суббота, 21 ноября 2020 г.

«Viva, Mozart!» на Малой сцене ГАБТ покорил музыкальную общественность узбекской столицы

  



Эта премьера необычной мини-оперы «Viva, Mozart!» состоялась 19 ноября, в снежный четверг, в Музыкальной гостиной Большого театра. Она покорила всех зрителей, уставших от пандемии и пришедших в любимый театр забыть обо всех человеческих невзгодах, свалившихся на голову в этот високосный год, разлучивший многих близких людей на долгое время, и насладиться  божественной жизнеутверждающей музыкой Моцарта.

В этом сезоне, несмотря на все сложности, связанные с пандемией, активной и разнообразной стала деятельность Малой сцены театра – Музыкальной гостиной. Ташкентский зритель, к всеобщей радости, горячо воспринял несколько вечеров, раскрывающих творческие возможности как наших опытных солистов, так и молодых солистов оперы и стажёров. Малая сцена постепенно становится своеобразной творческой лабораторией для экспериментов и воспитания новых поколений оперных певцов.

Произведения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта триумфально шествуют по оперным сценам мира, радуя зрителя блестящим исполнением и интересными трактовками. ГАБТ имени А. Навои уже имел в своей сценической истории постановки таких замечательных опер Моцарта, как «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро». Но, как и всякие спектакли, они имели свой срок жизни и сошли со сцены. Но желание воплотить оперы Моцарта творческие силы и руководство Большого театра постоянно хранили в своих планах.

...Вольфганг Амадей Моцарт (1756‎-‎1791) - великий австрийский композитор, дирижёр. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений, смог прославиться на весь мир не на один век за коротких 35 лет своей плодотворной жизни. Великий композитор, жизнелюбивый оптимист – и глубочайший философ, мастер иронии и юмора – и один из немногих избранников, которому было дано подойти к самым таинственным граням бытия. Филигранный, тонкий и глубокий мастер оперного жанра, потрясающий симфонист, носитель динамичной и утончённой музыкальной драматургии – Моцарт смело прошёл сквозь все грани почти двух с половиной столетий и оказался не только нашим современником, но и намного опередившим наше время и наш обывательский жизненный уклад особой устремлённостью к самым главным категориям жизни – самоотверженной любви к своей семье, жене Констанце, миру в целом и музыкальному творчеству.

Да, Моцарт убежден, что для достижения гармонии и счастья каждый из нас должен пройти сквозь испытания чувств, отношения к жизни – и став лучше и цельнее, оказаться достойным своей особой гармонии духа, индивидуальной для каждого. Моцарт умеет и иронично улыбнуться, и саркастически расхохотаться – и погрузиться в глубины самых больших человеческих драм и трагедий.



Все эти свойства человеческого характера в одном музыкальном спектакле смог весьма необычно и смело показать автор композиции, режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним. Камерным оркестром ГАБТ руководил молодой дирижёр Сухроб Раджабов. В этот вечер Маэстро, подобно Моцарту, дирижировал оркестром в белом парике и парадном «моцартовском» фраке и напоминал своего великого предшественника не только галантным внешним обликом, но и виртуозным владением оркестром, игравшим на одном дыхании. Балетмейстер, заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова, концертмейстер Людмила Слоним и весь исполнительский состав из лучших оперных солистов театра – каждый из них внёс свою лепту в мир образов Моцарта, чтобы они вновь ожили во всём блеске на Малой сцене.

 Андрей Слоним проявил смелость и такт соединить в одном спектакле четыре представления: в первой части – малоизвестный «Директор театра»; во второй – сцены и арии из любимых опер: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро». Автор композиции и режиссёр-постановщик спектакля – один из известных мастеров оперной режиссуры Узбекистана, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним - сумел выстроить спектакль в предельной заострённости ситуаций и поступков героев: в нём исполнители озорно и свободно живут особой гротесковой жизнью персонажей как в вокальных эпизодах, так и в драматических формах общения, особенно трудно дающихся оперным певцам. И стоит особо отметить, что необыкновенные вокальные трудности моцартовской партитуры все участники спектакля преодолели с завидным озорным мастерством, представив спектакль, полный жизни и юмора. Можно сказать, что выполняя замысел постановщика, талантливые исполнители просто с радостью «купаются» в светлом юморе и иронии ситуаций, получая удовольствие от этого и сами, и – щедро даря этот запас светлого юмора зрителям, которые радостно и чутко воспринимали и пение, и действо, неразрывно с ним слитое. И как не сказать об особом значении именно такого спектакля для душевного настроя и зрителя, и артистов в непростых и тревожных условиях пандемии?



Спектакль получился стремительным, компактным (общей продолжительностью один час пятнадцать минут!) – и в своих двух частях, представленных без перерыва, - раскрыл многие образы великого композитора и разнообразно-просветлённую суть его творчества.

Первая из них – это одноактный зингшпиль-буфф (комедийный спектакль, сочетающий и вокально-сценические номера – и остроумные диалоги героев) «Директор театра». В нём сочетание вокальных номеров с динамичными диалогами представляет одну из непростых задач для солистов оперы. И многие из них в этом спектакле обнаруживают новые и неожиданные для себя исполнительские черты и свойства. Это произведение Моцарта исполняется достаточно редко, хотя звучание его темы представляется на редкость современным.



Суть этого спектакля в том, что два театральных авантюриста – директор оперной труппы господин Франк (Хислат Камилов обаятельно и сочно сыграл эту роль с откровенным юмором, не боясь выглядеть смешным и чуточку наивным) и его помощник – комедийный актёр Буфф (артистичный и харизматичный, как  Хлестаков в «Ревизоре», Жасур Саидов был на высоте, играя блефующего афериста) – решили создать театральную труппу из артистов с самыми дешёвыми гонорарами. Они делают это для того, чтобы попытаться вылезти из многих финансовых проблем.

Здесь надо особо отметить ещё одну весьма яркую комическую роль банкира Эйлера (в очень ярком исполнении Ришата Решитова!), влюблённого в примадонну Мадам Герц, но из-за её страсти петь и играть трагедии  -   лишённого... её ответного чувства. Банкир убеждён, что мадам Герц должна петь и играть на сцене, а ... любить его – в его спальне. И умоляет Франка зачислить свою любимицу в труппу, оплачивая любые её гонорары, чтобы на сцене блистала только единственная прима - она. И Ришат Решитов с особой остротой ведёт разговорную роль своего героя (вокальные образы он успешно воссоздаст во второй части спектакля!) с тем необходимым уровнем юмористической выразительности и пластической остроты, который выдвигает этот образ в число самых ярких. Впрочем, в этом спектакле второстепенных ролей практически нет!

С первых моментов этого тридцатипятиминутного камерного спектакля мы погружаемся в гротесковую заостренность ситуаций, в которой две соперничающие певицы-примадонны стараются утвердить право каждой быть «первой и единственной». Так, в опере «Директор театра» не только вокальный, но и сценический дуэт Мадам Герц, примадонны (Анжелика Мухаметзянова) и Мадемуазель Зильберкланг, примадонны (Елена Шавердова) полон сарказма и самомнения двух непримиримых соперниц на звание гала-певицы в провинциальном театре.



  Здесь необходимо отметить, что и Мухаметзянова, и Шавердова – это горячо любимые зрителем две великолепные лирико-колоратурные солистки ГАБТ, блистательно исполняющие роли Лючии, Мюзетты и многих других серьёзнейших трагических ролей оперных героинь – предстают в этом спектакле в совершенно нежданном обличье. Запас  уровня фантазии и озорства и постановщика, и исполнителей поистине неисчерпаем – две «примадонны», каждая из которых претендует на неограниченное «премьерство и приоритет» - обмениваются хлёсткими «любезностями», затем с чисто «дамской» ожесточенностью фехтуют на подобранных из театрального реквизита шпагах, сражаются почти в «японской» схватке метлой и жезлом. «Тр-р-рагическая» примадонна мадам Герц в исполнении Анжелики Мухаметзяновой, буквально, одержима идеей играть роли со сверхстрастями и самоубийством в финале, она яростно размахивает ультрабутафорским кинжалом и в конце труднейшей колоратурной арии, конечно же, «убивает» себя, чтобы через секунду вскочить и требовать оваций. Она, буквально, освистывает (с помощью спортивного свистка!) вокальное рондо своей соперницы. И этим обаятельным постановочным и актёрским находкам в поистине нет числа!

А Елена Шавердова рисует свою Зильберкланг совершенно другой, но не менее откровенно стервозной дамочкой, иронично насмехающейся над всеми   попытками её «соперницы» утвердить своё первенство и единичность. Её вокальная партия также неимоверно сложна технически, а жизнь на сцене насыщена эксцентрикой. И вот это насыщение сложнейшей вокальной техники парадоксальными саркастическими штрихами в сочетании с интонационным богатством и мастерством хлёстких диалогов и особой комичной пластики – дарит нам в исполнении этих талантливых солисток образы и острохарактерные, и необыкновенно забавные.         


                                

          В эту же труппу нанимается и незадачливый герой-тенор, господин Фогельзанг (Бекзод Садыков), уверенный в том, что именно тенор – главное лицо в опере! Молодой певец Бекзод Садыков, совсем недавно с драматичной убедительностью исполнивший роль Туридду в «Сельской чести», а буквально, на днях удививший особым драматизмом и искренностью в романсах П.И. Чайковского – здесь, к общему изумлению,  создал убедительный и необыкновенно заострённый образ «душки-тенора», упоённого и своим голосом, и своим значением на оперной сцене.  Есть в спектакле и ещё две молодые певицы, буквально, преследующие директора Франка с настойчивыми требованиями прослушать их и принять в труппу       (Галина Голубкова и Валерия Шароватова) – они  изо всех сил «работают локтями», расчищая в создаваемом театре место для себя, и каждая тоже мечтает стать «первой и единственной»! А банкир, господин Эйлер, смирившись с потерей мадам Герц, вполне утешается вниманием новых молодых певиц и готов оплатить все актёрские гонорары и театральные расходы,  

Конечно же, автор несколько сгустил краски – но все эти же черты остаются – увы! – достаточно актуальными и для многих нынешних театральных трупп.  Спектакль выявляет эту заостренность, подводя героев к буквально «пиковым» ситуациям, разоблачающих тщеславие и самовосхваление – знакомые свойства, которые могут свести на нет великое единение сил и талантов в театре... А ведь именно в этом единстве, соединении разных дарований, темпераментов, индивидуальностей в одно прекрасное целое – и должен рождаться подлинный Театр! Разумеется, и сам великий Моцарт, и сам спектакль! – в котором действующие лица и исполнители остроумно и озорно пошутили, но в этой шутке скрывается устремлённость к тому, чтобы творчество было настоящим, талант – подлинным, а трудолюбие и единение творческих сил – плодотворным...

... И вот герои спектакля «Директор театра» приходят к этому осознанию. И, согласно замыслу второй части спектакля – с удовольствием воплощают в театрализованной форме сцены и арии из замечательных опер Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и другие. И свет моцартовского излучения как бы помогает воплотить разнообразие характеров, ситуаций, положений.

И снова Его Величество Театр в парадоксальности комических ситуаций возводит свое обаятельное здание из всех этих перипетий. Волею постановщика Андрея Слонима образы героев моцартовских опер воплощают... сами герои «Директора театра» - то есть певцы, набранные в труппу господином Франком, включая его самого и даже... банкира Эйлера, тоже вздумавшего попеть на оперной сцене. Они сохраняют и свою внешность, и костюмы, меняя лишь элементы своих одеяний. И в силу прекрасных вокальных и актерских данных всех участников спектакля это превращение происходит на глазах у зрителей интересно, органично и ярко.



Во второй части представления, шедшего без перерыва, самобытно  и неповторимо проявили себя: Анжелика Мухаметзянова (замечательно исполнившая ультрасложную Арию Царицы Ночи («Волшебная флейта»); Широко была представлена и опера «Свадьба Фигаро». Прозвучали и были прожиты на сцене яркий Дуэт Сюзанны и Фигаро и Ариозо Фигаро( Хислат Камилов – Фигаро, Сюзанна - Гульмира Нурметова); сцена Сюзанны и Марцелины (Валерия Шароватова). Эту плеяду талантов дополнили и расцветили Жасур Саидов (Ария графа Альмавивы); Ришат Решитов (наиболее популярная Ария Фигаро); Дуэт Дон Жуана (Хислат Камилов) и Церлины (Гульмира Нурметова) – из оперы «Дон Жуан». Каждый исполнитель в этой живой дивертисментной части был ярок вокально и органичен в жизни на сцене – и ко всему прочему - истинно театрален! Вообще, этот своеобразный спектакль по праву можно считать воплощённым символом истинной театральности. Яркие, эксцентрические костюмы, выразительный грим дополняли эту многокрасочную палитру и вносили праздничность и радость в театральное представление.



  В финале все участники спектакля исполнили коду оперы «Свадьба Фигаро» (в русском тексте её смысл звучит так: «Слава Жизни – бурной, шумной! Радость, вечно в нас живи! Слава шутке остроумной! Слава страсти и любви!), вызвав в публике бурную овацию. Это многообразие прекрасной

Жизни, отражённое в образах спектакля, - будет ещё долго помогать и исполнителям, и зрителям стать светлее духом и осознать, что жизнь и любовь – это истинно великие дары, которые надо беречь и охранять.

Конечно же, в успехе спектакля мы ощущаем огромную, скрупулёзную работу над пением и драматургией, над пластикой и заострённой выразительностью режиссёра-постановщика Андрея Слонима, дирижёра Камерного оркестра Сухроба Раджабова и концертмейстера Людмилы Слоним. Непосредственных танцев в спектакле как бы и нет, но балетмейстер Амина Бабаджанова тонко расцветила пластику героев почти танцевальным изяществом и этикетной точностью – и всё это оттенено изяществом и юмором.

Своими впечатлениями после окончания спектакля под неутихающий гул аплодисментов поделилась ведущая солистка ГАБТ Яника Багрянская. Она отметила, что Моцарт впервые прозвучал в стенах Большого театра после долгого перерыва. Автор, концертмейстер, Камерный оркестр и все участники нового проекта, молодые и заслуженные артисты, выложились по полной программе: за кратчайшие сроки многочисленными репетициями, плодотворной работой был достигнут налицо такой феерический результат. По её мнению, это очень полезный репертуар, который помогает солистам реализовать весь свой творческий потенциал – собрать звук и быть в лучшей форме. Публика очень горячо реагировала на выступление каждого артиста, а это всегда ответственно и приятно. Дай Бог, чтобы в нашем театре ещё не раз ставили моцартовские спектакли на радость всем – артистам и зрителям!

Яника Багрянская также поделилась своими творческими планами на ближайшее время: в декабре на главной сцене Большого театра состоится опера французского композитора Шарля Гуно «Фауст» в камерном, концертном, исполнении, в которой она споёт одну из главных партий – Зибель, юноши, влюблённого в Маргариту.  



По многочисленным просьбам зрителей – и тех, кто был на премьере, и тех, кто по тем или иным причинам ещё не видел спектакль «Viva, Mozart!» - вторая премьера состоится 29 ноября в 14.00 на Малой сцене ГАБТ. А как заверил режиссёр-постановщик А.Е. Слоним - в дальнейшем этот спектакль в ещё более «развёрнутом» и усовершенствованном виде продолжит свою жизнь на главной сцене Большого театра. Новый прекрасный и необычный спектакль ГАБТ имени А. Навои, который вполне можно назвать событием в театральной жизни Узбекистана, – уверенно и смело начинает сценическую жизнь и ждёт благодарного зрителя...

Гуарик Багдасарова

Фото: Юрий Полянский

 

 

 

 

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий