среда, 25 марта 2020 г.

Беседы о культуре


Введение. Культурно-исторический аспект тематики

Культура на рубеже ХХ-XXI вв. не утратила своего исторического определения как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. В это понятие мы по-прежнему вкладываем продукты материального и духовного труда, систему социальных норм и учреждений, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Великие творения культуры не знают морального старения: «Над истинно прекрасным время бессильно», - говорил русский композитор А.Н. Серов.
Из множества функций  духовной культуры (человекотворческая, познавательная, регулятивная, коммуникативная, информативная) некоторые учёные считают  основной – информационную функцию культуры. Известно, социальный опыт прошлых поколений не передаётся генетической наследственностью. Информационная функция осуществляет передачу, трансляцию накопленного социального опыта как по «вертикали» - от прошлых поколений к новым,  так и по «горизонтали» - в одну и ту же эпоху от одних людей к другим, от одного народа к другому. Она проявляется лишь в общении людей и поэтому тесно связана с коммуникативной функцией. Такое общение опосредуется  произведениями духовной культуры. 
Художественная литература (наряду с музыкой, живописью и т. п.) – один из видов искусства – художественной деятельности, и мы будем рассматривать её  как форму духовной культуры. Наряду с универсалиями вселенского бытия искусство и литература неизменно запечатлевают культурно-историческую реальность в её многоплановости и богатстве.
«Поэты всех времён» были заняты «воспросами нации, религии, языка и родины…  Шекспир, Данте, Сервантес, Ибсен принадлежат всему человечеству как в силу того, что один из них был англичанин, другой – флорентииец, третий – кастилец, четвёртый – норвежец» (М. Унамуно)[1].
В творениях искусства ощутим воздух мировой культуры, даёт о себе знать интерес художников, и в частности, писателей, к бытию разных народов, стран, регионов. Так, образы Дон Жуана, Фауста, Дон Кихота, выросшие на национальной почве, стали достоянием общеевропейской культуры. Художественные образы Н.К.Рериха дышат воздухом  многовековой мировой культуры. И таких примеров бесчисленное множество.
Современность писателя, художника – важнеший критерий его таланта. Писатели советской эпохи разделились на два лагеря. Одни в своём творчестве отвечали господствующей идеологии (А.Н. Толстой и его роман-эпопея «Хождение по мукам», М.А. Шолохов и его «Поднятая целина», И. Г. Эренбург и его романы «Буря» и «Девятый вал») и неизменно получили официальное одобрение. В то же время повести и рассказы А.П. Платонова, роман  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,  «Тихий Дон» М.А. Шолохова, поэма «Реквием» А.А. Ахматовой, позже проза  А.И. Солженицына, Г.Н. Владимова,  В.И. Белова, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, В.П. Астафьева, Е.И. Носова освещали своё время правдиво и глубоко,  в традициях реалистической русской литературы XIX века. В конечном счёте, деятельность писателя, по мысли М. М. Бахтина, определяют длительно существующие «могучие течения культуры» (в особенности низовые, народные)[2].
Профессиональная (литературно-художественная) критика  произведений духовной культуры выполняет следующие задачи: помогает публике ориентироваться в море культурных ценностей; помогает рецензиями учреждениям осуществлять отбор произведений для их  распространения; помогает самим авторам обнаружить с их помощью сильные и слабые стороны своих творений; формировать определённое общественное мнение. «Приговоры вкуса» также имеют свои законные права в литературно-художественной критике.



Зазеркалье искусства средневекового Востока и Новая информационная культура  (ИК)


                                                 Культура есть сердце.
                                                                   Н.К.

Культура — это то, что остаётся, когда всё остальное забыто.
                                                                 Э. Эррио[

В странах, где мирно соседствуют разные  религии, их храмы не мешают друг другу.
                                                           Народная мудрость


В нашем историко-культурном очерке мы не можем обойтись без понятия «философия культуры»  — этого своеобразного угла зрения на эпоху Тимуридов. Мудрый царь Соломон на вопрос: "Что такое благородство?" — ответил: "Золотое яблоко, просвечивающее сквозь серебристый сосуд". Чтобы представить тот или иной исторический тип культуры одного региона, её живое обаяние, искренность и неповторимую красоту, надо суметь увидеть линии всех народов и всех культур на древней ладони Востока. Эти сложные исторические переплетения мы можем увидеть в зеркале искусства – этом золотом яблоке прекрасной тысячелетней культуры Средней Азии, просвечивающей сквозь серебряный сосуд  времени.
  Таким образом, искусство становится, прежде всего, самосознанием культуры. Искусство способно портретировать культуру. Это её зеркало, "самопознание" культуры. И в средневековом искусстве, как в зеркале, отразился совершенно особый неповторимый тип культуры.
  Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации, чем рабовладельческий строй. На протяжении средних веков в Европе, Азии, Северной Африке образовались огромные этнические группы народов, а затем нации, до сих пор населяющие земли этих материков. В средние века были заложены основы национальных культур. Это было время расцвета искусства масс: неистощимая фантазия народа, множество местных школ, народные представления, мифологический по характеру реализм, расцвет декоративных форм и прикладного искусства.
  Религиозные догматы христианства, буддизма, ислама накладывали печать на философию, мораль, искусство. Ислам в Среднюю Азию пришёл только в VIII веке, когда народы Средней Азии, претерпев влияние буддизма, парсизма (зороастризма — религии древних персов), христианства, выработали своеобразный “иммунитет” в области художественного мышления, создали свои национальные неповторимые принципы художественного творчества. Ислам опирался на древнеарабскую, а также иудейскую традиции (Ветхий Завет). Ранний ислам уделял внимание вопросам культуры и, соответственно, искусства, отдавая предпочтение ритуалу над мифом, социально-нравственным устоям, вокруг которых можно было бы объединить мусульман. Основополагающая цель заключалась в том, чтобы направить правоверного мусульманина к единому эпицентру мироздания — Аллаху. Лишь позднее были выработаны эстетические принципы исламской веры, которые и сегодня нам могут помочь понять символику мусульманской архитектуры на территории Средней Азии. Так, например, купол мечети всегда символизировал божественную совершенную красоту (“джамал”). Минареты означали божественное величие (“джалал”), а письмена на внешних стенах мечети увековечивали божественное имя (“сифат”).
  Наибольшего расцвета мусульманская архитектура достигает в XY веке, когда она входит в повседневную жизнь восточного города и играет эстетически-воспитательную роль для всех социальных слоёв населения, определяет вкусы и  формирует чувство Прекрасного. Именно творческая активность «третьего сословия» внесла много нового в архитектуру этой сложной противоречивой эпохи.
  Эпоха Тимуридов (последняя четверть XIY — рубеж  XY-XYI веков) – самая загадочная и притягательная в истории народов Центральной Азии. Новый символ столицы независимого Узбекистана — конный памятник среднеазиатскому полководцу Амиру Тимуру (1336-1405), самостоятельному правителю Мавераннахра, с центром в Самарканде, прозванному в народе «Тимур-завоеватель», -  ныне завоевал сердце города, бывший Сквер революции, а ныне площадь А. Тимура. Часто невольно мы сравниваем его с другим «кумиром с простёртою рукою» на бронзовом коне  — «Медным всадником», установленном в 1782 году на Сенатской площади в Петербурге и сразу на века ставшим символом города на Неве.
  Помните пушкинского героя Евгения, в прошлом заурядного бедного чиновника, покорного судьбе, но из-за потопа, отнявшего у него душевное равновесие, вмиг обезумевшего, взбунтовавшегося, поднявшего руку на царя и смело вопрошавшего:

Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта? —

То был вопрос безответный, поставленный перед историей. Более пяти веков отделяют нас от эпохи А. Тимура, но простые люди задаются вопросом: «Как же при нём был возможен такой расцвет культуры и экономики на нашей земле?» Попытаемся ответить на него в начале XXI века с помощью историков, искусствоведов, публицистов, художников и просто людей, не безразличных к отечественной истории, чтобы выработать философский единый взгляд на выбранный объект исследования.
  Ещё совсем, казалось, недавно эмблемой нашего города были Ташкентские куранты. Башня с часами была сооружена 9 мая 1947 года в годовщину Победы народа над фашистской Германией по проекту архитектора А.А. Мухамедшина. Само здание было построено намного раньше в 1896 году для первого в Узбекистане синематографа, ставшее впоследствии кинотеатром «Туран». Не сохранился и Парк культуры и отдыха, открытый в 1882 г. и в 1930 г. названный именем А.М. Горького, позднее реконструированный в детский парк с игровыми площадками, аттракционами, фонтанами, аллеями и клубами. Счастливая жизнь в её мгновенном движении была связана с Дворцом водного спорта (1965), кафе «Буратино», пионерским лагерем «Радость» на территории этого парка, теперь  уже раритетами из страны детства и юности, лишь оживляющими нашу память: в «Гераклитову реку второй раз не войдёшь» (О. Седакова). Сегодня в реконструированном Ташкенте, мегаполисе  XXI века, не до основания разрушенное советское прошлое скромно вписалось в глобальное настоящее. Прошлое и настоящее, сцепившись в противоречивом клубке, иногда дополняя друг друга, полнее раскрывают вовсе не однозначный творческий гений нашего народа и одновременно заставляют с тревожным волнением задуматься о будущем, о ценностях подлинных и мнимых.
      В сегодняшнем густонаселённом урбанизированном мире ценности культуры ХХ века оказались неожиданно хрупки — и особенно, ценности архитектурного и монументально-прикладного наследия городов. Они разрушаются не только из-за кризисов и природных катаклизмов, число которых, как отмечают специалисты, достигло за 20 столетий самого высокого уровня в конце 2004 — начале 2005 годов. Нынешний 2020 год к ним добавил глобальный кризис, вызванный пандемией коронавируса.
На памяти среднего поколения Ташкент был сокрушён в 1966 году "подземными толчками и дружбой народов, снабжённой экскаваторами, — старый Ташкент, пересечение судеб, прибежище для озябших, голодных и гонимых, милые особнячки, ореховые и яблоневые сады, тополя и карагачи в лавине солнечного света"[4]. Многое разрушилось под агрессивным натиском нового времени из-за недостатка доброй воли и ответственности у тех, кто управляет развитием современной городской инфраструктуры. В итоге, навсегда ушли в прошлое не только старинные узкие улочки с глинобитными домами и дувалами "старого города", но и немало архитектурных, пластических, а также произведений декоративно-монументального искусства "нового города", так называемой "европейской части" Ташкента: среди них знаменитый "Белый дом" на набережной Анхора[5]. Этот  «чёрный»  список дополнили: Дом правительства Узбекистана, часть Государственной библиотеки имени А. Навои, Дом кино, памятники М. Фрунзе и А.М. Горькому; множество изделий уникальной декоративной пластики, украшавших станции Ташкентского метрополитена; выдающиеся произведения монументальной живописи Б. Джалалова, некогда эстетически обогащавшие стены Государственного исторического музея и Дома кино, которыми восхищались не только коренные  жители, но и гости узбекской столицы.
Новое, однако, быстро становится обыденностью, и запоздало приходит горькое осознание необратимой утраты. Подлинные произведения зодчества и монументально-декоративной живописи и пластики не только уникальны, но и неповторимы как любые произведения искусства. Мы можем на месте разрушенного знаменитого "Белого дома" в Ташкенте построить новое здание, а на месте Дома кино – бизнес-сити; на месте памятника А.М. Горькому — разбить сквер с фонтаном, предварительно переименовав и станцию метро, носящей имя советского писателя, на новое: "Буюк ипак юл" ("Великий шёлковый путь"), в соответствии с запросами времени. Эти суетные приметы последней четверти века будут воспроизводить лишь наше неглубокое понимание прошлого и степень нашего беспамятства, а также невосполнимый ущерб, нанесённый культуре, которая формировалась не нами и намного раньше эпохи независимости. Увы, такие проявления тенденциозного "агрессивного оптимизма" были известны ещё в 20-х годах прошлого столетия. В неосуществлённом проекте монумента советского архитектора И. Фомина хаос обломков классической архитектуры должен был быть придавлен кубическим блоком с надписью: "Мы разрушим — мы отстроим. Вся сила в нас".
Недопустимость разрушения ценностей давно не требует доказательств: историческая подлинность не воспроизводима. В последнее время, как, впрочем, и в недавние десятилетия качество художественной образности в архитектуре и монументальной скульптуре оказалось поглощено технологией индустриального строительства и типизацией, кстати, похожей на эпоху массового строительства «хрущёвок» 60-х годов прошлого века. В современной узбекской столице выросло много новых учреждений, банков, зданий культурно-просветительского назначения.  Они все похожи друг на друга своей официозной помпезностью, подавляющей неприступностью, какой-то холодной вычурной сухостью форм из бетона и бронированного стекла. Эти стилистические особенности противоречат не только здешнему тёплому климату, но даже самому характеру местных жителей, отличающемуся своей скромностью, теплотой и радушием. Юбилейный XXY-ый  и нынешний XXIX-ый годы обретения государственной независимости[6] вошли в историю Узбекистана невиданными новостройками, широкими проспектами, многокилометровыми авиадуками, благоустроенными скверами, фонтанами и супермаркетами, но это уже страница новейшей архитектурной летописи узбекской столицы третьего тысячелетия.
Я думаю, чем скорее мы осознаем чисто человеческое значение материальной памяти городов, её необходимости для осуществления преемственности культуры, сохранения подлинной информации о прошлом и полноценного развития каждой личности — тем скорее мы сможем в полную силу осуществить государственную программу национально-духовного возрождения общества. Она подразумевает возвращение к народным истокам, возрождение исторической памяти, культуры и духовности. Это значит, везде, где только возможно, необходимо возрождать и поддерживать в людях духовность, основанную на чувстве милосердия и созидания, но только не разрушения и забвения. В эту долгосрочную программу входит также возрождение исторических, национальных и человеческих ценностей, а также осознание места и значения в соборной культуре Узбекистана исламской и других религий и национальных традиций в развитии многонационального и мнгоконфессионального общества.
Это означает, что мы должны помнить, что вероисповедание в Центральноазиатском регионе всегда отличалось толерантным характером: мусульмане верили в единство и единственность Аллаха и одновременно признавали пророческую миссию христианского и иудейского пророков-единобожников, а также последнего из пророков в истории человечества — Мухаммеда. Правоверные, как и их предшественники — иудеи и христиане, — одинаково верили в потусторонний мир, судный день, воскрешение мёртвых, существование ада и рая, а значит, из поколения в поколение — пожизненно — несли нравственную ответственность за свои поступки перед единым Богом и друг перед другом.
Сегодня, заглядывая в прошлое, мы пытаемся понять настоящее и стыдливо признаёмся себе, как многого мы ещё просто не знаем: фактов, событий, их взаимосвязей. Стремительная перестройка идеологии, замена и реставрация старинных памятников архитектуры и скульптуры, переименование улиц не дают нам принципиально нового знания: что же происходило с человеком, человеческой личностью, вовлечённой в страшный круговорот истории? А между тем интуитивно мы осознаём, что главным двигателем культуры и проводником истории был и остаётся Человек. Мы сегодня пытаемся объективно, непредубеждённо и беспристрастно осмыслить не только далёкое, но и недавнее прошлое, чтобы понять его и себя в нём. Понять, чтобы иметь право судить. И мерилом этого суда остаётся человеческая личность с её вечными ключевыми вопросами: свобода и несвобода личности при старом и новом строе; её связи и взаимоотношения с государством; правда истории и правда человека и многие другие проблемы, которые остаются открытыми по сей день.
Мы сейчас живём в век современных технологий — интернета — этой глобальной компьютерной сети, самой оперативной и массовой для передачи информации. Люди, находящиеся в разных странах, получают возможность беспрепятственно общаться. А общение — это основа передачи культуры. Развитие современных технологий существенным образом меняет  жизнь общества и оказывает влияние на культуру. Происходит подлинная революция в приобщении человечества к накопленному общемировому культурному богатству. Интернет создаёт нового человека — "человека информационного", с его новым демократическим сознанием. Здесь в "мировой паутине" человек свободно соприкасается с культурами других стран, имеет возможность высказаться "во весь голос" в рамках целого мира. Человек начинает мыслить более глобально, он общается с людьми разных культур и невольно ощущает на себе сближение и взаимопроникновение, синтез культур. В результате мы не исключаем приход к новой единой цивилизации, которая сохранит лицо каждой культуры и одновременно объединит людей всей планеты на основе общечеловеческих ценностей.
Новая информационная культура  (ИК) —  это  "совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества, а также знания и навыки эффективного пользования информацией; предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования"[7], что может стать существенным элементом общей культуры человечества, духовно объединить людей общностью понимания современных проблем, в решение которых они добровольно включены. ИК органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических стереотипов, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Овладение ИК, считают специалисты, — это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию индивидуумом самого себя и своей роли в общественной жизни. Если раньше, утверждают учёные, мы жили, в основном, в мире вещей, то сейчас — в глобальном информационном пространстве, где, может быть, в будущем информационное неравенство будет рассматриваться как вид социального неравенства.
Но ваш верный слуга, автор этой статьи, чаще всего за информацией шла проторенными тропами ХХ века, где все дороги вели в библиотеку как в храм. Разобраться в избранной теме и поставленной перед собой задаче — осмыслить наиболее главные, волнующие меня аспекты противоречивого духовного наследия средневекового Востока мне помогли не только известные востоковеды[8],  но также дневники писателей, расследования талантливых современных журналистов, умело пользующихся "свободой слова".  Эти честные неравнодушные  авторы предоставили  на суд читателей то, что нельзя было напечатать раньше, в эпоху тоталитарного режима, дополнили и по-новому осветили фундаментальные исследования маститых учёных. Можно было наблюдать неразрывную связь во времени и пространстве эмпирического и теоретического уровней освоения действительности с комплексностью познавательных задач, решаемых учёными, писателями, журналистами на каждом этапе творчества. Может быть, "журналистское проникновение в объект" не столь глубоко, как у учёных, но зато оно оперативно фиксирует ту или иную фазу движения исторического объекта, его противоречия и тем самым обозначает актуальную проблемную ситуацию. Изучая тот или иной "кусочек текущей или исторической жизни", журналист открывает в нём новые свойства: взаимоотношения людей, человека и природы, человека и искусства и т.д.
В каждом конкретном случае он пытается раскрыть истинные причины свершившегося и при этом суметь преодолеть поверхностность, односторонность, стереотипность в освещении событий, процессов и участвовавших в них людей. В этом ему помогает ассоциативное мышление, непосредственно связанное с эмоциональным состоянием пишущего и его творческими озарениями. Психологическая устойчивость журналистского познания истины достигается не только логическим способом овладения предметом исследования, но и свободой ассоциирования.
      Это лирическое отступление я сделала в оправдание своего метода раскрытия заданной темы, свободного и ассоциативного познания действительности, сопряжённого с преодолением неизвестных, непредвиденных и скрытых обстоятельств. Часто мне помогало творческое воображение, основанное чаще всего на объективных фактах, явлениях, событиях и, меньше всего,  на субъективном видении действительности. Но от последнего элемента творческого процесса я никогда не отказывалась. В этом субъективном начале я полностью солидарна с М.Ю. Лермонтовым: "Выхожу один я на дорогу…". Перед взором открывается кремнистый путь, но я слышу, "как звезда с звездою говорит". В этот момент я понимаю и разделяю мнение М. Пришвина: "Каждый человек во всём огромном народе переживает время и думает тайно по-своему. Моя сущность есть лирика. Своя душа ищет утверждения в вечном. А общественность есть нечто временное, преходящее…" [9].
Памятники литературы, науки и искусства, эти уникальнейшие свидетельства времени, и в будущем помогут нам разобраться в вечном конфликте личности художника, учёного, мыслителя с государством и своим временем, поскольку само творчество, научное или художественное, всегда было и будет абсолютным безвременным "манифестом свободы личности" (Пришвин М., там же — примеч. авт.).  Итак, вперёд и вперёд, навстречу сомнениям и боли, мукам поиска истины, вопросам, и ещё раз вопросам и ответам…
 Новый официозный символ независимого самостоятельного государства, первый памятник А. Тимуру[10], открытый в Ташкенте в 1993 году, затмил своей «грандиозностью» старый классический символ — Ташкентские куранты, до сих пор вместе с новым двойником каждые полчаса отбивающие пульс города и приближающие час свидания для влюблённых, как правило, именно здесь набивающих стрелку. В последнее время это место свиданий сместилось на несколько метров к центру, к бронзовому памятнику, имеющему одно коварное свойство: надо не один раз его обойти кругом, чтобы встретиться со своим партнёром. Он собой закрывает весь горизонт. В томительном ожидании вы невольно ещё раз изумитесь тяжеловесной монументальности исторического образа, официально ставшего общенациональным идеалом и символом государственной независимости и с почтением прочитаете на постаменте высеченное крылатое выражение Сахибкирина: «Сила — в справедливости». Соответственно, основной задачей национальной политики становится именно она, неподкупная Царица-справедливость, «непредвзятость исторического анализа» (И. Каримов), "полное следование  внешнеполитическим принципам и  целям, разработанным  Первым Президентом Республики Узбекистан" (Шавкат Мирзиёев) — недостижимый идеал политических деятелей всех времён и народов.


Гуарик Багдасарова

P.S. Продолжение историко-культурологического очерка следует...




[1] Унамуно М. Избранное: в 2 т. – Л., 1981. Т. 2. 318-319

[2] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - С. 330.
[3] Эдуард Эррио  (1872-1957) — французский государственный и политический деятель, лидер партии радикалов и радикал-социалистов, писатель, историк, публицист, академик.
[4] Рубина Д. На солнечной стороне улицы. Отрывок из романа. — //Звезда Востока, 2003.
С. 18
[5] В этом старинном особняке некогда располагались официальная резиденция туркестанских генерал-губернаторов, впоследствии Главный среднеазиатский музей.
[6] Референдум о независимости прошел на территории Узбекистана 29 декабря 1991 года уже после принятия Алма-Атинской декларации о целях и принципах СНГ, которая объявила о прекращении существования СССР.
[7] Кузьменко М., Кушнеренко А., Леонов А. ,Эпиктетов М., Борисенко В., Ханжин С., Назаро Б. Информационная культура. Кодирование информации. Информационные модели. – М., 2000., Интернет сайт: www. infomir. ru
[8] Ремпель Л. и Пугаченкова Г. Очерки искусства Средней Азии (Древность и средневековье) — М., 1982.;
Пугаченкова Г. Из художественной сокровищницы Среднего Востока. – Т., 1987.
Полякова Е. и. Рахимова З. Миниатюра и литература Востока. – Т., 1987.
Азимов И. Росписи Узбекистана. — Т., 1987.
Сулейман Х. , Сулейманова Ф. Миниатюры к произведениям А. Навои (15-19 вв.). — Т., 1982.
Шаякубов Ш. Современная миниатюрная живопись Узбекистана. — Т., 1994. Муминов И. Под редакцией академика АН Уз. Муминова И.М. Миниатюры к Бабур-Наме. – Т., 1970.
Измайлова Т. Культура и искусство Переднего Востока. — Ленинград, 1960. Галеркина О. Вст. статья к альбому "Миниатюра Мавераннахра"(16-17 вв.). — Ленинград, 1980.
 Dayid Talbot Rice . Islamic art.— London, 1965.  и др.
[9] Пришвин М. Из дневников (1931-1952). — //Наше наследие, 1990, №2. С. 76
[10] Авторы памятника А. Тимуру: скульпторы И. Жаббаров, К. Жаббаров, архитектор Б. Усманов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий