Грандиозные концерты, посвящённые Дню памяти и почестей,
прошли почти
одновременно с аншлагами в Государственной
консерватории Узбекистана,
в ГАБТ им. А. Навои, в ГАРДТ, Молодёжном театре Узбекистана,
Государственном театре музыкальной комедии (оперетты), ТО «Арча»,
ТДФ, Концертном зале искусств «Туркистон» и в ледовом комплексе
Humo Arena, в Ташкентской и
Узбекистанской епархии РПЦ. Песни
войны и Победы звучали в Ботаническом саду, Парке им. Гафура Гуляма,
на Волгоградском мемориале и на «Бродвее», а также других улицах
узбекской столицы в эти майские праздничные дни.
В ГАБТ им. А. Навои в преддверии праздника – 8 мая 2019 г.
– кстати,
в
исторический день, когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской
Германии, — состоялся весьма необычный гала-концерт. Совершенно
естественно, что в его программе убедительно и ярко
прозвучали
песни военных и послевоенных лет в исполнении ведущих
солистов
оперы, хорового ансамбля и духового оркестра Большого театра
им. А.
Навои под управлением молодого дирижёра Азамхона Ахмедова.
Однако
сам концерт получился необычайно своеобразным по форме и
средствам
выразительности. Режиссёр-постановщик театрализованного представления,
заслуженный деятель искусств Узбекистана, Андрей Слоним в единстве с
талантливыми коллегами продумал программу до мелочей.
Концерт начался со своеобразного пролога — в финале
завершился патетическим эпилогом. Композиция предстала единым действием со сквозным
ходом, даже без «привычного» объявления номеров:
каждое
произведение, его композитор, автор стихов и исполнители
обозначались
в виде титров на большом экране, который стал единым фоном действа,
запечатлевшего драматизм войны и стремление народа к Победе. Вечер
заложил свои основы еще до своего начала – в качестве
театральных
«сигналов»: перед началом концерта трижды
прозвучали незабываемые позывные Совинформбюро.
Ведущие концерта Екатерина Пашковская и
Джасур Саидов лаконично и выразительно рассказали в документальных строках,
стихах и прозе о
защитниках
Родины и великом значении Победы над фашизмом и Дня
памяти и
почестей в нашей стране: «Они живы – пока
мы их помним!..». С
особым
значением прозвучали во вступительных словах жизненно важные
события,
связанные с узбекистанским народом. В эти суровые военные годы многие эвакуированные
заводы и фабрики восстановили в Узбекистане своё производство. В южном тылу наши
земляки, преимущественно женщины и подростки, заменившие мужчин, ушедших на
фронт, ковали будущую Победу. Тысячи
осиротевших детей и взрослых нашли приют в Узбекистане,
навеки связав свою жизнь со многими узбекскими семьями. В это
военное лихолетье великие деятели искусств разных республик жили и трудились на
нашей благодатной и доброй земле. Воистину, многие поколения были спасены радушием,
щедростью души и доброй волей народа Узбекистана...
Программа концерта, разнообразная
и контрастная, была обо всём и одновременно едина - на тему войны и мира. Особо хочется сказать о своеобразном начале этого
вечера. Одним из популярнейших танцев на танцплощадках первой половины прошлого
столетия было танго «Брызги шампанского» бразильского композитора Люкьеси.
Пластинка с этой мелодией была почти в каждой семье, где имелся патефон.
Сравниться по популярности с ней могли лишь фокстрот «Рио-Рита» или песня
«Утомлённое солнце» на музыку танго польского композитора Ежи Петерсбургского с
русским текстом Иосифа Альвека. Все эти и множество других хитов «патефонной
эпохи» были представлены в начале концерта в ГАБТ – как некий узнаваемый
музыкальный символ довоенной жизни.
Программу открыли «Рио-Рита»
Энрике Сантэухини и «Утомлённое
солнце...» Ежи Петерсбургского в исполнении духового
оркестра театра. Эту мелодию с заново написанным русским текстом в Советском
союзе ждал не меньший успех, что и на его родине: звуки «Утомлённого
солнца»
доносились из скверов, парков, кафе, домашних
радиоприёмников. Наши
деды и родители были в него просто влюблены. Впоследствии
танго Ежи
Петерсбурского прочно вошло в музыкальную жизнь не только
СССР и
Польши, но и многих других стран.
Мелодии в стиле фокстрота и танго
на крыльях музыки тотчас перенесли зрителей почти на целую вечность назад, в
довоенные времена молодости наших родителей, когда ничего ещё не предвещало
самой страшной в истории войны. Но вот тревожно прозвучал знакомый голос Юрия
Левитана, объявивший о начале войны... Тогда уже во всю мощь зазвучала песня «Священная
война» Александра Александрова на стихи Василия Лебедева-Кумача, ставшая гимном
защиты Отечества на все времена. Его торжественно исполнили Хоровой ансамбль
ГАБТ имени А. Навои (главный хормейстер – народный артист Узбекистана Сулейман
Шадманов, хормейстер – Наталья Куприянова). Возникло ощущение момента
восприятия страшной вести о войне в душах народа и прозвучавший во всю силу вызревший в них мощный
призыв бороться со страшным врагом. Такова сила искусства!
Духовой оркестр театра, наращивая
драматизм захватывающего представления, торжественно и задушевно исполнил марш
«Прощание славянки» (1912) Василия
Агапкина, под который и в царской России, и в Советском Союзе провожали
призывников на фронт, и в середине
программы - любимый миллионами советских людей очень популярный вальс Макса
Кюсса «Амурские волны».
Перед глазами зрителей в течение
двух часов зримо и слышимо
проходила эпоха невиданных испытаний и мужества советского
народа.
Принято утверждение: «Когда говорят пушки – музы молчат!».
Но в грозные годы войны музы отнюдь не молчали. Страшное общенародное
потрясение породило в душах многих композиторов и поэтов истинные
откровения, доставшиеся людям навеки. Воистину, только артисты могут
быть мостом между временем, когда написана песня, и настоящим моментом
её исполнения. Только талант и индивидуальность каждого исполнителя
дают нам возможность в наши дни по-настоящему оценить события «тех истинно
«великих годов»...
Более двадцати песен военных и послевоенных
лет в сопровождении духового оркестра с особой искренностью и устремлённостью к душам слушателей не только прекрасно
исполнили, но и «прожили» во всём богатстве нюансов ведущие солисты ГАБТ им. А.
Навои. Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов, заслуженная артистка
Узбекистана Гульшан Азизова, лауреаты международных и республиканских конкурсов
Надежда Банделет-Голендер и Ришат Решитов взяли на себя всю непростую задачу
осмысления знакомых каждому из нас и любимых песен о войне и Великой Победе.
Они были наполнены звучанием негасимых
символов верности, преданности, любви к Родине, надежды и стойкости духа.
Большинство этих произведений были написаны в годы смертельной схватки с врагом
или вскоре после разгрома фашизма. Это и
широко известные, и реже исполняемые в наше время песни: «Тёмная ночь» (Н. Богословский, стихи Вл. Агатова); «Огонёк» (музыка
народная, стихи М. Исаковского); «Синий платочек» (Ежи Петерсбургский, стихи М. Максимова), «Марш танкистов» (С. Черновицкий); «На
безымянной высоте...» (В. Баснер, стихи М. Матусовского); «Песня о
далёкой Родине» Микаэл Таривердиева на стихи Роберта Рождественского;
«Дороги» Анатолия Новикова (стихи Льва Ошанина); «Нам нужна одна
Победа...» Булата Окуджавы; знаменитый победный «Майский вальс» Игоря
Лученка на стихи Михаила Ясена; «Журавли» Яна Френкеля (стихи Расула
Гамзатова в переводе Наума Гребнева) и многие другие шлягеры ХХ века.
Но как может существовать в перерыве между боями военная песня без
баяна и гитары?.. Партия баяна Анатолия Тихонова и партия гитары
Оскара Салахутдинова придали особую задушевность минутам, «когда
после боя сердце просит музыки вдвойне». Стоит вспомнить – и баян, и гитара — тоже были истинными героями боевых лет, кочуя с бойцами по полям сражений, по госпиталям, и в минуты желанного затишья…
Нельзя не
сказать об особенной проникновенности, тонкости и
искренности исполнения великих песен Победы солистами ГАБТ.
Кирилл Борчанинов, которого мы знаем как замечательного оперного исполнителя, – донёс
до зрителей с особой утончённостью выразительного
пения сердечность, боль, надежду, веру, живущую в душах солдат, кто прошёл через
всю войну к Великой Победе.
Надежда Банделет-Голендер каждое
своё выступление наполнила особой трепетностью, величием и обаянием женского
начала, помогшего вынести все тяготы военных дней, и с полной силой раскрыла
значение женского подвига в боях и тылу. Заслуженная
артистка Узбекистана Гульшан Азизова покорила публику утончённым лиризмом,
а в героических случаях вместе со своими партнёрами раскрыла
высокую энергетику душевного подвига. Молодой солист
Ришат Решитов доставил зрителям подлинное удовольствие пониманием глубокого
смысла исполненных им песен и правдой чувств, особенно ценной в солисте столь
молодого возраста. Хоровой ансамбль театра как цельный пласт в выразительном разнообразии песен представил зрителям убедительный
образ народа-героя в его многообразии характеров и единстве воли. Оригинальные
хореографические композиции убедительно
раскрыли свою драматургию и своеобразно усилили всю многообразную палитру
действия этого концерта.
Совершенно особую
роль сыграл духовой оркестр театра под эмоциональным
управлением, несомненно, талантливого молодого дирижера Азамхона Ахмедова.
Своим проникновенным звучанием единодушный
коллектив раскрывал драматургию
каждого номера и живо напомнил о традиционном с
давних времён «парковом» духе оркестра, под звуки которого выросли
многие поколения людей. В суровые годы войны именно духовой оркестр стал
символом доблести духа, немеркнущей надежды, и – самой Победы! Трогательность
воздействия на слушателей была столь высокой, что в кульминационные моменты
многие в зале не сдерживали слёз. Не менее ощутим и очень важен был и общий
позитивный настрой – образ надежды на Победу, на поражение грозного врага, на
желанный возврат к Миру, Любви – единой нитью пронизывал всю композицию вечера и
каждый концертный номер...
В театрализованном представлении были задействованы документальные
архивные видеоматериалы на большом экране. Они были
подобраны
с большой точностью и весьма внятно оттеняли исполняемые
номера. В
самой большой мере способствовали усилению впечатления
массовые
сцены и проникновенные хореографические сюиты с участием
молодых
артистов балета, что придавало и масштабность, и «зрительную
полифоничность»
восприятию происходящего действия на сцене. Так,
драматично
и одновременно очень лирично прозвучала песня «Соловьи...»
Василия
Соловьёва-Седого на стихи Алексея Фатьянова в проникновенном
исполнении
Абдуллы Ширинова и в сопровождении оригинальной и тонкой хореографической
интермедии артистов балета Эльмиры Юсуповой и Достона
Тургунова (яркая и свежая хореография Марии Левицкой).
В кульминации полифонического действия
на сцене Кирилл
Борчанинов
и хоровой ансамбль театра исполнили как поминальную молитву —
«Поклонимся великим тем годам!..» Александры Пахмутовой на стихи Михаила
Львова. Хоровой ансамбль мощным и строгим звучанием усилил энергетику
этого номера – а на экране на фоне Вечного Огня возникли проникновенные строки припева
этой песни, призывающие не
забывать
никого и ничего – и как бы вдохновляющие зал присоединиться к
исполнению
этого мощного и трагического «Реквиема». В этот момент
переполненный
зал в едином порыве встал... И в полной мере разделил с
артистами
всю горечь этой песни-молитвы и одновременно гордость за всех защитников
Родины.
…Вновь прозвучал голос Юрия Левитана, объявившего о безоговорочной
капитуляции фашистской Германии и об Указе Президиума Верховного Совета СССР о
великой Победе над фашизмом и учреждении 9 мая Днём Победы. В финале концерта
Кирилл Борчанинов, хоровой ансамбль театра и все участники вечера в едином
духовном порыве исполнили «День Победы» Давида Тухманова на стихи Владимира
Харитонова.
Этот
гимн Победе перенёс зрителей на 74 года назад – хотя годом рождения этой замечательной
песни стал 1975 год. Первый в истории День Победы отмечали в 1945 году. Ровно в
6 утра по всем громкоговорителям страны был торжественно зачитан Указ Президиума
Верховного Совета СССР о назначении 9 мая Днем Победы и присвоении ему статуса
выходного дня. В этот вечер в Москве был дан Салют Победы — грандиозное по тем
временам зрелище — тысячи зенитных орудий выпустили 30 победных залпов. Улицы
городов в день окончания войны были переполнены ликующими людьми. Они
веселились, пели песни, заключали друг друга в объятия, целовались и плакали от
счастья и от боли за тех, кто не дожил до этого долгожданного события.
В программе наряду с известным стихотворением Владимира
Высоцкого
«Если где-то в глухой, неспокойной ночи...» прозвучало «Всё на
войне –
как на войне...» в исполнении автора Андрея Слонима. Это лирико-
философское
произведение подвело итог двухчасовому театрализованному
представлению
и выразило чаяния наших современников о том, чтобы
никогда
больше на нашей земле не повторилась война. Оно со всей остротой подчеркнуло
поразительный феномен сохранения в жесточайших условиях войны
душевных богатств и жизнеутверждающего
духа наших воинов и тех, кто создавал пронзительные строки поэзии, шедевры
мелодий и гармоний песен. Я сочла нужным привести его здесь целиком – вот оно:
Всё на войне – как на войне…
В её кромешный ад
Влетают души на волне
Губительных утрат.
Сосредоточив гнева рать
В призыве: «Отомсти!»,
Душе придётся выбирать
Исходы и пути.
Дан жалости приказ молчать,
А сердцу – быть в броне,
Чтоб научиться убивать,
Как должно на войне.
Но всем завещано хранить
Души ранимой лик,
Чтоб пенье струн не заглушить
В жестокой битвы миг!
Чтоб помнить тишь, и шум дождя,
Мир духа без тревог.
Чтоб оглянуться, уходя
За роковой порог. –
Предел тот грозный! А за ним –
Святой любви пути,
Что вопреки войне храним,
И не дадим смести.
Сквозь горечи потери вдруг
Пробьётся к нам с высот
Простой и тихой песни звук,
Что доброту спасёт.
На вечной мужества броне –
Любви бессмертной след.
Всё на войне – как на войне! –
И смерть, и жизнь, и свет…
Таким образом, зрители не только услышали мелодии тех лет в
атмосфере
всей суровости и героизма – но совершили настоящее
музыкальное
путешествие во времени. Старшее поколение и молодёжь во всей полноте прочувствовали значение
заключительных строк стихотворения «Всё
на войне – как на войне! – и смерть, и жизнь, и свет…» как своеобразного
эпилога ко всему этому замечательному вечеру. Трагизм убийственной горечи
войны, подвиг советского народа и каждого воина – защитника Родины - увенчался
радостью Великой Победы, которую по сей день мы ощущаем как «Праздник со слезами
на глазах»... Воистину, путь к ней был немыслимо долог и труден...
Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и
разрушениями,
скорбью по истерзанной огнём и металлом родной земле
были
наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не
в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-
историческое
значение Победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая
1945 года — солдат вытер с лица пороховую гарь последнего самого
трудного
боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной
вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного
мая минуло 74 года. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная
война – далёкая история. Но совесть и долг перед погибшими и
пережившими войну не должны позволить ни забыть, ни кому бы то ни было исказить
в памяти эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.
День Победы остался Великим праздником. В этот день
граждане всех возрастов
без принуждения нескончаемым потоком направляются к
памятникам
и мемориалам, возлагают к ним цветы и венки. На площадях и
концертных
площадках проходят выступления известных и самодеятельных
артистов,
массовые гулянья длятся с утра и до поздней ночи. По традиции, в городах-героях
проходят военные парады. А по вечерам небо загорается от
праздничного
салюта и современных фейерверков. Новым атрибутом 9 Мая
стала
георгиевская ленточка — символ героизма, мужества и отваги.
Впервые ленточки раздали в 2005 году. С тех пор накануне
праздника их
бесплатно распространяют в общественных местах, магазинах,
учебных
учреждениях. Каждый участник с гордостью носит на груди
георгиевскую
ленточку, отдавая дань памяти погибшим за Победу и мир на
земле. А в
Узбекистане наряду с
этим символом получила широкое распространение и национальная лента Памяти с цветами государственного флага
нашей
страны.
Утром 9 мая традиционно на
Волгоградском кладбище Ташкента -
мемориальном комплексе "Братские могилы" - было многолюдно.
Люди с
георгиевскими ленточками на груди возложили цветы к
мемориалу
Скорбящей матери и Вечному огню и прошли импровизированным
строем с портретами отцов и дедов, сражавшихся на фронтах Великой
Отечественной войны. Масштабную акцию в городе согласовать не успели, но
люди по личной инициативе решили в такой стихийной форме почтить
память тех, кто не вернулся с передовой или ушёл из жизни уже в мирное
послевоенное время.
Ташкентцы пели песни военных лет,
многие украдкой утирали слёзы
радости от чистого мирного неба над головой и слёзы горечи
от далёких, но
таких дорогих сердцу утрат во имя Победы. По разным оценкам,
в
импровизированной акции приняли участие несколько тысяч
жителей
узбекской столицы. Ташкент, принявший в годы войны полтора
миллиона
эвакуированных людей, включая двое с половиной тысяч детей,
в этом году
отмечал 74-ю годовщину Победы над фашизмом, как никогда, с
широким
И как, к великому сожалению, ни
пытаются в различных странах некие голоса, сознательно или по неведению истинных фактов –
преступно
«ревизовать» вечный итог и значение Победы и сознательно приуменьшить
её значение и итог вопреки Правде, Добру и здравому смыслу –
всё
необъятное Человечество, в целом, и жители каждой страны
остаются
Президент Узбекистана Шавкат
Миромонович Мирзиеёв мудро и
справедливо назвал это событие СВЯЩЕННЫМ для всех народов.
Останемся же вовеки верными и великому значению этой даты, и
стремлению сохранить мир, дружбу и единение народов,
переживших Вторую мировую войну, на вечные времена.
Гуарик Багдасарова
Фото Юрия Полянского и автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий