понедельник, 16 декабря 2019 г.

Премьера в театре музыкальной комедии (оперетты): «Лаура и Жаки» о странностях любви, измен и разлук


         В преддверии Нового года нам всем, взрослым и детям, хочется чуда, исполнения заветных желаний и, конечно, романтического обновления жизни. Многие  очень часто идут в театр именно за этим…  Так случилось в минувшие выходные дни – 14 и 15 декабря 2019 г., когда на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) при полном аншлаге шла музыкальная комедия в двух действиях  «Лаура и Жаки», вызвавшая в душах зрителей в переполненном прохладном зале и «жизнь, и слёзы, и любовь»! Мы с вами обсудим премьеру, состоявшуюся 14 декабря с первым, молодым,  из двух великолепных составов исполнителей.


         Опытный комедиограф Габриэль Ару в комедии «Лаура и Жаки» раскрывает тему семейного неблагополучия. Он прибегает к оригинальному приёму: имитации социологического эксперимента. Эпизод размолвки мужа и жены (Лауры и Жака) якобы вызывает недовольство в зале, и из числа зрителей на сцену выходят новые Жаки.


В постановке молодого режиссёра  Руслана Шерезданова  перед антрактом из публики выходит  Жак третий (его роль превосходно играл в день премьеры Игорь Бухаидзе) и предлагает  новую  трактовку образа. Один и тот же эпизод в  одних и тех же предлагаемых обстоятельствах семейной размолвки на грани разрыва брачного союза проигрывается с участием разных  актёров и соответственно характерных героев три раза. Все они: Жак-1 (Валерий Климов), Жак-2 (Сардор Норматов), Жак-3 (Игорь Бухаидзе), Жак-4 (Бабур Чулиев) выходят на сцену  с разными мотивировками и разными позициями действующих лиц. Каждая из этих четырёх сцен могла бы стать отдельной комедией. Их органично связывает в единый целостный спектакль главная героиня – Лаура (Диана Шерезданова).


Лаура обворожительна и в каждом эпизоде неповторима: то она кокетлива и почти стервозна, а то непосредственна и  трогательно беззащитна, но в целом, она обольстительна и любима, несмотря на все её капризы и  грехи, измены и  розыгрыши во имя… любви, которой ей не хватает в браке с её нерадивыми партнёрами-стервецами, вовсе не идеальными мужьями.


 Жаки – так зовут её мужчин, хоровод-вереницу из четырех безумцев, ни один из которых не может принести ей того счастья, что ищет любая женщина, как  и главная героиня  музыкальной комедии – Лаура.


Вся постановочная группа во главе с режиссёром Русланом  Шерездановым постаралась придать  спектаклю ироничный характер:  от обоев с рисунками в виде рогатых оленей; вешалок, карнизов над дверными проёмами в виде развесистых рогов; симметричными  одинаковыми вазонами, в которых неизменно в каждой сцене будут стоять два одинаковых букета роз – от мужа и любовника - и прочими  бытовыми аксессуарами камерной уютной обстановки спальной комнаты, в которой разыгрываются бальзаковские нешуточные страсти человеческой комедии. 
Лёгкая французская музыка и  эстрадные хиты ХХ века в  живом исполнении действующих лиц, а также хореографические вставки  артистов балета театра (балетмейстер – Равшан Чарыев) на протяжении всего спектакля придадут некий лиризм комедийным сценам. Они  даже навеют зрителей на мысль, что могло бы быть всё по-другому в судьбах этих героев, но тогда бы это был другой жанр и другой финал. Как вы уже догадались, комедию традиционно завершает  “happy end”.  На авансцену после всей постановочной группы выходят Диана Шерезданова в центре вместе с четырьмя Жаками, и они все вместе кланяются благодарной публике, наградившей их  продолжительными овациями и букетами  поздних осенних цветов.


В эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» молодой режиссёр-постановщик Руслан Шерезданов до начала спектакля ответил на два главных вопроса корреспондента:
- Чем был вызван выбор музыкальной комедии «Лаура и Жаки»  в канун Нового 2020 года?
С начала этого театрального сезона (сентября) я встал на путь режиссёра и решил полностью посвятить себя этой профессии после того, как я достаточно долго занимался актёрской деятельностью, которую сейчас отодвинул на второй план.
Я по своей натуре экспериментатор. Мне хочется, как можно больше делать хорошие спектакли даже путём проб и ошибок, набираться опыта и,  в конечном итоге, радовать зрителей чем-то необычным, нестандартными постановками, и так развиваясь, отстаивать свою личную творческую позицию в современной режиссуре.
Начинал я работать с моим педагогом – Сергеем Сергеевичем Каприеловым. В студенческие годы ставил детские сказки, которые у нас идут  успешно до сих пор: «Светофор», «Улётные каникулы», «Василиса Super Star», «Шахматная страна» и другие. Я также поставил для взрослых зрителей в этом театре: в 2015 г. - «Люкс для иностранцев» (Дейв Фримен») и  «The Musical»,  в котором  прозвучали двадцать две  популярные песни  из шести мировых мюзиклов композиторов: Эндрил  Лойд Вебер, Джон Кандер, Рикардо Качанте, Жерар  Брезгурвик, Жорж Орик, Кристар Берк, Элтон Джон; в 2017 г. -  музыкальная комедия  «Ребёнок напрокат» композитора Анвара Эргашева (автор Жан Летраз);  в 2018 г. - «Моя прекрасная леди» композитора Фредерика Лоу по мотивам известной комедии Бернарда Шоу «Пигмалион»; В прошлом театральном сезоне я поставил первую для себя оперу «Риголетто»  Джузеппе Верди в ГАБТ им. Алишера Навои. В этом году недавно поставил мюзикл «Граф Люксембург» австро-венгерского композитора Франца Легара.
Два вечера подряд мы будем радовать зрителей французской классикой.  Комедия Габриэля Ару написана в 60-ые годы прошлого века.  Это внеплановая работа театра – молодёжный спектакль, комедия положений. Главный вопрос спектакля – «Чего хочет женщина?»,  на который не мог ответить Зигмунд Фрейд, изучая женскую психологию 30 лет. Автор пьесы считал, что ей всегда не хватает внимания. Спектакль может ответить и на волнующий вопрос мужчин: «Каким должен быть в идеале муж, чтобы сделать женщину счастливой?» Эта тема, на мой взгляд, актуальна во все времена. Этот спектакль – эксперимент, который  задаёт  этот жизненно важный вопрос, но, буквально, не отвечает на него, давая зрителям самим поразмышлять и сделать свой выбор, какой из героев ближе ему по духу.
Спектакль, состоящий из четырёх мини-комедий, тесно связан с современностью: похожие семейные пары и обозначенные проблемы есть и в наше время. Спектакль комедийный, но его сложно было играть  нашим актёрам, так как в основе сюжета заложен драматизм взаимоотношений мужчины и женщины. Этот спектакль не столько развлекает –  сколько  заставляет  задуматься наших зрителей о своей жизни.
- Что запланировано театральным коллективом на Новый год и на зимние школьные каникулы?
         - У нас запланирован большой молодёжный проект – спектакль «Ревизор» по мотивам пьесы Н.В. Гоголя, но в новом современном музыкальном формате – мюзикле (sound-drama) с условными декорациями и вневременными костюмами, не привязанными к конкретной исторической эпохе. Цель проекта – показать  «хлестаковщину» – как  типичное неизжитое явление всех времён и народов.
         В новогодний репертуар войдут, прежде всего, музыкальная яркая пьеса-сказка «Снежная королева», написанная Евгением Шварцем в 1938 году по мотивам одноимённой сказки Ханса Кристиана Андерсена, в современной постановке главного режиссёра театра Гульрух Нажидовой для детей и новогодние концерты в стиле ретро «Голубой огонёк» для взрослых зрителей.
С 25 по 30 декабря 2019 года в период новогодних праздничных дней будут организованы выступления театра с новогодним музыкальным интерактивным представлением «Новогодние приключения Фиксиков»  (Наталья Салихова) на открытой площади  «Алгоритм» Учтепинского района и «Сергели» в узбекской столице.
          В зимние школьные каникулы мы продолжим показывать спектакли, полюбившиеся нашим маленьким зрителям, которые каждый год идут в нашем театре с аншлагом: «Светофор»,  «Василиса Super Star», «Зачарованный кристалл», «Новогодние каникулы» и другие. Весной 2020 года мы покажем новый детский спектакль «Маленький пожарник» по моему сценарию –  это будет 45-минутный урок пожарной безопасности в игровой дидактической форме.
          С приходом в коллектив молодых режиссёров-постановщиков Гульрух Нажидовой и Руслана Шерезданова  наступила эра режиссёрского театра, отмеченного обновлением театрального языка и психологической разработкой образов. Сегодня новые идеи, эксперименты и возможность самовыражения стали одним из приоритетов художественной системы. Театр оперетты предоставляет молодым  актёрам возможность для экспериментов,  поиска современного пластического языка и  импровизаций. Эти поиски не только  формируют актёров нового поколения, умеющих петь, танцевать, мыслить на сцене, - они  воспитывают нового современного зрителя, которому интересны как национальная и русская классика, так и шедевры западной  музыкальной комедии (оперетты). Разные формы сотрудничества молодых актёров с ветеранами сцены; успешное участие в международных театральных и музыкальных фестивалях; творческие встречи со зрителями; благотворительные тематические театрализованные концерты; выездная гастрольная деятельность в различных областных городах нашего региона, направленные на развитие культуры и искусства Республики Узбекистан, гарантируют способность  живого творческого коллектива к завоеванию нового массового зрителя и его интеграцию  в мировой театральный процесс.

Гуарик Багдасарова

Фото: Баходир Эргашов


         

Комментариев нет:

Отправить комментарий