При жизни Наташа Ерёменко (1954-2013) обещала многим
подарить свой первый сборник стихов: казалось, он вот-вот должен был родиться
на свет, но судьба сложилась иначе. Наталья Николаевна (урождённая Чертёнкова) родилась 13 августа 1954 года в Ташкенте.
Получив художественное образование в Полтаве и потом в Москве, работала
художником-прикладником в узбекской столице. В начале 1990-х годов
обучалась на заочном отделении московского
Литературного института имени А. М. Горького по специальности «литературоведение»,
но не окончила его. 1991-1993 гг. – участница
двухгодичного поэтического семинара при СП Узбекистана. С начала 1990-х гг.
активно участвовала в бардовском движении, входила неоднократно в жюри и
оргкомитет международных бардовских
фестивалей. Песни на её стихи исполняли
народная артистка Узбекистана Наталья Нурмухамедова и российский певец
Сергей Крылов. Выступала на многих творческих
встречах совместно с известным
бардом Викторией Мурадян и поэтом Натальей Бунич. В последние годы жизни
состояла в гражданском браке с барабанщиком Николаем Ильяшенко, ранее
работавшим в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио Узбекистана, оркестре
Ташкентского государственного цирка, директором вокально-инструментальных
ансамблей «Садо» и «Навруз».
Ушла из жизни после
инфаркта первого марта 2013 г. Стихи разрозненно публиковались в различных
альманахах Узбекистана, России и Израиля, коллективных сборниках ЛТО «Данко». Нынешний первый посмертный
сборник Натальи Ерёменко – попытка её
родных и друзей —систематизировать архив Н. Ерёменко. Надо отдать должное
составителю сборника, известному ташкентскому поэту и журналисту, заместителю
редактора газеты «Вечерний Ташкент»
Алексею Кирдянову за его гражданский подвиг, сумевшему издать книгу из «размётанных
листов». На презентации книги он поблагодарил
за содействие в подготовке книги Софию Демидову, Татьяну Попову,
Александра Махнёва, Сергея Гордина, предоставивших ему стихи и обрывки своих воспоминаний о Наталье. По
словам составителя, название сборник получил в связи с тем, что в творческом
почерке талантливой поэтессы заметное место занимают сугубо женский взгляд на
окружающий мир и жизнь человеческой души, взаимосвязь философских размышлений с
непростой женской судьбой.
Презентация первого
поэтического сборника Натальи Ерёменко
состоялась 15 марта 2019 года в
Литературном музее Сергея Есенина в Ташкенте. После приветствия
научного сотрудника есенинского музея
Б.А. Голендера всех собравшихся поклонников поэзии раздалась лирическая мелодия Песни жаворонка
из сборника «Времена года» П. И. Чайковского в исполнении на фортепиано профессора ГКУз Ирины Галущенко. Друзьям и поклонникам
творчества Н. Ерёменко, которых собралось так много в день презентации
книги в есенинском музее, — мест для всех не хватило. Они стояли в проходе и на
улице на крылечке: кто-то нервно курил,
кто-то, успев принять на стороне
стопку за упокой души поэта, громко каялся, что при жизни не смог уберечь бесспорный талант; кто-то с
места кричал «Браво» на стихи Натальи, которые озвучивали её друзья и те, молодые
(Анастасия Щёлокова) и зрелые (Ольга Абишева) поклонники творчества Ерёменко, кто её вовсе не знал при жизни. Бард Дима Кравцов прямо с места вне программы
прочитал своё покаяние в стихах в адрес
Натальи Ерёменко; Леонид Пузырёв - дядя
Сэм по прозвищу - спел своё посвящение «Наталье Ерёме» и её родному
арчовскому окружению, которое она любила всегда больше своей неустроенной семьи.
Многие из нас при
жизни автора знали темы и интонации её мелодичных стихов, цитировали и громко
обсуждали её необычные метафоры и смелую первозданность суждений о времени и о себе, о нас с вами на
рубеже ХХ-ХХI веков, но мало кто знал, как трудно она жила, сколько
бедствовала и даже голодала в лихие девяностые…
Выступавшие ведущие Ирина Парамонова и Ирина Кондратенко, председатель
ЛТО «Данко» Армануш Маркарян, Бах Ахмедов, Сергей Гордин, София Демидова — вспоминали,
когда ничего не было ясно и многих охватывало чувство страха перед новым тысячелетием, Наташа успокаивала
читателей своей убедительной бытовой доверительной интонацией и поэтическим
предвидением будущего, в котором, — она была уверена, — прорастут её строки,
каким бы оно ни было:
…Рассвет не то чтобы рассвет –
Намёк, мазок
небрежный.
Свеча растаяла на «нет».
Часы спешат, как прежде,
Последний в веке Старый год
Ушёл своей дорогой…
И долго-долго таял лёд у моего порога.
(13 января 2000 года)
***
Друзья разъехались по странам
И по российским городам.
Живу в родном Узбекистане —
Одна меж многих. И… одна.
Живу, как все простые люди,
Не мудрствуя и не кляня…
Эпоху перемен рассудят
За нас! – в другие времена.
Барды из ТО «Арча»
между тем сочиняли песни на её стихи, и никто не думал, что они
переживут своего автора и достучатся до сердец слушателей спустя шесть лет
после её безвременного ухода первого марта 2013 года. По-своему ценили её
талант и дружелюбие, гостеприимство, открытость души и прямолинейность в жизни
и в стихах: руководитель ТО «Арча» Тимур Валитов, поэты и барды Станислав
Кулиш, Степан Балакин, Александр Феськов, Вл. Баграмов, Рудольф Баренский, Леонид
Пузырёв, Елена Новокрещенова.
Елена Новокрещенова близко знала Наталью и в
разное время выступала с ней наряду с
Александром Феськовым, Викторией Мурадян, Алексеем Кирдяновым в
замечательном театрализованном представлении
«Музыкальная чайхана», которым открывался международный фестиваль авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» на открытой
эстраде в летнем оздоровительном лагере «Геолог». Елена на презентации сборника
Натальи Ерёменко задушевно исполнила две песни на её стихи о нелёгкой женской
судьбе. Леонид Пузырёв передал в своих авторских песнях атмосферу веселья,
беззаботности и творческой свободы, царившей на творческих встречах в «Арче», в
которой сформировалась Наталья как поэт и автор многих песенных текстов. Николай
Свириденко спел песню Игоря Михелева под гитару об уходе друзей. Лауреаты
международных фестивалей авторской песни Геннадий Арефьев и Людмила Деканова
исполнили песни на стихи Алексея Кирдянова, которые особенно любила Наталья
Ерёменко: «Ленинградская полночь», «Наташа-Натали», «Я люблю эту землю», «Радужный свет». На
вечере в музее С. Есенина прозвучала в записи песня композитора Е. Васеева на
стихи Н. Ерёменко «Мой тип мужчины» в исполнении народной артистки Натальи Нурмухамедовой – свидетельство того,
что Наталья успешно писала тексты песен также для эстрадных исполнителей.
Сергей Гордин,
достаточно близко знавший Наталью, написал щемящий сердце очерк «Чтобы помнили:
“Не счесть алмазов в каменных пещерах”». На вечере презентации он познакомил слушателей с отрывками своих
воспоминаний и стихотворным посвящением памяти
Натальи Ерёменко. Его очерк-покаяние
вошёл в посмертный сборник стихов Н. Ерёменко. В своём очерке Сергей
напоминает нам, что Наташу хорошо знал
народный поэт Узбекистана Александр Файнберг, придумавший для неё кличку
«Ерёма» и часто дававший ей советы
стихосложения, которые она очень ценила. Её хорошо знал и любил главный
редактор журнала «Звезда Востока» Николай Красильников. Он однажды опубликовал
её стихи в литературно-художественном журнале «ЗВ» и даже помогал ей
в своё время составить и подготовить к изданию, но так и
нереализованный, первый сборник стихов.
Ерёма
Наташе Ерёменко
Натахи нет, как не было, / А здесь она жила, /
Здесь продавала тапочки / И каждый день пила. / С Колей барабанщиком / Тянулись серо дни, / Я
не судья им, Господи, / Так жили, как могли. / На целине схоронена,/ Не под землей - в грязи, / Поминки ей устроили, / А жизнь вот - не смогли. / Ломился стол от
выпивки, / Да ей бы дня за три… Поддать, поесть бы досыта, / И, может быть,
спасли. /Холодная в автобусе / Качалась на полу: / - «Вы оставайтесь, граждане,
А мне невмоготу». / Стебаться осто..здело, /И кожу шить с утра: / «Вы
оставайтесь, граждане, / А мне уже
пора». / Раскисла карта новая,/ Сцеплению хана: / «Пешком идите, граждане, / А
я уже пришла». / И дальше не в автобусе, / Её, скользя, несли, / Как не было,
как в небыли / На самый край земли. / Завод кирпичный рядышком / И зеки тоже там, / Народ здесь собирается / По горестным делам./ За городом на столбики, / Уходит мой Ташкент,/
Нам торит путь Наташенька, / А нас почти что нет.
(Сергей Гордин)
Автор этих строк тоже приняла участие в программе:
я прочитала особенно тронувшие меня
стихи из цикла «Самарская
тетрадь», в которых ярко выражено чувство ностальгии, и моё посвящение всем ушедшим в иной мир
близким людям:
Снег стареет. Всюду
слякоть.
Март на длинном
поводке,
Разбираю мысли всяко,
Словно хлам на
чердаке.
Не собрать их воедино,
Растуды-ть возьми
меня!
А по Волге носит
льдины,
Да грачиная возня.
Обалдевшие, чудные
Мысли, вас не
обмануть!
Далеко мои родные
И домой заказан путь.
(Наталья Ерёменко)
Свидание
Нам говорят однажды:
"До свиданья…"
И вдруг уходят в
вечность навсегда.
А мы меж тем живём и
ожидаем,
Но их мы не увидим никогда.
И только в снах мы к
ним опять приходим.
Нас угощают чаем с
сухарями.
Мы говорим, как
прежде, о былом
И делимся своими
новостями.
Но дождик невзначай
нас пробуждает
И в памяти напрасно
озаряет
Забытый повседневьем
телефон,
Как будто он от жизни
отключён.
Их нет давно. Нам
некуда звонить
И распинаться о тоске
до света.
Мы так и не смогли
договорить
И наглядеться даже не
успели.
До встречи в снах,
любимые мои…
(Гуарик Багдасарова)
Царство небесное Наталье Ерёменко и долгий счастливый путь её стихотворному сборнику... Он, как первые мартовские зелёные всходы в Ташкенте,
пробился впервые так полно, на виду у всех, во весь голос — сквозь толщу зимнего забвения – к солнцу, к
людям, к нашим сердцам. Наши читатели уже
давно истосковались по душевному теплу, подлинно народной стихии «простецкого
языка» в современной поэзии, сумевшего выразить
мысли и чаяния миллионов женщин, разделивших общую судьбу с автором сборника с
притягательным разговорным
названием: «Между нами, женщинами…».
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий