.
На  заключительном вечере  Международного джазового  фестиваля в Ташкенте поклонники импровизационного искусства смогут  услышать разные направления джазовой  музыки и иметь возможность сравнить различные  стилевые особенности биг-бэндов в грандиозном совместном концерте джазовых исполнителей Франции, Швейцарии и Узбекистана, посвященном Международному дню джаза. Этот гала-концерт должен быть показательным. В нём примут участие студенты Государственной консерватории Узбекистана:  Биг-Бэнд под руководством  Арсена Назарьяна и  вокалисты класса профессора Дилёры Манулаевой .
Мы серьёзно готовимся к гала-концерту. Сейчас идут репетиции наших музыкантов с выдающимся французским пианистом Эрве Селланом.
Я уверен, что джазовый Ташкент вновь порадует всех меломанов, независимо от их жанровых пристрастий. Музыка находит путь к любому сердцу, стремящемуся познать её волшебство и силу.



Гуарик Багдасарова



Комментариев нет:

Отправить комментарий