четверг, 19 декабря 2019 г.

150-летие Комитаса и Туманяна отметили в Ташкенте концертом духовной музыки и поэзии двух мировых гениев

         Органный зал Государственной консерватории Узбекистана 17 декабря 2019 года открыл свои двери для всех желающих посетить концерт духовной музыки и поэзии в честь 150-летия двух армянских гениев, внёсших свой  богатейший вклад в мировое искусство - Согомона Согомоняна (Комитаса) и  Ованеса Туманяна. Организаторы концерта – Армянская апостольская церковь Святого Филиппоса, АНКЦ Узбекистана, Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Государственная консерватория Узбекистана. В концертном зале собрались представители  армянской диаспоры и других национальных общин Узбекистана. Соотечественники пришли с маленькими детьми: один молодой папа весь концерт держал годовалого ребёнка на руках – все посетители концерта, от мала до велика,  хотели приобщиться к высотам духовной культуры, признанной во всём мире.


На 39-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2018 года в Париже было решено включить 150-летие Комитаса и Ованеса Туманяна в план юбилеев и мероприятий на 2019 год. ЮНЕСКО одобрила два плана мероприятий, которые Армения представила при поддержке России, Грузии, Франции и Германии: «150 лет со дня рождения Согомона Согомоняна, известного как Вардапет Комитас (1869-1935), композитора, этномузыковеда, исследователя и исполнителя» и «150 лет со дня рождения Ованеса Туманяна (1869-1923), поэта, писателя, переводчика».
         С 1998 года ЮНЕСКО включила в свой календарь юбилеев важных событий и персоналий 23 даты, предложенные Арменией. Например, в календарь мероприятий 2016/2017 годов было включено 350-летие первой печатной Библии на армянском языке Воскана Ереванци, а также 200-летие художника Ивана Айвазовского.


В этом году юбилейные концерты, международные научно-практические конференции стартовали 26 сентября  в Ереване. Следом различные фестивали, концерты, выставки, научные конференции прошли не только в Армении, но и в Арцахе, Москве, Тбилиси и других городах бывшего Союза, а также Европы. Тридцатого октября, а также первого и второго ноября во всех церквах и храмах Арцаха звучали произведения Вардапета, выступили такие известные коллективы, как Государственный камерный оркестр и Государственный камерный хор Армении, вокальная группа "Гегард" Центра армянской духовной музыки, хор "Тирамайр Айастани".
В октябре в Берлинском университете им. Гумбольдта стартовала научная конференция "Комитас и его наследие", в которой приняли  участие музыканты из Армении, Германии, Франции, Украины, Италии и России. Она продолжилась в Галле-Виттенбергском университете имени Мартина Лютера. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже прошли два мероприятия: выставка, посвященная Ованесу Туманяну, и концерт к юбилею Комитаса. В Германии с бессмертным «Патарагом» выступил известный хор "Овер".
В течение этого года в музее Туманяна проходят различные мероприятия, научные конференции. Ереванский театр им. Г. Маляна выступил с постановками спектаклей по мотивам сказок Туманяна в Москве и Париже. Было издано несколько научных трудов, посвящённых творчеству Туманяна. Целью всех этих мероприятий является пропаганда наследия двух великих сынов армянского народа.


У себя на родине и далеко за пределами Армении хорошо известны два великих сверстника, поднявшие армянскую литературу и музыкальное искусство на мировой уровень. Ованес Туманян своей литературной деятельностью сумел показать уникальный национальный колорит жизни Армении. Его смелая гражданская позиция и самоотверженная национально-патриотическая деятельность по помощи беженцам в тяжелые времена геноцида имеет мало аналогов в истории ХIХ-ХХ веков. Архимандрит Комитас своим многогранным искусством открыл миру богатство армянской народно-песенной культуры. Музыка Комитаса поражает своей удивительной чистотой и целомудрием, выявляет уникальный колорит армянского национального фольклора.


Эта волна всенародного признания докатилась до узбекской столицы ещё в начале этого года. 150-летие "патриарха" новой поэзии Ованеса Туманяна и вековые армяно-русские литературные связи 24 02 19 отметил Ташкентский армянский культурный центр (ТАКЦ) в Доме–музее Тамары Ханум в Ташкенте. В торжественный вечер 17 декабря 2019 года вход  в Государственную консерваторию Узбекистана был украшен памятным баннером в честь  юбилея двух армянских светил литературы и музыки. На авансцене  уютного Органного зала были размещены два монументальных портрета, с которых оба юбиляра, как братья-близнецы,  с признательностью взирали на многонациональную публику. Зрители, затаив дыхание,  внимали звучавшим со сцены стихам Ованеса Туманяна в оригинале, на русском и узбекском языках. Духовные песнопения Комитаса на древнеармянском языке «грабар» в исполнении  молодёжного хора при ГКУз (дирижёр Юлдуз Мадатовна Хуснидинова) были понятны всем без перевода. 


         Своими произведениями две величайших личности были и остаются создателями национального духа, архитекторами национального характера армян. Комитас обогатил свой музыкальный мир обработкой народных песен и авторскими произведениями, а Туманян создавал уникальные легенды и баллады, обрабатывая фольклорные материалы. В своё время Католикос всех Армян Вазген Первый сказал: "Армянский народ в песнях Комитаса нашёл и узнал свою душу, свое духовное "я".  Вардапет Комитас - начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им отныне и навсегда". Великий композитор говорил с миром на чистом и ясном языке армянской народной музыки, для которой не существовало границ. И не важно, понимал ли слушатель слова, ведь у музыки Комитаса нет языка, это эмоциональные истории, заставляющие сильнее биться сердце, вызывающие слёзы на глазах и доводящие до мурашек, бегущих  по коже.


В конце XIX в. Кара-Мурза создал более 90 армянских народных хоров в разных уголках Закавказья и юга России. Тем не менее, именно творчество  Комитаса остаётся на вершине Олимпа национальной музыки. Основатель армянской композиторской школы довёл до высочайшего уровня искусство многоголосия. Издав более двух тысяч народных песен, он стал  создателем и выразителем музыкальной этнографии. Спустя годы  комитасовский «Патараг»  («Святая Литургия») получил право звучать в концертных залах наравне с баховскими и бетховенскими мессами. Они  похожи на плач, так как выражают сильнейшие переживания народа, но вызывают в слушателях слёзы  омовения души.
С XIY в. светские «таги» значительно оттесняют шараканы - духовные произведения. Один из наиболее известных светских «тагов» -  «Крунк» («Журавль») был создан в позднем средневековье и обработан Комитасом. Песня популярна в зарубежной армянской диаспоре и сегодня, благодаря её главному мотиву - простому выражению хариба-странника, живущего на чужбине,  о своей  тоске по Родине. Автор этой песни – Наапет Кучак. Она вызвала шквал аплодисментов на концерте армянской духовной музыки в  консерватории. В программе концерта прозвучали старинные духовные песни-шараканы Комитаса, а также народные песни в  обработке  Комитаса. Солисты  хора Мансур Кодиров (тенор)  и  Рузанна Акубжанова (сопрано) покорили всех слушателей своим  торжественным самозабвенным исполнением духовных шараканов. 




По их признанию, им как музыкантам, наиболее близка жизнь, судьба и наследие Комитаса, чьи произведения на протяжении десятилетий играют и поют педагоги и студенты учебных заведений. В его музыке сошлись дорогие для всего мира лучшие черты армянского искусства: новизна и свежесть выражения в сочетании с доступностью и открытостью, утончённая проработка деталей в союзе с единством общего замысла и стиля, глубина и общечеловеческая значимость содержания, облечённая в истинно национальную и самобытную форму.
«Нет человека, которого не тронула бы проникновенная музыкальная речь Комитаса, - признаётся Рузанна Акубжанова, артистка Государственного театра музыкальной комедии (оперетты), по совместительству поющая в Армянской апостольской церкви св. Филиппоса. – В ней всегда присутствует особая душевная непосредственность и чистота, присущие лишь его творчеству. Эти черты отличают как его камерные миниатюры, так и хоровую литургию «Патараг». Не меньше впечатляет героическая и трагическая судьба Комитаса, наглядно представившая миру безмерное мужество перед лицом нечеловеческих страданий, которые довелось перенести народу Армении.


В программе концерта под мощные раскаты органа, тончайше издаваемые  Бабуром Мирсаидовым,  в хоровом исполнении прозвучали как известные светские произведения Комитаса «Крунк», «Ах, сердце», так и молитвенные песнопения, обращённые к Богу: «Святое», «Христос», «Врата рая» и многие другие.





Выступивший  по окончании программы настоятель Армянской апостольской церкви Св. Филиппоса Тер-Ованес Григорян,  поблагодарил руководство Республики Узбекистан, всех участников концерта со знаменательным культурным событием.
- Слава Всевышнему, это знаменательное событие  могло состояться в нашей стране, где 130 наций и народностей при государственной поддержке живут по принципу общей гармонии и  сохраняют и развивают в мирных условиях  дружбы и толерантности самобытное искусство разных национальностей, - подчеркнул армянский священник. - Волею Всевышнего Творца мы с Вами сегодня отмечаем сразу две важнейших даты – два юбилея, мимо которых не может пройти ни один армянин. Комитас Вардапет и Ованес Туманян - две абсолютные величины, ценность которых не поддается пересмотру. Один из них сохранил музыкальное наследие своего народа, около четырёх тысяч народных песен Западной и Восточной Армении; другой отшлифовал, поднял до высшего художественного уровня наше устное народное творчество…  О двух титанах нашей культуры – Туманяне и Комитасе – можно говорить и говорить, открывая новые грани их дара.  Но всё имеет начало и свой конец. Мы желаем армянской диаспоре и всем жителям Узбекистана, прежде всего, милости Божией, вдохновенной работы, мирного неба и мира в душе.


         На сцену пригласили председателя бухарско-еврейской общины «Теро» и члена Совета по делам конфессий при Комитете по делам религий при Кабинете Министров РУз,  Аркадия Исахарова. Общеизвестный  друг армян приветствовал всех участников и гостей юбилейного концерта:  
- Дорогие друзья! На территории Узбекистана в мире и согласии успешно функционируют 138 национальных культурных центров, 36 обществ дружбы. Среди них  -  немногочисленные бухарско-еврейская и армянская общины, всегда поддерживающие дружеские и культурные связи между собой. Сегодня они присутствуют в этом зале при грандиозном знаменательном культурном событии, которое не оставило никого равнодушным. Желаю всем узбекистанцам мира, взаимопонимания и семейного благополучия!



         Концерт армянской духовной музыки в Ташкенте проводится уже не первый раз. Поклонники классической музыки дружно отозвались на приглашение Армянской общины Узбекистана 29 06 14 посетить концерт  из произведений старинного духовного армянского  вокально-хорового искусства в  Государственной консерватории Узбекистана. В этом году знаменательный юбилейный концерт  классической поэзии Ованеса Туманяна и духовной музыки Комитаса ещё раз подтвердил трепетное отношение армянского народа к своим традициям и культуре, стремление сохранить в истории имена соотечественников, внёсших весомый вклад в религиозную и культурную жизнь не только Армении, но и России, Узбекистана и Европы. Благодарные зрители громкими продолжительными овациями и огромными букетами цветов благодарили всех участников концерта за щедрый подарок в канун Нового Года, за их  непосредственный вклад, несмотря на различие языков и  технические сложности исполнения духовных песнопений на древнеармянском языке «грабар», в  развитие мировой культуры и сохранение общих традиционных духовно-нравственных идеалов.


Сбылись пророческие слова предшествовавшего священника ААЦ Св. Филиппоса Тер Гарника Лорецяна, открывавшего первый концерт армянской духовной музыки в Ташкенте пять лет назад. Тогда он  поблагодарил всех артистов и  гостей  музыкального вечера  за восхождение к  духовным нравственным  истокам в музыке и выразил  надежду, что тот  концерт положит начало доброй традиции – дальнейшему знакомству  узбекистанской  общественности с армянской классической музыкой,  а значит,  лучшему  взаимопониманию друг друга без перевода.

Гуарик Багдасарова

 









Комментариев нет:

Отправить комментарий