Двадцать пятого июля 2019 г.
исполняется 90 лет со дня рождения кинорежиссёра, заслуженного деятеля искусств
Василия Макаровича Шукшина (1929-1974). Его творчество по-прежнему стучится в
наши сердца, заставляет нас быть лучше, помнить о Родине и никогда не изменять
себе. Вот почему его День рождения в июле так нам дорог и хочется бесконечно
говорить о нём, вспоминать созданные им по своей сути народные фильмы, пьесы
для театра.
С февраля этого года начались
торжественные мероприятия и творческие проекты на Алтае в честь 90-летия своего
легендарного земляка. В этих шукшинских местах прошли два фестиваля:
театральный по пьесам Василия Макаровича и кинофестиваль. Фонд народного
творчества "Калина красная" показал серию выставок, а народный артист
России Владимир Васильев поставил хореографический спектакль "Жил
человек" по произведениям Шукшина и в марте показал его в Москве.
В минувший четверг – 18 июля – в мемориальном
музее Сергея Бородина собрались активисты клуба-музея «Мангалочий дворик Анны
Ахматовой» и их гости, чтобы отметить две даты
- 90-летие со дня рождения Василия Макаровича Шукшина и день памяти Владимира Высоцкого (1938-1980). Эти даты
рождения и смерти совпали в их судьбах. 25 июля 1980 года не стало Владимира
Высоцкого, смерть которого была и остается личной трагедией для многих из нас уже 39 лет. Владимир Высоцкий посвятил
памяти Василия Шукшина свою балладу, связав трагический конец писателя со
смертью героя его фильма «Калина красная»:
Ещё ни холодов, ни
льдин.
Земля тепла. Красна
калина.
А в землю лег еще один
На Новодевичьем
мужчина.
"Должно быть, он
примет не знал, -
Народец праздный
суесловит, -
Смерть тех из нас всех
прежде ловит,
Кто понарошку
умирал".
Коль так, Макарыч, -
не спеши,
Спусти колки, ослабь
зажимы,
Пересними, перепиши,
Переиграй - останься
живым.
Но в слёзы мужиков
вгоняя,
Он пулю в животе
понёс,
Припал к земле, как
верный пёс.
А рядом куст калины
рос,
Калина - красная
такая...
Смерть самых лучших
намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во
тьму!..
Не буйствует и не
скучает.
А был бы
"Разин" в этот год.
Натура где - Онега,
Нарочь?
Все печки-лавочки,
Макарыч!
Такой твой парень не
живёт.
Вот после временной
заминки
Рок процедил через
губу:
"Снять со
скуластого табу
За то, что видел он в
гробу
Все панихиды и
поминки.
Того, с большой душою
в теле
И с тяжким грузом на
горбу,
Чтоб не испытывал
судьбу,
Взять утром тёпленьким
с постели!"
И после непременной
бани,
Чист перед богом и
тверёз,
Взял да и умер он
всерьёз,
Решительней, чем на
экране.
Владимир Соловьёв, Михаил Шемякин,
Альбина Маркевич воспринимают гитарные
песни Высоцкого, прежде всего, как высокую поэзию. Режиссёр Владимир Соловьёв
отмечает, что как «Калину Красную» народ после смерти Шукшина воспринял
«предсказательной лентой», так и стихотворение В. Высоцкого памяти Василия Шукшина
после гибели самого Высоцкого мы воспринимаем как преждевременный
некролог, эпитафия поэта самому себе заживо. Не меняя слов, время переписывает
наново поэзию и прозу: «Гераклитова метафора», - как определил Осип Мандельштам
текучесть явления культуры.
Вот почему так актуально
прозвучало на одном из последних заседаний ахматовцев под сенью музея Сергея
Бородина посвящение Сергея Гордина «Калина красная»:
Мне так обидно за него
–
Я книжки старые
листаю,
Смотрю любимое кино
И ничего не понимаю.
Ползут по скулам
желваки,
Озерная синеет влага,
А за спиной стоит она
-
Голубушка его, отрада.
Веснушек россыпь на
лице,
И говорит – «Что ж вы
такие»?…
Они ведь оба для меня,
Сама Любовь… сама
Россия!
И вот юродствует
«На-на»,
Косит глазами
Алибасов…
Слюнями пальцы облепя,
Он эти пальцы людям
кажет.
Как будто не увидит
мир
В каком-нибудь селе
мальчишка,
Впервые в жизни
приоткрыв
Шукшинскую любую
книжку.
Где все – от горла до
пупа,
Располосовано для
песни,
Калина красная цвела,
И вы когда-то были
вместе.
Дурак эстрадный – что
с него?
А ты … А Вы… прошу
прощенья,
Как можно имя Шукшина
Марать на
телепредставленье?
Как можно забывать
себя –
(Я верю – вы его
любили),
Я не советчик, не
судья,
Хотя б фамилию
сменили.
Автора этого стихотворения можно
причислить к когорте великих читателей –
тех немногих (Анатолий Эфрос, Михаил Шемякин, Владимир Соловьёв, Булат
Окуджава), кто мог увидеть трагическое мироощущение ХХ века, в котором жили,
творили и погибли два гения – Шукшин и Высоцкий. Среди них и бард из ТО «Арча»,
участвовавший в программе, - Мурад Якубжанов. Когда умер Высоцкий – ему было
всего пять лет, но по его словам, в дальнейшем он смог сквозь магический
кристалл времени и его песен понять этого трагического певца, проживая вместе с
ним его песни. В итоге на вечере он прочитал своё трогательное посвящение
Высоцкому, в котором ташкентский бард обращается к нему как к живому своему
современнику и другу в жанре «Разговора
с Высоцким»:
Я сегодня с поэтом
перешел вдруг на Ты
Без сомнений в душе и
без камня на сердце.
Протянули навстречу мы друг другу мосты,
Словно каждый
признался: «Можешь верить мне!»
Так не стой у порога,
проходи ты к столу,
Может, чаю иль даже
чего и покрепче,
Уж который год у меня
в дому
Слышен храп коней
привередливых.
Резвы кони твои, в
мыле серы бока.
Плетью ребра коней
опоясанные,
И лиловы глаза на меня
все косят,
Будто косят траву
окаянную.
Ты меня извини, ты
меня не брани,
Я ведь вовсе не знал,
что такой будет встреча.
Ты меня не вини! Не
бросай! Не гони!
Я и сам-то живу,
словно конь привередливый.
И прости, что прошу
спеть твои же стихи
Про твои корабли и про
звонкое эхо,
Про рассветы в горах и
что парень не "Ах!",
Коль совсем не стоял
на вершине на этой.
Может, думаешь ты, что
я лезу в друзья,
Что пора обрывать мои
медные струны,
Но постой, погоди… Ты
ведь сам говорил:
«Сапогами тяжелыми не
вытоптать душу».
Ведь душа - это тоже,
что тонкая нить.
Стоит дёрнуть концы -
и две половины.
И поэтому пишут поэты
стихи,
А душа у поэта как
нить паутины.
Только хватит бояться.
Пора быть собой.
Ведь и так много фарса
и ненужного грима.
Точно кости собаке -
мне брошена роль,
И бегу я по жизни...
Всё мимо... Всё мимо…
И несётся по кругу моя
карусель,
Но не видно границ, ни
начала, ни края.
Мне, кажись, подменили
строптивых коней,
Только я будто вовсе и
не замечаю.
Так давай,..
погоняй-ка ты тройку свою
Громким топотом в
сердце, с надрывом и хрипом:
- Я коней напою. Я
куплет допою, -
И за то, что живой, я
скажу им, - Спасибо!
Книгу «Прерванный полёт» Марины Влади
поклонники Владимира Высоцкого на всём постсоветском пространстве невзлюбили за
массу неточностей и противоречий. В ней горечь обиды оскорблённой в своих
чувствах женщины превзошла над правдивостью летописца. Но время лечит душевные
раны и расставляет всё на свои места. Мы благодарны Марине Влади
за сотворённый ею моноспектакль «Прерванный полёт», который она играла
во французских театрах и привозила в Россию, за её позднее осознанное признание
Высоцкого как гениального явления в
русской культуре.
Ностальгия – это скорбь по
утраченному времени… В этой жизни мы все временщики. В песнях Высоцкого и
рассказах Шукшина знакомый нам до глубины сердца мир сохранился таким, каким он был в нашей юности.
Булат Окуджава после смерти Высоцкого его охарактеризовал так: «А что же было?
Был поэт, был голос, была гитара, было печальное время. Всякий мало-мальски
думающий человек, мало-мальски чувствующая натура сознавали эту печаль, ощущали
упадок, нравственные потери».
В тот вечер в музее Сергея
Бородина участники программы не только рассказали о том, как им дороги эти два
не похожих друг на друга литератора, работавших в разных видах и жанрах
искусства. Цитируя прозу Шукшина и исполняя песни Высоцкого (Геннадий Арефьев
и Мурад Якубжанов), участники и
слушатели обнаружили наряду с различием вместе с тем чем-то очень даже близких мастеров слова –
пожалуй, своей подлинной интонацией, в которой проявилось всё: и страдание, и
любовь, и ненависть. Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской
деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и
острые на язык. Герои песен-монологов Высоцкого – люди разных сословий и
профессий, которых объединяло нечто общечеловеческое – позиция самого автора,
волнующая нас сегодня, как и тогда, - позиция человека, гражданина, патриота,
творца. Как нам их не хватает сегодня в
жизни и литературе!
Директор ахматовского клуба-музея
А.В. Маркевич прочитала собравшимся любителям литературы юмористический рассказ
«Микроскоп» Василия Шукшина. Малообразованный столяр Андрей Ерин, имея внутри
сильную тягу к науке, мечтает купить себе микроскоп. У Андрея нет свободных
денег для этого, но он решается обмануть жену и говорит ей, что случайно
потерял снятые с книжки 120 рублей. Геройски выдержав сильный скандал с
супругой и даже её побои сковородником, Ерин через несколько дней покупает
микроскоп и приносит его домой. Жену он уверяет, что был премирован этим
прибором за успехи на работе.
Забывший обо всём на свете Андрей
проводит у микроскопа всё свободное время, стараясь разглядеть микробов в
капельках воды. Его обуревает мечта найти путь к истреблению вредных
микроорганизмов, чтобы человек не «протягивал ноги» в 60-70 лет, а жил до 150.
Андрей пробует проткнуть микробов иголкой, изничтожить их электротоком. Но
оригинальным опытам кладёт внезапный конец визит к нему домой сослуживца,
Сергея Куликова, который проговаривается жене Ерина, что никаких премий за
трудовые успехи им не давали. Жена догадывается, куда делись 120 «потерянных»
рублей, и отвозит микроскоп в комиссионку.
Общественный
деятель и активист музея Ирина Кепанова вместе с юными гостями - Дианой Муталибовой
и Викторией Фисенко - в лицах разыграли
рассказ Шукшина «Экзамен», на первый взгляд лёгкий и комический. Но если вникнуть поглубже в него, - то на
поверку он окажется глубоко философским и патриотичным – о значении просвещения, о необходимости знать историю своей страны,
чтобы лучше понимать современность и чётко представлять себе будущее.
Виктория
Фисенко предоставила вниманию слушателей также рассказ «Сапожки» В. Шукшина. Шофёр Сергей
Духанин во время поездки в город за запчастями замечает в магазине красивые
женские сапожки. Они стоят дорого – 65 рублей, но в Сергее внезапно
пробуждается желание сделать подарок супруге Клавдии. Он точно не знает, какой
у неё размер обуви, но тяга проявить к родному человеку нежность и доброту
перехлёстывает всё. Духанин покупает сапожки.
Приехав вечером домой, он
показывает подарок жене и дочерям. Пока они с ахами и охами рассматривают его,
у Сергея трясутся руки: цена покупки по его зарплате очень велика. Клавдия
начинает примерять сапожки – и они оказываются малы ей. Несмотря на такую незадачу,
вечер в семье проходит по-особому: поступок Сергея создаёт особую атмосферу
теплоты.
Такая
атмосфера теплоты, доброты, народной сноровки и смекалки характерна для простых
героев шукшинских рассказов из народной глубинки, а также для сказки «До третьих
петухов», первого и последнего цветного полнометражного фильма по одноимённой повести
Василия Шукшина «Калина красная» (1974),
совершившего революцию в
советском художественном кинематографе своим смелым реализмом.
Ирина Кепанова
ещё раз напомнила историю, связанную со съёмками этого фильма. Название «Калина
красная» применительно к фильму подсказала Лидия Федосеева-Шукшина. Взято из
одноимённой песни, которую она спела Шукшину во время первого знакомства. После
долгих неудачных попыток запустить киноленту о Степане Разине Шукшин пришёл на
киностудию «Мосфильм», где частью трудового договора был запуск фильма о
советской современности. Этим фильмом и стала кинокартина «Калина красная».
Часть съёмок фильма проходила в
деревне Садовая Вологодской области, на момент съёмок она называлась Мериново.
Из десяти домов деревни половина была задействована в съёмках. Сцены приезда
Егора к Любе и их первого разговора в чайной сняты в деревне Тимонино. Здание
чайной было переоборудовано специально для съёмок из столовой. К ней была
пристроена веранда, на которой они сидели. Специально построили автобусную
остановку. Колония, из которой в начале фильма выходит Егор Прокудин, — это ФКУ
ИК-5 УФСИН России по Вологодской области (ранее — ИК 256/5), расположенная на острове
Огненном (озеро Новозеро Вологодской области), и больше известная под именами
«Огненный остров» или «Вологодский пятак».
В роли Куделихи, матери Егора,
снялась жительница деревни Мериново, ныне Садовая, крестьянка Ефимия Быстрова,
чья история жизни совпадала со сценарием. Старушка при съёмках не играла роль,
а просто рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях. В 2003 году
её односельчане поставили на её могиле памятник с фотографией из фильма.
В эпизодической роли конферансье
тюремного концерта снялся заместитель директора картины. После просмотра
готового фильма комиссией Госкино и требования многочисленных исправлений
Шукшин был госпитализирован из-за обострения язвы желудка. Пролежав некоторое
время, он сбежал оттуда, чтобы заняться правками. Количество внесённых
исправлений не удовлетворило руководство, однако картина была выпущена, потому
что комиссия испугалась смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни.
Кроме того, это совпало по времени с 50-летием киностудии «Мосфильм», во время
празднования которой член Политбюро Николай Подгорный произнёс речь о поддержке
реализма в советском киноискусстве.
После премьеры режиссёр получил
несколько писем от воров в законе, которые критиковали его за недостоверность.
В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни
убивают бывшие «коллеги». Немецкий кинорежиссёр и сценарист Р.В. Фассбиндер
включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов.
Василий Шукшин известен сегодня
молодёжи как писатель, который при жизни опубликовал пять сборников рассказов и
два романа, как актер, который сыграл более двадцати ролей, и как режиссёр, который снял шесть авторских
фильмов. Шукшин сочинял киносценарии и «повести для театра», пользовавшиеся в
1970-е репертуарным успехом. Как режиссер поставил фильмы «Живет такой парень»,
«Печки-лавочки», «Калина красная» и др. Как писатель тяготел к течению
«деревенской прозы». Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963
году в издательстве «Молодая гвардия». Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир»
отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутьё,
зоркость, пластичность»: «писатель словно растворён в своих героях, смотрит их
глазами». Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с
писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по
ночам. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время съёмок фильма Сергея
Бондарчука «Они сражались за Родину» второго октября 1974 года.
«Родина… Я живу с чувством, что
когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, чтобы
постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности», всегда есть куда
вернуться, когда станет невмоготу… Я думаю, что русского человека во многом
выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать. Есть где отдышаться,
собраться с духом», - писал В.М. Шукшин. На родине Шукшина, в с. Сростки, из
года в год со времени смерти писателя проходят всероссийские Шукшинские чтения,
на которые собираются тысячи людей – почитателей его таланта.
Паломничество на родину Шукшина
началось сразу после его смерти. Трудно было найти газету, журнал, которые бы
не писали о красоте земли сростинской и удивительных людях, прототипах героев
Василия Шукшина. Так потянулись на Алтай люди, целью которых было посмотреть и
понять, что же это такое — воспетая Шукшиным земля и её обитатели. В 1978 году
в селе открыли музей именитого земляка. Дом у Пикета сразу полюбился людям, а в
1989 году деревянное здание Сростинской школы, которую закончил Василий Шукшин
и даже немного преподавал в ней, стало главным зданием и хранилищем тысяч
экспонатов. В просторном школьном коридоре почти постоянно идут выставки.
Показать в Сростках свои произведения почитают за честь многие московские
мастера кисти. Мне тоже посчастливилось побывать на родине Василия Шукшина и
пообщаться с его сельчанами, среди которых уже мало осталось тех, кто
лично знал знаменитого земляка. Адрес
музея: село Сростки Бийского района, ул. Советская, 86.
«Здесь ощущается истинная любовь
к малой родине, с которой начинается Россия» — это лишь одно из тысяч признаний
в любви из многочисленных томов отзывов о работе музея. А имена в этих книгах
значимые — Виктор Астафьев, Георгий Жженов, Лев Дуров, Владимир Путин и
патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Камушки, Поповский остров,
Баклань, Пикет и другие любимые места многих поколений сростинцев остаются
неприкосновенными. Даже грандиозный памятник Шукшину на Пикете работы народного
художника России Вячеслава Клыкова органично вписался в местный пейзаж. Кстати,
мне приходилось бывать в Подмосковье в гостях у этого талантливого скульптора, приверженца
реалистической школы первой русской женщины-ваятеля А.С. Голубкиной.
Вячеслав Пьецух характеризовал
Шукшина «последним гением русской литературы» и так отзывался о его
литературном таланте:
«…Словом, не объяснить, «из
какого сора» явился шукшинский мир, эта скрупулёзная анатомия русской жизни
1960-х и начала 1970-х годов, по которой грядущие поколения будут о нас
судить».
Сегодня о Владимире Высоцком и
Василии Шукшине, как когда-то предвидел Булат Окуджава, мы судим по их удачам и
достижениям, по тому, что очаровало нас в шестидесятых и продолжает с
нарастанием волновать и сегодня. Вечер в музее Сергея Бородина завершился коллективным исполнением песни Владимира
Высоцкого «Большой каретный».
Гуарик Багдасарова