Живут во мне стихи,
Как под землёю воды,
Колышутся и ждут свободы…
А. Маркевич
Вторую книгу
стихов, вобравшую в себя воспоминания, посвящения, лирику, сатиру, песни и
стихи для детей, с шокирующим названием «Жива я?!» мне подарила 20 09 01 автор Альбина Маркевич на
презентации сборника с
пожеланием-автографом: «Гуарик, милая! Будем встречаться!». С тех пор мы
продолжаем знакомство вот уже почти 20 лет. Из них каждый день не только сама А.В. Маркевич, но все почитатели её таланта педагога, музейщика, поэта,
искусствоведа выносят на суд общественности этот судьбоносный вопрос. Близкое дружеское окружение Альбины
Витольдовны пытается равняться на своего
старшего товарища и благодаря ей наполняет свою жизнь поэтикой бытия.
А.В. Маркевич
родилась 25 07 1930 г. в Ташкенте. Здесь она окончила факультет русского языка
и литературы ТГПИ им. Низами и работала много лет в школах Термеза и Ташкента. Четыре года она преподавала в школе-интернате в Ярославской области, где близко познакомилась
с российской действительностью и русской природой. Свои впечатления поэт
выразила позднее в поэтическом сборнике «Чувство жизни» (Т., 2015): «А Россия для жизни до самого края - /
Навсегда мне Отчизна. Отчизна вторая».
После успешного окончания
заочного факультета теории и истории
изобразительного искусства Ленинградского института живописи,
скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина она преподавала в
Театрально-художественном институте им. А.Н. Островского и в родном Педагогическом
институте в узбекской столице.
В семидесятые
годы прошлого века проявился её необычайный организаторский талант. Вместе с
группой филологов в 1977 году Маркевич
участвовала в создании литературного музея С. Есенина, открытие которого
состоялось 10 07 1981г. в Ташкенте. В нём
Альбина Витольдовна до 1996 г. вела научно-просветительскую и собирательскую работу, создала несколько
литературных клубов, включая Пушкинское общество Узбекистана. В 1996 году
вместе с замечательным русским учёным-филологом и общественным деятелем
С.И.Зининым возглавила есенинское общество «Радуница» при РКЦ Уз. Объединив
ташкентских современников А.А. Ахматовой, создала клуб-музей «Мангалочий
дворик», открытие которого состоялось 18 декабря 1999 года при РКЦ РУз на базе ДК
ОАО ТТЗ к 110-летию со дня рождения выдающегося поэта Серебряного века.
Стихи разных лет А. Маркевич были
опубликованы в журнале «Звезда Востока» и других местных изданиях, включая
альманах «Под крылом Пегаса», а также
вошли в её авторские сборники «Миг». «Жива я?!». «На палубе земной»,
«Одуванчик». «Звёздное вино» и другие.
25 июля 2015
года А.В. Маркевич отметила своё 85-летие в РЦНК в Ташкенте презентацией двухтомника стихов («Чувство
жизни») и прозы («Грани памяти»). К своим друзьям, соратникам, ученикам она
обратилась со словами – цитатой из своих
стихов: «Да светит вам моя любовь!»
Альбина Витольдовна, на мой взгляд,
никогда не стремилась делать из литературного творчества профессию: это, скорее
всего, было и остаётся её поэтической формой бытования всегда и всюду с раннего
детства.
В прошлом году «Мангалочий дворик
Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте отметил своё славное двадцатилетие. На
юбилейном музыкально-поэтическом вечере композитором, лауреатом фестиваля
«Чимганское эхо» Геннадием Арефьевым был исполнен «Тополиный альт». Автор стихов посвятила их Н.Г. Зайко. Много
лет Наталья Георгиевна Зайко хранила связь и давнюю память о своих и её
матери Софьи Аркадьевны Журавской
встречах с Анной Ахматовой. Н.Г. Зайко подарила музею домашний архив своей
матери, в котором были ценные документы, связанные с жизнью и творчеством Анны
Ахматовой, жившей в Ташкенте три весны (1941-1944). Сюда в глубокий южный тыл
Анна Андреевна была эвакуирована из блокадного Ленинграда в начале войны.
Теперь этот гимн обычно поют все вместе ценители поэзии из разных уголков
Узбекистана и ближнего зарубежья на
ахматовских литературных четвергах в «Мангалочьем дворике», так как слова и музыка песни никого не
оставляют равнодушным:
Тополей ташкентских
аллеи
Полюбила блокадница,
беженка,
И – скиталица, гений,
неженка –
Становилась меж них
стройнее.
А душа не сгибалась,
тянулась ввысь,
Хоть казалось – куда
ещё выше!?
Город добрый мой,
Анной гордись,
Ты ахматовский голос
слышишь?
Пусть на улицах сквозь
асфальт
Не увидеть следы
поэта,
Но звучит тополиный
альт,
Восхищеньем её
согретый.
Поэтический язык Маркевич
лаконичный, острый, точный и часто ироничный. В её стихах порой сочетается «несовместное»: героическая
самоотверженность и здоровый эгоизм,
сокровенная лиричность и философская обобщённость, а также подкупающая
читателей всех рангов беспощадная самоирония.
Эти книги – «корабли мысли» (Ф. Бэкон) теперь уже странствуют по волнам
времени и бережно несут свой драгоценный груз от поколению к поколению. Её
служение музейному делу совершенно бескорыстно и потому заразительно и всегда
будет служить для молодых в наш
рациональный потребительский век примером истинной любви к общественному делу. Уместно вспомнить ещё раз
К. Чуковского, говорившего: «Пишите бескорыстно, за это больше платят». В
ноябре 2013 г. Указом Президента РФ за большой вклад в сохранение и
популяризацию русского языка и культуры за рубежом А.В. Маркевич была
награждена медалью А.С. Пушкина. В октябре 2019 г. А.В. Маркевич была
награждена Международной литературной премией имени Сергея Есенина «О Русь,
взмахни крылами…» в номинации «За честь
и достоинство» от Союза писателей России и Фонда поддержки культуры и туризма и
получила
диплом и официальный приз – скульптурную
композицию с Сергеем Есениным работы Николая Селиванова.
Среди
многочисленных драгоценных экспонатов ахматовского музея есть для меня самый
дорогой – фотография 15-летнего Эдуарда Бабаева с его невестой Ларисой.
Нелёгкая судьба уроженца Ташкента, в будущем профессора кафедры русской литературы
и журналистики МГУ, подарила Бабаеву
счастье дружить с Ахматовой. Эта дружба началась в Ташкенте военных лет и
продолжалась до конца их жизни. Эдуард Григорьевич сохранил для истории
литературы и будущих потомков не только
переписанные детской рукой ахматовские рукописи «Поэмы без героя»,
«Китежанки», по которым впоследствии готовились к печати эти произведения. Он
сохранил многие афоризмы, высказывания, блестящие устные рассказы и некоторые
«потерянные стихи» Анны Ахматовой. Однажды вчерашний школьник с точностью
воспроизвёл «Две войны, моё поколение,
освещало твой страшный путь» и, переписав на бумагу, с поклоном вручил
«потерянное стихотворение «De profundis» изумлённому автору.
Общение с литературоведом,
писателем Эдуардом Григорьевичем Бабаевым
во время учёбы в МГУ в середине семидесятых годов прошлого века для меня
продолжилось в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» в Ташкенте. Как некогда
Э.Г. Бабаев сохранил на долгие годы
связь с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Николаем Харджиевым, Надеждой
Мандельштам, своими друзьями - Валентином Берестовым, Зоей Тумановой и другими деятелями русской
культуры, - так через Альбину Витольдовну Маркевич и её детище -
«Мангалочий дворик» - я не порывала духовной связи с Э.Г. Бабаевым. Здесь в музее
мне приходилось часто рассказывать о своём любимом Учителе: его первой встрече с Анной Ахматовой в 1943 году и дальнейших беседах с ней, Н.Я.
Мандельштам, Л.К. Чуковской, Ксенией Некрасовой, почерпнутых мной из его личных
устных рассказов и позднее из его книги «Воспоминаний» о Ташкенте
военных лет. Они были посмертно изданы его дочерью Елизаветой Бабаевой в 2000
году в Санкт-Петербурге. Сумрак и свет эпохи Серебряного века, меняющиеся
образы городов, обаяние речи великих современников насыщали «Воспоминания»
Эдуарда Бабаева.
Для меня Эдуард Бабаев и Альбина
Маркевич, при всём их различии характеров, воплощают романтизм советской эпохи,
который во многом утрачен молодёжью XXI века. Э.Г.Бабаев относился к студентам,
которых он называл, любя, своими собеседниками,
очень уважительно. Он разговаривал с ними как с равными и даже признавался, что
чему-то учится от них тоже: «Между
студентами и преподавателем должна существовать обратная связь, - считал
Эдуард Григорьевич. – Если я перестану
слышать своих студентов, значит, закончился мой педагогический запас.
Такая же возвышенная и одновременно
непринуждённая атмосфера царит на
литературно—музыкальных вечерах в ахматовском музее. Здесь с особым волнением и искренностью выступали Вадим
Фомичёв, Алексей Устименко, Ариадна Васильева, Елена Васильева-Чеботарёва,
Ирина Кепанова; барды Влад Маевский, Людмила Деканова, Андрей Цой, Бахтияр Нуритдинов; наши
ташкентские поэты Бах Ахмедов, Николай Ильин, Олег Бордовский, Михаил Гар, Сергей Гордин, Сергей Слонов и где
частыми гостями были Александра Давшан, Инна Коваль-Файнберг; Вадим Муратханов,
ныне проживающий в Москве, Х.Х. Алимжанова (дочь Хамида Алимжана и Зульфии), Шоира
Арипова (дочь Абдуллы Арипова), незабвенный Александр Файнберг и многие
другие друзья «Мангалочьего дворика».
Э.Г. Бабаев и
А.В. Маркевич принадлежат к редкому
разряду подвижников, «служителей муз». Их слова тотчас находят отклик у
слушателей и читателей. На судьбоносный вопрос:
«Жива я?!», ставший некогда названием второго сборника, его автор
позднее ответит сама в стихотворении «Чем я жива»: «Жива я памятью и делом, / Жива писанием стихов, Жива согласьем духа с
телом / Без отягчающих оков…». На своём 89-летнем торжестве в прошлом году
Альбина Витольдовна, как задорная девчонка в детстве, чтобы сбавить излишний
пафос торжественности, кокетливо и
дерзко улыбнувшись всем,
прочитала шуточное стихотворение о своей магистральной «линии жизни»:
Надену шляпку белую
И лёгкое пальто,
Пройдусь походкой
смелою,
И пусть никто-никто,
Никто не догадается,
Что скоро мне сто лет…
От нас с весной
красавицей
Всем солнечный привет!
На это
стихотворение активистка ахматовского
музея Татьяна Грушина от имени завсегдатаев поэтических вечеров в «Мангалочьем
дворике» в преддверии 90-летнего юбилея Альбины Маркевич ответила
посвящением в таком же жизнеутверждающем ключе:
Носите шляпки разные
До ста и боле лет.
Как россыпи алмазные,
Стихи собрав в букет.
Как в школе
наставления,
Мы ждём и ценим их.
Родится без сомнения
На чистой строчке
стих.
А там, глядишь,
подтянутся
Другие строчки к ней
И выйдет поздравление
На славный юбилей…
Пусть шляпки Ваши
носятся,
Меняются пальто,
И скажут люди:
Модница!
А лет ведь ей за сто!
P.S. Альбиночка
Витольдовна,
Заметьте, что не льщу,
А, как и все, Вас с
праздником
Поздравить я спешу!
Многая лета!
Мы присоединяемся от всей души к
этому поздравлению и пожеланию: «Многая
лета и благоденствия Вам!»
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий