В Государственном
академическом Большом театре Узбекистана им. А. Навои 19 10 19 состоялся концерт для любителей русского романса под
названием «Как сладко с тобою мне быть…». В мир романса и дуэтов Михаила
Ивановича Глинки (1804-1857) ввели нас режиссёр и ведущий программы –
заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей
Слоним и солисты ГАБТ им. А. Навои: заслуженная
артистка Узбекистана Гульшан Азизова
(сопрано), Нурмахмат Мухамедов (тенор), лауреат международных конкурсов Зарина Шаметова (партия фортепиано).
В красивом и уютном фойе – на
новой «малой сцене» театра собрались многие, кто желал в этот день насладиться русскими
романсами. Андрей Слоним начал с рассказа о сути и истории создания романсов
Михаила Ивановича Глинки, а также привёл множество интересных фактов,
касающихся музыкального содержания избранных произведений. Избегая пересказа
хронологии и дат жизни композитора, Андрей Евсеевич сумел в лаконичных
преамбулах образно воссоздать творческое лицо Михаила Ивановича Глинки.
Этого выдающегося композитора по
праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он
заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё
один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство:
многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений.
Романсовое творчество Глинки, по мнению А.Е.
Слонима, бесценно. В нём он сумел
обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до
истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный
творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор
невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться
портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по
удивительным странам. А далее происходит нечто ещё более удивительное. Именно
начиная с творчества Глинки, романс перестает быть только «пропеваемым»
произведением, превращаясь в особый вокально-психологический моноспектакль
малой формы, в котором живет и трепещет, надеется и страдает, верит и
разубеждается мятущаяся душа человеческая... И требуется особое, не только
сугубо вокальное, а артистическое мастерство исполнителя, чтобы органично и
убедительно «прожить» эти состояния духа, наполняя их каждый раз новым живым
смыслом. И скажу со всей уверенностью, что исполнителям этого глинковского
«венка» романсов необходимая органика, чуткая ансамблевость и утонченная
осмысленность каждой спетой фразы и слова – удались в полной мере, и были высоко
оценены чуткими слушателями.
Знаменательно, что камерный концерт
совпал с Лицейской годовщиной - 19
октября, 220-летием А.С. Пушкина и
205-летием М.Ю. Лермонтова в этом году, поэтому он включал в себя романсы на стихи
выдающихся русских поэтов «золотого века», современников композитора. Михаил
Иванович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным во время обучения в
Благородном пансионе. Поэт часто навещал там своего младшего брата Льва. Глинка
на стихи Пушкина написал десять романсов: примечательно, что композитор, в основном, выбирал для своих
композиций раннюю лицейскую лирику поэта.
Стоит заметить, что стихи Пушкина, необыкновенно
музыкальные в своей конструкции и драматургии – перекладываются на музыку
разных композиторов весьма непросто, настолько целостен и ясен в них их
собственный музыкальный мир. Лишь избранные композиторы – и Глинка первый среди
них! – органично воссоздавали на стихи Поэта яркие и своеобразные произведения:
они раскрыли слушателям их новую жизнь в союзе пушкинского Слова с Музыкой.
Программу открыл великолепный
слаженный дуэт Гульшан Азизовой и
Нурмахмата Мухамедова, исполнивший романс М. Глинки «Не искушай меня без нужды...» на стихи молодого тогда малоизвестного поэта
Евгения Баратынского, которого, кстати, высоко ценил А.С. Пушкин. И сразу
ощутилась атмосфера свободного и искреннего музицирования – совсем, как тогда в
уже давние, глинковские времена, когда в уютных гостиных при свечах в долгие
осенние вечера люди пели о своих грёзах, о любви, о неуловимости счастья, об
утраченной мечте... А собравшиеся гости, слушая их, наслаждались их пением и
улетали своими мечтаниями в неоглядные дали...
Многие вокальные миниатюры Глинки
приобрели широкую известность, но особой популярностью среди них пользовался
именно этот романс, сочинённый Глинкой в 1825 году. Его относят к раннему периоду творческого пути
композитора. Эта элегия с плавной и выразительной мелодической линией,
повествует о чувствах и сомнениях разочарованного в любви человека, однако
питающего тайную надежду на её воскрешение. И как во многих романсах Глинки –
трепетный вопрос влюблённого героя зачастую остается без ответа, адресат излучаемого чувства, к сожалению, зачастую не
может ни оценить порыв любви, ни ответить на него. Такова драматическая суть
многих романтических созданий Михаила Ивановича Глинки – поэта беззаветной
любви без ответа и порыва души, не встречающего понимания...
Исполнители смогли передать
трепетное волнение сдержанной музыки и психологический подтекст поэтического
текста. Романс «Не искушай меня без нужды…» был по достоинству оценён нашими слушателями
как одно из самых совершенных произведений вокальной лирики Глинки и вызвал овацию в зале.
Стоит отметить, что в тот же
период романтическая натура композитора с её стремлениям предаваться
мечтательным грёзам находила упоение в элегических стихах Жуковского. Образ
Певца, не принятого и отверженного людским непониманием, пронизывал многие
поэтические творения того времени. Так, поэтический текст Василия Андреевича,
доводивший Михаила Ивановича до слёз, в 1826 году лёг в основу вокальной композиции «Бедный певец», прозвучавшем в
концерте во вдохновенном исполнении Гульшан Азизовой. В 1839 г. Михаил Иванович
сочинил «В крови горит огонь желанья», а в 1840 году - «Я помню чудное
мгновенье» и «Признание». Спустя девять лет, к юбилею Пушкина, из-под пера
композитора вышло ещё три замечательных романса: «Заздравный кубок», «Адель» и
«Мери». Впоследствии этот период, характеризующийся расцветом
камерно-вокального творчества Глинки, музыковеды стали называть «пушкинской
порой».
Андрей Слоним вспомнил и о чрезвычайно интересной истории создания
романса М. Глинки «Я помню чудное
мгновенье», почти мистической. Как известно, изначально Александр Сергеевич
посвятил своё творение известной петербургской красавице Анне Петровне Керн. А
спустя время Михаил Иванович был очарован её дочерью Екатериной. Композитор,
воодушевлённый знакомством и общением с девушкой, с которой почувствовал
духовное родство, на это стихотворение сочинил пленяющий романс, отразивший
нежные чувства как поэта, так и композитора. Н. Мухамедов вложил в исполнение романсов «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Я здесь,
Инезилья!..» на стихи А. Пушкина, «Свадебная» на стихи Е. Ростопчиной весь пыл и «опыт эмоций»
своей души, поэтому они прозвучали в концерте по-новому свежо, грустно и
светло.
Романтическая песня «Я здесь, Инезилья»
- серенада, в основу которой легло стихотворение Александра Пушкина. В ней
колоритно воссоздана сценка из жизни солнечной Испании: страстное признание
пылкого влюблённого своей избраннице. Здесь образ Испании – не достоверный, а
романтизированный и чуть ироничный, как бы «окутанный плащом» некой
маскарадности, «игры» в Испанию – и от Пушкина, и от Глинки. Нурмахмат Мухамедов
сумел передать голосом
национальный испанский колорит экспрессивной мелодии, а также
выразительно и динамично воплотил созданный в поэтическом тексте образ
благородного и смелого рыцаря, который не намерен отступать от своих помыслов,
.. и в то же время чуть подчеркнул «театральную условность» этой пылкой
серенады.
Камерная музыка М. Глинки
отличается не только богатой палитрой
душевной выразительности: в ней присутствуют изобразительные элементы. В этом
случае музыка ярко иллюстрирует вокальные образы. «Жаворонок» сочинён Глинкой
на слова Нестора Кукольника и входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом».
Задушевная, окрашенная светлой лирикой композиция не только живописно
воссоздаёт картину русской природы, но и выражает нежные переживания
лирического героя. Романс с прекрасной напевной мелодией, к тому же наполненный
удивительными трелями маленькой весенней птахи, очаровывает не только своим
вокальным совершенством, но и простотой. Так, в «Жаворонке» на стихи Н.
Кукольника, исполненном дуэтом Гульшан Азизовой и Нурмахматом Мухамедовым, в музыкальной коде долго звучали трели жаворонка, тонко
переданные концертмейстером-дебютанткой Зариной Шаметовой.
И как всегда у М.И.
Глинки, приоткрылось «второе дно» этого
удивительного романса: устремлённость к
образу жаворонка не только как к реально поющей птичке, но и как к символу
ускользающей мечты о любви и счастье. Жаворонок почти неуловимо манит
причудливой «песней с небес», не приближаясь и не давая возможности полностью
войти в её чарующий мир...
С 1830 по 1834 год М. Глинка
провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только
знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в
композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается
как начало зрелого периода. Именно тогда композитором были написаны прекрасные
камерно-инструментальные сочинения, а также замечательные вокальные миниатюры,
среди которых критики отмечают
«Венецианскую ночь» на слова И. Козлова. В музыке «Венецианской ночи»,
прозвучавшей в концерте, М. Глинка
передал всю романтическую красоту каналов и отражённых в них барочных дворцов эпохи Ренессанса, а
исполнительница Г. Азизова передала восхищение авторов романса этой неземной
красотой своим выразительным сопрано.
С конца сороковых годов характер
в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым
образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете),
«Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь»
(Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи. С уверенностью можно считать полную драматизма «Песнь Маргариты»
самобытной и трагичной «арией из ненаписанной оперы», которую Гульшан Азизова
исполнила и раскрыла со всей полнотой экспрессии.
Последний свой романс на
поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор
сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины. Как ни удивительно, его тема и
текст теснейшим образом перекликаются с горькой иронией лермонтовских
стихотворений и драмы о «маскараде жизни». Гульшан Азизова проникновенно
передала эти драматические мотивы в позднем творчестве М.И. Глинки, найдя
тонкие краски и штрихи и с большим вкусом соразмерив настроения каждого
фрагмента этого непростого произведения.
Стоит с удовольствием вспомнить о
том, что Гульшан Азизову любители
классической оперы помнят по чистому одухотворённому образу пушкинской Татьяны, которую она создала одна
из первых на сцене ГАБТ им. А. Навои в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
И почти наверняка у многих возник в сознании этот «мост-арка» между смятениями
духа, надеждами и разочарованиями юной Татьяны – и родственными ей по духу
глинковскими героинями романсов. В этом концерте ведущая солистка ГАБТ им. А.
Навои продемонстрировала разнообразный и весьма непростой репертуар одного
композитора, широкий диапазон своего голоса с особенным красивым тембром, артистически
органичное и «умное» проживание каждого романса как музыкального моноспектакля
с его развитием и убедительной кульминацией. Зрители тепло приняли в её исполнении и довольно редко исполняемые романсы
с особым трудом скрываемым драматизмом: «Бедный певец» (стихи В. Жуковского),
«Не говори, что сердцу больно...» (стихи Н. Павлова), «К Ней...» (стихи
А.Мицкевича), «О дева чудная моя!..» на стихи
Н. Кукольника, Песнь Маргариты (из трагедии И.-В. Гёте «Фауст» (стихи в
переводе Э.Губера), «Ты скоро меня позабудешь...» (стихи Ю. Жадовской) и
другие.
Андрей Слоним, как и во множестве
своих предыдущих проектов, - сконструировал органичную композицию вечера,
сочетая романсы Глинки контрастных настроений, противоположных темпоритмов,
диаметральных состояний духа. И лаконичными преамбулами «по существу» каждого
исполняемого произведения создавал соответствующее настроение, органично вводил
и в эпоху, и в особый смысл каждого романса или дуэта. В программу этого концерта
органично влились в его исполнении стихи
А.С. Пушкина «Признание», «На холмах Грузии…», М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…», А.К.Толстого
«На нивы жёлтые…». Андрей Слоним своей выразительной декламацией смог передать
единство содержания и музыкальной формы
этих произведений, их органическую связь
с породившей их эпохой, личностью творца, с общим направлением развития русской
поэзии и музыки XIX
века и историческую преемственность
развития русской лирики и музыки от истоков до наших дней.
Порадовало дебютное выступление очень
юной, но несомненно – одарённой пианистки Зарины Шаметовой. В её стремлении
быть с солистами в ансамбле музыкальном и исполнительском, в её проникновенных
основах исполнения музыки, в её исполнительской технике мы отметили очень
важную творческую сущность выхода концертмейстера на сцену – она искренне
стремилась поведать нам о разнообразии прекрасных чувств глинковского романса в
единении с ведущими солистами ГАБТ им. А. Навои.
Вокальное искусство, -
подвёл итог концертной программе Андрей
Слоним, - притягивало Михаила Глинку на
протяжении всего его творческого пути. Разнообразие видов камерно-вокального
жанра, включающих в себя серенады, элегии, баллады, песни, фантазии и, конечно
же, романсы, давали композитору возможность раскрывать тайны человеческой души,
ярко рисовать бытовые сценки и портреты людей, а также красочно изображать
природные пейзажи. Это своего рода лирический дневник, отражающий жизненные
впечатления композитора, который приобретает особую духовную ценность в наши
тревожные дни многих международных и межнациональных конфликтов и разногласий
даже между близкими людьми из-за непонимания и невозможности услышать друг
друга.
Как не отметить в этой связи
значение драматургии звучащего дуэта тенора и сопрано – двух душ, стремящихся к
единению, но волею судьбы и обстоятельств не обретающих его. Дуэтное пение,
вообще, очень органичное для "золотого века", с особой свежестью и чувством
раскрыло в воплощении Азизовой и Мухамедова глубинную суть некоторых особых
глинковских романсов. Стоит сказать и о том, что обаятельное название вечера
«Как сладко с тобою мне быть...» не только обобщало главное состояние героев
этих произведений. По замыслу автора композиции, далеко не случайно программу
вечера завершил дуэт под одноимённым
названием. Гульшан Азизова и Нурмахмат Мухаммедов фактически адресовали романс
«Как сладко с тобою мне быть...» (стихи Н. Рындина) благодарным зрителям,
одарившим артистов долгими овациями и
букетами цветов.
Камерно-вокальное
творчество Михаила Ивановича Глинки – это бесценный вклад в русскую музыкальную
культуру. Очаровывающая красота мелодий, сдержанность в выражении настроений и
чувств, безупречность стиля, но самое главное
- абсолютное слияние поэтического текста и музыки – всё это делает
романсы и песни композитора перлами творения, которые завоевали непомерную
любовь слушателей и исполнителей.
А самое главное, что более всего
воспринималось в этот вечер, – это
удивительная свежесть и новизна каждой глинковской мелодии и фразы,
неповторимого состояния души. И верилось, что смысл этих произведений вечен и
велик, пока будут живы человеческие души. И два века, отделяющие нас от года
рождения великого Глинки – расстояние весьма условное. Искренность и глубина
творений композитора не только предельно современны, но как все подлинно
великие творения - намного опережают наш
век и нас, сегодняшних, в своём совершенстве.
В заключение вечера Андрей Слоним заверил
слушателей, что подобные концерты, объединяющие людей высоким камерным
искусством поэзии и музыки, цель которых – просвещать и радовать жителей и
гостей узбекской столицы «живой» классикой, - станут доброй и постоянно
обновляемой традицией Большого театра.
Благодарные слушатели с большим энтузиазмом восприняли эту перспективу новых встреч и самых добрых
впечатлений.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий