воскресенье, 25 августа 2019 г.

«Легенда о любви» на сцене ГАБТ в Ташкенте


         В Год Казахстана в Узбекистане «Астана Балет» впервые представил на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои лучшие постановки из своего репертуара.  Гастроли молодого балетного коллектива начались 22 08 19 с  концертной программы «Наследие Великой степи» и  современного одноактного балета «A Fuego Lento». Гастрольную программу  казахстанского коллектива 24 и 25 августа продолжил всемирно известный балет Арифа Меликова «Легенда о любви» - воссозданная постановка Юрия Григоровича, украшающая репертуар Мариинского театра в Санкт-Петербурге с 1961 года и блистающая на сцене Большого театра в Москве (1965).
         Театр «Астана Балет» был основан в 2012 году по инициативе первого президента Казахстана  - Нурсултана  Назарбаева. Дебютное выступление состоялось в июле 2013 г. и за шесть лет  коллектив обрёл тысячи поклонников в Казахстане и за его пределами. Основываясь на богатстве классического наследия и современного балетного искусства, театр развивает и выводит национальный танец на большую сцену. Столичный коллектив выступал на знаменитых сценах России, Китая, США, Азербайджана, Франции, Италии,  Белоруссии, Бельгии, Японии и Польши.
Спектакль «Легенда о любви» в  постановке Юрия Григоровича  на сцену  «Астана  Балет»  с точностью до нюансов  перенесли ассистенты знаменитого хореографа - Руслан Пронин и  Оксана Цветницкая. В прошлом солисты Большого театра, сегодня они воссоздают спектакли прославленного  балетмейстера на ведущих сценах  России, Кореи, Китая, Германии и Бельгии.


Перед началом  завершающего гастрольного спектакля состоялась пресс-конференция с гостями «Астана Балета» -  Русланом Прониным  и руководителем симфонического оркестра  Большого театра Узбекистана  - маэстро Арманом  Уразгалиевым. Ташкентских  зрителей волновали не только история знаменитого балета, но и  черты современного новаторства его постановки.
- У нас имя Юрия Григоровича ассоциируется с советской классикой балета: какие элементы современной хореографии были Вами привнесены в легендарную постановку за последние годы?
Руслан Михайлович Пронин: - Мы пытались сделать спектакль в духе новой эстетики, которая существует сегодня в балетном мире. Спектакль с 60-годов прошлого века прошёл большой путь эволюции: всё, что мы пытаемся привнести в постановку, мы делаем с ведома Юрия Николаевича. Сегодня он также современен, как в середине ХХ века.
- Вы впервые в нашей стране? Восток ассоциируется обычно с экзотикой. Есть ли она в вашей постановке?
- Мы впервые здесь в Узбекистане, приехали с труппой  «Астана-Балет», которую мы курируем, в связи с  постановкой «Легенды о любви». Это был первый опыт постановки спектакля с «Астана-Балетом». Её премьера состоялась в Нур-Султане в июле этого года, и в эти дни мы представили  постановку, которая занимает особое место среди работ Юрия Григоровича, на суд ташкентским зрителям.
В основу сюжета положено  древнее персидское сказание, будто созданное  для балета с его любовью к экзотике.  Самое главное в постановке Юрия Николаевича  - реализация балетного театра. Наш спектакль - это развитие на протяжении трёх действий сюжетной линии с его контрастами, противопоставлениями любви и ненависти, отваги и слабости, которые усилили музыка и сценография. 
- Как справились артисты «Астана Балета» с этой задачей на сцене ГАБТ им. А. Навои? Ваши ожидания от этих гастролей и от наших зрителей оправдались для Вас?
 -  Выступать в театре с его многолетними традициями – большая ответственность для артистов балета. Нас особенно радует большая сцена и великолепное отреставрированное здание старинного Государственного академического Большого театра, построенного ещё в сороковые годы ХХ века. Для нас большая честь и ответственность представлять  наш спектакль в таком храме искусства.
На Западе мы пока ещё этот спектакль не ставили: там  с успехом идут «Раймонда», «Спартак», многие другие  балетные спектакли Юрия  Григоровича. Мне кажется, у этого спектакля большое будущее. Он сейчас вызывает интерес по всему миру. Там заложен хороший фундамент, чтобы этот балет ещё долго радовал зрителей на должном уровне.
         «У спектакля, - подчеркнул в беседе с журналистами  Руслан Пронин, - сложная сценография, в основе которой лежит элемент открывающейся и закрывающейся старой книги, из которой выходят и куда заходят все персонажи спектакля. Не каждая сцена может принять эту сценографию».
В целом, сценография обращает зрителей к наиболее раннему литературному источнику – знаменитой поэме Алишера Навои «Фархад и Ширин». Поэтому спектакль насквозь поэтичный: особенно ярко это проявляется в музыке Арифа Меликова. В ней достаточно много народных восточных напевов. Хореография Юрия Григоровича органично совмещает европейские и  национальные этнические элементы восточных танцев. В необычной  сценографии учтены все нюансы: от  выразительной лаконичной   декорации, разнообразных характерных костюмов до освещения сцены.


Костюмы и декорации к премьерным показам в Нур-Султане создавались по эскизам Симона Вирсаладзе. О нём говорят в труппе не иначе как о художнике, что он «одел танец». Совместными усилиями российских и казахстанских мастеров под руководством художника по восстановлению  сценографии Дмитрия Чербаджи удалось воссоздать каноничное оформление сцены,  что в сочетании с насыщенными цветами световой формы балета погружают зрителей в атмосферу древних восточных сказаний. Декорации в виде открытой книги оставляют пространство сцены на откуп артистам, где танцем они говорят о любви: в кроваво-красных цветах, когда на сцене главенствует царица Мехменэ, и нежно-голубых оттенках, когда в центре сюжета оказываются возлюбленные Ферхад и Ширин.
В основе сюжета - древняя восточная легенда. Две сестры - Мехмене Бану (Айжан Мукатова) и Ширин (Татьяна Тен) - страстно влюбляются в придворного художника Ферхада (Фархад Буриев). Ширин сразу покоряет сердце прекрасного юноши, а взаимная любовь  для Мехмене Бану невозможна: когда-то она пожертвовала своей красотой ради спасения жизни сестры и превратилась в страшную старуху. Сбежавших из дворца влюбленных ждет тяжелое испытание,  и Ферхад жертвует своей любовью ради спасения народа. Он решает остаться в горах, чтобы пробить реку в горах и оживить землю. Ферхад готов пожертвовать личным счастьем ради  людей. В конце спектакля все склоняются перед великим самопожертвованием Ферхада.


Мощные сцены с участием кордебалета и эмоциональные монологи четырёх главных действующих лиц  в исполнении артистов театра «Астана Балет» добавляют этому широкому  хореографическому полотну собственные яркие и ни с чем несравнимые  краски. Поддержки и сложнейшие вариации исполнителей главных героев восточной сказки поражают воображение и заставляют признать зрителей в безграничности пластических возможностей человеческого тела. Каждое движение и даже жест, поражающий своей красотой и психологизмом, тотчас вызывали в зале бурную овацию.  Ярко, выразительно выступили артисты балета «второго» плана: визирь – Амир Жексенбек; Незнакомец – Нельсон Пенья Нуньез; Шут – Елдар Сарсынбаев.


Временами  глаза разбегались по сцене, так как даже в кордебалете  в массовых сценах у каждой группы, будь то друзья Ферхада, или офицеры придворные, или танцовщицы при дворце – был свой, отличный от других, хореографический рисунок и  характерный ритм. Они дополняли друг друга и вносили свою неповторимую эмоциональную краску в  развитие действия и тем самым синхронно отражали всё полифоническое  богатство музыки к балету.
Либретто балета «Легенда о любви» турецкий поэт и драматург Назым Хикмет создал на основе собственной драмы «Ферхад и Ширин», которая, в свою очередь, основывалась на поэмах классика азербайджанской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» и  основателя узбекской классической литературы Алишера Навои «Фархад и Ширин». В 1958 году молодой азербайджанский композитор Ариф Меликов приступил к работе над балетом, которая продолжалась два года. Как вспоминал позже композитор: «Написав балет, я тут же сел в самолёт, прилетел в Ленинград в Мариинский театр и показал музыку. Меня сразу же хорошо приняли, заключили со мной договор. И вот в 1961 году состоялась премьера „Легенды о любви“. Это была феерическая премьера».


         Маэстро Арман Уразгалиев, в эти  гастрольные дни дирижировавший  симфоническим оркестром Большого театра Узбекистана,  смог вместе с нашими музыкантами донести до зрителей свежесть этой феерической постановки спустя 58 лет после первой премьеры. Вот что он рассказал перед началом спектакля о предшествующей работе перед премьерой:
- Мы проделали большую работу с оркестром, добиваясь полного контакта, хотя всё равно времени нам не хватило… Мы провели четыре оркестровых репетиций, на которых полностью разобрали партитуру и либретто в целом.
- С кем Вам легче работать – с артистами балета или с оперными певцами?
         - На данный момент – с артистами балета, так как я всецело переключился на балетную музыку и постигаю, как нужно до малейших нюансов аккомпанировать  балетный спектакль.
- Что Вы можете сказать о музыке Арифа Меликова к балету «Легенда о любви»?
- Азербайджанский композитор Ариф Меликов – это великий композитор, к сожалению, не так давно ушедший от нас. Музыка к балету «Легенда о любви» - это гениальная музыка, настолько она тонко написана и грамотно инструментована, богато передаёт восточную тематику. Эта постановка, в которой музыка совершенно сочетается с хореографией,  проверена временем и является визитной карточкой Юрия Григоровича. Лучше, мне кажется, просто невозможно сделать: все без исключения художественные образы точно прорисованы в музыке и хореографии. Играть и дирижировать такую музыку одно удовольствие!
В каждом балетном спектакле есть определённые главные и между ними связующие сцены. Основные сцены мы особенно отрабатывали. Я посмотрел много вариантов этой постановки и обнаружил, что эта самая актуальная версия на сегодняшний день, так как она прославляет жертвенную любовь, патриотизм и звучит очень современно. Глубокие  переживания и сильные эмоции, душевные муки и отчаяние, испытания и   жертвенность не оставят равнодушным никого, потому  сама любовь говорит на языке музыки Арифа Меликова и хореографии Юрия Григоровича.





         По окончании спектакля артистов "Астана Балета" долго вызывали на поклоны и одаривали цветами. На авансцене в больших корзинах алели огромные букеты  роз, которыми обменялись Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Узбекистан Дархан Сатыбалды и руководство ГАБТ им. Навои. В фойе театра – море счастливых лиц и улыбок: фотографировались на память с  казахстанскими артистами и художественным руководителем балетной труппы Большого театра Узбекистана, народным артистом России Андрисом Лиепой, который высоко оценил «Астана Балет». Такое феерическое событие в культурной жизни узбекской столицы запомнится всем надолго.

Гуарик Багдасарова

Фото автора и Юрия Полянского

Комментариев нет:

Отправить комментарий