понедельник, 28 ноября 2016 г.

100-летие со дня рождения Сулеймана Юдакова отметили в филиале "Джоинт" В РУз



Нынешний год в музыкальном мире проходит под знаком столетнего юбилея классика узбекской музыки – Сулеймана Юдакова (1916-1990). Творческое  наследие выдающегося  композитора,  Народного артиста Узбекистана, создателя первой национальной комической оперы «Проделки  Майсары»,  первого национального комического балета «Юность Насреддина»,  гимна Таджикистану,  песен: «Родной Узбекистан» (на слова Аскада Мухтара), «Карнавальный вальс» (на слова Тураба Тулы), «Застольная» (на слова Гафура Гуляма), вокально-симфонической сюиты «Мирзачуль» (на стихи Х. Гуляма),  цикла романсов: «Не пой, красавица, при мне…», «Соловей» (на стихи А. Пушкина) и  других  известных произведений С.А. Юдакова не только у нас, но в ближнем и дальнем зарубежье,  - одна из самых ярких страниц узбекской национальной музыкальной культуры ХХ века.
Главная заслуга организатора музыкально-поэтического вечера и ведущей  - Ирины Парамоновой -  знакомство публики с жизнью и творчеством выдающегося композитора прошлого века по воспоминаниям современников, собранных в книгах: «Сулейман Юдаков. Штрихи творческой биографии»; «Сулейман Юдаков. Музыка на все времена».
Ирина Парамонова поделилась с  любителями классической музыки  воспоминаниями знаменитой певицы, Народной артистки Узбекистана  Халилы Насыровой и историка музыки Виктории Плунгян, а также рассказала о многолетней дружбе Сулеймана Юдакова с основоположником профессиональной  музыки в Узбекистане Мухтаром Ашрафи. Галина Лизунова процитировала  воспоминания  народной артистки Узбекистана Галии Измайловой о премьерном спектакле «Фигли Майсары» в Лодзинском музыкальном театре в 1975 году.

Профессор ГКУз Ирина Галущенко рассказала о своих встречах с С.А.  Юдаковым, когда она  ещё была студенткой историко-теоретического факультета Ташкентской консерватории. Соломон Александрович, по её словам,  имел весёлый характер. Это ему не мешало быть сосредоточенным на творчестве и бескорыстно служить музыке. Его искромётные поливосточные многожанровые сочинения профессорско-преподавательский состав и студенты консерватории  прозвали «Пиром узбекской музыки». И. Г. Галущенко подчеркнула, что у  композитора не было непосредственных учеников, но все студенты стремились попасть на его концерты, услышать  его лаконичные оценки новых произведений. Для неё он всегда ассоциируется с бурным весенним цветением и чудесным расцветом музыкальной культуры  Узбекистана.
Ирина Галущенко подробно остановилась на презентации книги-фотоальбома «Сулейман Юдаков. Музыка на все времена». Её  авторы  рассказали, что  творчество  Сулеймана Юдакова продолжает жить в благодарной памяти народа, увековечившего его в бронзовом памятнике скульптора  Шапиро; мемориальном музее-квартире композитора в центре Ташкента, открытого в 2008 году по инициативе Союза композиторов Узбекистана. Здесь сейчас проходят интересные встречи двух  литературно-творческих объединений  – «Майсара» и «Данко», а также  работает семинар молодых писателей.
 Книга-альбом вызвала большой интерес у поклонников классической  узбекской музыки. Она рассказывает не только о постановках  оперы «Проделки Майсары»  и балета «Юность Насреддина».  В 2014году на сцене Театра музыкальной комедии (оперетты) Уз состоялась долгожданная премьера музыкальной комедии   «Наша Майсара». Она создана  А. Васильевой (автор либретто) и композитором  Анваром Эргашевым  по мотивам (от этого никуда не деться!) первой узбекской национальной комической оперы  Сулеймана Юдакова «Проделки Майсары». В спектакле звучит увертюра Сулеймана Юдакова к опере и оригинальная музыка Анвара Эргашева.
Зрители  посмотрели документальный фильм  «Сулейман Юдаков. Избранник музыки созвездий» по сценарию Б. Бабаева режиссёра Сардора Исхакова. В нём  прозвучали рубаи народного поэта Узбекистана А. Файнберга, выражавшие в слове лирико-философские идеи  восточной музыки, в которой дивно сочетались  живительный источник узбекского национального фольклора и отголоски  европейской, иранской, таджикской, азербайджанской и других музыкальных культур.

 В программе приняли участие артисты Государственного академического Большого театра им. А. Навои и Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)Узбекистана, а также студенты Государственной  консерватории Узбекистана.
Солистка ГАБТ им. А. Навои Дильбар Салихджанова исполнила две арии  Ойхон из оперы  « Проделки Майсары»,  раздвинув представление о разнообразной музыкальной палитре комической оперы. Монолог  вдовы был исполнен лирической грусти и задушевности матери, думающей о нелёгком  будущем  своей осиротевшей дочери.


Студент консерватории и солист Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)Узбекистана Валерий Климов блистательно исполнил арию Ходжи Дарга  из оперы «Проделки Майсары», вызвав  горячие аплодисменты в зале. Публика тепло встретила  студента ГКУз  Наврузбека Мухаммадиярова, артистично  передавшего в арии Мулладоста смешное положение, в котором оказался его амбициозный герой. Елена Шавердова, ведущая солистка ГАБТ им.А. Навои и Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)Узбекистана, исполнила  арию Майсары из новой оперетты «Наша Майсара».


Полюбившаяся  поклонникам Терпсихоры талантливая танцевальная пара    - Галина Лизунова и Мирзо Садыков украсили программу зажигательным хорезмским танцем.

Поэты ЛТО «Данко» - Армануш Маркарян и автор этих строк  прочитали свои  стихотворные посвящения столетнему юбиляру Сулейману  Юдакову. Весь вечер аккомпанировали  за роялем профессор ГКУз Ирина Галущенко и  концертмейстер Ольга Ернилова. 
В заключение концерта его ведущая Ирина Парамонова заверила  публику, что музыка Сулеймана Юдакова, перешагнув через столетний юбилей композитора,  будет звучать и радовать наших потомков века.


Гуарик Багдасарова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий