среда, 31 марта 2021 г.

Ей покорялись сцены мира

 



Двадцать девятого марта 2021 года торжественно отмечали 115-летие Тамары Артёмовны Петросян (1906-1991) - в Национальной библиотеке Узбекистана имени А. Навои, мемориальном доме-музее Тамары Ханум и Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ. Юбилей легендарной артистки - «первой ласточки Востока» (А.В. Луначарский), известной в народе под именем Тамара Ханум, собрал на международной конференции в Национальной библиотеке Узбекистана имени А. Навои творческую общественность узбекской столицы и разных городов ближнего и дальнего зарубежья. Вела программу автор проекта журналист Ильмира Зайнутдинова.  Вечер памяти Тамары Ханум в библиотеке им. А. Навои проходил в режиме on- и of-line. Так, в нём приняли участие Ян Хладик, глава представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, ныне находящийся во Франции; Лорел Грей из США, получавшая уроки танца у Тамары Ханум и ныне возглавляющая в своей стране танцевальные ансамбли “Ракс Шарки” («Танцы Востока») и “Тановар”. Современные цифровые технологии позволили им, находясь далеко от узбекской столицы, лично отправить свои видеопослания (zoom) собравшимся в честь дня рождения Тамары Ханум участникам конференции. "Семена узбекского танца прижились в Америке и крепнут!" - этими словами завершила своё выступление Лорел Грей в режиме on-lineи вызвала в конференц-зале аплодисменты.



          Выступавший ректор Государственной академии хореографии Узбекистана Шухрат Тохтасимов назвал Тамару Ханум, армянку по происхождению, феноменальной интернациональной женщиной, стоявшей у истоков узбекского национального искусства песни и танца, обошедшего полпланеты: «Ей покорялись сцены мира». Он подчеркнул, что Тамара Ханум является одним из инициаторов создания профессиональной балетной школы, которая открылась в 1933 году. В творческой биографии Тамары Ханум – множество ролей в спектаклях музыкально-драматических театров Самарканда, Коканда, Андижана, участие в организации и работа в качестве балетмейстера, танцовщицы и педагога-репетитора Хорезмского областного музыкально-драматического театра ныне - имени Агахи в Ургенче. Тамара Ханум принимала непосредственное участие в постановке первых балетных спектаклей. Она являлась участницей строительства Большого Ферганского канала – пела и танцевала, поддерживая своим искусством строителей.



«Мы сейчас в новом здании академии воспитываем молодое поколение танцоров и всегда призываем их помнить, кто стоял у истоков отечественного хореографического искусства. Тамара Ханум заложила основы сценического танца, в котором раскрывается вся красота и богатство узбекской танцевальной культуры. Наша цель помнить историю танца и приумножать достижения первооткрывателей-хореографов и новаторов ХХ века - во имя прошлого, настоящего и нашего будущего искусства», - завершил свою речь ректор Государственной академии хореографии Узбекистана.



          Народный хофиз Узбекистана Хасан Раджаби поделился рукописными воспоминаниями Тамары Ханум о его отце – академике, создателе Шошмакома, учёном-фольклористе, организаторе и руководителе музыкальных коллективов, педагоге, общественном деятеле Юнусе Раджаби и выразил бесконечную благодарность автору мемуаров, полных живых подробностей многолетней творческой дружбы двух выдающихся служителей фольклорного этнографического искусства. «Тамара — редкое явление в нашем искусстве, и в искусстве вообще», - утверждал Юнус Раджаби. Хранитель наследия традиционной музыки Хасан Раджаби исполнил на дутаре для гостей народную песню из альбома макомов, записанного с ансамблем «Маком» имени Юнуса Раджаби. 

          Народная артистка Узбекистана Вилоят Акилова подробно рассказала о своей дружбе с легендарной артисткой с раннего детства, когда она часто вместе с родителями бывала в доме Тамары Ханум. «Впоследствии я многому научилась у неё не только в ювелирной технике народного танца, но и в домашнем хозяйстве, так как Тамара Ханум была ещё и радушной гостеприимной хозяйкой, и прекрасной портнихой, и конструктором-дизайнером собственных неповторимых костюмов», - заверила Вилоят Акилова.



          Судьба приглашённой на юбилейный праздник народной артистки Узбекистана, заслуженной артистки Украины Зинаиды Соловей в чём-то схожа с Тамарой Ханум. Зинаида Соловей с родословными украинскими корнями многие годы украшает своей яркой игрой спектакли Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. За годы своей творческой деятельности в театре оперетты актриса сыграла более чем в 80 спектаклях. Она и сегодня продолжает создавать на сцене театра галерею ярких женских образов. Её образы всегда отличались собственным сценическим и вокальным решением, всегда были и есть оригинальны, продуманы и за каждым стоит огромная творческая работа. Для творческих вечеров актриса всегда выбирает всё самое лучшее. Её бенефисы – это истинные праздники искусства, на одном из которых присутствовали и рукоплескали артистке Тамара Ханум вместе с выдающейся танцовщицей Мукаррам Тургунбаевой и народным поэтом Узбекистана Зульфиёй. Зинаида Соловей продолжает лучшие традиции старейших мастеров прошлого века– это творческий бренд, сложившийся из креативной работы, многоплановой деятельности по-настоящему творческой личности, направленной на развитие культуры и искусства Узбекистана.

Не так давно Зинаида Соловей перенесла в тяжёлой форме «ковид» и сейчас проходит долгосрочную реабилитацию. На юбилейном вечере памяти Тамары Ханум всеобщая любимица выглядела прекрасно - в национальном костюме с собственноручной традиционной украинской вышивкой и венком словно из свежих ярких алых роз на голове и, конечно, непременно «на шпильках». Зинаида Соловей исполнила популярную песню из репертуара Тамары Ханум «Украина и Узбекистан» и поделилась своими воспоминаниями об этой гениальной певице, сумевшей до конца дней держать прямую осанку, элегантно одеваться и ходить в туфельках на высоких 13-и сантиметровых каблуках.

Однажды Зинаида Соловей попросила Тамару Ханум поделиться с ней секретом своей молодости. Старшая коллега посоветовала тогда молодой певице каждую весну во время цветения фруктовых деревьев съедать три цветка урюка. В этом году весна наступила рано в нашем крае, и к Наврузу все деревья были в цвету. Зинаида Соловей, отметившая в 2019 году своё 80-летие, не удержалась от соблазна и съела три цветка урюка – «эликсир» вечной молодости от Тамары Ханум.



Чадр Шекхар, профессор, директор Индийского культурного центра имени Лал Бахадур Шастри в краткой речи выразил признательность своего  народа Тамаре Ханум за её восхитительное исполнение индийских танцев и  её многолетнюю дружбу с  Раджем Капуром. Он привёл слова признания любви Раджа Капура Тамаре Ханум: «Мы очень любим Вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые родились в Индии и исполнены Вами. С тех пор Вы — наша».

Чадра Шехкара особенно тронул показанный на вечере видеоролик об истории одной фотографии из музея Тамары Ханум. На экране Тамара Ханум в 70-е годы прошлого века встречает в аэропорту Раджа Капура и его команду из Индии. Все они были приглашены в её дом, где состоялся домашний концерт, в котором Тамара Ханум продемонстрировала гостям индийский танец, зафиксированный на видеоплёнке. 

В этот вечер было много выступавших поклонников искусства Тамары Ханум: среди них представители украинского посольства в Узбекистане; народная артистка Узбекистана Гули Хамраева; экс-директор музея Тамары Ханум, искусствовед  Гульсум Хамраева (on-line, США); кореевед, доктор исторических наук Татьяна Симбирцева из России (on-line); публицист  Брутт Ким; известный тележурналист Борис Бабаев, главный редактор журнала армянской диаспоры «Деп Апага» («В будущее») Георгий Сааков; родные Тамары Ханум – Темур  Салахов, Анна Насимова, Рахимахон Кунгирова. Ярким музыкальным украшением конференции стало выступление участников детских танцевальных коллективов столицы, воспитанников и студентов Академии хореографии и государственного института искусств и культуры Узбекистана.





Общественный деятель Ирина Кепанова рассказала эксклюзивно автору статьи о том, как прошёл вечер памяти в Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви:

- В конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии 29 03 21 состоялось празднование 115-й годовщины со дня рождения Тамары Ханум.

Большая часть времени была предоставлена Розе Эдуардовне Мухтаровой, вдове поэта Амана Мухтарова (Оман Мухтар)  - интереснейшей личности, которая работала в самых разных учреждениях культуры. Роза Эдуардовна с упоением рассказывала о встречах с выдающейся танцовщицей и общественным деятелем, неоднократно иллюстрируя примерами свою мысль о том, что Тамара Артёмовна была уникальной личностью, излучала ум и доброжелательность, а в сфере танца была новатором, гармонично сочетая пластическое искусство с песенным. Кроме того, Тамара Ханум оттачивала свое мастерство всю жизнь, передавая нюансы, отличающие не только танцы одного народа от других, но также одной области от другой.

Принесённые Розой Эдуардовной фотографии иллюстрировали её яркий и эмоциональный рассказ, который сам по себе был невероятно зрелищным. Думаю, очень многие присутствовавшие искренне пожалели, что сутки не растяжимы, и встреча должна когда-то заканчиваться...



Сквозь призму воспоминаний и признаний в любви поклонников творчества «дочери двух народов» вырисовывалось далёкое и близкое от нас ХХ столетие, породившее целую плеяду талантливых людей, которые и сейчас являются культурным достоянием республики и вызывают в нас чувство гордости за нашу страну и людей, которые были «первыми», как танцовщица, певица, балетмейстер, народная артистка СССР Тамара Ханум, ставшая «Путеводной звездой Востока» (Майя Плисецкая).

Тамару Ханум называли также "восточной Айседорой Дункан". Задолго до эры телевидения и музыкальных клипов в Средней Азии она уже была «своя» этническая мега-звезда. Судьба этой выдающейся женщины чем-то похожа на сказку про Золушку. Ей пришлось пережить бедность и голод, прежде чем прославиться на весь мир. Её имя гремело не только на бескрайних просторах бывшего Союза, но и далеко за его пределами. Эта армянская девочка из Богом забытого узбекского посёлка была обязана своей баснословной популярностью целеустремлённому характеру, исключительному трудолюбию и редкому художественному дару.

Тамара Ханум родилась 29 марта 1906 года в скромной семье Анны и Артёма Петросовых (Петросян), сосланных в Туркестанский край, в небольшой посёлок на станции Горчаково (ныне город Маргилан). Выросшая в узбекской махалле, девочка мало чем отличалась от поселковых ребятишек – босоногих, черноглазых, резвых. Когда в посёлке появлялась труппа бродячих артистов, все они сбегались на представление. Тамару завораживали выступления фокусников, канатоходцев, танцоров. Дома она невольно повторяла движения артистов. С каждым разом неловкие «па» становились всё увереннее, и уже в шесть лет девочка заслужила первые аплодисменты, танцуя перед роднёй.

"Вот увидите, она еще станцует в Париже!" - как-то горделиво заметила мать, рассмешив присутствующих. Но прошло время, и триумфальное выступление в Париже положило начало блистательной карьере молодой танцовщицы. В те далёкие времена на мусульманском Востоке «женщина на сцене» - такое было немыслимо. По обычаям Туркестана, после раннего замужества жизнь женщины ограничивалась «ичкари» - женской половиной дома, а лицо и тело были надёжно спрятаны под паранджой и закрытыми платьями. Тамара подрастала, и окружающие люди всё чаще говорили Петросянам, что их дочь ведёт себя неподобающим образом - ведь та и не думала бросать своё увлечение танцами. Отцу даже угрожали расправой, если он не приструнит своё дерзкое чадо.

Однако вмешался счастливый случай: на станцию Горчаково прибыл агитпоезд "Восток" с коллективом артистов под руководством Хамзы Хаким-заде Ниязи, будущего классика узбекской литературы. Такие миссии искусства "для просвещения народа" были очень распространены в первые годы советской власти. Кто-то рассказал Хамзе о талантливой девочке, и это решило её судьбу: в конце 1918 года Тамара впервые вышла на настоящую сцену. Впоследствии она рассказывала: «Первая любовь – это сцена. Первые волнения – это тоже сцена».

Ей было только 12 лет, но она уже выступала перед зрителями наравне с остальными. Танец жил в ней органично, заряжал страстью, требовал воплощения. Выступления на самодеятельных концертах резко выделяли юную танцовщицу, она по-прежнему была единственной представительницей прекрасного пола, осмелившейся танцевать публично, да ещё с открытым лицом. Угрозы в адрес Тамары продолжались, и родители, от греха подальше, отправили дочь в Ташкент.

В 1922 году девушка поступила ученицей в Ташкентскую балетную труппу и стала танцевать в полупрофессиональных концертных группах, которыми руководили первые узбекские артисты: Аброр Хидоятов, Етым Бабаджанов, Али Ародобус Ибрагимов. Увы, слухи о «непристойном» поведении Тамары дошли до её родного посёлка, и местные фанатики зверски расправились с её отцом в 1921 году. Мать осталась одна с детьми, и те крохи, которые Тамара получала за выступления, шли на кусок хлеба для родных.

Балетная труппа гастролировала по Средней Азии, давая концерты народных танцев. В маленьких городках и кишлаках в адрес девушки-танцовщицы нередко летели угрозы и камни. Одно выступление чуть не стоило Тамаре жизни: разбушевавшиеся зрители готовы были разорвать её в клочья. Спас один из артистов, известный музыкант и острослов Юсуфджан-кызык. В суматохе он накинул на неё паранджу и помог незаметно выбраться из толпы. “В те годы мало было быть артисткой, — вспоминала Тамара Артёмовна. — Жизнь требовала стойкости, мужества”. Её боевые подруги  по ансамблю Тупахон и Нурхон расплатились жизнью за своё призвание, но историю нельзя повернуть вспять. Её творчество вдохновляло и привлекало девушек на сцену. Так, в студии в 1929 году при труппе, выросшей в «Узбекский государственный музыкальный театр», появились Мукаррам Тургунбаева, Розия Каримова, Халима Рахимова, Гавхар Петросова, Лиза-ханум Петросова и другие. Агитпоезд побывал во многих городах и сёлах Узбекистана, агитируя за выборы в Советы, за новую жизнь, за раскрепощение женщины. И на каждой встрече звенел голос “первой восточной ласточки”. Она облетела полмира, неся на крыльях прообраз весны человечества, залог мира и всеобщей любви.

Требовалась немалая сила духа и убеждённость в своей правоте, чтобы не сдаться. В 1923 году она отправилась в Москву для продолжения образования в Театральном техникуме им. А.В. Луначарского. Московские зрители компенсировали все неприятные моменты первых выступлений, встречая искусство молодого дарования ажиотажем. Именно в Москве она получила своё второе метафорическое имя - "Первая ласточка Востока" от

А.В. Луначарского после памятного выступления в 1924 году в Университете народов Востока.

Бывало, что особенно настойчивые поклонники пробирались после концерта за кулисы, чтобы лично выразить артистке свой восторг. Так что, когда один такой молодец очутился в гримёрной и осыпал её комплиментами, Тамара не удивилась. Им оказался известный певец  Мухитдин Кари-Якубов. Представив его, руководитель сказал ей: "Теперь вы будете выступать вместе". Тогда она не предполагала, что Мухитдин станет её первым мужем, отцом дочери Ванцетты. Молодые супруги отправились в первую заграничную поездку, во Францию. В 1925 году в Париже проходила Всемирная выставка декоративного искусства. Мухитдину Кари-Якубову и Тамаре выпала честь представлять на ней свой край. Их выступление имело ошеломляющий успех: об узбекских артистах парижане ещё долго потом вспоминали.

          Возвращаясь домой, супруги проехали через Германию, где с Тамарой захотела познакомиться прославленная танцовщица Айседора Дункан. Она попросила Тамару позволить ей потрогать и пересчитать её позвонки, доказывая, что при нормальном строении тела человек не способен на такие невероятно сложные и прекрасные движения. Широкое признание и славу Тамара вкусила в 19 лет. После успеха в Париже перед ней открылся весь мир. Она объездила половину земного шара, и не счесть стран, где отплясывали её маленькие ножки. После одной забавной истории за ней прочно закрепился псевдоним Ханум. Случилось так, что перед крупным концертом в Москве один из его организаторов услышал, как земляки называют Тамару "ханум" (женщина). Назавтра афиши с именем "Тамара Ханум" висели по всему городу.

Иностранцы никак не могли понять, какой же национальности эта поразительная танцовщица. Армянка по крови, выросшая в узбекской махалле, Ханум из каждой поездки привозила домой новый танец, перевоплощаясь в него с огромной силой. В её творческой копилке собрались танцы 86 народов мира. Тамара запоминала не только танцевальные «па», но и особенности походки, мимики, телодвижений, присущие жителям разных стран. Костюм, грим и сам танец преображали её настолько, что каждый народ принимал эту великолепную женщину за свою землячку.

Вторым мужем Тамары Ханум был композитор Пулат Рахимов, он стал отцом Лолы. Когда Пулата Рахимова спрашивали, что он чувствует, когда его жена танцует перед другими на сцене, гастролирует без него по разным  городам, странам и континентам, ходит с накрашенным лицом по улицам города и улыбается с открыток, которые может купить любой мужчина, — Рахимов отвечал: «Гордость».

Накопив творческий опыт, в 1930 году именитая артистка пробует свои силы в качестве балетмейстера. В 1932 году, в сотрудничестве с режиссёром Зухуром Кабуловым и композитором Пулатом Рахимовым, она организовала театр в Ургенче, где выступала одновременно балетмейстером, танцовщицей и педагогом-репетитором. По её инициативе была открыта школа классического балета в Ташкенте, впоследствии ставшая Государственной академией хореографии Узбекистана.



В 1935 году Тамара Ханум вновь едет в Европу с Уста Алимом Камиловым, Абдукадыром Исмаиловым, Тохтасыном Джалиловым. За создание и исполнение танца «Пилля» на I Всемирном фестивале народного танца, проведённом в Лондоне в 1935 году, Тамара Ханум получает золотую медаль, а виртуозное искусство Уста Алима вызвавшее восторг зрителей, вознаграждается ещё одной персональной медалью. В 1935 году на Международном фестивале танца в Лондоне британская королева лично вручила артистке высокую награду за вклад в мировое искусство.

В 1938 году она совершила переворот в сценическом искусстве, совместив два жанра - песню и танец. Теперь артистка ещё и пела на многих языках, причём, без акцента, полностью вживаясь в создаваемый образ. "Едва я сделаю шаг из-за кулис навстречу залу, - говорила она, - физически ощущаю тысячи невидимых нитей, которые молниеносно возникают между мной и зрителем. Чем больше этих нитей, тем лучше звучит голос, в меня словно вселяются тысячи бесов, которые и творят мой танец", - признавалась она. Эта экспрессия, одержимость любимым делом, необыкновенное трудолюбие и Богом данный талант много лет держали её на вершине всеобщего уважения и восхищения.

Во время Великой Отечественной войны Тамара Ханум прошла с концертами весь фронт, от Тихого океана до Европы – освобождённые города Кавказа, Киев, Вена и Баден рукоплескали ей. Она вместе с бригадой Узбекской филармонии дала больше тысячи концертов, приближая день Победы. В 1943 году свою Государственную премию Тамара Ханум передала в Фонд обороны страны. На эти средства был построен танк, гвардейский экипаж которого — бойцы из Узбекистана — геройски громил врага. В 1943 году первой советской артистке присвоили воинское звание капитана и дали право на ношение оружия.

Главы государств, видные политики, артисты, общественные деятели почитали за честь увидеть выступление Тамары Ханум и лично познакомиться с нею. Таких людей было много в жизни Тамары Ханум: А.В. Луначарский, С. Есенин, В. Маяковский, Г. Уланова, А. Хачатурян, Д. Шостакович, П. Пикассо. Сотрудники музея бережно хранят платок с «Голубем мира», старательно вышитый собственноручно Тамарой Ханум по эскизу Пабло Пикассо, подаренному ей. Композитор Исаак Дунаевский писал: "Вы меня приглашаете в солнечный Узбекистан. Спасибо! Но солнечной будет любая страна, любое место, где находитесь Вы и Ваше замечательное искусство!"

В 1986 году в Ташкенте в доме Тамары Ханум ещё при её жизни открылась постоянно действующая выставка более двух тысяч костюмов актрисы, а в 1994 году открыт Мемориальный музей Тамары Ханум. Каждый костюм, расшитый золотыми и серебряными нитями, драгоценными камнями, - сам по себе образец прикладного искусства. Музей Тамары Ханум сохранил интерьеры жилых комнат, костюмы, записи песен, великолепную коллекцию картин, подарков, фотографий и рукописей выдающейся артистки. Среди них - неопубликованные воспоминания, а также стихотворения, созданные уже в период зрелости, на склоне лет. В одном из них Тамара Ханум обыгрывает строчки Омара Хайяма: "То, что Судьба пришла тебе дать, нельзя не умерить и не отнять..."

          Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. О ней говорили: «Руки, которые поют даже без голоса». В её программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» - более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира. О Тамаре Ханум говорил польский литературовед, поклонник её искусства Т. Комар: «Вы — дочь всех тех народов, песни которых поёте».

Мне посчастливилось впервые в 1986 году побывать в гостях у Тамары Ханум вместе с моим двоюродным дядей, историком, автором книги "Армяне в Средней Азии" Аркадием Агалуновичем Григорьянцем и поздравить тогда её с 80-летним юбилеем и преподнести всенародной любимице огромный букет бело-розовых гладиолусов. Впоследствии мне ещё не раз приходилось встречаться с Тамарой Ханум на тематических вечерах и собраниях Армянского культурного центра в Ташкенте, для которого, я знаю, она много сделала, а также на отдельных республиканских художественных выставках, где часто экспонировались работы её дочери Ванцетты. Всюду, где бы ни была наша узбекская Примадонна, она вносила своим присутствием в окружающую атмосферу творческий импульс артистизма и неувядающей женственности. Люди уходят, а душевное тепло даже от одной встречи с ними остаётся в памяти на всю жизнь.

           Тамара Артёмовна рассказывала с увлечением о  своей жизни, и я про себя отмечала, как часто в её речи проскальзывают армянские, узбекские и азербайджанские слова, пословицы. Вот что значит всю жизнь петь на разных языках и воспринимать их как родные! Артистка свободно читала наизусть стихи классиков, потом спросила, не хотим ли мы послушать строки, написанные ею самой. В них были слова о “кладовой сердца”, которая до конца дней должна быть полна, чтобы любой мог взять из неё всё, что ему понравится. Это были превосходные стихи. В них — бесконечная щедрость души замечательной артистки, сумевшей так много лет дарить людям песню и танец, а вместе с ними — радость, счастье и надежду.


          Тамара Ханум умерла в 1991 году в Ташкенте, похоронена на мусульманском кладбище «Чагатай» рядом с выдающимися деятелями политики, науки, искусства Узбекистана. В июне 2006 года в выставочном зале Центра современного искусства Академии художеств Узбекистана (ныне Дом фотографии) была организована большая юбилейная экспозиция из цикла "Наше наследие". Она была посвящена столетию со дня рождения талантливой незабываемой народной артистки СССР Тамары Ханум. Сюда вошли ценные фотографии, музыкальные инструменты, художественные полотна с изображением первой в республике танцовщицы и исполнительницы многонационального фольклора, автографы близких Тамаре Ханум друзей, известных советских и зарубежных деятелей литературы и искусства, а также костюмы разных народов, в которых посчастливилось ей искусством танца и неповторимого вокала покорить весь мир. На нынешней конференции в библиотеке им. А. Навои под названием «Ей покорялись сцены мира» также была представлена экспозиция архивных документов, изображающих Тамару Ханум в её знаменитых образах, журнальные и газетные публикации из государственных и частных архивов, посвящённых жизненному пути народной артистки. Сегодня творческое наследие «первой ласточки Востока» осознаётся как неотъемлемое достояние Республики, включающее в себя культурные традиции многих народов мира.

 

Гуарик Багдасарова

Фото: Шахзод Шокаримов, Ирина Кепанова

         

 

 

 

воскресенье, 28 марта 2021 г.

Всемирный день театра отметили в Ташкенте

 


 


Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
В. Шекспир

           В этом году в сложных условиях пандемии Всемирный день театра в узбекской столице служители храма Мельпомены отметили «Неделей открытых дверей» (21-27 марта 2021 года). Жители и гости Ташкента в течение семи дней могли бесплатно приобщиться к национальной, русской и западноевропейской классике, а также современным спектаклям из мирового репертуара. Этот большой праздник всем поклонникам сценического искусства дал в полной мере ощутить, что театр – это проживание того, что нам подарила природа, Бог - это «проживание объёма Бытия» (Наби Абдурахманов).

          В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 22 03 21 прошла пресс-конференция на тему «Наш театр», в которой было отмечено, что созданный в 1972 году, он является единственным в среднеазиатском регионе, успешно работающим в данном жанре и соблюдающим преемственность его лучших традиций. В этот день театральная труппа предложила вниманию зрителей новый музыкальный спектакль «Песня – жизнь моя», посвящённый 85-летию народного артиста Узбекистана Батыра Закирова.


          «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте 25 03 21 посвятил своё заседание Дню театра. Общественный директор ахматовского музея А.В. Маркевич рассказала о поэтическом театре Александра Блока, о своём любимом актёре театра и кино, много лет прослужившем в БДТ им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге  - народном артисте СССР  - Сергее Юрском и о своём первом посещении в 1935 году в пятилетнем возрасте вместе с отцом оперы Даргомыжского «Русалка» в Концертном зале имени Я.М. Свердлова в Ташкенте.



Актриса Елена Бурова представила отрывки из стихотворной трагедии "Федра" Марины Цветаевой. Общественный деятель Ирина Кепанова продекламировала текст песни "Театр" Джасура и Мастуры Исхаковых, напомнив о выступлении "золотой" пары в «Мангалочьем дворике» пару лет назад и их творческом вечере («Золотой свадьбе») под девизом: «Ташкент. Весна. Любовь» 17 03 21 во Дворце искусств им. А. Навои. Проникновенно прозвучали слова гимна лицедеев:

 …В полумраке зала еле различимы

Сотни незнакомых и знакомых лиц.

Я сегодня клоун старой пантомимы,

Почему же слёзы капают с ресниц…

 

 Опустели ложи…и погасли свечи…

И опять стою я в сквозняке кулис.

Театр – это праздник!

Это смех и слёзы,

Театр – это счастье!

Театр – это жизнь!

 Все присутствовавшие в ахматовском музее поделились своими воспоминаниями о самом первом посещении театра. Автор этих строк вспомнила свой первый сценический опыт в подростковом возрасте. Мне выпал счастливый случай на школьные зимние каникулы десять дней подряд в Концертном зале имени Свердлова играть в одной детской «Лесной сказке» роль Лолы, сестрёнки Али, вместе с будущим актёром Узбеккино Ровшаном Агзамовым, сыгравшим впоследствии главные роли - Баходыра в фильме «Влюблённые», «Баллада о белогривой»,  а также занятым в фильмах «Нежность», «Прощай, зелень лета», «10 000 мальчиков» и других романтических лентах отечественного кино 60-70-х годов прошлого века о душевной красоте человека, о его любви к людям, природе и родным местам.


          Государственный академический русский драматический театр порадовал зрителей премьерным спектаклем «Смятение праведных» по одноимённой поэме Алишера Навои, посвящённым 580-летию классика узбекской литературы и государственного деятеля (1441-1501). И то, что Академический русский драматический театр смело и плодотворно обратился к вершине узбекской классической поэзии и драматургии и своеобразно воплотил это сложнейшее произведение – необыкновенно ценно по своей сути. Зрители восторженно отзывались о показанных в течение недели современных драмах: «Одинокая лодка» Э. Агзама; «Миленький ты мой…» М. Ворфоломеева, «Времени Вагон» С. Носова и театрализованном концерте, посвящённом знаменательному событию - Дню театра.


          Значительным культурным событием стало торжественное открытие 26 03 21 двух выставок на первом и втором этажах в фойе Академического русского драматического театра. Художественная выставка трёх живописцев – Дилором Мамедовой, Абдухакима Каримова и Дилмурода Юлдашева была организована представительством Профессионального союза художников России в Узбекистане совместно с Дирекцией выставок АХУз и руководством ГАРДТ. Выставку помогла организовать одна из участников вернисажа: Дилором Мамедова. На открытии вернисажа режиссёр театра Валихан Умаров и заведующий литературной частью ГАРДТ Владимир Островский поздравили всех с Днём театра, который отмечают во всё мире с 1962 г.: «Театр не может существовать без зрителей, поэтому это также праздник всех поклонников Терпсихоры». Выступавшие театральные деятели заверили собравшихся, что возрождённая традиция художественных выставок в стенах их театра отныне постоянно будет жить, просвещать и радовать зрителей, так как изобразительное искусство тесно соприкасается с театрально-декорационным и формирует творческое воображение любителей театра: «Эти художники выставляли свои работы в России, Европе и на Ближнем Востоке, а теперь в нашем театре. Пусть эта традиция художественных выставок в ГАРДТ сохранится на долгие годы», - выразил своё заветное желание Владимир Островский. 



Публика, пришедшая на празднование Дня театра в пасмурную погоду, с порога сразу же оживилась: люди радостно и вдумчиво созерцали солнечные горные и урбанистические пейзажи, живописные портреты, яркие цветочные, сочные фруктовые и декоративные предметные натюрморты, философские жанровые композиции и тут же обменивались мнениями, фотографировались на память с художницей Дилором Мамедовой, охотно делившейся со зрителями рассказом о себе и своих талантливых собратьях по живописному цеху, к сожалению, отсутствовавших на вернисаже:  

- Эта выставка группы художников «Старый город» организована впервые в стенах ГАРДТ и посвящена Всемирному дню театра. Здесь представлены по 20 работ различных тем и жанров каждого художника. При всём их разнообразии, нас объединяет реальная дружба, любовь к природе и главенствующий в нашем творчестве художественный стиль – импрессионизм, дающий художнику широкий спектр средств для эмоционального самовыражения.



Молодая художница рассказала, что она родилась 28 января 1974 года в Ташкенте. В 1992 году окончила Республиканский лицей-интернат изобразительного и прикладного искусства, в 1998-м -  отделение станковой живописи Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзода). С 1998 г. - член Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Обладатель государственного ордена Узбекистана «Мехнат шухрати» («Трудовая слава»).



Дилором с товарищами, участниками выставки, часто выезжает на пленэр в горы или в старый город, где ещё сохранились кое-где немощёные узкие улочки между дувалами и саманными домиками, чтобы поработать на открытом воздухе. Совсем недавно Дилором вернулась из Дубая, где успешно участвовала в международной художественной выставке. Произведения талантливого художника хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, московском музее «Никор», а также в частных коллекциях Германии, США, Швейцарии, Англии, Японии, России, Турции, Индии, Австралии и Израиля.

В ноябре Дилором планирует провести персональную выставку живописных работ в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Посетителей вернисажа привлекли внимание своим насыщенным плотным цветом и яркой весенней палитрой такие натюрморты, как «Белые гранаты», «Открытая дверь», «Маки» и другие красочные произведения молодого, целеустремлённого и очень обаятельного, коммуникабельного мастера кисти.


          Второй участник Абдухаким Каримов родился 18 мая 1965 года в Ташкенте. В 1984 г. окончил Республиканское художественное училище им. Бенькова. В 1992 г. окончил отделение «Монументальное искусство» Института искусств им. М. Уйгура. Участник многих международных выставок. Знание приёмов и техники средневековой миниатюры и академической живописи сформировали своеобразный творческий стиль Абдухакима Каримова. Художник использует средства различных техник изобразительного искусства, и это отличает его работы своеобразием и выразительностью. Его тематика многогранна - от классической восточной поэзии (Навои, Омар Хайям, Низами, Джами и др.) до современных многоплановых философских сюжетов. Восточные красавицы, сказочные птицы, животные, дервиши - все они являются персонажами картин этого художника. Творчество Абдухакима Каримова отличается многообразием художественных приемов и выделяется в современном узбекском искусстве. Иногда он использует холст в качестве палитры, тем самым создавая необычайно красочный и «космический» фон картины, виртуозно работает с колоритом, используя цвет для передачи определённого настроения.

Композиция "Мелодия флейты" Абдухакима Каримова имеет, несомненно, романтический характер. С первого взгляда кажется невозможным затмить яркий, даже огненный, с необыкновенной текстурой фон этой работы, но А. Каримову это удаётся за счёт абсолютного, неожиданно доминирующего белого цвета. Удивительная работа прекрасно демонстрирует не только достойную технику изобразительного искусства, но и неординарное видение мира очень талантливого художника. "Мелодия флейты" имеет исторический подтекст, но выполнена в современном восточном стиле. Можно рядом постоять и услышать мелодию забытого ная…

Большинство зрителей на вернисаже особенно привлёк центральный экспонат – монументальный женский портрет, выполненный маслом, под названием: «Добро пожаловать!». Историю этого произведения рассказала Дилором Мамедова. Их группу художников пригласили на «Новогодний огонёк» на Национальном ТВ Узбекистана. В передаче выступили 11 танцовщиц, среди которых внимание художника Абдухакима Каримова к себе привлекла одна из красивых девушек, послужившая моделью для его будущего живописного портрета. Художественный образ поражает не только национальным характером, но какой-то особой глубиной и недосказанной тайной женской судьбы: мы можем любоваться им долго-долго, не в силах отвести от него взгляд. В этом и проявляется настоящее мастерство живописца!

В своих живописных полотнах и тончайших тёплых пастельных гравюрах Абдухаким Каримов интерпретирует исторические сюжеты, своё романтическое видение того или иного момента жизни и смело вступает в оптический и душевный диалог со зрителем и с космосом.




Третий художник Дильмурод Юлдашев родился 24 ноября 1955 года в Ташкенте. В 1982 году окончил художественно-графический факультет Ташкентского педагогического университета им. Низами. С 2014 года член творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Участник многих международных художественных выставок. Дилмурод Юлдашев – художник разносторонний, зарекомендовал себя в жанрах натюрмортной и пейзажной живописи. Во многих работах его манере близок академический реализм. Он много работает на пленэре, изображает на своих полотнах горные и степные пейзажи, укромные уголки забытых Богом сёл и маленьких городов. Благодаря богатой гамме красок и выразительной манере  письма, живопись Д. Юлдашева темпераментна и даже в отдельных случаях музыкальна. Произведения талантливого художника хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, а также в частных коллекциях России, Китая, Голландии, Австралии, Турции, Греции.


Посетители, обогащённые позитивной энергетикой изобразительного искусства, поднялись на второй этаж и ахнули… Здесь перед ними открылась документальная экспозиция, отражающая историю ГАРДТ на узбекской земле – в лицах артистов на старых фотографиях, пожелтевших театральных афишах и тронутых временем программках. Перед глазами открылась целая галерея известных великих артистов – это народные артисты СССР Галина Николаевна Загурская и Михаил Филиппович Мансуров; замечательные актёры ГАРДТ: Пётр Семёнович Давыдов, Клавдия Григорьевна Ефремова, Николай Григорьевич Хачатуров. Роман Денисович Ткачук, Владимир Эмануилович Рецептер, Игорь Вадимович Ледогоров, Людмила Николаевна Грязнова. Образы, созданные ими, незабываемы, а их имена вписаны золотыми буквами в театральную историю Узбекистана.

Неофициальным гидом этой выставки был Владимир Леонидович Островский. К нему можно было обратиться с любым вопросом. Вместе с ним многие посетители уникальной экспозиции мысленно проделали 85-летний путь (1934-2019) и ещё текущих полтора года, когда в сложнейших условиях пандемии Государственный академический русский драматический театр Узбекистана пробивает дорогу к зрителю всеми доступными и почти невозможными средствами. По мнению В.Л. Островского, «Рождаются поколения новых людей. Беспрерывный поток жизни создаёт новые ценности и мечты. ГАРДТ Узбекистана, возрождая славные традиции прошлого, – устремлён в будущее». Знакомство с двумя выставками в ГАРДТ завершился большим театрализованным концертом, который запомнится зрителям на долгое время.

Ирина Хилкова, заместитель директора Молодёжного театра Узбекистана, рассказала, как их коллектив отметил профессиональный праздник:

- День театра для нашего Молодёжного театра начался в аэропорту Ташкента и поистине стал для нас Международным днём. Мы встречали режиссёра из Санкт-Петербурга Игоря Сергеевича Качаева, который начинает постановку спектакля по рассказу Франца Кафки. Целый день прошёл в размышлениях о сегодняшнем театре, о новых формах, стилях. Главный режиссёр Обид Абдурахманов и директор нашего театра Хасан Салихов рассказывали о труппе Молодёжного театра и о возможном распределении ролей в новом спектакле. Вечером собрались все зрители, любящие «Молодёжку», на спектакль "Содом и Гоморра -ХХI".  День прошёл творчески очень интересно и в дружеской атмосфере любви к Театру. 



«Неделя открытых дверей» в ГАБТ им. А. Навои включила в себя показ и недавней премьеры «Фауста» Ш. Гуно, и шедевра узбекской оперы – «Проделки Майсары» С. Юдакова, и балета А. Меликова «Поэма двух сердец». Этот парад театрального искусства завершился показом второй премьеры зингшпиля-буфф «Директор театра» В. А. Моцарта. Произведения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756‎-‎1791) триумфально шествуют по оперным сценам мира, радуя зрителя блестящим исполнением и интересными трактовками. ГАБТ имени А. Навои уже имел в своей сценической истории постановки таких замечательных опер Моцарта, как «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро». Но, как и всякие спектакли, они имели свой срок жизни и сошли со сцены. Однако желание воплотить оперы Моцарта творческие силы и руководство Большого театра постоянно хранили в своих планах.


Автор композиции и режиссёр-постановщик спектакля – один из известных мастеров оперной режиссуры Узбекистана, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним проявил смелость и такт соединить в одном спектакле четыре представления: в первой части – малоизвестный «Директор театра»; во второй – сцены и арии из любимых опер: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро». Режиссёр-новатор сумел выстроить спектакль в предельной заострённости ситуаций и поступков героев: в нём исполнители озорно и свободно живут особой гротесковой жизнью персонажей как в вокальных эпизодах, так и в драматических формах общения, особенно трудно дающихся оперным певцам. Спектакль получился стремительным, компактным и раскрыл многие образы великого композитора и разнообразно-просветлённую суть его творчества.

И снова в свободной «партитуре» вокально-сценического действия перед переполненным до уровня балконов ярусов зрительным залом самозабвенно вершили своё мастерство хитроумный директор театра Франк (Хислат Камилов), его авантюрный помощник Буфф (Жасур Саидов). Жаловался на тяжкую участь отвергнутого любовника банкир Эйлер (Ришат Решитов); не щадя сил, кулаков и подходящих орудий драки, выясняли отношения две соперничающие примадонны – Мадам Герц (Анжелика Мухаметзянова) и Мадемуазель Зильберкланг (Елена Шавердова). Отстаивал право на «исключительность» герой-тенор Фогельзанг (Бекзод Садыков); стрекотали, как сороки, две певицы, также претендующие на «первенство» (Галина Голубкова и Валерия Шароватова). И только «захлебнувшись» в неразберихе глупых и пошлых столкновений – герои осознали, что главное в творчестве – это талант и объединение творческих сил. А затем во второй части спектакля в блестящем дивертисменте сцен из «Свадьбы Фигаро», «Волшебной Флейты» и «Дон Жуана» к ним прибавились и очаровательная Сюзанна (Лятифе Абиева), и тоскующая по любви супруга Графиня (Гулнар Альджанова), и любвеообильный отрок Керубино (Анастасия Юдина), и сластолюбивый Граф (Камолиддин Мухаммадиев). Энергичная действенная жизнь сочеталась с мастерским и выразительным исполнением сложных вокальных номеров, и абсолютно все участники спектакля в этот вечер поистине блеснули мастерством. А оркестр под вдохновенным руководством молодого маэстро Сухроба Раджабова, представшего в облике самого Моцарта, – тонко и филигранно вершил музыкальную часть спектакля.

Андрей Евсеевич высказал своё отношение к всемирному значению Дня театра:

- Театр – искусство великое, древнее, могущественное и таящее много  загадок. Давайте задумаемся – откуда берут начало истоки самого театрального представления, действа? Где начинается стремление одного из людей постараться воплотить черты, характерность, особенности совершенно другого образа?

  Не с того ли момента самого раннего детства каждого из людей, когда ребёнок, лихо оседлав стул, начинает верить в то, что скачет на прекрасном коне? И попробуйте отнять у него этот стул, резко оборвав его игру «привычной» фразой: «Перестань валять дурака – это никакой не конь, а просто стул!». Реакция маленького человека будет острой и непредсказуемой – потому что была совершена попытка отобрать у него МЕЧТУ, ВООБРАЖЕНИЕ...

  Именно с воображения берёт начало Театр! Давайте вдумаемся в саму суть этого понятия – «ВООБРАЖЕНИЕ», то есть именно воплощение образа, вхождение в его сущность.  Вот оно, самое главное, вот она – та грань, когда мир реальный становится поводом для отображения иной жизни в ином, параллельном мире. Вот откуда берёт своё начало известная всему миру фраза великого Станиславского «жизнь в предлагаемых обстоятельствах»! Да и что на деле означает понятие «жизнь» на театральной сцене? Полное отождествление себя с воплощаемым персонажем, который добивается своих целей, любит, страдает, противостоит тем, кто стремится ему помешать? Да нет же! Полного отождествления быть не может... И вот здесь скрыта ещё одна загадка чуда театра – выдающийся мастер, находя наиболее органичные интонации, пластическое решение – с другой стороны, как бы контролирует себя сам, соразмеряя свои действия и со сценической правдой – и с тем, чтобы НЕ РАНИТЬ ПАРТНЁРА ВО ВРЕМЯ ПОЕДИНКА, НЕ ЗАДУШИТЬ «ПО ПРАВДЕ» АКТРИСУ, ИГРАЮЩУЮ ДЕЗДЕМОНУ... И при этом – найти особую правду своих действий, которая вызовет ответное сопереживание ЗРИТЕЛЯ!

 О! Вот и ещё одна чудесная тайна истинного Театра! Без зрителя, чутко реагирующего на каждый момент действия артистов – театра нет и быть не может... Только во взаимодействии энергетик, излучений, идущих от артистов в зал – и встречного потока душевной энергии зрителей – рождается великое чудо Театра! Всё это происходит в специально организованном сценическом пространстве, в соответствующем декорационном оформлении, в образности костюмов.

А если мы говорим об особой жанровой природе оперы и балета? На этой особой театральной «планете» обычных, бытовых эмоций становится слишком мало, и энергетика взаимодействия героев требует от оперных артистов и прекрасного выразительного пения, и пластики, и полноценного вокально-сценического действия, а от балерин и танцовщиков – безупречного в техническом отношении и наделённого образностью танца! В жизни человек поёт или когда его душе слишком комфортно, или, напротив, – когда неимоверно огорчительно и больно. Вот эти великие состояния духа и чувств раскрывают, пожалуй, самые великие и всеобъемлющие жанры Театра – Опера и Балет! И ещё одна особенность этих жанров – и темпы, и ритмы, и характер их персонажей выбираются не произвольно, а в полном согласии со звучанием авторской музыкальной партитуры, созданной композиторами...

 Великий Театр, живущий на Земле с древних времён, переживший развитие и изменения и содержаний, и форм спектаклей, но неизменно дарящий человеческим душам обновление от встречи с некими особыми событиями – истинно достоин Дня, в который ему хочется воздать особую славу и почитание. Да и богатейшая история нашего славного Большого театра в широте охвата самых разных жанров оперы и балета, разных поколений замечательных мастеров – это тоже выдающийся символ Дня театрального искусства!

Да, новый прекрасный и необычный спектакль «Директор театра» на главной сцене ГАБТ имени А. Навои, который вполне можно назвать событием в театральной жизни Узбекистана, – уверенно и смело завершил праздничную театральную неделю и, вне сомнения, - благоприятно продолжит сценическую жизнь и встретится ещё не раз с новыми благодарными зрителями...


В течение минувшей «Недели открытых дверей» артисты с волнением ждали встречи со зрителями, а зрители поздравляли деятелей театрального искусства и желали здоровья и блистательного творчества каждому артисту, процветания всем театрам узбекской столицы, которых объединяет творческое содружество национальных культур. Всем добра и здоровья и ещё долго-долго радуйте нас своим творчеством, ибо всё преходяще, а искусство вечно!..

Гуарик Багдасарова

Фото Юрия Полянского, Лейлы Сагдиевой, Ирины Кепановой, Людмилы Декановой