вторник, 9 июля 2019 г.

Ташкентская премьера «Царских дней»: «О, солнце, засвети мне огонёк!..»




         В минувшее воскресенье – 07 07 19 – в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению Высокопреосвященнейшего
Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского,  Главы Среднеазиатского митрополичьего округа, состоялась ташкентская премьера «Царских дней»: «О, солнце, засвети мне огонёк!..».
«Царскими днями» называется ежегодный фестиваль православной культуры в Екатеринбурге и Свердловской области, который посвящён скорбной памяти мученического подвига царской семьи, казнь которой большевистским правительством совершилась 101 год тому назад в памятном Ипатьевском доме, на месте которого сейчас воздвигнут величественный Храм на Крови и прекрасное здание духовно-просветительского Центра «Царский». Уже не первый год в концертном зале духовно-просветительского Центра «Царский» и на сценах других  концертных и общественных центров Екатеринбурга проводится обширнейшая и разнообразная фестивальная программа с участием многих гостей, как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья.
В этом году этот Международный фестиваль проводится уже в восемнадцатый раз. Большинство концертных залов и музеев города становится участниками фестивальной программы «Царские Дни» и открывают экспозиции, так или иначе связанные с именем Государя Императора Николая II и его семьи. Фестиваль пройдёт с 12 по 21 июля на Урале. В рамках фестиваля проводятся торжественные богослужения, крестные ходы, выставки, концерты и другие мероприятия.
Стоит отметить особо, что творческую группу ведущих солистов оперы Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои под руководством ведущего режиссёра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима,  уже в пятый раз приглашают в качестве почётных участников этого фестиваля. Все их выступления неизменно находят горячий приём екатеринбургской публики. На этот раз новая   вокально-поэтическая композиция «О, солнце, засвети мне огонёк…» будет исполнена 18 июля на предстоящем фестивале «Царские дни» в концертном зале центра «Царский» в Екатеринбурге в рамках Царских музыкальных вечеров. Предполагается ещё одно знаменательное выступление узбекистанцев – в зале Дома-музея П.И.Чайковского в Алапаевске, где задумано исполнить программу, связанную с романсовым творчеством великого русского композитора.
Ташкентцы стали первыми зрителями уникальной программы, фактически открывшей «Царские дни» в узбекской столице. В ней приняли участие ведущие солисты Государственного академического Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои: лауреаты международных конкурсов Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Людмила Слоним (музыкальный руко¬водитель и концертмейстер, партия фортепьяно); режиссер-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним (композиция, режиссура, поэтическая лирика).
В целом, минувший ХХ век был исполнен не только священного героизма защиты  Отечества, но и большого трагизма, бессмысленного  преступного варварства,  идеологических перегибов большевистской власти, отразившихся как в горестных судьбах царских особ, так и множества простых и творческих людей. Конечно же, эти перипетии нашли отражение в разных жанрах искусства. Этот «настоящий двадцатый век»  в «Поэме без героя» Анны Ахматовой явился миру в венце войн и революций. Он принёс и великие преобразования, и не менее неимоверные страдания и муки.


В программе вечера нашлось место многому: гимну любви, тревожному предупреждению о возможных социальных и моральных катастрофах, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, извечному противопоставлению Добра и Зла, горечи крушений мечты, глубинному чувству отечества и непоколебленной вере в русское искусство, русскую речь и православный народ.


Концертная программа  была весьма разнообразна и многопланова. Она органично включала в себя классические вокальные произведения, русские романсы П. Чайковского, А. Верстовского, Н. Римского-Корсакова, П. Булахова, С. Рахманинова, оперные арии европейских композиторов Ш. Гуно, Л. Ардити, Л. Делиба,  русские народные песни. Весь этот многоликий мир предстал не только воплощением  духовного богатства царской семьи – но и каждой души тех, кому довелось жить на рубеже эпох. И вот это исконно человеческое  начало, неразрывно связанное с мечтой о счастье, надеждами, обвалами грёз, ломкой судеб – во всей полноте вписалось в композицию необычного вечера-концерта. Артисты ГАБТ заставили пережить зрителей вместе с ними красоту возвышенных чувств, свойственных романсной музыке, печальные и весёлые настроения широких, как «Волга-реченька», распевных русских народных песен, и  своеобразную гармонию классических арий европейской оперы. В программу концерта были включены наряду с известными произведениями редко исполняемые музыкальные и  поэтические номера.


Само название вечера – «О солнце, засвети мне огонек!» - было сформировано из первой строки романса митрополита Серафима (Чичагова) – замечательного церковного и общественного деятеля ХХ века, поэта, композитора, художника и носителя еще многих талантов. Он трагически закончил жизнь в роковом 1938 году, подобно многим своим собратьям – священникам. В исполнении Лятифе Абиевой романс прозвучал пронзительно и трагично, задав тон как своеобразный «эпиграф ко всему вечеру». Эту же заострённую интонацию и призыв к духовному очищению несли в себе вокальные произведения «Когда в листве, сырой и ржавой...» Людмилы Слоним на стихи последнего поэта Золотого века и «трагического тенора эпохи» - А. Блока в исполнении А. Юдиной. Погрузившись в самую глубину сложного по драматургии  и  строю романса Людмилы Слоним, А. Юдина в ансамбле с автором выпукло и убедительно донесла трагедийный смысл этого произведения. А затем в проникновенной песне-молитве митрополита  Серафима Чичагова «Хочу молиться!» Лятифе Абиева и Анастасия Юдина поистине вознесли наши души к  умиротворению, в котором правят  бал истинные высоты и гармонии.


Впервые в Узбекистане (да и в России, пожалуй, это редчайшее произведение давно не исполнялось!)  прозвучал трепетно-нежный романс А. Верстовского на стихи  А. Грибоедова «Ах, точно ль никогда?» в задушевном исполнении Анастасии Юдиной. В её же классической интерпретации публика услышала исконную, традиционную версию русской народной песни «Волга-реченька глубока…» и задорную русскую народную песню «Не будите меня, молоду…».  Во время исполнения этой же солисткой романса П. Чайковского «Растворил я окно…» на стихи Великого князя Константина Романова (К.Р.) зрители ощутили на себе  флюиды свежего весеннего вечера, бесконечного простора за окном и аромата цветущей сирени в  усадебном саду и радости возрождения природы и с ней самой жизни. И опять ностальгическое чувство, которое нередко обуревало души многих, вынужденных расстаться с отчизной во времена великих переломов, – с новой силой и остротой прозвучало в композиции вечера.


Экспрессивный, драматически заостренный «блок» вечера был представлен пронзительным романсом С.Рахманинова «Пора!» на стихи С. Надсона в эмоциональном исполнении Анастасии Юдиной. Она убедительно раскрыла пагубность опустошения души и оскудения личностных начал, а затем с поразительной простотой и доверительностью поведала о крушении женских грёз о любви и счастье в замечательном романсе-моноспектакле П. Чайковского «Забыть так скоро...» (на стихи А. Апухтина). Лятифе Абиева со своей стороны дополнила этот «блок» драматической простотой несостоявшегося счастья в другом прекрасном романсе П. Чайковского – «Он так меня любил...».
С особой верой в народный оптимизм прозвучали  песни А. Варламова на стихи народные «Что мне жить и тужить?» и «Уж я с вечера сидела…» П. Булахова на стихи В. Краснова в обаятельном и задорном исполнении Лятифе Абиевой. Она же раскрыла мир грёз юной Джульетты – взволнованной, верящей в неясную мечт, -  в знаменитом «Вальсе» из оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». А чуть позднее в другом салонном вальсе – «Поцелуе» Луиджи Ардити – воплотила утончённость и изысканность прекрасной женской души. Дуэт обеих солисток органично исполнил полную живого огня и народной смекалки песню-романс П. Чайковского на стихи И. Сурикова «В огороде возле броду», вызвавшего в зале горячие аплодисменты. Уже под занавес  талантливые вокалистки, способные перевоплощаться как  в утончённых аристократок, так и в простых дев, вышли на сцену с огромными букетами подаренных им гладиолусов и, как две богини Флоры, спустившиеся на грешную землю, восторженно исполнили гимн  Красоте и Любви – «Цветочный дуэт» из оперы «Лакме», горячо принятый зрителями. И неразрывный ансамбль талантливых и обаятельных певиц с Людмилой Слоним уверенно выстроил «здание» всей программы – чрезвычайно разнообразной и цельной по замыслу.


         Поэтическая лирика – от А. Пушкина до В. Гёте и авторских стихов Андрея Слонима в его  артистичной выразительной декламации  - наполнила программу гаммой человеческих чувств, полнотой жизни и объединила век минувший с нынешним в неизбывном стремлении людей к гармонии с природой,  способности к самопожертвованию, состраданию и желанию жить в мире и согласии со всеми. Здесь пушкинский «Пророк» органично соседствовал с лермонтовским «Предсказанием» и трагическим предвидением Александра Блока «Всё ли спокойно в народе?». Здесь снова саркастичный Мефистофель вступал в извечный спор со Всевышним о Человеке в знаменитом Прологе  из гётевского»Фауста». Здесь авторские стихи самого Андрея Слонима в его экспрессивном исполнении охватывали разные «зоны» состояний духа и событий – от образов Царской Семьи до философских осмыслений важнейших жизненных категорий. И всё это – многое и разнообразное - оказалось возможным, реализованным  в продемонстрированном на вечере  настоящем искусстве, посвящённом святым Царственным Страстотерпцам и истории России, доказавшем спустя более столетия, что тела убиенных суть Храм живущего в них Святого Духа… И еще одна ценнейшая мысль пронизывала этот вечер – нет ничего ценнее Человека и его души с его извечным правом на Счастье и Гармонию, с его мечтами и устремлениями, с его борьбой с историческими и житейскими обстоятельствами... И это хрупкое и святое свойство человеческой натуры – надо всеми силами беречь и свято сохранять.


После концерта артисты ГАБТ им. А. Навои вместе с Андреем Слонимом ещё долго прощались с не отпускавшими их благодарными зрителями до следующего концертного сезона, который откроет отдел  по культуре «Сретенье» РПЦ в сентябре этого года. Так пожелаем же им добрых и радостных выступлений на екатеринбургской земле, горячего приёма уральских зрителей – и неизменного объединения душ в высшем порыве единения Музыки и Слова, которое неизменно несут наши прекрасные исполнители в каждом своем новом приношении зрителям...

Гуарик Багдасарова

Фото: Михаил Левкович


Комментариев нет:

Отправить комментарий