В
преддверии Нового года нам всем, взрослым и детям, хочется чуда, исполнения
заветных желаний и, конечно, романтического обновления жизни. Многие очень часто идут в театр именно за этим… Так случилось в минувшие выходные дни – 14 и
15 декабря 2019 г., когда на сцене Государственного театра музыкальной комедии
(оперетты) при полном аншлаге шла музыкальная комедия в двух действиях «Лаура и Жаки», вызвавшая в душах зрителей в
переполненном прохладном зале и «жизнь, и слёзы, и любовь»! Мы с вами обсудим
премьеру, состоявшуюся 14 декабря с первым, молодым, из двух великолепных составов исполнителей.
Опытный
комедиограф Габриэль Ару в комедии «Лаура и Жаки» раскрывает тему семейного
неблагополучия. Он прибегает к оригинальному приёму: имитации социологического
эксперимента. Эпизод размолвки мужа и жены (Лауры и Жака) якобы вызывает
недовольство в зале, и из числа зрителей на сцену выходят новые Жаки.
В постановке молодого
режиссёра Руслана Шерезданова перед антрактом из публики выходит Жак третий (его роль превосходно играл в день
премьеры Игорь Бухаидзе) и предлагает
новую трактовку образа. Один и
тот же эпизод в одних и тех же
предлагаемых обстоятельствах семейной размолвки на грани разрыва брачного союза
проигрывается с участием разных актёров и
соответственно характерных героев три раза. Все они: Жак-1 (Валерий Климов),
Жак-2 (Сардор Норматов), Жак-3 (Игорь Бухаидзе), Жак-4 (Бабур Чулиев) выходят на
сцену с разными мотивировками и разными
позициями действующих лиц. Каждая из этих четырёх сцен могла бы стать отдельной
комедией. Их органично связывает в единый целостный спектакль главная героиня –
Лаура (Диана Шерезданова).
Лаура обворожительна и в каждом
эпизоде неповторима: то она кокетлива и почти стервозна, а то непосредственна
и трогательно беззащитна, но в целом,
она обольстительна и любима, несмотря на все её капризы и грехи, измены и розыгрыши во имя… любви, которой ей не
хватает в браке с её нерадивыми партнёрами-стервецами, вовсе не идеальными
мужьями.
Жаки – так зовут её мужчин, хоровод-вереницу
из четырех безумцев, ни один из которых не может принести ей того счастья, что
ищет любая женщина, как и главная
героиня музыкальной комедии – Лаура.
Вся постановочная группа во главе
с режиссёром Русланом Шерездановым
постаралась придать спектаклю ироничный характер: от обоев с
рисунками в виде рогатых оленей; вешалок, карнизов над дверными проёмами в виде
развесистых рогов; симметричными
одинаковыми вазонами, в которых неизменно в каждой сцене будут стоять
два одинаковых букета роз – от мужа и любовника - и прочими бытовыми аксессуарами камерной уютной
обстановки спальной комнаты, в которой разыгрываются бальзаковские нешуточные страсти
человеческой комедии.
Лёгкая французская музыка и
эстрадные хиты ХХ века в живом
исполнении действующих лиц, а также хореографические вставки артистов балета театра (балетмейстер – Равшан
Чарыев) на протяжении всего спектакля придадут некий лиризм комедийным сценам.
Они даже навеют зрителей на мысль, что
могло бы быть всё по-другому в судьбах этих героев, но тогда бы это был другой
жанр и другой финал. Как вы уже догадались, комедию традиционно завершает “happy end”. На авансцену после
всей постановочной группы выходят Диана Шерезданова в центре вместе с четырьмя
Жаками, и они все вместе кланяются благодарной публике, наградившей их продолжительными овациями и букетами поздних осенних цветов.
В эксклюзивном интервью для сайта
«Культура.Уз» молодой режиссёр-постановщик Руслан Шерезданов до начала
спектакля ответил на два главных вопроса корреспондента:
- Чем был вызван выбор музыкальной комедии «Лаура и Жаки» в канун Нового 2020 года?
- С начала этого театрального сезона (сентября) я встал на путь режиссёра
и решил полностью посвятить себя этой профессии после того, как я достаточно
долго занимался актёрской деятельностью, которую сейчас отодвинул на второй
план.
Я по своей натуре экспериментатор. Мне хочется, как можно больше делать
хорошие спектакли даже путём проб и ошибок, набираться опыта и, в конечном итоге, радовать зрителей чем-то
необычным, нестандартными постановками, и так развиваясь, отстаивать свою личную
творческую позицию в современной режиссуре.
Начинал я работать с моим педагогом – Сергеем Сергеевичем Каприеловым.
В студенческие годы ставил детские сказки, которые у нас идут успешно до сих пор: «Светофор», «Улётные
каникулы», «Василиса Super Star», «Шахматная страна» и другие. Я также поставил для взрослых
зрителей в этом театре: в 2015 г. - «Люкс для иностранцев» (Дейв Фримен») и «The Musical», в котором прозвучали двадцать две популярные песни из шести мировых мюзиклов композиторов: Эндрил Лойд Вебер, Джон Кандер, Рикардо Качанте,
Жерар Брезгурвик, Жорж Орик, Кристар
Берк, Элтон Джон; в 2017 г. -
музыкальная комедия «Ребёнок
напрокат» композитора Анвара Эргашева (автор Жан Летраз); в 2018 г. - «Моя прекрасная леди» композитора
Фредерика Лоу по мотивам известной комедии Бернарда Шоу «Пигмалион»; В прошлом
театральном сезоне я поставил первую для себя оперу «Риголетто» Джузеппе Верди в ГАБТ им. Алишера Навои. В
этом году недавно поставил мюзикл «Граф Люксембург» австро-венгерского
композитора Франца Легара.
Два вечера подряд мы будем радовать зрителей французской
классикой. Комедия Габриэля Ару написана
в 60-ые годы прошлого века. Это
внеплановая работа театра – молодёжный спектакль, комедия положений. Главный
вопрос спектакля – «Чего хочет женщина?», на который не мог ответить Зигмунд Фрейд,
изучая женскую психологию 30 лет. Автор пьесы считал, что ей всегда не хватает
внимания. Спектакль может ответить и на волнующий вопрос мужчин: «Каким должен
быть в идеале муж, чтобы сделать женщину счастливой?» Эта тема, на мой взгляд,
актуальна во все времена. Этот спектакль – эксперимент, который задаёт этот жизненно важный вопрос, но, буквально, не
отвечает на него, давая зрителям самим поразмышлять и сделать свой выбор, какой
из героев ближе ему по духу.
Спектакль, состоящий из четырёх мини-комедий, тесно связан с современностью:
похожие семейные пары и обозначенные проблемы есть и в наше время. Спектакль
комедийный, но его сложно было играть
нашим актёрам, так как в основе сюжета заложен драматизм взаимоотношений
мужчины и женщины. Этот спектакль не столько развлекает – сколько
заставляет задуматься наших
зрителей о своей жизни.
- Что запланировано театральным коллективом на Новый год и на зимние школьные
каникулы?
- У нас запланирован большой молодёжный проект
– спектакль «Ревизор» по мотивам пьесы Н.В. Гоголя, но в новом современном музыкальном
формате – мюзикле (sound-drama) с
условными декорациями и вневременными костюмами, не привязанными к конкретной исторической
эпохе. Цель проекта – показать «хлестаковщину»
– как типичное неизжитое явление всех
времён и народов.
В новогодний репертуар войдут,
прежде всего, музыкальная яркая пьеса-сказка «Снежная королева», написанная
Евгением Шварцем в 1938 году по мотивам одноимённой сказки Ханса Кристиана
Андерсена, в современной постановке главного режиссёра театра Гульрух Нажидовой
для детей и новогодние концерты в стиле ретро «Голубой огонёк» для взрослых
зрителей.
С 25 по 30 декабря 2019 года в период
новогодних праздничных дней будут организованы выступления театра с новогодним
музыкальным интерактивным представлением «Новогодние приключения Фиксиков» (Наталья Салихова) на открытой площади «Алгоритм» Учтепинского района и «Сергели» в
узбекской столице.
В зимние школьные
каникулы мы продолжим показывать спектакли, полюбившиеся нашим маленьким
зрителям, которые каждый год идут в нашем театре с аншлагом: «Светофор», «Василиса Super Star», «Зачарованный
кристалл», «Новогодние каникулы» и другие. Весной 2020 года мы покажем новый
детский спектакль «Маленький пожарник» по моему сценарию – это будет 45-минутный урок пожарной
безопасности в игровой дидактической форме.
С приходом в
коллектив молодых режиссёров-постановщиков Гульрух Нажидовой и Руслана
Шерезданова наступила эра режиссёрского
театра, отмеченного обновлением театрального языка и психологической
разработкой образов. Сегодня новые идеи, эксперименты и возможность
самовыражения стали одним из приоритетов художественной системы. Театр оперетты
предоставляет молодым актёрам
возможность для экспериментов, поиска
современного пластического языка и
импровизаций. Эти поиски не только
формируют актёров нового поколения, умеющих петь, танцевать, мыслить на
сцене, - они воспитывают нового
современного зрителя, которому интересны как национальная и русская классика,
так и шедевры западной музыкальной
комедии (оперетты). Разные формы сотрудничества
молодых актёров с ветеранами сцены; успешное участие в международных
театральных и музыкальных фестивалях; творческие встречи со зрителями;
благотворительные тематические театрализованные концерты; выездная гастрольная
деятельность в различных областных городах нашего региона, направленные на
развитие культуры и искусства Республики Узбекистан, гарантируют способность живого творческого коллектива к завоеванию нового
массового зрителя и его интеграцию в
мировой театральный процесс.
Гуарик Багдасарова
Фото: Баходир Эргашов
Комментариев нет:
Отправить комментарий