Молодёжный
театр Узбекистана, в продолжение многолетнего успешного сотрудничества в
области театрального искусства с Израилем, 26 10 19 представил единственный моноспектакль автора и исполнителя Роя Хоровица в постановке режиссера Лии Кёниг.
Когда я вошла в зрительный зал Молодёжного театра Узбекистана за
полчаса до начала представления в Ташкенте от
Камерного театра Тель-Авива: "Выиграл или проиграл?", я услышала взволнованный голос
режиссёра-постановщика Лии Кёниг: «А где же журналисты?». Я представилась и
присела в партере рядом с пожилой женщиной, лёгкий макияж которой на лице вовсе не скрывал её 90-летнего возраста,
а между тем большие карие глаза светились совершенно по-молодому и излучали
простое человеческое счастье. Она неожиданно взяла меня за руку, как близкая
родственница, и начала рассказывать о себе, совершенно свободно владея русским
языком.
Лия
Кёниг – режиссёр-постановщик спектакля – родилась в 1929 году в Польше, в семье
актёров. Война застала её в Румынии, когда вместе с матерью они были на
гастролях. Годы эвакуации вместе с матерью Лия Кёниг провела в Узбекистане – в
Ташкенте и Самарканде. С 1941 года, того драматического момента, ей до сих пор
кажется, что она словно заново родилась
в Средней Азии. «Моё детство началось
тут», - рассказывает она, - именно здесь Лия познала вкус человеческой доброты,
самоотверженной любви и дружбы и вкус горячей лепёшки из тандыра в самые суровые
годы войны, проведённые в южном тылу. «Именно здесь узбеки меня научили, как
можно сообща бороться за свою жизнь, они спасали нас любовью и душевной
теплотой. У нас были добрые соседи: одна из них
молодая красавица Хидоят. Она всё время меня приглашала к себе. Я
приходила к соседям и подолгу сидела с ними во дворе на топчане, где они меня
угощали хлебом, нехитрой похлёбкой и чаем. С тех пор я в своём сердце всегда
носила эту теплоту людей и мечтала снова побывать в этих краях и низко
поклониться этой земле и людям, спасшим нас от войны и голода». Наконец, спустя 74 года, её мечте удалось сбыться… Организовать
эти гастроли удалось
благодаря поддержке Посольства Израиля в Узбекистане.
За неделю пребывания в
Узбекистане Лия Кёниг выкроила время и
вместе с представителями Израильского посольства съездила в Самарканд, нашла
улицу и дом, приютивший её мать с пятью детьми. В Самарканде её сверстники преклонного возраста вспоминали
о тех суровых годах, когда узбеки
делились с эвакуированными людьми разных национальностей с российских и
европейских территорий, оккупированных фашистами, своим мирным кровом и
последним куском хлеба наравне с родными детьми.
- У меня, кроме моих родителей (матери и отчима, отец погиб рано в
Уральске в 1942 году), были хорошие учителя среди окружающих меня людей в
Узбекистане, России, Молдавии, Румынии и потом в Израиле, научивших меня любить
и ценить жизнь, гуманно относиться ко всем людям… Я также посетила Общество бухарских евреев,
которое меня очень тепло приняло. Я думаю, кто проживает в Ташкенте, до конца
не осознаёт, какой это красивый и солнечный город, в котором живут счастливые
люди. Моя нынешняя поездка в Узбекистан завершает определённый период моей
духовной жизни, - подводит итог пережитому
важному отрезку жизни наша героиня.
В 1961 году Лия Кёниг эмигрировала
в Израиль, где и была принята в легендарный национальный театр «Габима»
(«Сцена» в переводе на русский язык). Поначалу ей было тяжело – пришлось срочно
изучить иврит. Здесь ею сыграно огромное количество ролей. В настоящее время
Лия Кёниг является старейшей и самой заслуженной театральной актрисой Израиля и
играет в трёх спектаклях. Её называют королевой сцены, в совершенстве владеющей
искусством перевоплощения трагических образов в комические, обладающей
великолепной пластикой, умением петь и танцевать. Кёниг удостоена многих званий
и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она
стала лауреатом премии Израиля, в 1999 г. — Израильского союза актёров. Этот значительный
период жизни Лия Кёниг характеризует так:
- Я думаю, я начала осуществлять свою актёрскую карьеру в Бухаресте и
потом в Израиле с правой ноги. Я играю очень много до сих пор. Творческая жизнь
на сцене помогает моему долголетию и продляет мою счастливую жизнь. Что же
касается привезённого спектакля по приглашению Израильского посольства и
руководства Молодёжного театра Узбекистана, его автор и исполнитель Рой Хоровиц
всё время режиссировал меня. Я предложила ему поменяться ролями в этот раз –
что из этого получилось судить вам, ташкентским зрителям.
На вопрос о режиссёрском замысле гастрольного моноспектакля с
интригующим вторым названием «Всё или ничего!» Лия Кёниг ответила достаточно откровенно
с долей самоиронии:
- Ну, что вы скажите обо мне? В
этом возрасте режиссировать впервые ... скорее всего, я сошла с ума. Но когда
Рой принёс мне свою прекрасную пьесу, я не могла поступить иначе. Я не могла не
согласиться. Этот дедушка, какой персонаж!!! Такой оптимистичный, такой умный,
полный юмора и жизнерадостный. Такие роли была бы рада сыграть сама. Но Рои
решил, и правильно, передать свою историю глазами молодого человека, внука.
"Лиа! - сказала я себе, тебе не дают играть? Как минимум, режиссируй! Как
говорят в нашей пьесе «Sure men» - почему бы нет?»
А если серьёзно: главная идея пьесы, отобранной для постановки Роем Хоровицем, - это генетическая и ментальная связь между
старым дедом и его молодым внуком. Наша
задача была – показать душевную дружбу и родство двух людей, сумевших найти
общий язык, несмотря на разницу в возрасте и социальных статусах этих героев. В их взаимоотношениях преобладает универсальная
беспроигрышная модель поведения в наше прагматичное время: они демонстрируют
более высокий альтернативный уровень
общения, где нет конкуренции, где правит бал сотрудничество и любовь.
Думаю, вам будет приятно посмотреть этот спектакль.
- Сколько Вы ещё пробудете здесь?
- Мы уже сегодня ночью улетаем.
Я приехала во время разгара театрального сезона в сопровождении молодой актрисы,
пожелавшей меня снимать и использовать
эти документальные видеокадры для будущего биографического фильма обо мне. У
неё ещё пока нет названия.
Лия Кёниг и Рой Хоровиц – автор и
исполнитель моноспектакля «Выиграл или проиграл?» в рамках визита в нашу страну
24.10.19 с радостью поделились своим актёрским и режиссёрским опытом со студентами
творческих вузов и артистами Молодёжного театра, давая им трёхчасовой мастер-класс. Лия Кёниг
отметила в беседе, что мастер-класс проходил на сцене театра. Любознательные молодые
артисты, искренне и глубоко интересующиеся западной культурой и театром,
желающие достойно играть на большой сцене, задавали много практических
вопросов, связанных с актёрским мастерством и особенностями режиссуры наших
гостей, поэтому было очень интересно и полезно всем узнать ближе друг друга.
Но лучше всего талант гастролёров из Израиля раскрылся во время моноспектакля, в котором единственный актёр Рой Хоровиц на глазах у всех зрителей легко перевоплощался в старого 99-летнего деда, мечтавшего прожить до нового тысячелетия. Он также органично превращался в чопорную учительницу, открывшую своим ученикам истину в последней инстанции сакраментальной фразой, что «человеку даны всего лишь две гарантии – родиться и умереть». Труднее всего, наверное, было поддерживать диалоги то с его мамой, плохо знавшей характер и навыки своего сына; то с его дедом, за внешней грубостью которого и пороком азартного игрока скрывался добрейший человек с твёрдыми независимыми убеждениями и силой воли. Рой Хоровиц одновременно был прекрасным рассказчиком с философским созерцательным взглядом со стороны на всё происходящее и просто объяснял внутренние подводные течения сюжета.
Трудность восприятия действия осложнялась тем, что спектакль шёл
на иврите. Зрители вынуждены были следить неотрывно за выразительной игрой
актёра и одновременно схватывать боковым зрением субтитры на русском языке,
чтобы до конца понять спектакль. Кое-кто в зале бесцеремонно умудрялся вслух
зачитывать субтитры для соседей с плохим зрением, но в целом, народ не дышал, следя за развитием динамичного
действия и мог высоко оценить актёрскую игру главного и единственного
исполнителя.
Рой Хоровиц - выпускник "Актерской
студии-Нисан Натив" в Тель-Авиве, магистр театрального факультета
Тель-Авивского университета, докторант кафедры современной литературы
Бар-Иланского университета. Награжден званием «Лучший актер» на Международном
фестивале детей и молодежи, Хайфа, 1997 год и «Режиссер года», в 2010 году.
Снимался в американском фильме "The Body" с Антонио Бандерасом. Рои
поставил серию признанных критиками постановок, исполняемых по всему Израилю, в
Национальном театре Хабима, Театре Камери, Театре Беэр-Шева, Театре Хасимта и
т.д.
Пьеса «Выиграл
или проиграл?» представляет воспоминания молодого человека о детстве и его
дедушке. Для дедушки Гари азартные игры были смыслом всей жизни. Он выигрывал
много и терял еще больше… Но теперь, дыша на ладан, дедушка Гари идёт до конца,
в самом прямом смысле.
Посмотрев
спектакль, зрители после долгих оваций подходили к Лии Кениг и обнимали её. Многие впервые
задумались о главном: «Победа в
футбольном матче реализует модель: «Выиграл» / «Проиграл». Победа в споре с
близким человеком порой абсолютно не важна, особенно если победа может
разрушить многолетние отношения. Но делая выбор, как дедушка Гари в спектакле «Всё или ничего»
(мне почему-то это название больше по душе!), необходимо руководствоваться
собственными идеями и предпочтениями, а не идти на поводу сиюминутных эмоций.
Только навык, кстати, подсказанный
современным психологом Кови «Победа для всех» - может привести к всеобщему
успеху, как это случилось в единственном
представлении в Ташкенте Камерного театра Тель-Авива на сцене Молодёжного
театра Узбекистана.
После окончания спектакля состоялась встреча Лии Кёниг и
Рона Хоровица с журналистами. На ней посол
Израиля в Узбекистане Эдди Шапира сказал об особой важности этого проекта для
дальнейшего развития сотрудничества между двумя странами в области культуры и
сердечно поблагодарил Молодёжный театр Узбекистана за помощь в осуществлении этой
постановки в Ташкенте.
Гуарик Багдасарова
Фото автора и Бориса
Завлунова
Комментариев нет:
Отправить комментарий