четверг, 24 января 2019 г.

Служитель Мельпомены К 70-летию Андрея Евсеевича Слонима


В Ташкенте Андрея Евсеевича Слонима знают все любители
классического оперного искусства, жрецы Мельпомены и поклонники
поэтических муз — Эрато и Эвтерпы. Редкий концерт в узбекской столице
любого масштаба обходится без его руководства или профессионального
совета. В августе 2016 года Указом Президента РУ к 25-летию независимости нашей страны Андрей Евсеевич Слоним за большой вклад в театральное искусство Узбекистана, значительные творческие заслуги и плодотворную общественную деятельность удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан».
Нет ничего более ценного в мире, чем сам  человек. В современном нестабильном обществе всё чаще  мы задаём себе вопрос: «В чём заключается  сегодня характер универсальной личности?». На этот вопрос Андрей Слоним отвечает однозначно: «В стремлении к творчеству». Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, магистр,
заслуженный художник и кавалер ордена международной ассоциации
«Искусство народов мира», А.Е. Слоним совмещает несколько профессий — режиссёра-постановщика, театрального сценографа, поэта, публициста. А.Е. Слонима очень хорошо знают в лицо в Узбекистане и за его пределами по его концертам, спектаклям, выступлениям на различных сценических
площадках, но мало кто хорошо знаком с его эволюционным жизненным и
творческим путём, а это всегда по-человечески интересно. Андрей Евсеевич любезно поделился со мной яркими этапами своего преданного служения духовным идеалам, взращённым в его далёком детстве и отрочестве.
Андрей Евсеевич является представителем одной из видных коренных ташкентских семей. Его прадедушка и прабабушка прибыли в Ташкент в конце XIX века из Оренбурга на верблюдах,  так как железная  дорога тогда ещё не была построена. Его дед, выдающийся медик, профессор Моисей Ильич Слоним был одним из выдающихся врачей края, основателем ТашМИ, первым директором Института усовершенствования врачей. Его отец – Евсей Моисеевич остался в светлой памяти наших земляков как талантливый архитектор-педагог и искусствовед, на лекциях и практических занятиях которого воспитывались многие поколения ташкентских архитекторов.
Сестра отца – Юдифь Моисеевна – доктор физико-математических наук
стала учёным-астрономом международного масштаба. Более 60 лет она
возглавляла отдел Физики солнца Ташкентского астрономического
института и создала свою школу и систему изучения и прогноза
солнечных вспышек.
Примечательно и материнское «крыло» Андрея Евсеевича: его бабушка со стороны матери, Евгения Валериановна Рачинская, была известным работником просвещения Узбекистана, заместителем наркома. Она внесла  весомый вклад в дело расселения по узбекистанским семьям и детским домам тысяч детей-сирот, эвакуированных в годы войны. По проектам мамы А.Е. Слонима, архитектора Ирины Александровны Рачинской,  были построены десятки школьных и жилых зданий в Узбекистане с конца сороковых до середины шестидесятых годов прошлого века.
Такие корни генетически дали особый росток в лице Андрея Слонима. Возможно, он  родился «рыцарем» с врождённым талантом  самоотдачи. Но не всегда  такой талант находит пути и способы самовыражения. В этом  отношении, Андрею Евсеевичу с лихвой хватило испытаний на его природную способность рисковать и при этом не терять зрелости ума.  Юность Андрея Евсеевича оказалась весьма богатой на эксперименты с выбором профессии.
Окончив в 1966  году, памятном  разрушительным землетрясением, знаменитую ташкентскую 110-ю школу с золотой медалью, он готовил себя к профессии физика и поступил на физфак ТашГУ. Но устремлённость к любимому с детства оперному жанру взяла верх. Андрей Слоним, в конце концов, окончил Ташкентский государственный театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, педагогический уровень которого в те годы был сопоставим с лучшими творческими ВУЗами Москвы, и прочно вошёл в непростую и редкую профессию оперного режиссёра. 
Ещё будучи студентом, он был приглашён тогдашним директором
Самаркандского театра оперы и балета А.Х. Саидовым на постановку в
качестве режиссёра и художника оперы Дж. Верди «Риголетто». Именно этот успешный спектакль, многие годы живший в репертуаре Самаркандской оперы, положил начало его «послужному списку». За  45 лет  разнообразной и плодотворной деятельности Андрей Евсеевич
осуществил на разных сценах постановки более 65-и спектаклей (опера,
драма, сценография балета), большинство которых поставлено им в
качестве режиссёра или художника-сценографа. С 1990 года — он
ведущий режиссёр-постановщик и сценограф Государственного
академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.


         Его постановки в разные годы отличает универсализм режиссёра-постановщика — универсальность  цельной и единой культуры. Во все времена  талантливые люди имели  особое отношение к искусству, не только как к любимому делу, но и как особому стилю мировосприятия.  Андрей Евсеевич, рассказывая о себе, подчёркивает, что на  формирование его творческой личности оказали огромное влияние многие выдающиеся деятели искусства, с которыми по жизни и творчеству Андрею Евсеевичу довелось  дружить и близко общаться. Тёплые отношения его связывали с великим певцом Иваном Семёновичем Козловским в течение последних 15-и лет жизни певца. Сейчас эта дружба вершится уже в поколении семьи внучки великого тенора Анны Юрьевны, с которой его отношения неизменно теплы и плодотворны и породили осуществление интереснейших проектов.
Тип универсализма формируется духом времени и питается искусством: искусство познаёт, угадывает, исцеляет. На помощь человеку в его самопознании всегда приходят преданные служители искусства, открывающие  глубокую человечную связь между искусством и повседневностью. И, конечно же – выдающиеся и светлые личности, оставившие блестящий след в истории оперного искусства. А.Е. Слоним глубоко чтит и тепло вспоминает свои дружеские творческие контакты с выдающимся басом Марком Осиповичем Рейзеном и с замечательной певицей-мастером из Новосибирска – народной артисткой СССР Лидией Владимировной Мясниковой. Судьба подарила ему более чем
тридцатипятилетнюю дружбу с выдающейся певицей и педагогом
Галиной Алексеевной Писаренко, со всей полнотой и теплотой
продолжающуюся поныне.
Андрей Евсеевич издавна плодотворно сотрудничает практически со всеми дирижёрами Узбекистана. Тесная творческая и человеческая дружба в течение многих лет связывала его с народным артистом Узбекистана, профессором Абдугани Абдукаюмовым, в тандеме с которым они поставили десятки спектаклей. Плодотворными были его связи и с заслуженным деятелем искусств, профессором Гани Тулягановым, и с заслуженным артистом, профессором Куванчем Усмановым. С большой теплотой Андрей Евсеевич оценивает тесные давние творческие контакты, многие интересные совместные проекты со здравствующими ныне профессором Владимиром Неймером и с профессором Захидом Хакназаровым. Крепки его контакты и творческое взаимодействие со всеми ныне действующими дирижёрами Государственного академического Большого театра им. А. Навои – от главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств Фазлиддина Якубжанова, заслуженного деятеля искусств Анвара Эргашева, народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой – до представителей более молодых поколений — Бобомурада Худойкулова, Садыка Гаибова – и самых молодых дирижёров нашего любимого Большого театра.
В настоящее время А.Е. Слоним признан одним из ведущих
мастеров оперной режиссуры Узбекистана. Его творческое кредо:
— Есть два понятия, очень похожие по звучанию —  "СОМНЕНИЕ" и "САМОМНЕНИЕ". Но первое ведёт к открытию, а второе — к тупику...
Оперная драматургия — это ларчик с секретным замком. Тот, кому удаётся найти и подобрать заветный ключ и по-своему открыть этот заветный ларчик — получает воплощение его содержимого в яркой самобытной форме. А тот, кто взламывает замок этого ларчика, грубо вторгаясь в его содержимое, — получает пустоту и фальшь. Все тайны ларчика для такого "открывателя" — скрываются и исчезают...
В своих работах Андрей Евсеевич  сочетает стремление раскрыть музыкальную драматургию и образность автора современным осмыслением. При этом режиссёр-постановщик  остаётся, по оценкам многих, кто ценит и воспринимает особенности его творчества, — неизменно верным стилю композитора и характеристикам эпохи действия произведения. В его спектаклях гармонично сочетается проникновение в стиль композитора и время действия оперы с наделением героев психологическими чертами наших дней и современными стилистическими приёмами художественного решения спектакля.
   В осуществлении постановочного замысла Андрей Евсеевич всегда твердо опирается на основы, заложенные в композиторской партитуре. И создавая  свои спектакли так, как сочиняют повести, стихи, музыку – он ежесекундно разгадывает всё то, что автор «зашифровал» в звучании, нюансах, темпах и штрихах. А в работе с певцами он, твердо проводя в жизнь свой замысел,  – очень любит раскрывать в каждом исполнителе его собственную органику и ищет с артистами верную логику жизни каждого персонажа, во многом исходя из сугубо индивидуальных черт актёра – от психологии до внешних данных. И найденное на одной репетиции и воплощённое в премьерном спектакле – не фиксируется «намертво», а в каждой следующей репетиции оттачивается, изменяется, совершенствуется уже во время жизни спектакля на сцене.
На сцене ГАБТ имени А. Навои он поставил за последних 20 лет
более 25 произведений русской и мировой классики, а также —
композиторов Узбекистана. В числе многих его работ и те, в преамбуле к которым можно употребить понятие «впервые в Узбекистане». Успешно живут на сцене впервые осуществлённые в нашей стране постановки «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти; «Волшебная Флейта» В. Моцарта; «Сельская честь» П. Масканьи; «Мавра» И. Стравинского. В числе произведений мировой классики новые постановки: «Евгений Онегин» П. Чайковского; «Мадам Баттерфляй» и «Флория Тоска» Дж. Пуччини; «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха; «Алеко» С. Рахманинова; «Борис Годунов» М. Мусоргского и смелое воплощение оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
      Одна из признанных динамичных и экспрессивных работ — премьера
постановки «Богема» Пуччини на сцене ГАБТ имени А. Навои в марте
2012 года. Позднее Андрей Слоним успешно воплотил премьеру недавно  созданной известным композитором Мустафо Бафоевым оперы
«Хамса» по мотивам пяти поэм великого Алишера Навои. Менее
года назад наш юбиляр подарил ташкентским зрителям новую версию
оперы Джакомо Пуччини «Флория Тоска», осуществлённую на этот раз
на языке оригинала — итальянском. Мне приходилось не один раз бывать на постановках А.Е. Слонима в ГАБТ им. А. Навои, и всякий раз они поражают воображение по-новому, поднимают наше представление о силах и возможностях человека: именно это свойство настоящего искусства делает его необходимым в нашей обыденной, будничной жизни, превращая её в бесконечный праздник.
Яркий след в воспоминаниях общественности оставили многие его интересные спектакли, впервые поставленные в Узбекистане. Так, на сцене учебного театра ТГТХИ силами руководимого им курса будущих оперных певцов-актёров состоялась премьера редко идущей оперы А. Дворжака «Чёрт и Кача», а в оперной студии консерватории – «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини. Особое место в этом почётном ряду экспериментальных работ занимает воплощение оперы-памфлета Д. Шостаковича «Антиформалистический раёк», ставшее третьей постановкой этой оперы в мире.
Сегодня с особой остротой зрители воспринимают ещё один смелый эксперимент Маэстро — создание и постановка весьма своеобразной оперы узбекского композитора Н. Закирова «Путь к трону» на сюжеты трагедий В. Шекспира «Гамлет» и «Макбет».  Эту вспаханную почву «зёрнами новаторского искусства» дополняют и острое воплощение в Узбекистане оперы И. Стравинского «Мавра», и плодотворные эксперименты в сфере  детской оперы – «Петрушка-иностранец» Ф. Янов-Яновского, «Али-баба и 40 разбойников» В. Милова. А недавняя консерваторская (но с участием ведущих солистов ГАБТ имени А.Навои) премьера оперы-сказки Ф. Янов-Яновского «Принцесса на горошине» явилась новым дополнением этого экспериментального цикла смелых поисков и находок. На премьерные детские спектакли малыши приходят вместе с родителями и испытывают счастливые мгновения, когда отступает назад «время разбрасывать камни» и приходит пора «собирать камни» — нравственные ценности, причём, в фантастически ускоренном эволюционном ритме.


Помимо сценографии к оперным постановкам, А.Е. Слоним
является также автором сценографии к балетам: «Спартак» А. Хачатуряна
на сцене ГАБТ имени А. Навои; «Дон Кихот» Л. Минкуса и
«Спящая красавица» П. Чайковского на сцене «Тойота-сити-балет»
(Япония, совместный проект «Тойота-сити-балет» и ГАБТ имени А.
Навои). Андрей Евсеевич – отнюдь не только автор оперных постановок.
Он — автор и постановщик более 200 театрализованных проектов,
вечеров, концертов-композиций, сочетающих оперное, камерное
исполнительство и поэтическое слово, а также организатор, постановщик
и участник многих вечеров, посвящённых творчеству Пушкина,
Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Блока, Тургенева, Есенина, Глинки,
Чайковского, Шуберта, Шумана, Шаляпина, Обуховой, Козловского,
Лемешева и многих других выдающихся деятелей искусства. Во многих
проектах А.Е. Слоним выступает как автор и исполнитель лирической
поэзии — от Пушкина до поэтов ХХ века.
В своей педагогической деятельности А.Е. Слоним сумел внести в высшее образование «дух энциклопедизма»,  воспитывая в своих студентах гармонически развитую личность. Андрей Евсеевич уверен, что гуманитарное образование, приобщение к классической литературе  и шедеврам мирового искусства делает наше общество более гуманным и просвещённым. Он около 40 лет занимался театральной педагогикой («Основы мастерства актёра», «Оперный класс и оперная студия» в
Государственной консерватории Узбекистана) и руководил курсом
«Оперного мастерства» в Ташкентском государственном театрально-художественном институте имени А.Н. Островского.
Разработанная им специальная методика подготовки певца-актёра оперы по законам действия и по законам музыкальной драматургии была высоко оценена, в частности,  в Российской академии музыки имени Гнесиных. В «гнесинский» театр-студию оперы Андрей Евсеевич был дважды приглашён в качестве режиссёра и сценографа на постановки опер В. Власова и В. Фере «Ведьма» и  «Пиковая дама» П. Чайковского. Там он совмещал труд постановщика с педагогической деятельностью (театр-студия оперы, кафедра оперной подготовки). Был он приглашён и на проведение мастер-класса по мастерству оперного певца-актёра в Рязань (2006). В течение десяти лет являлся организатором и руководителем Молодёжного театра-студии «Звезда юности» при Культурном немецком центре Узбекистана, силами которой были успешно осуществлены  «Фауст»
В. Гёте,  «Страна Ноября» Г. Грасса,  «Двенадцатая ночь» В. Шекспира,
«Гофманиана» (по мотивам новелл Э.Т. Гофмана) и «Проклятие
нибелунгов» (по мотивам древнегерманского эпоса).
Благодарные зрители ближнего зарубежья горячо приняли четыре
совершенно различные программы вечеров-композиций, привезённые в
Екатеринбург на Международный фестиваль «Царские дни» под
руководством Андрея Евсеевича. Яркие солистки ГАБТ имени А. Навои
Рада Смирных, Анастасия Юдина и Надежда Голендер-Банделет в
неизменном ансамбле с музыкальным руководителем, концертмейстером
и композитором Людмилой Слоним проникновенно и экспрессивно
представили утончённые программы романсов и песен. Всё это многообразие музыкальных стилей и эпох соединяли преамбулы А.Е. Слонима и лирическая поэзия в его исполнении.
О творческом тандеме Андрея Евсеевича и его супруги —
талантливого композитора и концертмейстера Людмилы Васильевны
Слоним — стоит сказать отдельно. В своё время А.П. Чехов писал, что в семейной жизни самый важный винт — это любовь. Познакомившись в Театрально-художественном институте, когда юная Людмила была прикреплена в качестве концертмейстера к курсу, которым руководил Андрей Слоним, — они соединили свои судьбы в гармоничный жизненный и творческий союз. Их многолетний союз может  послужить примером для молодых: они сумели достичь идеала — не только согласия в области чувств и вкусов, но главное, большой  общности идей, целей и планов. Ведь поистине, нет в числе их работ проекта, который бы не осуществляли они вместе, в единении душ и творческих порывов.


Людмила Васильевна тонко и глубоко прорабатывает с певцами каждое произведение, в концертах её роль аккомпаниатора создает динамичный и выразительный ансамбль. Весьма интересно и её композиторское творчество (она – ученица выдающегося композитора Г.А. Мушеля):  её своеобразные романсы нередко звучат  в ташкентских и во многих зарубежных проектах четы Слонимов. Жизненный «дуэт»  этих двух интеллигентных талантливых людей, понимающих друг друга с полуслова, любят и почитают ценители искусства и всегда желают им доброго здравия и творческого долголетия. Трижды под их руководством и при их плодотворном участии были организованы и проведены в Москве в Центральном доме работников искусств памятные вечера, посвящённые личности и творчеству великого певца Ивана Семёновича Козловского. На них соединилось мастерство московских певцов и посланцев Узбекистана — во славу памяти о выдающемся теноре ХХ века и глубокой утончённой
личности Ивана Семёновича Козловского.
Организатор, председатель и член жюри многих театральных и
музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе международных,
А.Е. Слоним активно сотрудничает с различными культурными центрами
Узбекистана — русским, украинским, польским, немецким, белорусским,
азербайджанским. Мы ежегодно видим А.Е. Слонима в качестве
художественного руководителя и главного режиссёра многих
фестивалей творчества в парке Бабура, ныне названном «Парком
дружбы», на праздниках Мустакиллик и Навруз. Он успешно реализует
творческие проекты как постоянный главный режиссёр и руководитель
многочисленных фестивалей и праздничных акций, проводимых
Интернациональным культурным центром Узбекистана, ныне Комитетом
по межнациональным отношениям и дружественным связям. А.Е. Слоним
постоянно выступает в отечественных и зарубежных изданиях и СМИ со
статьями по проблемам театра и искусства, на радио и по телевидению.
Много лет Андрей Слоним занимается стихотворным творчеством:
он автор трёх поэтических сборников: «Перекрёстки», «Мгновения»,
авторизованный перевод цикла Г. Грасса «Страна ноября», а также
многих поэтических публикаций в журналах и альманахах Узбекистана и
России, лауреат ежегодной премии Союза писателей Узбекистана
«Творить во имя Родины» (2013) за поэтическое и публицистическое
творчество. Много лет А.Е. Слоним руководит Литературно-творческим
объединением «Истоки» и поддерживает творческую дружбу с ЛТО
«Данко» при РКЦ, выпустившим коллективные поэтические сборники
«Созвучие» (2014) и «Струны души» (2017) — с предисловием и стихами
А.Е. Слонима.
Ташкентская публика благодарна А.Е. Слониму за организацию и проведение просветительских литературно-музыкальных вечеров в Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви. Каждый концерт в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви, по благословению митрополита Ташкентского и
Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа
Викентия, длится полтора-два часа и заставляет зрителей пережить целую
духовную вечность. Как правило, после концерта люди ещё долго не
расходятся и благодарят режиссёра-постановщика и ведущего А.Е.
Слонима, а также музыкального руководителя и концертмейстера
Людмилу Слоним за доставленную радость общения с артистами ГАБТ
имени А. Навои. Этот проект начался с плодотворного соавторства
Андрея Слонима с иереем Алексием Назаровым, сотрудничество это
длилось более двенадцати лет до принятия Алексием Назаровым
монашеского сана.
В эти предъюбилейные дни любители оперного искусства,
благодарные зрители, постоянные гости просветительских литературно-
музыкальных вечеров желают Андрею Слониму быть здоровым; долгие
годы хранить внутренний огонь; верность своему избранному пути;
прекрасных встреч с тем лучшим, что есть в нас, — мудростью, любовью,
сочувствием, благоговением перед Жизнью… Они желают Маэстро
много новых озарений в литературном, театральном и жизненном
творчестве — соприкосновения с глубиной своих и наших чувств, ума,
интуиции… Света, радости и отваги желают ему в череде новогодних
праздников. На все поздравления и признания во всенародной любви
Маэстро смущённо улыбается и с волнением признаётся: «Нет слов,
чтобы отблагодарить вас всех за понимание и теплоту»… Эти затаённые
слова благодарности и любви к людям источают немеркнущий свет и
постоянную устремлённость к творчеству в его лирических стихах:

И будет вечер без заката,
Без звёзд – бескрайней ночи плащ.
Душа устало, не крылато
Поникнет в дебрях мыслей чащ.
А ум, оставшийся без света,
Поверит в царстве без царя,
Что будет утро без рассвета,
Без просветления – заря…
Так странно, как зима без снега,
Без желтизны – осенний лик, –
Размоются покой и нега
В бесцветный, тускло-серый миг.
И вот тогда душа без пенья
Упустит миг полёта чувств,
А призрак веры без терпенья
Ввысь не направит взлёт искусств.
Тут прихотливый почерк танца,
Утратив ноты, замолчит.
И, как акцент у иностранца,
Фальшь в стуке сердца прозвучит.
Вдруг станет разуму лгать чувство,
В ответ и разум скажет ложь.
А карандаш бесстрастно, пусто
Начертит дней сухой чертёж…
И в кадрах дней извечной ленты
Сквозь серый, всё объявший дым, –
Покажется, что мир зачем-то
Вдруг стал бесцветным и немым.
Сырой туман порыв остудит,
В себе все звуки затая…
…И только день, который будет,
Вернёт всё на круги своя!..

2019

Гуарик Багдасарова,
Журналист-искусствовед
Фото: Михаил Левкович




Комментариев нет:

Отправить комментарий