В минувшее
воскресенье – 07 07 19 – в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии
РПЦ по благословению Высокопреосвященнейшего
Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы Среднеазиатского митрополичьего округа,
состоялась ташкентская премьера «Царских дней»: «О, солнце, засвети мне
огонёк!..».
«Царскими днями» называется
ежегодный фестиваль православной культуры в Екатеринбурге и Свердловской
области, который посвящён скорбной памяти мученического подвига царской семьи,
казнь которой большевистским правительством совершилась 101 год тому назад в
памятном Ипатьевском доме, на месте которого сейчас воздвигнут величественный
Храм на Крови и прекрасное здание духовно-просветительского Центра «Царский».
Уже не первый год в концертном зале духовно-просветительского Центра «Царский»
и на сценах других концертных и
общественных центров Екатеринбурга проводится обширнейшая и разнообразная
фестивальная программа с участием многих гостей, как из России, так и из
ближнего и дальнего зарубежья.
В этом году этот Международный
фестиваль проводится уже в восемнадцатый раз. Большинство концертных залов и
музеев города становится участниками фестивальной программы «Царские Дни» и
открывают экспозиции, так или иначе связанные с именем Государя Императора
Николая II и его семьи. Фестиваль пройдёт с 12 по 21 июля на Урале. В рамках
фестиваля проводятся торжественные богослужения, крестные ходы, выставки,
концерты и другие мероприятия.
Стоит отметить особо, что
творческую группу ведущих солистов оперы Государственного академического
Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои под руководством ведущего
режиссёра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, уже в пятый раз приглашают в качестве
почётных участников этого фестиваля. Все их выступления неизменно находят
горячий приём екатеринбургской публики. На этот раз новая вокально-поэтическая композиция «О, солнце,
засвети мне огонёк…» будет исполнена 18 июля на предстоящем фестивале «Царские
дни» в концертном зале центра «Царский» в Екатеринбурге в рамках Царских
музыкальных вечеров. Предполагается ещё одно знаменательное выступление
узбекистанцев – в зале Дома-музея П.И.Чайковского в Алапаевске, где задумано исполнить
программу, связанную с романсовым творчеством великого русского композитора.
Ташкентцы стали первыми зрителями
уникальной программы, фактически открывшей «Царские дни» в узбекской столице. В
ней приняли участие ведущие солисты Государственного академического Большого
театра Узбекистана им. Алишера Навои: лауреаты международных конкурсов
Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Людмила Слоним
(музыкальный руко¬водитель и концертмейстер, партия фортепьяно);
режиссер-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств
Узбекистана Андрей Слоним (композиция, режиссура, поэтическая лирика).
В целом, минувший ХХ век был
исполнен не только священного героизма защиты
Отечества, но и большого трагизма, бессмысленного преступного варварства, идеологических перегибов большевистской
власти, отразившихся как в горестных судьбах царских особ, так и множества
простых и творческих людей. Конечно же, эти перипетии нашли отражение в разных
жанрах искусства. Этот «настоящий двадцатый век» в «Поэме без героя» Анны Ахматовой явился
миру в венце войн и революций. Он принёс и великие преобразования, и не менее
неимоверные страдания и муки.
В программе вечера нашлось место
многому: гимну любви, тревожному предупреждению о возможных социальных и моральных
катастрофах, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, извечному
противопоставлению Добра и Зла, горечи крушений мечты, глубинному чувству
отечества и непоколебленной вере в русское искусство, русскую речь и
православный народ.
Концертная программа была весьма разнообразна и многопланова. Она
органично включала в себя классические вокальные произведения, русские романсы
П. Чайковского, А. Верстовского, Н. Римского-Корсакова, П. Булахова, С.
Рахманинова, оперные арии европейских композиторов Ш. Гуно, Л. Ардити, Л.
Делиба, русские народные песни. Весь
этот многоликий мир предстал не только воплощением духовного богатства царской семьи – но и
каждой души тех, кому довелось жить на рубеже эпох. И вот это исконно
человеческое начало, неразрывно
связанное с мечтой о счастье, надеждами, обвалами грёз, ломкой судеб – во всей
полноте вписалось в композицию необычного вечера-концерта. Артисты ГАБТ
заставили пережить зрителей вместе с ними красоту возвышенных чувств,
свойственных романсной музыке, печальные и весёлые настроения широких, как
«Волга-реченька», распевных русских народных песен, и своеобразную гармонию классических арий
европейской оперы. В программу концерта были включены наряду с известными произведениями
редко исполняемые музыкальные и
поэтические номера.
Само название вечера – «О солнце,
засвети мне огонек!» - было сформировано из первой строки романса митрополита
Серафима (Чичагова) – замечательного церковного и общественного деятеля ХХ
века, поэта, композитора, художника и носителя еще многих талантов. Он
трагически закончил жизнь в роковом 1938 году, подобно многим своим собратьям –
священникам. В исполнении Лятифе Абиевой романс прозвучал пронзительно и
трагично, задав тон как своеобразный «эпиграф ко всему вечеру». Эту же заострённую
интонацию и призыв к духовному очищению несли в себе вокальные произведения
«Когда в листве, сырой и ржавой...» Людмилы Слоним на стихи последнего поэта
Золотого века и «трагического тенора эпохи» - А. Блока в исполнении А. Юдиной.
Погрузившись в самую глубину сложного по драматургии и
строю романса Людмилы Слоним, А. Юдина в ансамбле с автором выпукло и
убедительно донесла трагедийный смысл этого произведения. А затем в
проникновенной песне-молитве митрополита
Серафима Чичагова «Хочу молиться!» Лятифе Абиева и Анастасия Юдина
поистине вознесли наши души к умиротворению, в котором правят бал истинные высоты и гармонии.
Впервые в Узбекистане (да и в
России, пожалуй, это редчайшее произведение давно не исполнялось!) прозвучал трепетно-нежный романс А.
Верстовского на стихи А. Грибоедова «Ах,
точно ль никогда?» в задушевном исполнении Анастасии Юдиной. В её же классической
интерпретации публика услышала исконную, традиционную версию русской народной
песни «Волга-реченька глубока…» и задорную русскую народную песню «Не будите
меня, молоду…». Во время исполнения этой
же солисткой романса П. Чайковского «Растворил я окно…» на стихи Великого князя
Константина Романова (К.Р.) зрители ощутили на себе флюиды свежего весеннего вечера, бесконечного
простора за окном и аромата цветущей сирени в
усадебном саду и радости возрождения природы и с ней самой жизни. И
опять ностальгическое чувство, которое нередко обуревало души многих,
вынужденных расстаться с отчизной во времена великих переломов, – с новой силой
и остротой прозвучало в композиции вечера.
Экспрессивный, драматически
заостренный «блок» вечера был представлен пронзительным романсом С.Рахманинова «Пора!» на
стихи С. Надсона в эмоциональном исполнении Анастасии Юдиной. Она убедительно раскрыла пагубность опустошения души и оскудения личностных начал, а затем с поразительной простотой и
доверительностью поведала о крушении женских грёз о любви и счастье в
замечательном романсе-моноспектакле П. Чайковского «Забыть так скоро...»
(на стихи А. Апухтина). Лятифе Абиева со своей стороны дополнила этот
«блок» драматической простотой несостоявшегося счастья в другом
прекрасном романсе П. Чайковского – «Он так меня любил...».
С особой верой в народный
оптимизм прозвучали песни А. Варламова
на стихи народные «Что мне жить и тужить?» и «Уж я с вечера сидела…» П.
Булахова на стихи В. Краснова в обаятельном и задорном исполнении Лятифе Абиевой.
Она же раскрыла мир грёз юной Джульетты – взволнованной, верящей в неясную мечт,
- в знаменитом «Вальсе» из оперы Шарля
Гуно «Ромео и Джульетта». А чуть позднее в другом салонном вальсе – «Поцелуе» Луиджи
Ардити – воплотила утончённость и изысканность прекрасной женской души. Дуэт
обеих солисток органично исполнил полную живого огня и народной смекалки
песню-романс П. Чайковского на стихи И. Сурикова «В огороде возле броду»,
вызвавшего в зале горячие аплодисменты. Уже под занавес талантливые вокалистки, способные
перевоплощаться как в утончённых
аристократок, так и в простых дев, вышли на сцену с огромными букетами подаренных
им гладиолусов и, как две богини Флоры, спустившиеся на грешную землю,
восторженно исполнили гимн Красоте и
Любви – «Цветочный дуэт» из оперы «Лакме», горячо принятый зрителями. И
неразрывный ансамбль талантливых и обаятельных певиц с Людмилой Слоним уверенно
выстроил «здание» всей программы – чрезвычайно разнообразной и цельной по
замыслу.
Поэтическая
лирика – от А. Пушкина до В. Гёте и авторских стихов Андрея Слонима в его артистичной выразительной декламации - наполнила программу гаммой человеческих
чувств, полнотой жизни и объединила век минувший с нынешним в неизбывном
стремлении людей к гармонии с природой,
способности к самопожертвованию, состраданию и желанию жить в мире и
согласии со всеми. Здесь пушкинский «Пророк» органично соседствовал с
лермонтовским «Предсказанием» и трагическим предвидением Александра Блока «Всё
ли спокойно в народе?». Здесь снова саркастичный Мефистофель вступал в извечный
спор со Всевышним о Человеке в знаменитом Прологе из гётевского»Фауста». Здесь авторские стихи
самого Андрея Слонима в его экспрессивном исполнении охватывали разные «зоны»
состояний духа и событий – от образов Царской Семьи до философских осмыслений
важнейших жизненных категорий. И всё это – многое и разнообразное - оказалось
возможным, реализованным в
продемонстрированном на вечере настоящем
искусстве, посвящённом святым Царственным Страстотерпцам и истории России,
доказавшем спустя более столетия, что тела убиенных суть Храм живущего в них
Святого Духа… И еще одна ценнейшая мысль пронизывала этот вечер – нет ничего
ценнее Человека и его души с его извечным правом на Счастье и Гармонию, с его
мечтами и устремлениями, с его борьбой с историческими и житейскими обстоятельствами...
И это хрупкое и святое свойство человеческой натуры – надо всеми силами беречь
и свято сохранять.
После концерта артисты ГАБТ им.
А. Навои вместе с Андреем Слонимом ещё долго прощались с не отпускавшими их
благодарными зрителями до следующего концертного сезона, который откроет
отдел по культуре «Сретенье» РПЦ в сентябре
этого года. Так пожелаем же им добрых и радостных выступлений на екатеринбургской
земле, горячего приёма уральских зрителей – и неизменного объединения душ в
высшем порыве единения Музыки и Слова, которое неизменно несут наши прекрасные
исполнители в каждом своем новом приношении зрителям...
Гуарик Багдасарова
Фото: Михаил Левкович
Комментариев нет:
Отправить комментарий