среда, 2 декабря 2020 г.

Вечер лирики ташкентских поэтов в епархии: «Золотое дыхание осени. Серебряное дыхание зимы»









 



          В минувшее воскресенье – 29 ноября 2020 г. – в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы среднеазиатского митрополичьего округа, состоялся традиционный ежегодный вечер лирики ташкентских поэтов, посвящённый проводам осени и встрече зимы.         


       

          В вечере приняли участие поэты различных творческих объединений: «Данко», «Арча», «Истоки». Автор проекта, режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, председатель ЛТО «Истоки», заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним поздравил участников творческой встречи  со «счастливой участью стиха» быть услышанным собратьями по литературному цеху и любителями поэзии, пришедшими в этот  холодный ноябрьский вечер приобщиться к «восходящей силе стиха» (Н. Тихонов) над бездной жизни.



          Творческую встречу поэтов с читателями открыл Андрей Слоним лирико-философскими элегиями: «Как странники по тропкам...», «Снежинки пали на равнины...» и завершил своё выступление шуточным стихотворением: «Простая сказочка...». Слушатели в очередной раз поразились постоянно умножающемуся обилию наблюдений и переживаний автора в его стихах. За любой его строкой стоит действительность, каждое стихотворение передаёт напряжение жизни, выражает глубинные устремления поэта, который ищет и находит новые решения в стихотворной форме, отвечающие потребностям времени и собственной души.

          Александр Курышев приятно удивил пейзажными стихами «Зимняя осень», «Золото осени», лирически простодушными и одновременно эпически значительными по своему содержанию.

          Фарида Бобрик прочитала малоизвестные стихи русского классика Ивана Бунина: «Листья падают в саду», «Вечер». Лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин говорил о себе: «Я, вероятно, все-таки рождён стихотворцем». В стихах Бунина, - продемонстрировала Фарида Бобрик, - больше чем в прозе, тайного, недоговоренного, жутких и загадочных деталей, характерных для поэзии Серебряного века.



Артур Гостев представил на суд публики юмористические стихи:

«Женские особенности» и «Общественное деление», в которых выразил критический взгляд на современную молодёжь и поп-культуру.



          Татьяна Грушина в своих тонких лирических стихах «Дождь»,

«Наклонилось над землёю небо» показала, что душою пейзажа оказывается человек нашего времени и страны. Прочитанные ею дополнительно внепрограммные пародии на современных виршеплётов выявили в авторе острый ум и чувство юмора, оценённые слушателями рукоплесканием.



Галина Зазулина представила читателям поэтические картинки осени и зимы, которые, взяв из обыденной жизни, она дорисовала своим воображением и преобразила их в «Зимнюю сказку» и другие фантазии.



          Татьяна Попова в  своих лаконичных стихах: «Было что – того не будет»; «Сентябрь замахнёт твоим крылом» ; «Иными станут вечера» - в сжатых до предела строках смогла соединить разнородные величины, представляющие наше время и общечеловеческие проблемы, возникшие с  пандемией.



          Альмира Туманян прочитала поэтические осенние зарисовки и по просьбе любителей литературы - свои «детские стихи», нашедшие горячий отклик у публики.



 Александр Татаринцев продекламировал свои новые сочинения: «Осенний мотив», «Снегурочка». Они были не столько о природе, сколько о тех людях, которые оставили неизгладимый след в его душе и стихе.

София Демидова познакомила присутствовавших со своими сонетами,  потребовавшими, наверняка, от их сочинителя не только ясность мышления, понимание жизни, но и знание этой сложной твёрдой формы стихосложения.



          Мунира Бабаярова порадовала слушателей детским стихотворением  «Подарки» и взрослым прозрением таинственной «Музы», которая изредка приходит к нам в гости, когда её совсем не ждёшь, и открывает нам  прежде не замеченные, не оценённые вполне стороны нашего бытия.



          Ольга Абишева принесла любителям литературы подношение в виде нескольких стихов из своего первого поэтического сборника «С любовью к вам!», который находится в печати и вот-вот должен появиться на свет. «Умытая дождями», «В декабре», «Девчонка-осень» - такие лёгкие и одновременно глубокие стихи требуют особого внимания к себе, вносят свежее дыхание в наш повседневный обиход и призывают ценить каждое мгновение прошлой и настоящей жизни, ещё до конца не познанной, не осмысленной в полной мере.




          Армануш Маркарян предложила вниманию публики: «Воскресный день», «Осень, листья опадают…». В них художник прочувствовано и продумано созерцает красоту природы, выявляя в ней божественное благословение.



          Автор этих строк в сопровождении дудукиста Вячеслав Каграманяна отдала дань погибшим в Арцахе за землю, за жизнь и окончанию кровопролития в Нагорном Карабахе. В жанре мелодекламации мы донесли до сердец слушателей эпическое произведение «На Малой родине» - о мирной полноценной культурной жизни армянской диаспоры в Узбекистане в содружестве с другими нациями. В дополнение к этому патриотическому стихотворению я прочитала лирические произведения: «Сентябрь в Ташкенте» и «Снежная весточка».

          Андрей Слоним завершил программу тремя разножанровыми глубокомысленными произведениями: «Счёты», «Быть иль не быть?..», «А если!..», призывающими к Солнцу, Свету, Любви.



          Прошедший вечер поэзии стал частью нашей культуры, нашей противоречивой действительности. Многие из нас задумались: как много ещё таят в себе неизвестные дотоле нам стихи, читаемые и перечитываемые книги, как много доброго, прекрасного мы ещё можем сказать друг другу!..

 

На Малой родине

Армяне – потомки не истреблённых,
выживших жертв геноцида!
Шли мы пустыней, проливом Кара-Бугаз
и морем Азовским, чтобы причалить
к Центральной Азии, ставшей Малой родиной.
Здесь мы заново обрели самих себя
 и нашу собирательную память.
Звучат народные армянские песни
и  карабахские пляски на земле узбекской.
«Несмолкаемая колокольня»  Паруйра Севака
 и «Гимн человеку»  Геворга Эмина 
Учат смыслу жизни в ней самой:
без выгоды привычной и корысти –
Быть людям, камню, воде полезным
 – без свидетелей и безвозмездно.
Каждый год мы приходим в молельный дом
в апрельский яркий солнечный день
почтить память жертв геноцида 1915 года,
всех армян из сел и городов Киликии,
Анатолии и Междуречья по дороге смерти
погибших в аравийских пустынях Тер-Зор,
ставших братской могилой тысяч армян.
Наши соотечественники идут к памятнику на горе
 Цицернакаберд – 44-метровой расколотой стеле –
Символу разделённого надвое единого народа.
Здесь ладаном над вечным огнём
звучит скорбная мелодия Комитаса.
«Скорбные песнопения» Нарекаци
 молитвой покаяния проносятся над нами:
«Я – жизнь из муки, я – сила из муки, я – слава из муки.
Приди к моей душе и знай, что ты пришёл к себе».

Древний крест «Хачкар» с развалин Звартноца
 - в церковном дворе - вечное древо жизни
 распустило гроздья винограда на каменной лозе.
Сердце скитальца на «Малой родине»  страдало,
но окончательно не окаменело.
В
XXI веке оно восстаёт, трусливо молчит
и скорбит по погибшим.
Из века в век, из крови в кровь
струится память поколений –
Из песни, что веками пели,
с пергаментов старинных манускриптов -
Горечь прошлого и нашей были –
слезой скатилась – морем разлилась.

 
Сентябрь в Ташкенте

 

Сентябрь теплом ласкает нас любя
И силится играть собой ревнивца.
Но мчатся дни античной колесницей,
И обжигает солнце тополя.

Я «Ласточкино гнёздышко» свила.
Лелею здесь крупицы жизни,
Когда приходит весть издалека
Или мой сын гостит залётной птицей.

Я обновляю свежей краской дом,
Переставляю мебель небывало,
Чтобы начать по-новому жить в нём
И не жалеть о прошлом обветшалом.

Здесь музыка небес с земной смешалась.
Она внушила мне: любой исход – начало.
Всё призрачно: что встречи, расставания,
Когда, как заповедь Господня,
Звучит над нами Баха «Пассакалия».

Снежная весточка

Обет молчания опять нарушен,
И вновь не пересилена тоска.
Моя любовь снежинок стаей
Летит, летит к тебе без вожака.

Возможно, пешеходы улыбнутся,
Встречая «Скерцо» на лету.
А, может быть, романсом отзовутся
Моя печаль и нежность на ветру.

Я предварять события не вправе:
Твой жест или движение души.
Сегодня кружит снегопад печали,
А завтра солнце землю оживит.

 

Гуарик Багдасарова

 Фото автора и Евгения Казанцева

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий