воскресенье, 3 июля 2016 г.

«Наше наследие»: персональная выставка живописи Александра Перова


         Каждая персональная выставка творчества узбекистанского художника заново открывает для зрителей нашу страну,  историю народа и заставляет по-новому осмыслить нашу современность. Первого июля в ЦВЗ АХУз открылась персональная выставка живописи Народного художника Узбекистана Александра Петровича Перова (1936-2008), приуроченная к его 80-летнему юбилею.
         Выступившие на открытии председатель АХ Уз, Народный художник Узбекистана, академик Акмаль Нуритдинов, председатель секции живописи творческого объединения художников АХУз Александр Тюрин,  заместитель директора Дирекции художественных выставок, Заслуженный работник культуры Узбекистана,  искусствовед Людмила Кодзаева, двоюродный брат художника Юрий Мухин, а также в ходе вернисажа - начальник Управления  информатики и маркетинга АХУз  Гайрат Шукуров, художники-коллеги  и ученики А. Перова - Эртибай Машарипов, Радик Азизов, Галина Ли -  единодушно отметили важность этого события в культурной жизни узбекской столицы.

Акмаль  Вахобджанович Нуритдинов (Нур) назвал Александра Перова, русского по национальности,  узбекским художником, так как он всю свою сознательную жизнь посвятил себя прославлению узбекской земли и простого узбекского труженика в своих многожанровых работах. Акмаль  Нур отметил высокий художественный уровень мастерства живописных работ А. Перова, редко встречающийся сегодня.



Его герои – труженики колхозных полей и ферм, рабочие, механизаторы, рядовые солдаты, вдали от дома защищавшие Родину, - написаны с искренней любовью, без ложной патетики, поэтому они волнуют нас сегодня как очевидные свидетели ушедшей исторической эпохи.
Дитя довоенного времени, чьё детство, прошедшее в Чимкенте,  совпало с лишениями Второй мировой войны, когда не хватало хлеба и не было обуви,  в семье, где мать, проводив мужа на фронт,  одна растила двоих малолетних сыновей, - талантливый кружковец ИЗО городского Дома пионеров навсегда познал цену войне и мирной жизни и мечтал поступить в Республиканское художественное училище имени П. Бенькова.
Его дипломная работа «Верещагин в Самарканде» в РХУ  им. П. Бенькова была оценена на отлично. После демобилизации в 1959 г. он преподаёт  в родном училище и параллельно учится в ТГТХИ им. Островского  у Р. Ахмедова, П. Кривоноса, В. Ковинина. По окончании института в течение пяти лет он здесь преподавал,  а  с 1974 года воспитывает юных художников в Республиканской школе-интернате. За картины «Двадцатые годы» и «Пойдёт вода» в 1970 г. был удостоен Республиканской премии Совета министров Узбекистана. Его любили коллеги и его ученики за скромность, отзывчивость,  принципиальность, светлую улыбку и  умение радоваться жизни.



         Людмила Кодзаева  близко познакомилась  с семьёй художника и преподавателя  ТГТХИ  им. А.Н. Островского в годы своего обучения на искусствоведческом факультете института вместе с Фаиной Михайловной, супругой  А. Перова. В своём выступлении, по сути, лирическом отступлении, она призналась, что Саша для художественного сообщества Ташкента всегда останется молодым человеком, жившем в скромной хибаре, но всегда окружённом своими друзьями и учениками. Там у него собиралась вся художественная молодёжь, поколение «шестидесятников». Александр Петрович переживал за весь курс. Он приходил на защиту каждого студента, давал ценные советы. Это люди особой породы, - заключила Л. Кодзаева, которые добивались  народного признания  исключительно своим самоотверженным трудом
Э. Машарипов, преподаватель Национального института художеств и дизайна имени К. Бехзада (МРДИ-узб.), хорошо знавший А. Перова как живописца и товарища, отметил «особый почерк, собственное письмо и  неповторимый взгляд художника на  окружающую жизнь». А. Перов любил путешествовать по родному краю – Самарканду, Бухаре, Хиве и самым отдалённым районам региона. Из каждой поездки привозил новые работы, которые выставлял на очередных художественных выставках, удивляя друзей своей неутомимой работоспособностью, любовью к природе и людям – для него было счастьем писать на пленэре натуру. «Он был больщим Мастером – мы всегда восхищались им», - заверил Э. Машарипов в своём интервью. 


Александр Тюрин отметил, что Александр Перов уверенно вошёл в историю изобразительного искусства Узбекистана. Нет, пожалуй, ни одного фундаментального издания по изобразительному искусству Узбекистана второй половины ХХ в.,  где не упоминалось бы имя этого большого мастера, заслуженно получившего звание Народного художника Узбекистана. Формат его искусства очень велик: он не ограничивает себя камерными сюжетами или каким-то отдельным жанром. Он успешно работает абсолютно во всех жанрах. Он смог определить  своё лицо в искусстве – это самое главное для художника: его почерк можно узнать без подписи к картине.



Юрий Михайлович Мухин сердечно поблагодарил организаторов выставки – Академию художеств Узбекистана и Дирекцию художественных выставок - за память о его талантливом двоюродном брате. Он показал старые чёрно-белые фотографии той далёкой  судьбоносной поры, когда А. Перов приехал из Чимкента в Ташкент, чтобы  серьёзно заняться живописью – делом его жизни.




Нынешняя (вторая) персональная ретроспективная выставка работ А. Перова  из фондов художественных музеев РУ, Министерства по делам культуры и спорта, Дирекции художественных выставок и семейного архива охватывает всё многогранное творчество художника, включая картины и множество этюдов к ним, приоткрывающих лабораторию художника,  - творческий процесс – от  этюда к законченному произведению. Именно так мы воспринимаем триптих  «Посылка из дома», где на  центральном полотне солдат в окопе держит в руках спелый плод граната. В этом удачно найденном сюжете  сконцентрированы память о мирном доме и надежда на ближайшую победу – то, ради чего сражались наши отцы и деды.





         А. Перов – мастер натюрморта и  жанровой композиции, изысканный пейзажист, прекрасно чувствующий в природе убеждающую силу конкретной детали, умеющий воспроизвести её во всём своеобразии. Внимание зрителей привлекла жанровая картина, на которой дети играют в хоккей. Художнику удалось сверху взглянуть на происходящее действие и передать в динамике  быстро  скользящих по ледовому катку детей, скрежет коньков по тонкому льду, свист ветра в ушах, свежий запах морозного дня и  общую радость счастливого детства.


         На «Автопортрете» А. Перова в центре экспозиции предстаёт перед нами внешне неприметный и скромный, но с глубоким проницательным взглядом истинный художник. Этот  образ соответствует  словесному портрету, который нам оставил  о своём друге искусствовед Р.Х. Такташ, писавший о нём: «…больше наблюдающий, чем говорящий сам, таящий в себе искру юмора,  А. Перов весь в делах и заботах об осуществлении своих творческих замыслов, которые питает жизнь и земля Узбекистана – края, ставшего для него близким и понятным».
       Таким запомнят А.П. Перова  благодарные посетители  персональной выставки его живописи в Выставочном зале  Академии художеств Узбекистана,  которая продлится до 24 июля текущего года, и таким он останется с нами жить в своих бессмертных творениях.

Гуарик Багдасарова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий