В минувшее воскресенье – 29 ноября 2020 г. – в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы среднеазиатского митрополичьего округа, состоялся традиционный ежегодный вечер лирики ташкентских поэтов, посвящённый проводам осени и встрече зимы.
В вечере приняли участие поэты
различных творческих объединений: «Данко», «Арча», «Истоки». Автор проекта,
режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, председатель ЛТО «Истоки», заслуженный
деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним поздравил участников творческой
встречи со «счастливой участью стиха»
быть услышанным собратьями по литературному цеху и любителями поэзии,
пришедшими в этот холодный ноябрьский
вечер приобщиться к «восходящей силе стиха» (Н. Тихонов) над бездной жизни.
Творческую встречу поэтов с читателями
открыл Андрей Слоним лирико-философскими элегиями: «Как странники по
тропкам...», «Снежинки пали на равнины...» и завершил своё выступление шуточным
стихотворением: «Простая сказочка...». Слушатели в очередной раз поразились
постоянно умножающемуся обилию наблюдений и переживаний автора в его стихах. За
любой его строкой стоит действительность, каждое стихотворение передаёт
напряжение жизни, выражает глубинные устремления поэта, который ищет и находит
новые решения в стихотворной форме, отвечающие потребностям времени и
собственной души.
Фарида Бобрик прочитала малоизвестные
стихи русского классика Ивана Бунина: «Листья падают в саду», «Вечер». Лауреат
Нобелевской премии по литературе Иван Бунин говорил о себе: «Я, вероятно,
все-таки рождён стихотворцем». В стихах Бунина, - продемонстрировала Фарида
Бобрик, - больше чем в прозе, тайного, недоговоренного, жутких и загадочных
деталей, характерных для поэзии Серебряного века.
Артур
Гостев представил на суд публики юмористические стихи:
«Женские
особенности» и «Общественное деление», в которых выразил критический взгляд на современную
молодёжь и поп-культуру.
Татьяна Грушина в своих тонких
лирических стихах «Дождь»,
«Наклонилось над
землёю небо» показала, что душою пейзажа оказывается человек нашего времени и
страны. Прочитанные ею дополнительно внепрограммные пародии на современных
виршеплётов выявили в авторе острый ум и чувство юмора, оценённые слушателями
рукоплесканием.
Галина
Зазулина представила читателям поэтические картинки осени и зимы, которые, взяв
из обыденной жизни, она дорисовала своим воображением и преобразила их в
«Зимнюю сказку» и другие фантазии.
Татьяна Попова в своих лаконичных стихах: «Было что – того не
будет»; «Сентябрь замахнёт твоим крылом» ; «Иными станут вечера» - в сжатых до
предела строках смогла соединить разнородные величины, представляющие наше
время и общечеловеческие проблемы, возникшие с
пандемией.
Александр Татаринцев продекламировал свои
новые сочинения: «Осенний мотив», «Снегурочка». Они были не столько о природе,
сколько о тех людях, которые оставили неизгладимый след в его душе и стихе.
София
Демидова познакомила присутствовавших со своими сонетами, потребовавшими, наверняка, от их сочинителя
не только ясность мышления, понимание жизни, но и знание этой сложной твёрдой
формы стихосложения.
Мунира Бабаярова порадовала слушателей
детским стихотворением «Подарки» и
взрослым прозрением таинственной «Музы», которая изредка приходит к нам в
гости, когда её совсем не ждёшь, и открывает нам прежде не замеченные, не оценённые вполне
стороны нашего бытия.
Ольга Абишева принесла любителям
литературы подношение в виде нескольких стихов из своего первого поэтического
сборника «С любовью к вам!»,
который находится в печати и вот-вот должен появиться на свет. «Умытая дождями», «В
декабре», «Девчонка-осень» - такие лёгкие и одновременно глубокие стихи требуют
особого внимания к себе, вносят свежее дыхание в наш повседневный обиход и призывают
ценить каждое мгновение прошлой и настоящей жизни, ещё до конца не познанной,
не осмысленной в полной мере.
Армануш Маркарян предложила вниманию
публики: «Воскресный день», «Осень, листья опадают…». В них художник
прочувствовано и продумано созерцает красоту природы, выявляя в ней
божественное благословение.
Автор этих строк в сопровождении
дудукиста Вячеслав Каграманяна отдала дань погибшим в Арцахе за землю, за жизнь
и окончанию кровопролития в Нагорном Карабахе. В жанре мелодекламации мы
донесли до сердец слушателей эпическое произведение «На Малой родине» - о
мирной полноценной культурной жизни армянской диаспоры в Узбекистане в
содружестве с другими нациями. В дополнение к этому патриотическому
стихотворению я прочитала лирические произведения: «Сентябрь в Ташкенте» и «Снежная
весточка».
Андрей Слоним завершил программу тремя
разножанровыми глубокомысленными произведениями: «Счёты», «Быть иль не быть?..»,
«А если!..», призывающими к Солнцу, Свету, Любви.
Прошедший вечер поэзии стал частью
нашей культуры, нашей противоречивой действительности. Многие из нас
задумались: как много ещё таят в себе неизвестные дотоле нам стихи, читаемые и
перечитываемые книги, как много доброго, прекрасного мы ещё можем сказать друг
другу!..
На Малой родине
Армяне – потомки не истреблённых,
выживших жертв геноцида!
Шли мы пустыней, проливом Кара-Бугаз
и морем Азовским, чтобы причалить
к Центральной Азии, ставшей Малой родиной.
Здесь мы заново обрели самих себя
и нашу собирательную память.
Звучат народные армянские песни
и карабахские пляски на земле узбекской.
«Несмолкаемая колокольня» Паруйра Севака
и «Гимн человеку» Геворга Эмина
Учат смыслу жизни в ней самой:
без выгоды привычной и корысти –
Быть людям, камню, воде полезным
– без свидетелей и безвозмездно.
Каждый год мы приходим в молельный дом
в апрельский яркий солнечный день
почтить память жертв геноцида 1915 года,
всех армян из сел и городов Киликии,
Анатолии и Междуречья по дороге смерти
погибших в аравийских пустынях Тер-Зор,
ставших братской могилой тысяч армян.
Наши соотечественники идут к памятнику на горе
Цицернакаберд – 44-метровой расколотой
стеле –
Символу разделённого надвое единого народа.
Здесь ладаном над вечным огнём
звучит скорбная мелодия Комитаса.
«Скорбные песнопения» Нарекаци
молитвой покаяния проносятся над нами:
«Я – жизнь из муки, я – сила из муки, я –
слава из муки.
Приди к моей душе и знай, что ты пришёл к себе».
Древний крест «Хачкар» с развалин Звартноца
- в церковном дворе - вечное древо жизни
распустило гроздья винограда на каменной
лозе.
Сердце скитальца на «Малой родине»
страдало,
но окончательно не окаменело.
В XXI
веке оно восстаёт, трусливо молчит
и скорбит по погибшим.
Из века в век, из крови в кровь
струится память поколений –
Из песни, что веками пели,
с пергаментов старинных манускриптов -
Горечь прошлого и нашей были –
слезой скатилась – морем разлилась.
Сентябрь в
Ташкенте
Сентябрь теплом ласкает нас любя
И силится играть собой ревнивца.
Но мчатся дни античной колесницей,
И обжигает солнце тополя.
Я «Ласточкино гнёздышко» свила.
Лелею здесь крупицы жизни,
Когда приходит весть издалека
Или мой сын гостит залётной птицей.
Я обновляю свежей краской дом,
Переставляю мебель небывало,
Чтобы начать по-новому жить в нём
И не жалеть о прошлом обветшалом.
Здесь музыка небес с земной смешалась.
Она внушила мне: любой исход – начало.
Всё призрачно: что встречи, расставания,
Когда, как заповедь Господня,
Звучит над нами Баха «Пассакалия».
Снежная весточка
Обет молчания опять нарушен,
И вновь не пересилена тоска.
Моя любовь снежинок стаей
Летит, летит к тебе без вожака.
Возможно, пешеходы улыбнутся,
Встречая «Скерцо» на лету.
А, может быть, романсом отзовутся
Моя печаль и нежность на ветру.
Я предварять события не вправе:
Твой жест или движение души.
Сегодня кружит снегопад печали,
А завтра солнце землю оживит.
Гуарик Багдасарова
Фото автора и Евгения Казанцева
Комментариев нет:
Отправить комментарий