Ежегодно, начиная с 1994 года, 27
июня в Узбекистане отмечается День работников печати и средств массовой
информации. Этот профессиональный праздник был учреждён Указом первого
Президента РУз Ислама Каримова в июне 1993 года.
В первые годы после распада
советской империи СМИ новых независимых государств переживали период
беспрецедентной свободы слова. В зависимости от политических приоритетов,
работники СМИ метались из одного лагеря в другой, как герой популярного
комедийного фильма «Свадьба в Малиновке», твердивший сакраментальное: «Власть
меняется». Потом наступила эра так называемых «рыночных отношений» с её новыми параметрами рейтинга СМИ:
коммерческий характер издания, его объём и тираж, периодичность,
конкурентоспособность, интерактивность.
В Узбекистане, как и в России,
это привело к резкому спаду литературно-художественных изданий и
историко-культурных программ на радио и телевидении, почти полному отсутствию
серьёзных аналитических жанров в прессе и ко всеобщей экспансии
музыкально-развлекательных программ в теле- и радиоэфире. Неуклонно сокращается
тираж печатных изданий, происходит неизбежная локализация и монополизация телевизионных и радиоканалов. Упала, в целом,
покупательская способность населения традиционных СМИ, начавших обслуживать
интересы «сильных мира сего». Появился так называемый «чёрный пиар».
В Узбекистане опьянение свободой
слова работниками СМИ продолжалось недолго. Вот как об этом времени вспоминает
известный тележурналист Борис Бабаев, в 1999 году награждённый вместе с группой
журналистов информационной телепрограммы «Ахборот» правительственной наградой -
орденом «Дустлик»:
- Время было совсем непростое. После объявления независимости Узбекистана
в молодой стране было немало проблем, в их решении многое зависело и от уровня
информированности населения, а значит – работы прессы. Из «Ахборота» люди
узнавали всё самое главное о том, что произошло и происходит у нас в
республике, потому на нашу редакцию в какой-то степени опиралось руководство.
Ведь мы были, можно сказать, проводниками намеченного курса развития и
обновления. Не было конца заданиям в Ташкенте и командировкам по всему
Узбекистану. Собкоры в областях тоже были хорошие профессионалы, но мы ездили
тогда, когда они не успевали, или не могли сделать что-то сами, или когда надо
было прилететь, снять, взять нужные интервью и улететь обратно в Ташкент и
сделать немедленно нужный редакции сюжет…
Мы знали, что руководитель страны смотрит все выпуски и, если посчитает
нужным, немедленно реагирует. Принимая во внимание всё это, наш ведущий диктор,
народная артистка Узбекистана Галина Мельникова, сказала однажды, что выходя в
эфир, она чувствует себя как перед расстрелом. Ни много ни мало. В самом деле,
это было очень ответственно.
…Благодаря работе на телевидении я узнал и увидел многое. Мне
посчастливилось вести репортажи для «Ахборота» с открытия Всемирных выставок –
ЭКСПО-2000 и ЭКСПО-2005 в Ганновере и японском городе Аичи, из Нью-Йорка и
Парижа, Берлина и Будапешта, Софии и столицы Греции Афин. Разве это забудешь…
Масс-медиа и журналисты,
сделавшие многое за независимость и суверенитет узбекского народа, вскоре стали
невостребованными. Новая власть окрепла,
установив новую «мораль»- идеологию «национальной независимости» от
демократии и мирового порядка, под которой начинали культивировать «жёсткий
порядок ради стабильности» и традиционное для узбеков почитание и послушание
старших (обожествление) вместо свободы слова и плюрализма. Ректор МГУ им. М.В.
Ломоносова В.А. Садовничий в своём выступлении 15 февраля 2007 года на Всероссийском совещании-конференции «Традиции и инновации в
образовании: гуманитарное измерение» заметил: «В бывших союзных республиках
практически полностью переписана их история, сменён на противоположный весь
пантеон национальных героев и т.д.»[1].
Публицист Карим Бахриев в
обширной аналитической статье «Проблемы журналисткой этики в теории и практике
СМИ Узбекистана» цитирует одного из корреспондентов правительственной газеты, просившего не называть его имени:
«Теперь вся профессиональная этика журналистов Узбекистана строится на том,
чтобы спокойно восхвалять своё и
народное раболепие, «разоблачать» только тех,
на кого показывают верхи. А тот, кто говорит о проблемах страны, скорее
всего, и будет «врагом народа», не желающим примириться с реальными успехами
страны». Всюду разливаются безграничные реки восхваления. Нет никаких проблем.
Я вспоминаю известный афоризм: «Покажите мне народ, у которого нет никаких
проблем и я найду у него шрам от черепно-мозговой травмы»[2].
Карим Бахриев, специалист по
журналистской этике, выявляет
противоречивую ситуацию, когда хочется, но не «можется» писать правду и
только правду. При тоталитарном советском режиме в Узбекистане, как на всём пространстве
бывшего Союза, в каждом доме было сетевое «пятирублёвое» радио. В отличие от
шоссейных и железных дорог, пропагандистская коммуникация была идеально отлажена. Каждая
среднестатистическая семья получала по подписке по 4-5 газет и журналов. «Сегодня
много населённых пунктов, в которых никто не подписался ни на какое издание,-
говорит Урол Узбек, корреспондент республиканского радиоканала «Машъал». - Хотя
государство формально разрешило создание независимых СМИ, в действительности
они очень слабы».
Сегодня Национальная
телерадиокомпания Узбекистана остаётся
единственным информационным средством, охватывающим всю страну, но во многих
населённых пунктах и даже областных городах – Гулистан, Баявут, Андижан,
Бекабад… - электричество надолго бывает отключено из-за неплатежей или
каких-либо технических аварий. А такие индивидуальные средства передачи
информации как факсимильные устройства, интернет, электронная почта находятся
всё ещё в нашей стране в зачаточном состоянии. Особенно убедительно это проявилось в условиях
пандемии коронавируса, когда государственный проект с получением образования в
формате on-line практически потерпел
фиаско: мы оказались к этому не готовы. В связи с этим, пропаганда новой
«идеологии национальной независимости» застопорилась на долгие годы из-за
отсутствия каналов связи с электоратом. Всё это приводит к застою в развитии
информационно-коммуникационной системы в обществе, не говоря уже о создании
каких-то этических норм журналистики. С другой стороны, и в государственном, и в
коммерческом секторах СМК наметилась тенденция внутренней монополизации.
В последнее неполное пятилетие
последовательного продолжения и углубления демократических реформ, начатых
Первым Президентом РУ Исламом Каримовым,
укрепления экономической мощи, создания достойных условий жизни для нашего
народа, заявленных в новой программе действующего президента Шавката Мирзиёева
в 2016 году, СМИ, однако,
переживают период напряжённой
борьбы за выживание. При этом они вынуждены пренебрегать этическими нормами цивилизованной
журналистики. Вместо поиска актуальной проблемной информации журналисты
зачастую заняты поиском денег, созданием рекламных статей и спонсорских
хвалебных передач «во благо родины и народа».
«При существовании негласной
цензуры, вопреки статье 67 Конституции РУ и законам страны, - справедливо утверждает в своём «некрологе» по
журналистской этике Карим Бахриев, -
трудно говорить в условиях подобной коммерциализации СМИ об этических нормах. Если чиновники властных
структур не уважают свою Конституцию и
законы страны – трудно требовать от простого народа их исполнения. Этические
нормы журналистики, ограничивающие злоупотребления служителей пера своими
правами и обязанностями, нужны тем, кто имеет свободу слова. В Узбекистане нет
злоупотреблений свободой слова. Этические нормы предостерегают нас от ошибок.
Чтобы делать ошибки – надо что-нибудь делать. Узбекские журналисты в своём
большинстве не нуждаются в этических категориях, принципах и нормах. Конечно,
всё это было бы смешно, если бы не было так грустно»[3].
К этому выводу специалиста по
журналистской этике можно добавить следующий афоризм: «Если бы у журналистов
были крылья – они мешали им ползать»[4]. Так, на вопрос о
творческих исканиях газеты «Жизнь Ахангарана» корреспондент областной газеты
Алишер Камилханов мне ответил:
- Искать особо не приходится. - Вот они
- сюжеты для газетных публикаций,
буквально, под ногами: поднимай и пиши! Но всё обстоит, увы, далеко не так.
Есть у нас ещё самая страшная цензура, внутренняя: тянется рука написать, да
тут же опускается – всё равно ведь «зарежут»! Не главный редактор, так
кто-нибудь ещё… Писать же в письменный
стол так и не научился. Прав был А.П. Чехов: «Надо по капельке выдавливать из
себя раба…». Не получается у наших людей – то ли климат виноват, то ли
менталитет, то ли воспитание… Иногда
почти по Щедрину – хочется чего-то такого, эдакого: то ли «конституции», то ли
севрюжины с хреном». Новостей особых у нас нет: идёт хлопкоуборочная кампания.
Но у вас, столичных, к ней не привлекают, а у нас 20 % взрослого населения
сейчас в поле.
На престижном сайте Узбекистана
Вести.UZ. Новости стран СНГ и России 19 июня 2020 г. появилась статья с громким
названием «Павел Борисов - русский голос Узбекистана» Кирилла Позднякова[5]. По
мнению родной сестры известного эстрадного артиста Ирины Сержановой,
поместившей свой комментарий к этой
публикации, автор мемориальной статьи исказил многие биографические факты
своего героя и его близких родных:
- Благодарю престижное издание Вести.uz за внимание к памяти моего
родного брата - певца и композитора Павла Борисова, заслуженного работника
культуры Узбекистана, кавалера ордена "Дустлик", лауреата
международных и республиканских конкурсов, трагически ушедшего от нас год
назад. К сожалению, прочитав статью с красивым названием "Павел Борисов -
русский голос Узбекистана", обнаружила в ней много неточной, искажённой и
даже откровенно ложной информации, касающейся как личной жизни Павла
Михайловича и нашей семьи, так и его творческой деятельности. Очевидно,
уважаемого журналиста ввёл в заблуждение предвзятый источник, безусловно,
имеющий свои конкретные цели. Непонятно, почему нельзя было обратиться за
информацией ко мне как первоисточнику?! Наверное, это было кому-то нужно...
Жаль! Могла бы получиться очень хорошая, а главное - правдивая статья! Не
случилось... С уважением и пожеланием творческих успехов всему коллективу
Вести.uz, Ирина Сержанова (Борисова)[6].
В целом, статья носит явно
заказной характер от третьего лица, пожелавшего приобрести ложную популярность
в лучах чужой славы.
Но на самом деле не всё обстоит так мрачно: жизнь,
спотыкаясь о старые косяки, продвигается вперёд, хоть и не с космической скоростью. В
настоящее время в Узбекистане функционирует более 1400 средств массовой
информации. Активно набирают популярность современные и передовые медиа-сети —
цифровое и мобильное телевидение, интернет-телевидение, интернет-радио и
интернет-журналистика в целом. Последние заслуживают особого внимания, так как
являются передовой площадкой для реализации новых идей молодых журналистов,
обладающих современным мышлением и прогрессивными взглядами, - пишет ИА
"Жахон".
В наше время ветераны
журналистики также оказались востребованными, как никогда, читателями,
зрителями, новым руководством страны. Они и сегодня работают не покладая рук. О
нынешних трудовых буднях откровенно рассказывает тележурналист и главный
редактор сайта «Культура.Уз» Борис Бабаев в ретро-очерке «Программа
"Ахборот" в моей жизни. И почему продолжение следует»:
- Позади более полувека работы на радио и телевидении. И лет-то уже
немало, но работать на нашем национальном ТВ хочется, потому продолжение
следует… Тем более, что возможности НТРК растут постоянно. Первоклассное
оборудование, отличные камеры, великолепно оборудованные студии и столько самых
разных телеканалов. Сегодня даже в условиях довольно больших ограничений из-за
карантина мои коллеги делают своё дело, радуют телезрителей все новыми и новыми
телепроектами. Я горд, что работаю и что
в этом строю есть и мои телепрограммы: «Узбекский характер» и «…И это
всё о нём» выходят в эфир, бесконечно радуя и автора, и многих моих друзей, и
коллег, надеюсь и телезрителей, на нашем прекрасном канале «Маданият ва марифат»[7].
Кроме того,
организуются учебные тренинги и семинары с участием журналистов и специалистов
ведущих медиа-компаний мира, а также ежегодные курсы по повышению квалификации
отечественных журналистов в зарубежных странах. Так, только за последние годы
более 700 представителей национальных масс-медиа повысили свою квалификацию за
рубежом, в том числе на канале "Россия- 24". В республике действуют
Общественный фонд поддержки и развития негосударственных печатных СМИ и
информационных агентств, Общественный фонд по поддержке негосударственных
некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий
Мажлисе Республики Узбекистан, Национальная ассоциация электронных средств
массовой информации Узбекистана, Творческий союз журналистов Узбекистана и
другие. Эти объединения проводят активную работу по организации и проведению в
республике международных конференций, семинаров, "круглых столов" и
встреч, конкурсов и грантов для журналистов, материальной поддержке печатных и
интернет-СМИ. Также принимаются меры по созданию равных условий для развития и
деятельности государственных и негосударственных СМИ. В стране учреждена
главная национальная премия в области журналистики — международный конкурс на
Национальную премию "Олтин калам" ("Золотое перо"), который
ежегодно проводится Творческим союзом журналистов Узбекистана.
Оглядываясь назад на свой почти
полувековой профессиональный путь в России
и Узбекистане, связанный с журналистикой, часто вспоминаю незабвенных героев
моих радиопередач, газетных очерков, научных статей, репортажей. Выдающийся
советский кардиохирург Е.Н. Мешалкин;
защитник Сталинграда, уроженец посёлка Сыр-Дарья С.А. Микиртычян;
историк архитектуры, изобразительного и прикладного искусства народов
Среднеазиатского региона Г.А. Пугаченкова; заслуженный работник культуры
Узбекистана П.М. Борисов; народный поэт
Узбекистана А.А. Файнберг; заслуженный артист
РУ, член СП Узбекистана В.И. Баграмов; заслуженный деятель искусств
Узбекистана А.Е. Слоним и многие другие
«мои дорогие попутчики» закрепили на практике творческое кредо, полученное мною
в годы учёбы на журфаке МГУ на традициях классической русской литературы и
журналистики XYIII-XX вв. На своей книге «Жан Кристоф в Париже», подаренной
Л.Н. Толстому, Ромен Роллан сделал надпись:
«Льву Толстому, показавшему нам пример того, что надо говорить правду всем и
самому себе». В истории узбекского народа были свои самоотверженные герои:
Боборахим Машраб, Мансур Халлож, Чулпон,
Усман Насыр и другие, которые
пострадали в своё время от властей за то, что говорили правду. Однако
нерушимым в журналистской практике остаётся основополагающий этический принцип
– говорить правду – первая обязанность любого человека перед другими людьми, и
в первую очередь, журналиста перед
обществом. Как много ещё недосказано нами о времени и о себе во имя ушедших,
живущих, грядущих…
Выходи осторожно из
всех своих "бы".
Ибо слово тревожно, и
бритва судьбы
отсекает ненужные
сущности враз,
Но зачем-то фантомно
болят они в нас.
А в рассказе о жизни
спасает лишь стиль.
Остальное, простите,
сдаётся в утиль.
Только стиль и язык,
только их красота...
Жизнь - работа над
текстом.
Везде и всегда.
(Бах Ахмедов)
Коллектив сайта «Культура.Уз»
искренне поздравляет всех коллег с профессиональным праздником. Желаем крепкого
здоровья, благополучия и позитивных новостей!
Гуарик Багдасарова,
обозреватель сайта «Культура.Уз»
P.S. Президент Узбекистана поздравил работников СМИ и призвал
повышать их профессионализм - сообщила Gazeta.uz
- Новости Узбекистана[8]. Шавкат Мирзиёев отметил, что в большинстве СМИ преобладают
материалы, не имеющие высокого социального значения, в духе отчётности и
высокопарности, - говорится в поздравлении президента по случаю профессионального
праздника работников масс-медиа. Глава государства также отметил, что
общественность беспокоит низкий уровень знаний и профессионализма, культуры
дискуссии у некоторых журналистов и блогеров.
[1] Овсепян Р.П.Журналист – профессия, востребованная
всюду. - М., 2007. С. 90
[2] Карим Бахриев. Проблемы
журналисткой этики в теории и практике СМИ Узбекистана -
http://www.dunyouzbeklari.com/?p=5115
[4] Багдасарова Г. «Если бы у журналистов были крылья –
они мешали им ползать». – //Журналист, 2006, №6. СС. 16-17
5.
https://vesti.uz/pavel-borisov-russkij-golos-uzbekistana/
6.
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2563367857211925&id=100006162061401
[8] https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/26/massmedia/?utm_source=push&utm_medium=telegram